Профессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества




Скачать 128.21 Kb.
НазваниеПрофессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
Дата публикации07.01.2015
Размер128.21 Kb.
ТипКонкурс
www.lit-yaz.ru > Химия > Конкурс
Профессиональный конкурс работников образования

Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
(2013/14 учебный год)


Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии: среднее образование


Название работы: Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях (практическое занятие).


Автор: Прокопьева Ольга Георгиевна, учитель-логопед.
Место выполнения работы: Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья г. Абакана
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №17»
.

^ Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях».
Вступительное слово.

В практике моей работы с детьми с интеллектуальными нарушениями сложилась определённая система в применении таких форм обучения, как индивидуальные занятия и групповые. С учётом характера нарушений логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом и осуществляется различными методами.

Практические - упражнения (подражательно-исполнительские, конструирование, упражнения творческого характера; игры (дидактические, подвижные, творческие, драматизация); моделирование (графические схемы предложения, слога, звукового состава слова).

Наглядные - наблюдение, рассматривание рисунков, картин, профилей артикуляций, показ артикуляции звука, упражнений и т. д.

Словесные - беседа, пересказ, рассказ.

Особенности речи, особенности познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта определили необходимость поиска и применения эффективных приёмов, методов, средств, новых педагогических технологий в коррекционной работе с детьми по устранению речевых недостатков.

В работе на фонетическом уровне использую речедвигательную ритмику А.Я. Мухиной. В процессе развития произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития присутствует методика Р.А. Юровой, которая предусматривает обучение учащихся наблюдению за артикуляцией и произношением логопеда, других детей; показ ощущаемых и наблюдаемых артикуляционных положений на профилях артикуляции; словесный отчёт о выполненных движениях артикуляционного аппарата, способах произнесения звука. В работе по развитию речи на уровне слова применяю приём орфографического проговаривания слова (П.С.Тоцкого), разнообразные приёмы «уярчения» словарных слов (опыт работы В. Лайло), что способствуют запоминанию правильного написания слов. Из разнообразия методов работы предпочтение отдаю наглядным и игровым методам обучения. Постоянно использую элементы адаптивной физкультуры. Предпочтение отдаю играм с мячом, которые позволяют обеспечить нужное количество повторений на разном материале, при сохранении эмоционального отношения к заданию на разных этапах развития речи. Практика применения игр с мячом на логопедических занятиях позволяет успешно решать не только образовательные, воспитательные, коррекционные, но и здоровьесберегающие задачи. Эту же задачу решает инновационная методика «Коллективно - оздоровительных двигательных действий» А. А. Дмитриева, которая предлагает комплекс двигательных действий «алфавита телодвижений» и игр. С целью развития мелкой моторики пальцев рук особое внимание уделяю пальчиковым играм и упражнениям, а также эффективным упражнениям для стимулирующего пальчикового массажа с помощью карандаша. Использование технологии семантических полей способствует уточнению, обогащению и активизации словаря учащихся. Технология поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина способствует развитию разнообразных навыков у учащихся. В процессе формирования связного устного, письменного высказывания применяю элементы из технологии «Развитие критического мышления на основе письма и чтения».

Взаимодействие различных педагогических технологий, синтез приёмов из различных систем в практике моей работы не противоречат друг другу, а друг друга поддерживают и обогащают.

Таким образом, использованные мной в комплексе методы и средства, организованные формы обучения и педагогические технологии позволяют оптимально и полно реализовать поставленную цель.

Итак, приглашаю всех принять участие в практической части мероприятия.


  1. ^ Организационный момент.

На доске расположены гласные буквы по вертикали: А У И О Э Ы. На фоне музыки проводится речедвигательная ритмика. Произнесение гласных букв, сопровождается движениями рук.

А – руки перед грудью, локти до конца не выпрямляются, пальцы округлые. При произнесении звука А руки разводятся в стороны. Подбородок приподнят. Обращаем внимание на то, что рот широко открыт, кончик языка у нижних зубов, язык плоский.

У – руки согнуты в локтях, кисти на уровне груди сильно сжаты в кулак. Прыжком вверх выпускаются указательные пальцы. При произнесении звука У кисти выводятся вперёд. Указательные пальцы направлены вверх. Губы округлены и сильно выдвинуты вперёд, кончик языка отходит от нижних зубов, спинка языка выгнута.

И – руки согнуты в локтях, кисти на уровне груди слабо собраны в кулак, указательные пальцы направлены вверх. При произнесении звука И одновременно приподнимаясь на носки тянуть руки вверх. Губы в улыбке. Зубы видны. Кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка сильно выгнута.

О – руки впереди внизу округло соединены. При произнесении О руки через стороны поднять вверх и соединить над головой. Губы округлены и выдвинуты вперёд, кончик языка немного отходит от нижних зубов, спинка языка приподнята.

Э – руки впереди, подняты на уровне диафрагмы. Пальцы округлены, локтевые суставы до конца не выпрямляются. При произнесении звука Э руки разводятся в стороны, слегка поднимаются вверх, кончики пальцев опускаются на плечи. Локти немного опускаются вниз. Губы растянуты в улыбке. Кончик языка находится у нижних зубов, спинка языка приподнята.

Ы – руки согнуты в локтях, плечи прижаты к бокам, кисти сжаты в кулак и повёрнуты к себе. При произнесении Ы воспроизвести полукруглые движения кулаками и предплечьями от себя, слегка согнув колени. Подбородок опускается. Губы немного растянуты. Зубы видны. Кончик языка отходит от нижних зубов, спинка языка сильно выгнута

Упражнение выполняется дважды. Первый раз гласные буквы произносятся громко. Второй раз – тихо. Активно работают губы.


  1. ^ Работа с календарем «Чудо - птицы!»


Игра с мячом «Говорящий мяч».

Участники игры стоят. Логопед бросает мяч игроку и задаёт вопрос. Игрок, поймав мяч, возвращает его логопеду вместе с ответом на заданный вопрос. (Мяч может быть набивной, резиновый и т.д.)

- Сегодня 1 декабря? Нет, сегодня не 1 декабря. Сегодня 22 декабря.

- Вчера было 21 декабря, не так ли? Да. Вчера было 21 декабря.

- Какое сегодня число? Сегодня 22 декабря.

Участники знакомятся с необычным календарем «^ Чудо - птицы». На белой бумаге изображены три сказочные птицы, которые летят друг за другом. Это три зимних месяца – декабрь, январь и февраль. У каждой птицы по четыре крыла. Это четыре недели месяца. На каждом крыле по семь перьев. Это означает, что в недели семь дней. Предлагается показать 22 декабря на сказочном календаре.


  1. ^ Звукобуквенный анализ и синтез слова лапа.


Приём «звуковая чашечка». Выпущенные логопедом звуки слова лапа участники собирают в «звуковую чашечку». Задача звукового синтеза – соединить отдельные звуки в целое слово.

^ Приём «скажи на ушко». Составленное из звуков слово каждый говорит на ушко логопеду. Затем уточняется общее количество звуков, находящихся в «звуковой чашечке», сколько из них гласных, согласных.

С помощью приёма «скандированного произнесения слова» слово лапа хлопками разбивается на слоги (ла – па). Далее определяется «пульс» слова, в ходе которого используется приём «утрированного произнесения» каждой части слова – Лапа, лаПА. В других источниках встречаются такие названия: приём искусственного перемещения ударения, приём плавающего ударения, приём поочередного произнесения слова с ударением на том или ином слоге, приём «Выйди на крылечко, позови словечко». Чтобы выработать у учащихся чувство ударения необходимо в системе проводить упражнения в распознавании в слове ударного слога.

Итак, есть слово ^ Лапа. Приём «Вышиваем крестиком» используется для показа его ритмического рисунка: Х – большой крест «вышиваем» руками, х – маленький крестик «вышиваем» указательными пальцами. Х х – ритмический рисунок слова можно несколько раз отхлопать, оттопать или отстукать. Например: громкий хлопок, тихий хлопок, пауза – правая и левая рука сжаты в кулак, большие пальцы подняты вверх.

Для того чтобы составить (написать) слово лапа, нужно выполнить несколько операций: разложить слово на звуки, установить их порядок, соотнести каждый звук с буквой.

Составление слова лапа

  • из букв разрезной азбуки; (Игра «Наборщик букв».)

  • из букв, которые «рисуются» логопедом на спине или ладони

участника занятия. (Приём «дермолексия» способствует развитию тактильной памяти.) Далее предлагается каждому изобразить заданную букву, используя «Алфавита телодвижений».

При формировании навыка звукового анализа и синтеза можно использовать и упражнения речедвигательной ритмики.

  1. Характеристика звука Л.

Определяем первый звук в слове и даем ему характеристику по плану:

    • Гласный или согласный?

    • Твердый или мягкий?

    • Звонкий или глухой?

Итак, звук Л согласный – на пути выдыхаемого воздуха есть

преграда. Звук Л твёрдый – при произнесении звука органы артикуляции не напряжены.

Звук ^ Л звонкий. Способы проверки:

  • При формировании звонкого звука активное участие принимают голосовые связки. Их вибрация ощущается без особого труда. Прикладываем тыльной стороной ладонь к горлу и произносим вполголоса звук. Ощущаем дрожание голосовых связок.

  • Можно проверить звук на слух. Для этого нужно зажать уши ладонями.

В ушах звон, значит звук звонкий. А, если звона нет - глухой.

Словесная характеристика сопровождается выбором моделей игрушек

(методика учебного моделирования З. Гольдина) для согласного, твердого, звонкого звука - звука Л.

Познакомить присутствующих на практическом занятии с жестовой характеристикой звука Л по З. Гольдину.

В работе опять задействована рука. Предлагается поставить локоть на парту, сигнальная ладошка поднята вверх. Подвергается анализу в процессе произнесения звук Л. Произнесённый звук – согласный. Пальцы рук собираются в щепоть.

Произнесённый звук – твёрдый, так как при произнесении данного звука органы артикуляции не напряжены. Рука, согнутая в локте, принимает горизонтальное положение.

Произнесённый звук – звонкий. Голосовые связки работают. Пальцы сигнальной ладони в движении.

  1. ^ Уточнение значения слова лапа.

Используется игровой прием. По просьбе все закрывают глаза и

пытаются представить образ предмета, имеющего лапы.

К разговору приглашаются такими словами: «Глаза открывай, предмет называй». И опять игра с перекидыванием мяча: Татьяна Федоровна, у кого есть лапы? Нина Васильевна, кого представили вы с лапами? Нона Анатольевна, а что вы представили?

Кто-то из игроков представил волка, гуся, кошку, собаку, а кто-то – красавицу ель, у которой тоже есть лапы.

В качестве поощрительного приза – игра «Елка». Ладони прижимаются друг к другу. Скрещенные пальцы направлены вниз и последовательно касаются тыльной стороны ладони во время произнесения звуков слова лапа. Упражнение, способствующее развитию мелкой моторики и фонематического анализа, выполняется пальцами как правой, так и левой руки.

Что такое лапа?

Словарь С.И. Ожегова

Лапа

  • Стопа ноги или вся стопа у животных;

  • Ветвь хвойного дерева. (Лапы ели).


6. Логоритмические упражнения по методике «Расскажи стихи руками».

«Рассказывание стихов с помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, крупной и мелкой моторики, координации движений, воображения, образности мышления». Е.А. Алябьева.

«Станем мы деревьями».




Станем мы деревьями

Сильными большими.




Ноги – это корни.

Их расставим шире.





Чтоб держали дерево,

Падать не давали.





Из глубин далёких

Воду добывали.





Тело наше – ствол могучий.





Он чуть-чуть качается





И своей верхушкой острой





В небо упирается.

Наши руки – это ветви.





Крону вместе образуют.





Вместе им совсем не страшно,





Когда ветры сильно дуют.





Пальцы – веточками будут.






Листья закрывают их.






Как придёт за летом осень,






Разлетятся листья в миг.





.

Стихотворение помогло нам перевоплотиться в деревья.

  1. Как называется лес, где растут лиственные деревья? – Лиственный лес.

  2. Как называется лес, где растут ели? – Ельник.

3. Как называется лес, где растут лиственные деревья и ели? - Смешанный лес.

^ 7. Встреча с Лесовичком.

А вот и сам Лесовичок к нам пожаловал. Пальчиковый Старичок – Лесовичок рассказывает сказку «Елочка».

В некотором царстве, лесном государстве жила красавица Елочка. Она была доброй и веселой.

Летом Елочка шепталась со своими подружками березками, осинками. Птички пели ей звонкие песни. Зайчик прибегал отдохнуть под ее пышными ветвями. Гостевала у нее юркая белочка. Всем была рада красавица.

Но пришла зима. Замерло все. Опустело лесное царство. А Елочка в заснеженном лесу зеленая, в белой шапочке и в белом шарфике – опять первая красавица. Суровая зима не остудила ее сердце. Помогает елочка лесным жителям как может. И обогреет, и накормит. Всегда Елочка с друзьями.

Приближался Новый год. Слышали его шаги в лесу. И загрустила лесная красавица. Захотелось ей яркого разноцветного праздника.

Услышал ее грустный вздох зайчик и собрал всех ее друзей. Все вместе они и придумали, как развеселить добрую Елочку.

«Как вы думаете, что сделали друзья Елочки, когда заяц поведал им о ее грусти накануне Нового года». Свободные высказывания всех желающих.

^ 8. Украшение елки.

Елочку украшают шарами, на которых изображены ее друзья. А это белка, лиса, снегирь, заяц, клест, мышка, медведь, ежик.

Лесовичок озвучивает концовку сказки.

В новогоднюю ночь пришли они к ней с подарками. Украсили зеленый наряд красивыми шарами, и стал он невиданной красоты. Развеселилась Елочка. Хорошо, когда есть настоящие друзья!
^ 9. Работа со скороговоркой.

  • Предлагается всем мысленно прикоснуться к веткам ели и ответить на вопрос о своих ощущениях. Совместными усилиями выходим на текст скороговорки: У ели иголки колки.

  • В практике существует уже достаточно закрепившаяся последовательность проведения упражнений со скороговоркой:

^ Первый этап: замедленное, преувеличенно четкое произнесение скороговорки, что представляет собой как бы ответ на вопрос: из каких слов состоит скороговорка?

^ Второй этап: произнесение скороговорки в обычном, нормально темпе.

Третий этап: произнесение скороговорки в быстром темпе.

С детьми начальных классов массовых школ, с детьми с недостатками интеллекта над скорговорками нужно работать как над чистоговорками. Учить учащихся произносить записанный текст не быстро и бегло, а внятно, ясно и грамотно.

Каждое слово чистоговорки напечатано (нарисовано) на отдельных карточках. Они поочередно появляется на доске (У, елки, иголки, колки.). Каждая буква готовилась к встрече. Об этом говорит их праздничный наряд.

Проговаривание чистоговорки в разных темпах речи связывается с произнесением, различным по силе голоса (шепотом, вполголоса, громко); соблюдается общее правило чтения текста на выдохе.

Чтение чистоговорки с перемещением ударения. Упражнение организуется в форме вопросов логопеда и хоровых ответов учеников:
Л. - У елки иголки колки?

У. - У елки иголки колки.

Л. - У елки иголки колки?

У. - У елки иголки колки.

Л. - У елки иголки колки?

У. - У елки иголки колки.
Вопросы: Что происходит у елки? (Карнавал, Новогоднее шоу, бал-маскарад и т. д.)

- Кто подарил Елочке праздник? (Друзья.)

- Какая Елочка в заснеженном лесу? (Красивая, нарядная, стройная…)

- Какое сердце у Елочки и ее друзей? (Доброе, отзывчивое и т. д.)

10. Итог.

Упражнение «Добывание огня».

Берём гранёный карандаш и прокатываем его между ладонями сначала медленно, а потом быстрее, от кончиков пальцев к запястьям.

С добытым огнём – с карандашом между ладонями, который напоминает зажжённую свечу, стоят коллеги. Им предлагается ответить на вопрос, а что же нас всех сегодня объединило. Слова должны начинаться с гласных букв: А У И О Э Ы.

Предполагаемые ответы: активность, увлеченность, искренность, оптимизм, эрудиция. В русском языке нет слов, начинающихся с буквы Ы, а в хакасском языке имеются. Среди присутствующих есть представители коренной национальности, которые дарят слово ЫНЫРХАС. В переводе на русский язык это значит Дружба.


Литература.

Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. Методическое пособие. Творческий центр, М: 2005.

Гольдин З.Д. Учебные модели-игрушки в практике обучения грамотному письму и чтению. – М.: Новая школа, 1997.

Мухина А.Я. Речедвигательная ритмика. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009.

Пятница Т.В. Пальчиковые игры и упражнения: Массаж карандашами. – МН.:Аверсвэв, 2005.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Профессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества iconПрофессиональный конкурс работников образования. Всероссийский интернет...
Профессиональный конкурс работников образования. Всероссийский интернет — конкурс педагогического творчества

Профессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества iconПрофессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс...
Профессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества

Профессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества iconПрофессиональный конкурс работников образования
...

Профессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс...

Профессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс...

Профессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс...

Профессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества iconПрофессиональный конкурс работников образования Всероссийский Интернет-конкурс...

Профессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества iconОбразовательное учреждение
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества

Профессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет...
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет – конкурс

Профессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в области художественного творчества 5-7 лет



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница