Общая и медицинская экология Учебное пособие




НазваниеОбщая и медицинская экология Учебное пособие
страница1/29
Дата публикации21.06.2013
Размер1.68 Mb.
ТипУчебное пособие
www.lit-yaz.ru > Химия > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29


Министерство образования и науки Российской Федерации

Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова

Сапожников С.П.
Общая и медицинская экология


Учебное пособие

Чебоксары 2012

Оглавление





Оглавление 3

1.Основы общей и медицинской экологии 5

Введение 5

2.Биосфера, её структура и функции 7

3.Экосистема (биогеоценоз), её структура 15

4.Эволюция взаимоотношений «неживого» и «живого» (теории возникновения жизни на Земле) 20

^ 5.Абиотические факторы 26

6.Влияние абиогенных факторов на живые организмы 28

7.Свойства живых организмов, выработанные на изменение экологических факторов 30

8.Биосфера. Законы развития биосферы 31

^ 9.Принципы функционирования биосферы 37

Круговорот элементов 37

Поток энергии и формирование биомассы в биосфере 38

10.Литосфера 40

Неорганическая часть почвы 40

Почвообразующие процессы 42

Особенности почвы 43

Биологические факторы литосферы 43

Физические свойства литосферы 50

Химические факторы литосферы 54

Феномен литофагии 56

11.Гидросфера 57

Физические факторы гидросферы 58

Химические факторы гидросферы 60

Биологические факторы гидросферы 62

Вода как лечебно-оздоравливающее средство 64

12.Атмосфера 65

Физические факторы атмосферы 65

Химические факторы атмосферы 67

Биологические факторы 68

^ 13.Экологические проблемы питания 69

14.Диалектика антропобиосферы 73

Источники загрязнения биосферы 73

Физико-химические и биохимические превращения водных загрязнений (самоочищение воды) 74

Физико-химические превращения и биогеохимические циклы атмосферных загрязнений (самоочищение воздуха) 75

^ 15.Основы валеологии. Валеология как наука 77

Предмет валеологии 77

Адаптация как критерий здоровья 78

Объект валеологии 82

Методологические основы валеологии 83

Основные задачи валеологии 84

Дефиниций и понятийный аппарат 85

^ 16.Человек и его здоровье с позиций системного подхода 90

Человек как система 90

Древние холистические системы 95

Здоровье и его механизмы с позиций системного подхода 98

^ ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 103


«Удивительная деятельность горит во всей вселенной, которую не в состоянии ослабить никакая причина, все существующее, кажется, вечно подчинено необходимому изменению».

Ламарк.


  1. ^

    Основы общей и медицинской экологии

Введение


Слово «экология» образовано от греческого «ойкос», что означает дом, и «логос» - наука. Впервые это слово было использовано Э. Геккелем в 1866 г.

Существует довольно много определений экологии, однако большинство экологов считает, что экология – это наука, изучающая условия существования живых организмов, их взаимосвязи между собой и средой, в которой они обитают.

Люди, часто того не подозревая, обладая экологическими знаниями, применяют их в реальной жизни. Так, рыбак знает, что форель ловится в ручьях с быстрым течением и насыщенной кислородом водой. Этими эмпирическими знаниями располагал уже доисторический человек, который получал их при поиске добычи, строительстве убежища. Элементы экологии можно встретить в сочинениях ученых античного времени и средних веков. Труды Гиппократа, Аристотеля и других древнегреческих философов содержат сведения явно экологического характера. Весомый вклад в экологию внесли великие деятели «биологического Возрождения» XVIII-XIX веков. Антони Ван Левенгук был пионером в изучении пищевых цепей и регуляции численности организмов. По сочинениям английского ботаника Ричарда Брэдли видно, что он имел четкое представление о биологической продуктивности.

Чарльз Дарвин (в шутку, но как оказалось совершенно справедливо) утверждал: «в природе настолько все взаимосвязано, что существует связь даже между старыми девами и - бараньими котлетами».

Старые девы, как известно, очень любят кошек и разводят их во множестве. Кошки охотятся за мышами. Мыши разоряют гнезда шмелей. Вот поэтому гнезда шмелей особенно многочисленны около городов и деревень, так как здесь много кошек и мало полевых мышей. Шмели опыляют красный клевер, потому, что только они достают нектар из клевера. Где есть шмели, клевер отлично растет, а стада баранов хорошо на нем откармливаются.

Сто пятьдесят лет назад люди этого не знали. Чтобы обеспечить стада овец хорошим кормом, из Англии в Новую Зеландию завезли красный клевер, но при отсутствии шмелей он остался там бесплодным.

Как признанная самостоятельная научная дисциплина экология возникла в 1900 году, но ее название «экология» вошло в общий лексикон лишь в 1970-х годах. Сначала исследователи проводили резкую грань между экологией растений и экологией животных, но концепция биотического сообщества, разработанная Ф. Клементсом и В. Шелфордом, концепция пищевых цепей и круговорота веществ, разработанные Р. Мендеманом и Дж. Хатчинсоном, а также исследования озерных систем, проведенные Э. Бирджем, Чонси Джуреем и многими другими помогли создать теоретическую основу общей экологии. Её основными направлениями явилось изучение закономерностей существования новых живых существ во времени и пространстве, изменение численности организмов, а также изучение особенностей взаимодействия организмов между собой и с факторами среды обитания.

В настоящее время экология стала чрезвычайно дифференцированной наукой. Выделяют экологию поведения (аутэкология) задачами которой является изучение поведенческих реакций отдельных организмов в разных экологических условиях (выбор брачных партнеров, выбор пищи и других отношений с представителями своего вида). Задачей экологии популяций является изучение частоты рождаемости и смертности, то есть динамика и особенности регуляции её численности, а также процессов конкуренции, хищничества, мутуализма и других форм взаимоотношений между разными организмами. Синэкология изучает группы организмов разных видов, обитающих на определенной территории, влияние факторов, определяющих видовое разнообразие и взаимодействие между видами в сообществах. Задачами экологии экосистем являются: изучение организмов в экологических системах с акцентом на абиотические факторы, действующие в этих системах; изучение закономерностей круговорота веществ и энергии в экологических системах. Задачами медицинской экологии можно считать вопросы, связанные с распространением возбудителей инфекционных и паразитарных болезней, проблемы, связанные с молекулярными экологическими факторами (плазмиды), а также влияние факторов естественной среды обитания их интенсификация (экстремальные условия) и факторов антропогенного происхождения на процессы жизнедеятельности и резервы адаптации человеческой популяции.

Экология тесно связана с генетикой, биохимией, химией, физиологией, то есть стала междисциплинарной наукой, основу которой составляет экология человека. Особой задачей всех разделов и направлений экологии является необходимость научных предсказаний последствий увеличивающихся темпов и масштабов влияния деятельности человека на биосферу.

Однако, изучение различных экологических проблем невозможно без изучения «классической» экологии, важнейшей задачей которой остается выяснение общих закономерностей, присущих организму и среде, в которой он обитает.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Общая и медицинская экология Учебное пособие iconМаринченко А. В. Экология: учебное пособие для вузов / А. В. Маринченко. 5-е изд
Экология: учебное пособие для вузов / А. В. Маринченко. 5-е изд., перераб и доп. Москва: [Дашков и К°], 2012. 327 с

Общая и медицинская экология Учебное пособие iconПрограмма «общая и прикладная экология» направление «Общая и прикладная экология»
Программа «Общая и прикладная экология» создана для одаренных и мотивированных детей (13-17 лет), обучающихся в краевой очно-заочной...

Общая и медицинская экология Учебное пособие iconМедицинская информатика
Учебное пособие предназначено для студентов старших курсов медицинских вузов

Общая и медицинская экология Учебное пособие iconСписок основной и дополнительной литературы по учебной дисциплине...
Крысько В. Г. Общая психология в схемах и комментариях: учебное пособие. – М.: Питер, 2009. – 253 с

Общая и медицинская экология Учебное пособие iconОбщая психокоррекция. Учебное пособие

Общая и медицинская экология Учебное пособие iconУчебное пособие Кировград С. Е. Артёмова учебное пособие для учащихся старших классов
Учебное пособие предназначено для уроков по деловому письму в 7-9 классах специальной (коррекционной) школы. Пособие является дополнительным...

Общая и медицинская экология Учебное пособие iconПрактикум л. И. Губарева о. М. Мизирева т. М. Чурилова экология человека...
Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, оно может быть использовано также преподавателями вузов, учителями...

Общая и медицинская экология Учебное пособие iconУчебное пособие Чернушка 2013 Э. Р. Муллаярова. Учебное пособие «Времена английского глагола»
Учебное пособие предназначено для студентов учреждений среднего и начального профессионального образования. Основная цель работы...

Общая и медицинская экология Учебное пособие iconУчебное пособие\, ч. 1 и 2
Банковское дело: Учебное пособие\, ч. 1 и Под редакцией В. И. Колесникова, Л. П. Кролевецкой с-пб.: Издательство с-пб

Общая и медицинская экология Учебное пособие iconУчебное пособие Оглавление Введение. 2 Глава Психотерапия как медицинская...
Значение взглядов Г. Селье, И. П. Павлова, З. Фрейда на этиопатогенез и терапию неврозов. 21



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница