Урок биологии. 6 класс Тема «Природные сообщества»




Скачать 73.94 Kb.
НазваниеУрок биологии. 6 класс Тема «Природные сообщества»
Дата публикации27.11.2014
Размер73.94 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > География > Урок
Урок биологии. 6 класс

Тема «Природные сообщества»

Цель: формирование представления о природных сообществах и экосистеме

Задачи:

1.сформировать представления о природных сообществах и экосистеме как открытых системах, выяснить их основные компоненты, взаимоотношения и роль организмов в обеспечении круговорота веществ и потока энергии, сформировать умения составлять простые пищевые связи

2.продолжить формирование умений наблюдать, устанавливать взаимоотношения между фактами.

3.воспитывать терпимость к слабому ученику при работе в группе.

Оборудование: презентация, карточки
Ход урока


  1. Орг. момент. Запись домашнего задания: с.164-169, задания после параграфа, повторить изученный материал, готовится к контрольной работе




  1. ^ Сообщение темы и цели урока.

У каждого из нас есть любимые места: лесная полянка, берег реки или озера, тенистая парковая аллея, солнечная летняя лужайка… Закройте глаза и представьте на минуту, что вы находитесь в хорошо знакомом, близком, любимом месте: постарайтесь услышать его шорохи и звуки, представьте его краски и оттенки, вспомните запахи, прикосновения. Вспомните, какие эмоции, чувства испытываете вы, бывая в этом уголке природы. А теперь у вас есть 3 минуты, чтобы описать все это на бумаге. (форма «кластера» - неупорядоченный, целый поток ассоциаций к ключевому слову)

- Посмотрим, что у вас получилось (афиширование результатов).Узнаете любимые места?

- Вот такие природные уголки образуют природные сообщества, в которых каждый отдельный организм влияет на все остальные и одновременно испытывает на себе их влияние. Такое существование полезно всем и позволяет выжить каждому отдельному виду.

Итак, тема урока: Природные сообщества (Слайд 1)

- Сформулируйте цель урока.
^ 3. Знакомство с новым материалом

1) Растительные сообщества.

Задание: На доске записаны названия растений, уберите лишнее: (слайды 2,3)

Черника клевер

Ель донник белый

Брусника тысячелистник обыкновенный

Мох морошка

Клевер горошек мышиный
Почему вы исключили именно эти названия? (так как клевер растение луговое, а морошка на болоте).

Учитель: ^ В природе растения обитают на определенной территории, и не изолированно от других, а совместно с другими растениями.

- как вы думаете, взаимодействуют ли между собой растения, живущие на одной территории?

- какое влияние оказывают растения друг на друга?

В ходе беседы выясняются понятия: - теплолюбивые;

- теневыносливые растения; и т.п.
Вывод: (слайд 4)

Группы растений, произрастающие на одной территории и оказывающие влияние друг на друга и на среду обитания – называют растительными сообществами или фитоценозами.
На каждой стол я дам таблички с названиями фитоценозов «Сосновый лес», «Озеро», «Парк», «Степь», «Река», «Огород».

(слайд 5)

Задание группам: На ваших столах есть таблички с названием фитоценоза, в тетради запишите, какие растения проживают на данной территории. (1-2 минуты). Затем записи проверяются.
2) Природные сообщества.

Учитель: - Могут ли растения на определенной территории прожить без животных? (нет).

- Почему вы так решили?

- Какая связь между растениями и животными в растительном сообществе?

(жилище, питание, опыление и т.д.).

Для различных растительных сообществ действительно характерны свои виды животных.

(слайд 6)

Задание по группам:

  1. Посоветуйтесь, какие животные живут в вашем растительном сообществе.

  2. Запишите названия этих животных в тетрадь.

Учитель: У вас скопилась небольшая информация, названия животных и растений, живущих на ваших территориях.
Задания по группам:

  1. Прочитайте абзац учебника, стр.164.

  2. Ответьте на вопрос, как можно назвать среду обитания животных и растений, живущих вместе. (Ответы формируются и записываются).

В ходе обсуждения сформировался
Вывод: (слайд 7)

  1. Совокупность растений и животных, обитающих на конкретной территории, а так же грибов, лишайников и бактерий называется природным сообществом или биоценозом.


3)- Рассмотрим рисунки на с.164. Что хотел нам сказать автор этим рисунком?? ( еще одну важную особенность: взаимосвязь сообществ разного уровня, самое крупное сообщество – земля!)
- прочитайте второй абзац, на с.166 и докажите, что природное сообщество является открытой системой. Благодаря процессу обмена веществ и энергии сообщество и окружающая среда образуют экосистему.

Вывод: Совокупность живых организмов и неорганических компонентов, привязанных к определенной территории и взаимосвязанных между собой круговоротом веществ, называются – экосистемой.
^ 4)В любой экосистеме можно выделить три группы организмов. (слайд 8,9)

Задание: 1. Прочитать текст на стр.166 и заполните таблицу

Группы организмов в экосистеме

?

?

?











2. Далее в ходе обсуждения проверяется правильность написания схемы:

Группы организмов в экосистеме

Производители

потребители

разрушители

Растения

животные

грибы, бактерии


- у меня в коробке лежит таинственный предмет, который характеризует взаимоотношения между группами живых организмов в экосистеме. Догадайтесь, что это? Это цепь – символ взаимосвязи, единства. Уберем из цепи одно звено – нарушится целостность. Посмотрите на рисунки на с.166. Основная связь между живыми организмами – пищевая и эта взаимосвязь носит название «цепи питания». Цепи питания бывают простые и сложные. Где на рисунках изображены простые и сложные цепи питания? Как вы определили? Сложная цепь питания называется сетью питания. С чего начинается каждая цепь питания? Кто стоит вторым в цепи питания и третьим?
^ 4.Закрепление изученного материала

1.Работа в парах: Сформулируйте 5 основных выводов по тексту параграфа

2.Работа в группах: Экологические цепочки, работа с учебником. Сформулируйте вывод из выполненного задания

3. рабочая тетрадь, № ____________

4. А теперь – задание потруднее. Слайд 10.Ищем связи. Рассмотрим классическую дарвиновскую цепочку. Установите связь между количеством старых дев в деревне и урожаем семян клевера на полях.

5. Прочитайте стихотворение Овидия и запишите пищевые связи, складывающиеся между героями этого стихотворения. (слайд 11)

6. Охарактеризуйте ваше любимое сообщество по плану (слайд 12)

План характеристики сообществ:
Задания для групп (на каждый стол):

  1. Ознакомиться с источниками информации на ваших столах.

  2. Найти и дописать название растений, характерных для вашего биоценоза и составить краткую характеристику некоторых из них.

  3. Найти и дописать название животных, характерных для вашего природного сообщества и охарактеризовать несколько из них

  4. Составить 2-3 цепи питания, характерных вашему сообществу.

  5. Сделайте выводы.


5. итог урока. Прочитайте те выводы, которые вы сделали по этой главе.

Литература.

1.Акперова И.А.Уроки биологии в 6 классе по учебно-методическому комплекту Н.И.Сонина «Биология. 6 класс. Живой организм» / И.А.Акперова. – М.: Дрофа, 2005.

2.

«Сосновый лес»
«Озеро»
«Парк»
«Степь»

«Река»
«Огород»

План характеристики сообществ:
Задания для групп (на каждый стол):

  1. Ознакомиться с источниками информации на ваших столах.

  2. Найти и дописать название растений, характерных для вашего биоценоза и составить краткую характеристику некоторых из них.

  3. Найти и дописать название животных, характерных для вашего природного сообщества и охарактеризовать несколько из них

  4. Составить 2-3 цепи питания, характерных вашему сообществу.

  5. Сделайте выводы.


План характеристики сообществ:
Задания для групп (на каждый стол):

  1. Ознакомиться с источниками информации на ваших столах.

  2. Найти и дописать название растений, характерных для вашего биоценоза и составить краткую характеристику некоторых из них.

  3. Найти и дописать название животных, характерных для вашего природного сообщества и охарактеризовать несколько из них

  4. Составить 2-3 цепи питания, характерных вашему сообществу.

  5. Сделайте выводы.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок биологии. 6 класс Тема «Природные сообщества» iconУрок биологии в 9 классе
Цель урока: Формировать знания о составных компонентах биологического сообщества, об особенностях трофической структуры сообщества,...

Урок биологии. 6 класс Тема «Природные сообщества» iconУрок по биологии, 6 класс тема: «Движение»
«Биология. Живой организм. 6 класс, «Сферы», авторы: Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко»

Урок биологии. 6 класс Тема «Природные сообщества» iconУрок №53. Тема урока «Природные уникумы Урала. Экологические проблемы»....
Знать природные уникумы Урала, экологические проблемы данного региона; неблагоприятные последствия сверхинтенсивного использования...

Урок биологии. 6 класс Тема «Природные сообщества» iconУрок. 7 класс Тема: «Южная Америка. Путешествие по материку (игра)»
Образовательные – повторить изученный материал (рельеф и полезные ископаемые, климатические условия, внутренние воды, флору, фауну,...

Урок биологии. 6 класс Тема «Природные сообщества» iconУрок по биологии Тема: Корень (6 класс)
Научить применять эти знания для объяснения жизненных процессов растений /физиологии растений

Урок биологии. 6 класс Тема «Природные сообщества» iconУрок-конференция Тема урока: «Систематика животных»
Интегрированный урок биологии в 7-м классе с углублённым изучением иностранных языков

Урок биологии. 6 класс Тема «Природные сообщества» iconПлан-конспект урока
Тема №3 «Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники» Урок №4

Урок биологии. 6 класс Тема «Природные сообщества» iconУрок биологии (9 класс) Тема. Зрительная сенсорная система. Строение глаза
Оборудование: учебник, компьютер, видеофильм «Строение глаза», мультимедийный проектор, зеркало, раздаточный материал

Урок биологии. 6 класс Тема «Природные сообщества» iconУрок по биологии в 6 классе по теме: Проведён учителем биологии
Урок в 6 классе «Корень. Корневые системы. Типы корневых систем растений в окрестностях школы»

Урок биологии. 6 класс Тема «Природные сообщества» iconУрок в стихах по обучению грамоте тема : «Письмо заглавной буквы Р»
Прозвенел звонок, начался урок. Звук звонка передал вам информацию о начале урока. С помощью звуков можно передать и красоту природы...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница