Конкурс педагогических достижений «образование: взгляд в будущее»




Скачать 300.08 Kb.
НазваниеКонкурс педагогических достижений «образование: взгляд в будущее»
страница1/3
Дата публикации18.02.2015
Размер300.08 Kb.
ТипКонкурс
www.lit-yaz.ru > Информатика > Конкурс
  1   2   3
Информационно-методический центр Центрального района Санкт-Петербурга
Конкурс педагогических достижений

«ОБРАЗОВАНИЕ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ»

2012-2013 учебный год
c:\users\верчик\desktop\23517711.jpg

Конкурс эссе
Педагогические эссе победителей

Миссия учителя
Щукина Анна Борисовна, ГБОУ гимназия № 157

Номинация «Учитель года»
Нам посчастливилось жить на рубеже веков, в увлекательном и противоречивом времени. Прогресс открывает людям новые возможности, он же давит объемом информации, порождает жесткую конкуренцию. Европейские государства, казалось еще вчера создавшие благоприятные условия для жизни и развития граждан, оказываются перед новыми угрозами, порожденными самой демократией. Радость от создания единого европейского пространства уходит после экономических потрясений в Греции и Испании. Учеников пугает ЕГЭ, учителей – аттестация и ФГОС. Будущее еще более непредсказуемо, но заманчиво. А подготовить детей к грядущей жизни, к еще не осознанным требованиям времени нужно уже сейчас, в том числе в рамках школы.

Государство формулирует свой заказ в виде нового федерального стандарта. Общество ждет от образования не сухой теории, а живого, практико-орентированного знания, мобильности ученика, умения делать адекватный выбор, самостоятельно организовывать свою жизнь и постоянно самосовершенствоваться. Цели и задачи отдельных дисциплин уступают первенство личностным и метапредметным задачам.

Адаптироваться к новым требованиям времени сложно и учителю и ученику. Не только учитель привык к старым, проверенным способам работы: к своей ведущей роли на уроке, к репродуктивным заданиям, к необходимости, прежде всего, вложить знания в головы своих подопечных. Учащийся так же (не будем греха таить) привык быть слушателем, потребителем, но не создателем информации. Сколько раз на своих уроках я слышала нестройный хор моих дорогих учеников: «Анна Борисовна, давайте вы нам сами все расскажете!». И мне действительно было бы проще рассказать самой, а не биться с ними над каждым предложением исторического источника, выискивая скрытые и явные смыслы, анализируя и сравнивая, делая выводы. Но это сиюминутное облегчение задачи одного урока усложнило бы достижение глобальных задач всего процесса обучения. И я устояла. Вместе с детьми мы преодолеваем лень и страх ошибиться, одерживаем свои маленькие победы.

Мне кажется, миссия учителя состоит именно в том, чтобы вдохновлять детей на сотворчество, делать их полноценными участниками и создателями урока. Эта сложная, многоплановая задача потребует постоянных усилий и от всех участников урока.

Прежде всего, необходимо пробудить интерес, вовлечь учащихся в учебный процесс не на уровне потребления, а на уровне осмысления информации. Конечно, каждый ребенок способен на разную степень вовлечения – кому-то мешает природная робость, кому-то недостаточное количество знаний и умений. По этому справедливее будет ставить задачи и оценивать результат, учитывая индивидуальные особенности каждого. Я помню, каким открытием стал для меня один из первых уроков обществознания в этом году. Мы с учениками обсуждали мировые религии. Работа была очень напряженной и бурной – дети сравнивали, находили отличия и общие моменты, соотносили религиозные представления со своим личным мировоззрением. На перемене ко мне подошел ученик, ни разу не включившийся в работу и даже не все записывавший в тетрадь, и задал вопрос. Это поразило и обрадовало меня. Значит, размышление над проблемой все же происходило, хоть и было скрыто от нас. Оно дало толчок дальнейшим действиям: пробуждению любопытства и желанию его удовлетворить. Маленькую победу своего одноклассника заметили и другие ученики. Так один простой вопрос порадовал целый класс. Не скрою, мгновенного превращения из спящего троечника в круглого отличника не произошло, но начало долгому пути было положено.

Учителю всегда проще работать с детьми, обладающими высокой мотивацией, но в классе таких меньшинство. Трудность заключается именно в том, чтобы пробудить к активным действиям среднестатистического ребенка. Порой, такие победы одерживаются случайно. Но и в таком случае, размышляя о случившемся, учитель ищет приемы, вдохновившие ученика, чтобы в следующий раз использовать их сознательно.

Дети, заинтересованные в предмете или какой-то форме работы, как правило, легче проявляют инициативу. Именно она становится следующим шагом на пути к сотворчеству. Создать условия для проявления активности учеников, подхватить их идеи и направить на нужды урока – вот еще несколько задач, необходимых для достижения общей цели. Хорошо, если инициатива детей проявляется спонтанно, замечательно – если учитель может осознано создавать для нее условия. Еще в первый год работы в школе ученики преподали мне урок. Разбирая тему «Политические течения XIX века» мы читали «Манифест коммунистической партии». Практически все вопросы к источнику были направлены на воспроизведение информации. Урок шел согласно плану, но вдруг размышления учеников пошли в другую, непредугаданную мной сторону. Читая фрагмент «Манифеста», описывающий негативные стороны буржуазии, некоторые дети были удивлены и даже возмущены. Они совершенно справедливо предположили, что роль предпринимателей в экономической жизни не сводилась к одним только негативным явлениям. Я подхватила их мысль, мы начали рассуждать и вышли на проблему субъективности исторического источника. Совершенно неожиданно ученики превзошли мои ожидания и показали, как можно улучшить урок. Подобные случаи кажутся мне большой удачей, потому что создают условия для взаимного обогащения опытом ученика и учителя.

Наличие на уроке атмосферы доверия, равных партнерских отношений между учителем и учеником создаст благоприятные предпосылки для развития сотворчества. Ученик осознает ценность своих действий, их роль в общем результате, находит адекватную форму самовыражения, учится применять полученные знания на практике, предлагать нестандартные пути решения задач, работать в команде. Это, в свою очередь, будет способствовать достижению личностных и метапредметных результатов.

Сотворчество смещает акценты в учебном процессе. В центре урока становится не знание, а результат совместной деятельности. А раз так, его главным достижением будет постоянное развитие и совершенствование двух взаимосвязанных элементов: учителя и ученика.

^ Моя инициатива в образовании

Лукашов Владимир Сергеевич, ГБОУ СОШ №216

Номинация «Педагогические надежды»
Всякое знание остается мертвым, если в учащихся не развивается инициатива и самодеятельность: учащегося нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению. 

Н.А. Умов
Я пришел работать в эту школу год назад. Мой путь к преподаванию был извилист. Мне пришлось сменить не один род деятельности, перед тем как я решился попробовать себя в преподавании. И что интересно, вскоре я понял, что эта работа приносит мне удовольствие. Самое интересное для меня это возможность живого общения с детьми.

В нашей школе подобрался довольно сложный контингент детей. Это дети из неблагополучных семей, часто с проблемами в поведении. Основная проблема это отсутствие мотивации к учебе. Поначалу работать с ними было очень трудно, и я стал искать новые походы к преподаванию своих предметов. Я понял, что для детей в этом возрасте самое главное это общение и заинтересованность в том деле, которым они занимаются. И тогда я решил дать им это общение и возможность проявить свою инициативу, креативность и творчество.

Совместно с учителем по обществознанию нашей школы мы начали организовывать серию внеклассных мероприятий, посвященных географическим, политическим, социальным и культурным особенностям различных стран мира. Эти мероприятия проходили в виде огоньков, подготовка к которым полностью отдавалась в руки учащихся. Дети сами выбирали интересующую их страну, каждый учащийся получал задание: кто-то подобрал интересные факты о данной стране, кто-то изучал традиции и культуру этой страны, подбирал музыкальное сопровождение мероприятия. Другие же были ответственными за организацию праздничного стола из национальных блюд, развлечений, подбирая игры в которые традиционно играют люди этой страны. Таким образом, каждый ученик получал возможность проявить свои лучшие творческие качества. Теперь он понимал, что от его небольшого вклада в общее дело зависит успех всего мероприятия, что заставляло его быть ответственным и максимально заинтересованным в выполнении своего задания. То есть подготовка имела большое воспитательное значение. Дети старались на славу. Находили такой материал, который не только вызывал живейший интерес, но иногда даже поражал участников. А какие кулинарные изыски появлялись на нашем столе! И конечно дети получали незабываемое живое и душевное общение с одноклассниками и преподавателями, обучались играя. Они научились самостоятельно искать интересную информацию, интересно презентовать ее. А как это сблизило их между собой и нас с ними. Мы все делали одно общее дело и от чувства, хорошо выполненного этого дела мы получали настоящий кайф!

И как был рад когда дети сказали мне следующее: «Спасибо большое за интересно проведенное время».

Я понял, что все, что я делал, все не зря и это принесло свои плоды. И эти плоды обязательно дадут семена в душах моих подопечных! А закончить свое эссе я хочу цитатой Василия Ключевского: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь». Теперь это мой профессиональный девиз.

А в конце прошлого года пятнадцать человек из этого класса выбрали в качестве выпускного экзамена географию. А это о чем-то говорит…

^ Миссия учителя
Щукина Наталья Владимировна

ГБОУ гимназия № 157 им. принцессы Е. М. Ольденбургской

Номинация «Учитель начальных классов»
Люблю свою школу! Не расстаюсь с ней уже много лет. Пришла сюда маленькой несмышленой девочкой, а теперь горжусь, что работаю здесь же учителем. Почему я выбрала эту профессию? Ведь она одна из самых сложных. Но моя профессия – и одна из самых увлекательных, если выбрал ее по велению сердца.

Вопрос о том, каким должен быть педагог, учитель, наставник, рассматривался со времен становления педагогической науки. Какой опыт, идеи оставили нам лучшие отечественные педагоги? Опыт действенной любви к детям.

Творческой лабораторией графа Л. Н. Толстого стала бесплатная Яснополянская школа для крестьянских детей. Школьники в нее могли приходить или не приходить. За прогулы их никто не наказывал. Учитель Толстой не подавлял своих учеников. Дисциплина основана на самосознании, считал он. Однако редкие пропуски занятий случались только из-за домашних дел. Занятия были очень результативными. Яснополянские школьники даже выиграли соревнование в решении задач с тульскими гимназистами. В чем секрет? Ученики очень любили свою школу и своего учителя.

Лев Толстой занимался снабжением окрестных школ учебниками, хрестоматиями, грифельными досками, карандашами, прописями, создал свою «Азбуку». Тексты в его книгах изложены простым и ясным языком, доступны и интересны для детей. Их читают и в наше время. Рассказы Л. Толстого «Филиппок», «Прыжок», «Акула», «Лев и собачка» трогают души и моих учеников. Они с удовольствием едут в исторический музей на экскурсию «Где учился Филиппок?» и совершают «путешествие» в XIX век, получая первые представления об истории России.

В нашей гимназии тоже существует музей. Здесь можно подержать в руках бальную перчатку гимназистки, перелистать старинный рукописный журнал. Экспонаты позволяют ученикам познакомиться с жизнью их сверстников в разные периоды истории страны и школы. Дети любят бывать в музее. Они очень эмоционально откликаются на все то, о чем им рассказывают, с интересом и вниманием рассматривают экспозиции, с удовольствием участвуют в беседе, приводят в музей родителей. А потом стремятся больше узнать о своих близких.

Все начинается с любви.

«Что самое главное в моей жизни?» - спрашивает талантливый педагог В. А. Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям» и отвечает: «Любовь к детям».

В школе, по его мнению, должны царить четыре культа: культ Родины, человека, книги и родного слова. Ученики В. А. Сухомлинского с I класса погружались в красоту устного народного творчества – слушали сказки в Комнате сказок, а позднее и сами сочиняли их. Первые занятия с детьми проходили в Школе под голубым небом, Школе радости. Многие уроки в начальной школе были в саду, лесу, пещере (уголке Мечты), и учащиеся могли
В одно мгновенье видеть вечность,

Огромный мир – в зерне песка,

В единой горсти – бесконечность,

И небо – в чашечке цветка. 1
Убеждена: чем раньше ребенок научится удивляться и радоваться всему живому, передавать увиденное людям, тем ярче и чище он будет. Поэтому считаю возможным вдруг прервать занятие и понаблюдать, как за окном меняется погода. Бывают такие моменты, когда прямо на уроке (чаще литературного чтения) звучит живая музыка в исполнении детей (фортепиано, скрипка, баян, гитара). Ребята с удовольствием пишут сочинения от имени осеннего листка, о том, что поведала ручка, о привидении, которое ищет друга. Эти темы интересны им, а усвоение языка и грамотности происходит благодаря развитию живой речи.
Просматривая детские сочинения, все исправления делаю простым карандашом, чтобы красным цветом не нарушить порывы ребенка. В конце обязательно напишу, что мне понравилось в работе. Лучшие сочинения читаем вслух и аплодируем авторам. Похвалю каждого ребенка, чтобы поверил в себя. Все у него получится… Если, конечно, будет трудиться. Ведь чудес не бывает!

Глубокая гуманная идея В. А. Сухомлинского, выраженная в словах: «Больше, чем когда бы то ни было, мы обязаны думать о том, что мы вкладываем в душу человека», – становится все более актуальной в наши дни. К сожалению, у молодого поколения часто складываются представления о всесилии денег, а материальные потребности осознаются как самые важные. Как показать детям семи-восьми-девяти лет, что есть более высокие ценности в жизни? Прежде всего, личностью учителя.

Итак, все начинается с любви. Ждут не столько школьного урока, сколько встречи с любимым учителем.

Мне очень повезло. У меня такая учительница есть – Маргарита Владимировна Федорова, преподаватель русского языка и литературы.

Она приняла нас в 10-летнем возрасте, когда нам хотелось проявить, утвердить и реализовать свое «я». Мы, подростки, стремились быстрее избавиться от опеки родителей и учителей. Опасно было попасть в зависимость от компании своих сверстников и слепо подчиниться чьим-нибудь интересам.

Маргарита Владимировна гибко и тактично руководила нашим нравственным и эстетическим развитием, создавая на уроках и вне их атмосферу тепла, дружелюбия, доверия. Она воспитывала нас не назиданиями, не наставлениями, а как бы изнутри, развивая чувство прекрасного. Она учила нас самостоятельно мыслить, критически относиться к своим поступкам, чувствовать, любить.

Наверное, это была главная задача нашего учителя: не допустить того, чтобы мы, переступив школьный порог, понесли в большую сложную жизнь черствое сердце, которое не отзовется на чужую боль. Миссия? Да, миссия.

Она и сейчас заботится о нас и наших детях, считая их своими внуками: помогает писать сочинения и рефераты, сдавать экзамены. Ее мудрые наставления, советы не раз помогали нам в жизни.

Благодаря моей Маргарите Владимировне у меня появился опыт создания книги в помощь ученикам. Это пособие для учащихся 1 – 4 классов «Грамматика русского языка». Радостно, что эта книга действительно приносит пользу детям, и они с любовью относятся к ней.

Вот мой школьный класс, мои тридцать девчонок и мальчишек, мои дети. Их непосредственность и доверчивость способны смягчить любое сердце. Они смотрят на меня, как цветы подсолнуха на солнце. Стать авторитетом для детей – это высокая ответственность. Всегда буду искренне дорожить детским доверием, ценить беззащитность ребенка. Без этих качеств не может быть учителя.

Постараюсь быть для своих учеников воплощением добра и справедливости, помогу сохранить им душевное равновесие – чувство полноты и гармонии жизни, ясность мысли. Стану им помощником на пути к познанию. Не буду их торопить, «ломать» их привычки. Пусть первоклассники постепенно привыкают к школьному режиму, некоторым даже разрешу встать и походить по классу, если захочется.

Буду сотрудничать с ними. Поддержу в каждом веру в свои силы и возможности, потому что знаю, что творческая атмосфера возможна лишь в том случае, если ученик не боится ошибиться или допустить оплошность. Сделаю все возможное, чтобы труд детей был радостным, а уроки – интересными.

Не люблю ставить плохие отметки. Если что-то не выходит, объясню и дам время понять. Любая работа требует времени на то, чтобы войти в курс дела, осознать. Отметка – это не наказание, а вознаграждение за трудолюбие. Мне близки слова Януша Корчака: «Воспитатель, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит,… не диктует, а учит, … переживает много вдохновляющих минут вместе с ребенком».
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конкурс педагогических достижений «образование: взгляд в будущее» iconКонкурс педагогов «региональное образование: взгляд в будущее»
В последнее время особую популярность среди школьников приобрели интеллектуальные игры. В связи с этим естественным представляется...

Конкурс педагогических достижений «образование: взгляд в будущее» iconУчебное пособие для студентов педагогических вузов и университетов...
Книга предназначена студентам педагогических вузов и университетов по направлению 050100. 62 «Педагогическое образование» профиля...

Конкурс педагогических достижений «образование: взгляд в будущее» iconКонкурс проводится в рамках студенческой научно-практической конференции...
Настоящее положение определяет статус, цели, задачи межвузовского конкурса творческих работ студентов мгпу «Взгляд в будущее» (далее...

Конкурс педагогических достижений «образование: взгляд в будущее» iconПоложение о Конкурсе творческих работ «Великое будущее России»
Конкурс творческих работ «Великое будущее России» (в дальнейшем Конкурс) приурочен к Всемирному Дню Культуры – 15 апреля

Конкурс педагогических достижений «образование: взгляд в будущее» iconКонкурс проводится среди молодежи г. Кемерово в девяти номинациях
Городской конкурс «Молодое лицо города» (далее Конкурс) проводится с целью популяризации достижений молодежи

Конкурс педагогических достижений «образование: взгляд в будущее» iconОбразовательная программа мбоусош №18
Портфель достижений как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений

Конкурс педагогических достижений «образование: взгляд в будущее» iconРальф Эпперсон Невидимая рука. Введение во Взгляд на Историю как на Заговор
«Невидимая рука (Введение во Взгляд на Историю как на Заговор)»: Образование-Культура; 1996

Конкурс педагогических достижений «образование: взгляд в будущее» iconКонкурс для учителей, аспирантов, магистрантов педагогических вузов...
Телекоммуникационный обучающий проект-конкурс для учителей, аспирантов, магистрантов педагогических вузов

Конкурс педагогических достижений «образование: взгляд в будущее» iconО XХI городской научной конференции школьников «Шаг в будущее»
«Развитие системы поддержки талантливых детей»,выявления в общеобразовательных учрежденияхг. Улан-Удэ учащихся с высокими интеллектуальными...

Конкурс педагогических достижений «образование: взгляд в будущее» iconУправление образования и науки
Севастополе на 2007-2011 г г., утверждённой решением XVIII сессии Севастопольского городского совета V созыва №9916 от 13. 04. 2010...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница