Конспект урока по химии для 9 классе по теме «Металлы»




Скачать 84.63 Kb.
НазваниеКонспект урока по химии для 9 классе по теме «Металлы»
Дата публикации22.12.2013
Размер84.63 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Химия > Урок

План - конспект урока по химии для 9 классе по теме «Металлы»


1.Тема урока химии: Путешествие в мир металлов и их соединений. Химические свойства металлов.

2.Тип урока: обобщающий.

3.Задачи урока химии:

  • образовательная: повторить знания учащихся о физических и химических свойствах металлов;

  • развивающая: развивать знания, умения и навыки по химическим формулам металлов и их соединений и составлению химических уравнений;

  • развивать речевые навыки; наблюдательность и умения делать выводы на основе наблюдаемого;

  • развивать интерес к предмету через необычную форму проведения урока;

  • воспитательная: воспитывать желание учиться активно, с интересом, без принуждения и нагрузок; воспитывать дисциплинированность, четкость и организованность в работе.

^ 4.Оборудование и реактивы для урока химии: карточки с формулами природных соединений металлов;

5. Методы и методические приемы: индивидуальная работа с карточками химических формул; самостоятельная работа по составлению химических уравнений; тестирование, беседа, решение задач.

6. Форма обучения: игра - путешествие.

^ ХОД УРОКА.

1.Вступительное слово учителя:

Любой человек, невзирая на возраст, любит путешествовать. Вот и вас я приглашаю совершить водное путешествие в "Мир металлов и их соединений". Давайте представим, что мы сели на пароход под названием "Титаник". Вы - пассажиры, я - капитан. Море будет воображаемым, но плыть от этого не станет легче. Ведь не даром говорят: "Школа, школа, ты похожа на корабль бегущий вдаль". Наше море - это море знаний - самое бурное из всех морей, существующих на Земле. И чтобы наш "Титаник" не пошел ко дну, мы должны сегодня с вами вспомнить нахождение металлов в природе, их химические свойства, физические свойства, применение и получение металлов и их соединений. На доске показан маршрут нашего путешествия, а ваши тетради пусть превратятся сегодня в "Путевые дневники". Но чтобы наш "Титаник" отправился в путешествие, вам сначала нужно пройти тест на прочность.

Запишите в путевых дневниках число и тему урока.

1.задание - ТЕСТИРОВАНИЕ. (6 минут)

1.С водой с образованием растворимого гидроксида взаимодействует:

а) К; б)Zn; в) Pb; г)Ag.

2. какой из металлов энергичнее реагирует с кислородом:

а)Fe; б)Hg; в) Ag; г)Cu.

3.В электротехнике используют следующее физическое свойство меди и алюминия:

а) теплопроводность; б)ковкость; в) пластичность; г)электропроводность.

4. с соляной кислотой не будет взаимодействовать:

а) Сu; б)Fe; в) Al; г)Zn.

^ 5.Электрохимическая коррозия металлов, приносящая наибольший вред, представляет собой:

а) разрушение металла при соединении его с оксидами азота;

б) соединение металла с кислородом;

в) разрушение металла в среде электролита с возникновением внутри системы электрического тока;

г) соединение металла с оксидами серы (VI) и (IV).

6. при горении натрия на воздухе образуется:

а)Na2O; б) Na2O2; в)NaO2; г)Na3PO4.

7.Алюминий впервые получил:

а) Ф. Велер; б) Х. Дэви; в)К. Шееле; г )Д. Пристли.

8. Оксид алюминия:

а) основной оксид; б) амфотерный; в) кислотный.

9. Металлическая кристаллическая решетка состоит из:

а) атомов; б) ионов; в) молекул; г) положительных ионов, атомов, свободных электронов.

^ 10. Атомы, какого элемента при взаимодействии с кислородом отдают наибольшее число электронов:

а)Mg; б)Zn; в)Al; г)Li.

Учитель: Тест на прочность вы прошли все, теперь проверим результаты . И каждый в листах самооценки ставит себе оценки.

А теперь в путь! Ребята, не успели мы с вами немного отплыть - а уже препятствие. На пути РИФЫ ФОРМУЛ. Рифы формул необходимо преодолеть и чем быстрее, тем лучше.

Пассажирам разложить карточки формул с природными соединениями металлов перед собой. Преодолевать РИФЫ ФОРМУЛ будем так: я называю вещество, вы поднимаете карточку с соответствующей формулой.

Начнем преодолевать РИФЫ ФОРМУЛ.

2.Задание.

  • 1. Сильвинит (хлорид натрия) - NaCl

  • 2. Метаалюминиевая кислота – НАl2О3

  • . Известняк, мел, мрамор - CaCO3

  • 4. Гипс - CaSO4 х 2H2O

  • 5. Фосфорит, апатит - Ca3 (PO4) 2

  • 6.Доломит -CaCO3 х MgCO3

  • 7. Корунд (оксид алюминия) - Al2O3

  • 8. Боксит - Al2O3 х nH2O

Ты молодчина! И в это поверь.

Успешно открыл ты химии дверь.

Два года уроков еще у тебя

великим ты химиком станешь тогда.

Учитель. А что же такое рифы?

Ученик: Рифы - это природные образования, состоящие из скелетов коралловых полипов и раковин моллюсков.

^ Оцениваем свою работу.

Учитель. Наш пароход держит курс по РЕКЕ ПРЕВРАЩЕНИЙ. Просьба к пассажирам сделать пометку в "Путевых дневниках" - РЕКА ПРЕВРАЩЕНИЙ.

.

Учитель химии читает стих "На речке превращений"

Оксид кальция взяла

И воды я прилила.

Метилоранжа капну тут

и раствор стал желтым вдруг.

 

В чём же дело, в чем секрет?

Есть у вас ответ, иль нет?

 

Кислоты потом азотной осторожно прилила

Что ж такое приключилось?

Даже я не поняла,

Должен был оранж явиться

цвет малины получился.

 

В чём же дело, в чем секрет?

Есть у вас ответ, иль нет?

 

Карбоната натрия

К соли прилила

И осадок белый

Получила я.

 

В чём же дело, в чем секрет?

Есть у вас ответ, иль ещё нет?

 

В тетрадях своих превращения эти

Вы отразите милые дети.

В чем тут дело, в чем секрет

Наверно есть уже ответ?

 

На речке превращений

Смотрели вы явления

Потоком Уравнений

Пусть станут превращения.

В чем тут дело, в чем секрет

Раскроет полный ваш ответ.

Учитель. Кто составил цепочку превращений, увиденных на РЕКЕ ПРЕВРАЩЕНИЙ, и напишет уравнения реакций?

СаО → Са(ОН)2 → Са(NO)3 → СаСО3



  • 1.Взаимодействие оксида кальция с водой. СаО+Н2О=Са(ОН)2

  • 2.Добавление к Са(ОН) 2 метилоранжа. Происходит изменение цвета.

  • 3.Добавление НNO3. Са(ОН)2+НNО3=Са(NО3)22О

  • 4.Приливание раствора Na2 CO3 Са(NО3)2+Nа2СО3=СаСО3↓+2NаNО3

  • 5.Образование осадка СаСО3

Учитель. "Титаник" движется к "ПОТОКУ УРАВНЕНИЙ".

Пассажирам написать "ПОТОК УРАВНЕНИЙ" в путевых дневниках.

Задание 4. Осуществить превращения схемы и написать уравнения реакций.

1.Al → Al(OH)3 → Al2O3 → AlCl3 → Al(OH)3

2.Mg → MgO → MgSO4 → Mg(OH)2

Теперь проверяем правильность составления уравнений реакций.

Учитель. Несмотря на трудности, возникающие на пути "Титаника", он движется вперед с большой скоростью к "МОРЮ ЗАДАЧ".

В "Путевых дневниках запишите "МОРЕ ЗАДАЧ" и условие задачи.

Задание 5. Задача. Какая масса алюминия потребуется для получения железа из 16,84 кг. руды, содержащей 95% оксида железа (III).

Решение: m(Fe2O3) = 16,84•0,95 = 16 кг

16 кг х кг

Fe2O3 + 2Al = Al2O3 + 2Fe

1 к/моль 2 к/моль

160 кг - 2•27 = 54 кг х= 16•54/ 160 = 5,4 кг. Ответ: 5,4 кг.

Учитель. Наш пароход прибыл в "Бухту Познавательную".

^ Сообщения учащихся.

1.Почему "святая" вода не портится?

2.Бывает ли жидкий металл? Чем опасна ртуть?

Учитель. Конечный пункт нашего путешествия "Порт вопросов и ответов".

^ Коль хотите домой возвратиться

То придется вам всем потрудиться

Если сделана будет работа,

Я открою из царства ворота.

Не робей, не вешай носа-

На мои ответь вопросы!

Не ленись, не зевай - на вопросы отвечай.

  • 1.Какой металл самый легкий? (литий).

  • 2.Какой металл считается самым древним в использовании человеком? (медь).

  • 3.Какой металл способен намагничиваться и размагничиваться? (железо).

  • 4.Если верить древнему историку, то во времена похода Александра Македонского в Индию офицеры его армии болели желудочно-кишечными заболеваниями гораздо реже, чем солдаты. Еда и питье у них были одинаковы, а вот металлическая посуда разная. Из какого чудодейственного металла изготовлена офицерская посуда? (Из серебра обладающего бактерицидным действием).

  • 5.Был металл серебристо-белым, в соединении стал мелом. (Кальций)

  • 6.Красит пламя в желтый цвет, а в воду кинь - его уж нет. (Натрий)

  • 7.Камнем прозван он людьми, но попробуй - ка, возьми. (Литий).

  • 8.Он в течение многих лет, был причиной многих бед. (Золото)

  • 9.Горит лиловым в кислороде, свободным нет его в природе. Но соль находит применение, как для растений удобренье. (Калий)

  • 10.Ослепительным пламенем ярким как звёздочка вспыхнув, горит. Металл тот белый и легкий в двенадцатой клетке стоит. (Магний)

  • 11.В технике сплавов нашел примененье как стойкий и легкий металл и в самолетостроении важное место занял. (Алюминий).

  • 12. Среди металлов самый славный, важнейший древний элемент.

  • В тяжелой индустрии главной, знаком с ним школьник и студент.

  • Родился в огненной стихии - а сплав его течет рекой.

  • Важнее нет в металлургии, он нужен всей стране родной. (Железо).

Итак, мы с вами совершили путешествие. И теперь мы подведем итоги своего путешествия. Каждый ставит себе оценку в своих листах.

NaCl
HAl2O3
CaCO3
CaSO4 • 2H2O
Ca3(PO4)2
CaCO3•MgCO3
Al2O3
Al2O3• nH2O


^ РИФЫ ФОРМУЛ
РЕКА ПРЕВРАЩЕНИЙ

ПОТОК УРАВНЕНИЙ

МОРЕ ЗАДАЧ


Бухта Познавательная
Порт вопросов и ответов

1.Al → Al(OH)3 → Al2

O3 → AlCl3 → Al(OH)3

2. Mg → MgO →

MgSO4 → Mg(OH)2

Задание 1. Перечислите физические свойства металлов.
Задание 2. Назовите вещества: Fe(OH)3 CaCO3 Na2O Al2O3 H2O Al(OH)3 FeCl2
Задание 3. Напишите по названиям формулы веществ:

    1. Мел -

    2. Гипс –

    3. Сильвинит –

    4. Боксит –

    5. Вода -


Задание 1. Перечислите физические свойства металлов.
Задание 2. Назовите вещества: Fe(OH)3 CaCO3 Na2O Al2O3 H2O Al(OH)3 FeCl2
Задание 3. Напишите по названиям формулы веществ:

    1. Мел -

    2. Гипс –

    3. Сильвинит –

    4. Боксит –

    5. Вода -


Задание 1. Перечислите физические свойства металлов.
Задание 2. Назовите вещества: Fe(OH)3 CaCO3 Na2O Al2O3 H2O Al(OH)3 FeCl2
Задание 3. Напишите по названиям формулы веществ:

    1. Мел -

    2. Гипс –

    3. Сильвинит –

    4. Боксит –

    5. Вода -

Задание 1. Перечислите физические свойства металлов.
Задание 2. Назовите вещества: Fe(OH)3 CaCO3 Na2O Al2O3 H2O Al(OH)3 FeCl2
Задание 3. Напишите по названиям формулы веществ:

    1. Мел -

    2. Гипс –

    3. Сильвинит –

    4. Боксит –

    5. Вода -


Ответы: Задание 1. Металлический блеск, пластичность, электропроводность.

Задание 2. Гидроксид железа, корбанат кальция (мел), оксид натрия,

оксид алюминия, вода, гидроксид алюминия, хлорид железа.

Задание 3. CaCO3 CaSO4 х 2Н2О NaCl Al2O3 х nH2O Н2О.

Ответы: Задание 1. Металлический блеск, пластичность, электропроводность.

Задание 2. Гидроксид железа, корбанат кальция (мел), оксид натрия,

оксид алюминия, вода, гидроксид алюминия, хлорид железа.

Задание 3. CaCO3 CaSO4 х 2Н2О NaCl Al2O3 х nH2O Н2О.


Ответы: Задание 1. Металлический блеск, пластичность, электропроводность.

Задание 2. Гидроксид железа, корбанат кальция (мел), оксид натрия,

оксид алюминия, вода, гидроксид алюминия, хлорид железа.

Задание 3. CaCO3 CaSO4 х 2Н2О NaCl Al2O3 х nH2O Н2О.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока по химии для 9 классе по теме «Металлы» iconУрок по химии в 9 классе по теме «Металлы»
Повторить, обобщить и углубить представления учащихся о взаимосвязи состава, строения, свойств и практического применения металлов...

Конспект урока по химии для 9 классе по теме «Металлы» iconКонспект урока по органической химии в 10 классе по теме «Белки»
За правильный ответ ученик получает один балл и получает фишку. В конце урока учащиеся

Конспект урока по химии для 9 классе по теме «Металлы» iconКонспект урока немецкого языка в 6 классе по теме «Части тела»
Цель урока: закрепить лексический материал по теме «Части тела» и практиковать употребление лексики по теме в устной речи

Конспект урока по химии для 9 классе по теме «Металлы» iconМетодическая разработка урока музыки в 7 классе по теме «Музыкальная...
Данная методическая разработка является одним из уроков по теме «Музыкальная драматургия», включает в себя: план-конспект урока,...

Конспект урока по химии для 9 классе по теме «Металлы» iconКонспект урока литературы в 5 классе по теме «М. Ю. Лермонтов. «Бородино»
Цель урока: знакомство с исторической основой и патриотическим пафосом произведения

Конспект урока по химии для 9 классе по теме «Металлы» iconКонспект урока по математике в 1 классе Сантиметр единица измерения длины
Дидактическая цель: создать условия для усвоения детьми новых знаний по данной теме

Конспект урока по химии для 9 классе по теме «Металлы» iconКонспект урока литературного чтения в 3 классе по теме: «Стихотворение И. Сурикова «Детство»

Конспект урока по химии для 9 классе по теме «Металлы» iconМетодическая разработка открытого урока по химии в 8 классе на тему: «тэд и её величество соль»
Автор работы: Дейнекина Ольга Ивановна -учитель химии и биологии высшей квалификационной категории мбоу маньково-Березовской сош...

Конспект урока по химии для 9 классе по теме «Металлы» iconКонспект урока в 10 классе по теме «Лирика любви в творчестве Федора Ивановича Тютчева»
Цели урока: знакомство с личной жизнью Ф. И. Тютчева и её отображение в его поэтических произведениях

Конспект урока по химии для 9 классе по теме «Металлы» iconУрока по химии в 8 классе Тема урока: «Кислород, строение, физические свойства, получение»
Оборудование и реактивы: компьютер для учителя (1) и учащихся(2), проектор, экран, Flash с презентацией, пероксид водорода, штатив,...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница