Учебной дисциплины «Деловой стиль современной устной речи» по направлению подготовки 032700 «Филология» для уровня подготовки высшего профессионального образования




Скачать 127.72 Kb.
НазваниеУчебной дисциплины «Деловой стиль современной устной речи» по направлению подготовки 032700 «Филология» для уровня подготовки высшего профессионального образования
Дата публикации17.06.2013
Размер127.72 Kb.
ТипПрограмма
www.lit-yaz.ru > Информатика > Программа



ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Деловой стиль современной устной речи»

по направлению подготовки 032700 «Филология»


для уровня подготовки высшего профессионального образования

«магистратура» с присвоением квалификации (степени) «магистр»
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


  1. Цели освоения дисциплины:

изучение основных направлений русской и зарубежной современной деловой речи; формирование представления о языковых особенностях и коммуникативном аспекте делового общения; знакомство со стилевой природой деловой речи.

^ Задачи дисциплины:

  • дать теоретические сведения о языковых нормах в официально-деловом стиле;

  • сформировать умения и навыки в моделировании ситуаций делового общения, в подготовке и проведении выступлений делового характера;

  • совершенствовать навыки свободного владения речевым этикетом в деловом общении;

  • сформировать базовые навыки создания, доработки и обработки текста на основе стандартных методик и действующих нормативов различных типов текстов.




  1. Место дисциплины в структуре ООП:

Данный курс является курсом по выбору в рамках магистерской программы.
^ 3. Требования к результатам освоения дисциплины:

    Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Универсальные компетенции:

а) общенаучные:

способность к самостоятельному пополнению, критическому анализу и применению теоретических и практических знаний в сфере гуманитарных наук для собственных научных исследований и практической деятельности (М-ОНК-3) (формируется частично).

б) инструментальные:

владение нормами русского литературного языка и функциональными стилями речи; способность демонстрировать в речевом общении личную и профессиональную культуру, духовно-нравственные убеждения; умение ставить и решать коммуникативные задачи во всех сферах общения, управлять процессами информационного обмена в различных коммуникативных средах (М-ИК-2);

владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; умение анализировать и совершенствовать методы, способы и средства работы с информацией в соответствии с поставленными задачами (М-ИК-3);

в) системные:

способность к творчеству, порождению инновационных идей, выдвижению самостоятельных гипотез (М-СК-1);

способность к поиску, критическому анализу, обобщению и систематизации научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных путей и методов их достижения (М-СК-2);

умение выстраивать прогностические сценарии и модели развития коммуникативных и социокультурных ситуаций (М-СК-5).

^ Общепрофессиональные компетенции:

знание актуальных проблем, традиционных и современных методов филологической науки, понимание структуры и перспектив развития филологии как области знаний, междисциплинарных связей филологии (М-ПК-1) (формируется частично);

владение категориально-терминологическим аппаратом современной филологии; знание важнейших филологических отечественных и зарубежных научных школ (М-ПК-2) (формируется частично);

владение навыками самостоятельного филологического исследования и аргументированного представления его результатов (М-ПК-3);

владение навыками квалифицированного анализа, комментирования, реферирования и обобщения результатов научных исследований с использованием современных методик и методологий, передового отечественного и зарубежного опыта (М-ПК-4);

владение навыками квалифицированной филологической экспертизы, критики, интерпретации, комментария и анализа различных типов текстов (М-ПК-5);

способность с филологической и общегуманитарной точки зрения осмыслять, описывать и анализировать разнообразные феномены языка, литературы, культуры, сознания, общественной жизни (тексты, произведения, ситуации, процессы и т.п.) (М-ПК-6);

умение применять филологическую теорию в прикладных областях (М-ПК-7);

умение создавать, редактировать, реферировать и систематизировать тексты различной стилевой и жанровой принадлежности (М-ПК-8);

умение трансформировать различные типы текста (изменение стиля, жанра, целевой принадлежности текста, перевод словесных текстов в мультимедийные, печатных в гипертекстовые и электронные и т.п.) (М-ПК-9);

способность к планированию и осуществлению публичных выступлений с применением навыков ораторского искусства (М-ПК-10);

умение оказывать филологические экспертные и консультационные услуги в различных областях науки и образования, культуры, производства, общественно-политической жизни и государственного управления (М-ПК-14);

способность и готовность к участию в разработке научных, культурных, социальных, педагогических, творческих, рекламных, издательских проектов (М-ПК-15);

владение навыками подготовки научных, научно-популярных, литературно-художественных, публицистических и др. изданий, работы с официальными и историческими документами (М-ПК-16).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

    ^ Знать: особенности делового стиля современной устной речи.

    Уметь: вести переговоры и участвовать в дебатах; общаться с подчинёнными.

    Владеть: навыками и приемами деловой коммуникации, а также обеспечения коммуникативной безопасности.



^ 4. Структура и содержание дисциплины:

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы (72 часа, включая зачет).





п/п


Раздел

Дисциплины


Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов (с.р.с.) и трудоемкость (в часах)

^ Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)













лекция

с.р.с.

Семи-нар

с.р.с.




1

Устная деловая речь и её разновидности.

2

1

2

2










2

Событие, текст, личность в устной деловой культуре.

2

2-3

4

4










3

Слово, мысль, поступок в устной речи деловых коммуникаторов.

2

4

2

2










4

Речевые особенности устного служебно-делового общения.

2

5

2

2










5

Деловые диалоги и монологи.

2

6

2

2










6

Деловые беседы.

2

7

2

2










7

Деловые совещания.

2

8

2

2










8

Проблемные совещания: дискуссии и дебаты.

2

9-10

4

4










9

Деловые разговоры.

2

11

2

2










10

Переговоры.

2

12-13

4

4










11

Речевая агрессия и коммуникативная безопасность.

2

14

2

2










12

Произносительная культура устной речи.

2

15

2

2










13

Преимущества и недостатки устной и письменной форм делового общения и их языкового воплощения.

2

16-17

4

4










14

Зачет.

2

18

2

2







Зачет

Ито-го

72




18

36

36

0

0





^ Содержание курса

  1. Устная деловая речь и её разновидности: неподготовленная, частично подготовленная, подготовленная. Приёмы подготовки.

  2. Событие<текст<личность в устной деловой культуре. Расширение культурного поля современной языковой личности. Новые явления в устной речи.

  3. Слово>мысль>поступок в устной речи деловых коммуникаторов. Устная речь – главный инструмент взаимодействия менеджера с подчинёнными, управление на всех уровнях.

  4. Речевые особенности устного служебно-делового общения. Требования к речевой коммуникации в деловой среде.

  5. Деловые диалоги и монологи, роль личности, культуры и этики в деловой речи.

  6. Деловые беседы, их виды. Речевые средства наиболее регулярных тем в деловой беседе, роль и типы вопросов и призывов.

  7. Деловые совещания, их виды. Языковые различия, обусловленные масштабом и спецификой привлечённых участников.

  8. Проблемные совещания: дискуссии и дебаты. Роль ключевых слов и доминант в формировании целей и задач проблемных совещаний; в обсуждении вопросов, обмене мнениями, прениях, спорах.

  9. Деловые разговоры. Языковые характеристики коммуникативных и ролевых установок телефонного этикета.

  10. Переговоры как одна из форм устного делового общения. Виды переговоров и их речевые особенности. Отличия переговорной и повседневной коммуникации. Особенности речевого поведения участника переговоров. Овладение навыками переговорного процесса.

  11. Речевая агрессия и коммуникативная безопасность. Креативный аспект современной деловой речи.

  12. Произносительная культура устной речи: интонация, темп, ритм, логическое ударение, рациональное паузирование.

  13. Преимущества и недостатки устной и письменной форм делового общения и их языкового воплощения. Воздействие устных форм общения на письменный вариант деловой речи. Документы для фиксации и воспроизведения устной речи. Пути и формы преодоления недостатков в деловой речи.


^ 5. Рекомендуемые образовательные технологии:

Активная и интерактивная форма проведения занятий: дискуссии, беседы в диалоговом режиме. Практические разборы текстов, ролевые игры.
^ 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Виды самостоятельной работы:

чтение научной литературы, работа с диалектными и этнолингвистическими словарями, лингвистическими и этнолингвистическими атласами, практические упражнения.
Примерные вопросы к зачету:


  1. Устная деловая речь и её разновидности: неподготовленная, частично подготовленная, подготовленная. Приёмы подготовки.

  2. Событие<текст<личность в устной деловой культуре. Расширение культурного поля современной языковой личности. Новые явления в устной речи.

  3. Слово>мысль>поступок в устной речи деловых коммуникаторов. Устная речь – главный инструмент взаимодействия менеджера с подчинёнными, управление на всех уровнях.

  4. Речевые особенности устного служебно-делового общения. Требования к речевой коммуникации в деловой среде.

  5. Деловые диалоги и монологи, роль личности, культуры и этики в деловой речи.

  6. Деловые беседы, их виды. Речевые средства наиболее регулярных тем в деловой беседе, роль и типы вопросов и призывов.

  7. Деловые совещания, их виды. Языковые различия, обусловленные масштабом и спецификой привлечённых участников.

  8. Проблемные совещания: дискуссии и дебаты. Роль ключевых слов и доминант в формировании целей и задач проблемных совещаний; в обсуждении вопросов, обмене мнениями, прениях, спорах.

  9. Деловые разговоры. Языковые характеристики коммуникативных и ролевых установок телефонного этикета.

  10. Переговоры как одна из форм устного делового общения. Виды переговоров и их речевые особенности.

  11. Отличия переговорной и повседневной коммуникации. Особенности речевого поведения участника переговоров. Овладение навыками переговорного процесса.

  12. Креативный аспект современной деловой речи. Речевая агрессия и коммуникативная безопасность.

  13. Произносительная культура устной речи: интонация, темп, ритм, логическое ударение, рациональное паузирование.

  14. Воздействие устных форм общения на письменный вариант деловой речи. Документы для фиксации и воспроизведения устной речи.

  15. Преимущества и недостатки устной и письменной форм делового общения и их языкового воплощения. Пути и формы преодоления недостатков в деловой речи.


^ 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература:

Барышникова Е.Н.и др. Речевая культура молодого специалиста.

^ Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка.

Казарцева О.Р. Культура речевого общения. Теория и практика обучения.

Крейдлин Г.Е., Кронгауз М.А. Семиотика или азбука общения.

Культура устной и письменной речи делового человека: справочник-практикум.

^ Сковородников А.П. Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочёты: энциклопедический словарь-справочник.

Солганик Г.Я., Дроняева Т.С. Стилистика современного русского языка и культура речи.

^ Черемисина-Еникополова Н.В. Законы и правила русской интонации.

Ширяев Е.Н. и др. Культура русской речи: энциклопедический словарь-справочник.

Щербинина Ю.В. Русский язык. Речевая агрессия и пути её преодоления.

б) дополнительная литература:

^ Комлев Н.Г. Словарь новых иностранных слов.

Кузнецов С.А. Большой толковый словарь.

Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка.

Скляревская Г.Н. Толковый словарь русского языка начала XXI века.


    ^ 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Материально-техническое обеспечение дисциплины предполагает доступ к Интернету во внеаудиторное время; наличие в библиотеке комплектов учебно-методической, научной и справочной литературы, а именно: синонимических, антонимических и фразеологических словарей, Толкового словаря активной лексики начала ХХI века.





Программа составлена в соответствии с требованиями ОС МГУ по направлению подготовки магистров «Филология».

Разработчик

МГУ, филологический факультет, д.ф.н., профессор

кафедра сравнительно-исторического языкознания А.Н. Качалкин


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебной дисциплины «Деловой стиль современной устной речи» по направлению подготовки 032700 «Филология» для уровня подготовки высшего профессионального образования iconУчебной дисциплины по направлению подготовки 032700 «Филология» для...
Ознакомление студентов с историей и основными этапами развития книжного языка славян в период средневековья

Учебной дисциплины «Деловой стиль современной устной речи» по направлению подготовки 032700 «Филология» для уровня подготовки высшего профессионального образования icon1 Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению...
Общая характеристика вузовской основной образовательной программы высшего профессионального образования по направлению подготвки...

Учебной дисциплины «Деловой стиль современной устной речи» по направлению подготовки 032700 «Филология» для уровня подготовки высшего профессионального образования iconПрограмма курса Филологическая аналитика и спичрайтинг по направлению...
Сформировать у них навык анализа проблемной и коммуникативной ситуации и разработки текста и презентаций в ограниченные сроки по...

Учебной дисциплины «Деловой стиль современной устной речи» по направлению подготовки 032700 «Филология» для уровня подготовки высшего профессионального образования iconНаправление 032700. 62 Филология
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины профессионального цикла студентам очной формы обучения по направлению...

Учебной дисциплины «Деловой стиль современной устной речи» по направлению подготовки 032700 «Филология» для уровня подготовки высшего профессионального образования iconРабочая программа дисциплины литература Японии Направление подготовки:...
Рабочая программа «История русской литературы» составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 032700....

Учебной дисциплины «Деловой стиль современной устной речи» по направлению подготовки 032700 «Филология» для уровня подготовки высшего профессионального образования iconФгбоу впо «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова» Утверждаю
Основная образовательная программа высшего профессионального образования, реализуемая вузом по направлению подготовки 032700 «Филология»...

Учебной дисциплины «Деловой стиль современной устной речи» по направлению подготовки 032700 «Филология» для уровня подготовки высшего профессионального образования iconФгбоу впо «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова» Утверждаю
Основная образовательная программа высшего профессионального образования, реализуемая вузом по направлению подготовки 032700 «Филология»...

Учебной дисциплины «Деловой стиль современной устной речи» по направлению подготовки 032700 «Филология» для уровня подготовки высшего профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ооп

Учебной дисциплины «Деловой стиль современной устной речи» по направлению подготовки 032700 «Филология» для уровня подготовки высшего профессионального образования iconУчебно-методический комплекс дисциплины филологический анализ поэтических...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки – Направление: 032700. 68 «Филология». Профиль...

Учебной дисциплины «Деловой стиль современной устной речи» по направлению подготовки 032700 «Филология» для уровня подготовки высшего профессионального образования iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой...
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой литературы: 1 часть для студентов, обучающихся по направлению...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница