Тема урока: «Путешествие в Японию»




Скачать 60.91 Kb.
НазваниеТема урока: «Путешествие в Японию»
Дата публикации21.11.2014
Размер60.91 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > География > Урок


4 класс 4 четверть: «Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет непреодолимых границ».

Тема урока: «Путешествие в Японию».

Цель: Формирование духовного развития личности средствами комплексного воздействия искусств на духовно-эмоциональную сферу личности школьника.

Задачи:

- познакомить учащихся с японской музыкой;

  • активизировать внимание школьников на некоторых видах японского
    искусства;

  • воспитание нравственно - эстетических чувств;

  • развитие творческого воображения школьников.

Тип урока: Урок совершенствования знаний, умений и навыков. Вид урока: Нетрадиционный урок (урок - путешествие).

Оборудование: зрительный ряд японских картин,, оригами, икебаны, нэцкэ, глобус, карта Японии, голубь, портрет Д.Б. Кабалевского.

^ Музыкальный материал: Д.Б. Кабалевский «Вариации на японскую тему,

японская народная песня «Вишня», японская пентатоника, музыка театра Кабуки.

Ход урока.

У.- Здравствуйте, ребята!

Посмотрите на глобус и вспомните, в каких странах мы с вами побывали на

прошлых уроках и голубь мира, олицетворение доверия, помог нам в этих

путешествиях?

^ Д.- В Чехославакии «Полька», Норвегии «Заход солнца» Э. Григ, Болгарии

«Посадил полынь я» народная песня и т.д.

У.- Молодцы! Верно, музыка помогает разным народам разговаривать, не зная

языка, помогает укреплять дружбу между народами, а также узнавать об их

жизни, обычаях и традициях.

Ребята, обратите внимание на оформление класса и на фрагмент музыки, который

сейчас прозвучит. Как вы думаете, в какую страну произойдёт наше путешествие

на этом уроке?

^ Звучит фрагмент музыки театра Кабуки.

Д.- В Японию.

У.- Конечно! И в этом нам поможет японский журавлик, символ надежды и

исполнения желаний этого удивительного народа.

Япония- это островное государство. Оно омывается со всех сторон морями.

(^ Показ Японии на карте).

Это страна огнедышащих гор.

(Показ картины Сэссю «Гора Фудзи»).

Здесь часто происходят землетрясения и извержения вулканов, поэтому погода здесь неустойчивая с частыми дождями и тайфунами, и тем не менее здесь живут люди творческие, которые умеют видеть прекрасное в самых обычных вещах. Я не случайно вам рассказываю про климат и месторасположение Японии, потому что это наложило особый отпечаток на развитие искусства этого народа. Возможно, именно поэтому в Японии возникли такие виды искусства, которых больше нет ни в одной стране мира. Например, наш журавлик, который привёл нас в эту замечательную страну, сделан из бумаги. Этот вид искусства называется оригами.

(Показ икебаны).

А этот вид искусства называется икебана - это искусство составления букетов. Ребята, обратите внимание на то, что при составлении букета используются не только цветы, но и различный природный материал.

Одним из наиболее распространенных видов японского искусства являются нэцкэ- это произведение миниатюрной скульптуры.

(Показ нэцкэ).

Обычно их изготовляли из дерева. Эти фигурки приносили людям удачу, счастье, мудрость и т.д. В России богатые коллекции японских нэцкэ хранятся в Государственном Эрмитаже, Государственном музее искусства народов Востока. Особое место в Японии имеет чайная церемония. Смысл её сводится к духовному общению или к любованию каким-либо явлением природы.

(Показ картин Схею «Зима», «Осень», Сессю «Фудзи в ясную погоду»). Ребята, как вы думаете, чем ещё могли любоваться японцы во время чайной церемонии?

^ Д.- Красивым пейзажем, восходом солнца, красивой луной, экзотическими цветами.

У.- Правильно! А ещё они могли любоваться цветением японской вишни- сакуры. Это очень красивое дерево, которое весной покрывается сплошь нежно-розовыми цветами.

Сегодня мы и познакомимся с японской народной песней, которая так и называется «Вишня». Но разучивание песни мы всегда начинаем с распевания. Распевание сегодня у нас тоже необычное - это пентатоника, которая лежит в основе японской народной музыки. При её исполнении обратите внимание на своеобразное движение мелодии.

^ Распевание: пентатоника.

У.- Сначала исполняем на слог «лу», «лё».

Потом со словами: «Вместе пентатонику поём»















^ У.- Молодцы!

Показ учителем песни «Вишня».

Разучивание.

У.- Ребята, какая по характеру эта песня?

Д.- Ласковая, нежная, певучая, протяжная, лиричная.

У. -Что вы можете сказать о развитии песни?

Д. -Начало звучит на пиано, в середине слышится развитие, звук прибавляется,

звучность нарастает меццо форте, к концу снова звучит пиано.

У. -Правильно! При исполнении обратите внимание на непрерывное

мелодическое движение и дыхание между фразами. Трудностью в исполнении

будет распевание слогов в конце каждой фразы - это восточные своеобразные

интонации, а также выдержать до конца длинные ноты.

^ Показ таблицы с нотной записью «Вишня».

Исполнение по нотам.

У. - Ребята, как вы думаете, что здесь является зерном - интонацией?

Д.- «Это вишня в цвету».

У.- Верно! Из неё вырастает вся мелодия песни.

^ Исполнение песни со словами. х

У.- Ребята, в нашей стране тоже знают и любят японскую музыку. Наш

замечательный русский композитор Д.Б. Кабалевский побывал в Японии именно

в то время, когда цвела сакура.

(Показ портрета Д.Б. Кабалевского).

Он был восхищён красотой розовых вишнёвых рощ и красотой народных песен.

Он сочинил для фортепиано «Вариации на мелодию японской песни «Вишни». А

что такое вариация?

^ Д.- Это музыкальная форма, основанная на различных изменениях музыкальной

темы.

У.- Ребята, проследите за изменением музыки от главной темы до последней

вариации.

^ Звучат «Вариации на японскую народную тему» Д.Б. Кабалевский.

Д. - Композитор изменил характер главной темы: с каждой вариацией она

становится всё более, более драматической, напряжённой.

^ У.- Молодцы! А что звучит в конце последней вариации?

Д.- Колокол.

У.- Верно, таким настойчивым постоянным звучанием композитор хотел

выразить своё отношение к очень многим детям, которые погибли и пострадали,

когда в самом конце войны на японские города Хиросиму и Нагасаки были

сброшены смертоносные атомные бомбы.

^ Показ на карте японских городов.

Тысячи людей заболели неизлечимой лучевой болезнью. Среди них было очень

много детей. И врачи, чтобы вселить надежду на выздоровление предлагали им

делать журавликов, которые являются символом исполнения желаний. Ребята,

послушайте стихотворение, которое поможет вам осознать глубину этой

трагедии.

Вернувшись из Японии, пройдя немало верст,

Японского журавлика товарищ мне привёз,

А с ним была история, история одна

Про девочку, которая была облучена.

Тебе я бумажные крылья расправлю

Лети, не тревожь этот мир.

Журавлик, журавлик, японский журавлик Теперь ты навечно живой сувенир.
Но девочка не выжила и вскоре умерла

И тысячу журавликов не сделала она.

Последний журавле ночек упал из мёртвых рук

И девочка не выжила, как многие вокруг.
У.-Ребята, давайте, и мы окунёмся в атмосферу японской жизни. Каждый из вас попытается сделать журавлика и загадает самое заветное желание, как знать, может оно сбудется.

Звучит музыка из театра Кабуки.

Под руководством учителя дети делают оригами.

У. - Я думаю, что наши журавлики принесут всем детям на земле мир, взаимопонимание и дружбу.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема урока: «Путешествие в Японию» iconКонспект урока литературы по теме «Путешествие А. С. Пушкина по Оренбургскому краю»
Тема: Урок-путешествие. Защита проектно –исследовательских работ по теме «Путешествие А. С. Пушкина по Оренбургскому краю»

Тема урока: «Путешествие в Японию» iconКонспект урока Тема урока: Космическое путешествие
Место работы: мбоу «сош с. Сасыколи им. Г. Г. Коноплева»,Харабалинского района,Астраханской области

Тема урока: «Путешествие в Японию» iconТема: Путешествие в Страну восходящего Солнца (Японию)
Цели: выявить понимание принципов составления икебаны и применить полученные знания в практической деятельности при составлении цветочной...

Тема урока: «Путешествие в Японию» iconКонспект урока по литературному чтению для 1 класса Тема урока: «Путешествие в страну Чукоккола»
Задачи урока: формировать у учащихся навыки осознанного, грамотного и выразительного чтения; совершенствовать различные виды речевой...

Тема урока: «Путешествие в Японию» iconУрока литературы в 5 классе Учитель Назарова С. А. Тема урока: «Путешествие в страну Стихландию»
Предлагаемая на конкурс методическая разработка является одним из уроков в системе уроков творчества, проводимых в 5 – 6 классах

Тема урока: «Путешествие в Японию» iconКонспект урока по химии для 9 классе по теме «Металлы»
Тема урока химии: Путешествие в мир металлов и их соединений. Химические свойства металлов

Тема урока: «Путешествие в Японию» iconТема урока: Путешествие в темные глубины. Цели урока: Образовательные
Образовательные: расширять знания детей о жизни животных в море и океане, познакомить с отдельными видами животных и рыб

Тема урока: «Путешествие в Японию» iconУрока литературы в 5в классе Урок-путешествие Тема «М. Ю. Лермонтов «Бородино»
Тема «М. Ю. Лермонтов «Бородино». Историческая основа. Патриотический пафос стихотворения»

Тема урока: «Путешествие в Японию» iconТема урока: «Леса России». Урок путешествие
Познакомить учащихся с местоположением зон тайги, смешанных и широколиственных лесов

Тема урока: «Путешествие в Японию» iconУрок путешествие Тема: Хохлома. «Золотые узоры»
Оборудование: для учителя – учебные таблицы и пособия, презентация урока, готовые



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница