Сведения взяты из книги “Погодой год припоминается” состав и вступительная статья Б. Ховратовича. Красноярск. Книжное издательство, 1992 205 с




НазваниеСведения взяты из книги “Погодой год припоминается” состав и вступительная статья Б. Ховратовича. Красноярск. Книжное издательство, 1992 205 с
страница1/16
Дата публикации23.10.2014
Размер1.9 Mb.
ТипСтатья
www.lit-yaz.ru > География > Статья
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Общие сведения о Народном календаре”

(сведения взяты из книги “Погодой год припоминается” - состав. и вступительная статья Б. Ховратовича.- Красноярск. Книжное издательство, 1992 - 205 с).
В наше время крайне редко можно встретить человека, который мог бы предсказывать погоду, предугадывать виды на урожай, посоветовать , в какие сроки лучше сажать или сеять, когда начинать сенокос или жатву. Если такой редкий человек и найдётся, его можно назвать феноменом редким хранителем и знатоком “ старины глубокой “.

Нашими заботливыми предками оставлен выстраданный ими в борьбе с природными невзгодами опыт земледельческой мудрости, практическая сторона которой наиболее полно отразилась в народном земледельческом календаре. Этот опыт доходит до нас благодаря собирателям обычаев, обрядов, традиций, складываясь в стройную систему из крупиц, которые сохранились в крестьянской среде в русских деревнях и селениях.

Как же возник народный земледельческий календарь?

С глубины исторических времён на Руси крестьяне - пахари и охотники составляли особые устные календари - месяцесловы. В них входили наблюдения за погодой, сезонными явлениями, повадками животных и состоянием растений, устанавливались связи между ними.На их основе вырабатывались хозяйственные советы, формировались трудовые обычаи и обряды. Это была своеобразная энциклопедия, в которой сосредотачивался и сохранялся трудовой опыт многих поколений. По мере расширения хозяйственного кругозора человека она пополнялась новыми данными и выводами.

Что же такое “народный календарь”?

Народный земледельческий календарь (сельскохозяйственный календарь), численник или месяцеслов - это закреплённый по дням ( датам, числам) годовой круг событий, крестьянского труда, семейного и мирского быта ,обычаев и обрядов, явлений природы и суеверий и т. д., выраженный в устном народном творчестве (фольклоре).

Поначалу название дней в народном календаре отражало только явление природы или состояние погоды: “ледолом”, ”рябинники”, ”ветренник”. Но со временем принятия христианства на Руси в названия народного календаря стали придерживаться перечня имён святых и праведников. Существует версия , что это делалось для того, чтобы переход к христианству был не столь болезненным для народа. К датам церковных святцев народ стал относить свои хозяйственные и бытовые дела. При этом для удобства большинство имён святых в народных устах получило прозвища, которые указывали на сезонные свойства того или иного календарного дня или его трудовое название. Например, Федот Студит, Семён Ранопашец.

Нередко, опять - таки из практических соображений именам святых присваивалось не одно, а несколько прозвищ: Евдокия - Капелюшница, Евдокия Плющиха, Евдокия - замочи подол. Можно сказать, что церковные святцы были лишь хронологической каймой, на которую наносилась трудовая мудрость народа - его приметы, наставления, советы.

При знакомстве с содержанием народного календаря можно выделить несколько особенностей:

  • здравость его суждений и рекомендаций;

  • глубокую логику выводов;

  • продуманность подходов к организации крестьянского труда.


Такая особенность народного календаря объясняется тем, что сама производительная деятельность земледельца носила целесообразный характер и опиралась на объективные законы внешнего мира. Открытие этих законов вели человека уже в давние времена к мышлению, которое становилось непреложным условием достижения положительных результатов человеческого труда.

Именно деловой подход к нелёгкому труду на земле постоянно требовал от человека:

  • наблюдательности;

  • досконального знания жизни природы, особенно атмосферных явлений;

  • знаний поведения жизни животных и растений - живых предсказателей погоды.

Умение следить за погодой, отыскивать повторяемость её изменений, устанавливать связь сезонных явлений стало необходимостью для каждого крестьянина.

Всё это шло из поколения в поколение. В итоге народная философия пришла к важному заключению : “Год на год не приходится”. И в то же время :

“ Каждый год сам по себе, а похожего много” и т.д.

Таким образом в народе была высказана идея об определённой взаимосвязи и взаимовлиянии погодных и сезонных явлений. Так эмпирическим путём формировались народные приметы и предсказания. Они стали устным уставом земледельца, для которого само состояние погоды было мерилом удачи или неудачи определённого трудового года.

Вот почему с давних времён для крестьянина стало нерушимой заповедью : “будь пытлив и приметлив”. Выработались в народе поучения : “ Много дней в году - и каждому свою примету знай”, “Без примет - ходу нет”, “Кто не верит примете - тому нет житья на свете”, “Старики примечали и нам верить наказали”.

Даже современная наука проявляет закономерный интерес к народ -

ной метеорологии и фенологии.

Приметы и предсказания народного календаря интересны ещё в одном смысле. Они отражают оптимизм русского народа, его веру в свой разум, свою силу, его стремление так или иначе упредить природную стихию и не полагаться лишь на её милость. Традиционные аграрные обряды были не столько бессильной мольбой, обращением крестьянина за помощью к небесам, сколько выражением его сопричастности к тайнам природы и смелым желанием разговаривать с ней на одном языке - языке взаимопонимания.

Важной стороной народного календаря является его художественная образность, то есть приметы, трудовые советы и наставления, которые выражены и объяснены в календаре с помощью поэтического слова. Как говорил М.Горький:

“Трудовой опыт людей, их практическое знание окружающего мира задолго до изобретения письменности было словесно организовано в форме пословиц, поговорок, легенд, сказок, былин, преданий. По смыслу своему и по назначению знание это явилось наукой и литературой”.

Неотъемлемая часть Народного календаря - аграрные праздники, обряды, обычаи. Ими отмечались все трудовые циклы - пахота, сев, жатва, уборка урожая, сенокос, молотьба, охота, путина. Абсолютное большинство аграрных праздников, обрядов и обычаев сложилось задолго до того, как возникли современные религии. В основе их содержания лежит поклонение древнего человека силам природы и поэтическое восприятие её.

Обряды и обычаи имели исключительно важное значение в жизни людей. Суханов И.В. писал : “Система обычаев и традиций любого народа - результат

его воспитательных усилий в течение многих веков. Через эту систему каждый народ воспроизводит себя, свою духовную культуру, свой характер и психологию в ряду сменяющих друг друга поколений, если в силу каких - то потрясений порвалась связь времён, если молодые поколения утратили добрые обычаи и традиции старых поколений, то их не восстановить разовым действием. Поэтому в

прошлом... было свойственно исключительно бережное отношение ( народа) к сво-

им обычаям и традициям. Преемственность поколений, верность детей обычаям и

традициям отцов народ рассматривал как основной закон своей жизни.”

Что касатся аграрных обрядов и обычаев, то они были одним из важ-

ных средств передачи новым поколениям многовекового земледельческого опыта, а также формой организации разумного отдыха, который обставлялся яркими художественными ритуалами.Они настраивали, воодушевляли работника, украшали его трудовые будни. Именно на обрядовой основе возникло и развилось самобытное искусство.

В историческом прошлом роль Народного календаря в повседневном обиходе не исчерпывалась только его хозяйственной, нравственной и эстетической значимостью. Он был и остается тесно связанным с народной педагогикой. С малолетства дети слышали пословицы, наставления, приметы, загадки и воспринимали их как вековую мудрость, нерушимый завет прародителей. Этой цели отвечало и участие детей в аграрных обрядах и обычаях. Таким образом осуществлялась одна из важных установок народной педагогики: “Возле батьки-матки учатся дитятки”, имевший в виду поддержание преемственной связи поколений.

Итак, народный земледельческий календарь являлся значительным явлением в духовной культуре русского народа. Он регламентировал и направлял все сферы жизни русского крестьянства-производственную, общественную, семейную.

В наше время значение народного календаря не уменьшается. Хотя существенно изменился труд на земле, изменилась и жизнь людей.Современный человек все решительнее вступает во владения природы. Но ведь земля осталась прежней, не изменившейся по своей природной сущности и возможности приносить ежегодно новый урожай. И природа продолжает еще одаривать нас своими богатствами. По-прежнему, как и в далекие времена, все это нуждается в старательном уходе, в неравнодушном к себе отношении и не может обойтись без глубокой привязанности человека к земле, природе. Такое отношение не приходит само собой. Его нужно заботливо и настойчиво воспитывать с малолетства.

Одна из возможностей такого воспитания-обращение к народной па-мяти, т. е. к вековым заветам и традициям. И в то же время было бы неверным идеализировать, тем более полностью переносить в нашу действительность обряды и обычаи, следовать абсолютно всем рекомендациям, сложившимися в далеком прошлом. Но будучи по-новому переосмысленными, правильно истолкованными и воспринятыми, они могут оказать положительное влияние на воспитание.

Понимая значимость народного календаря в наши дни, многие педа-гоги проявляют большую заинтересованность в нем как в средстве нравственного, эстетического воспитания. В 1997 - 98 году в журнале “Дошкольное воспитание” была опубликована программа “Наследие”, авторами которой являются М.Ю.Но -

вицкая, Е.В.Соловьева .

^ Цель данной программы - введение в народоведение, ознакомление детей с традиционной русской культурой.

Один из блоков программы “Круг событий” знакомит детей с жизнью природы, развивает чувственно - эмоциональную сферу, формирует исторический кругозор через изобразительную, музыкальную, театрализованную деятельность.

В основе работы с детьми лежат русский земледельческий календарь, православный календарь и календарь памятных дат русской классической культуры.

К некоторым календарным датам подобран краткий информационный материал о традициях русского народа, связанных с этими днями. Даны рекомендации для всех возрастных групп о проведении этих дней.

В нашей программе “С чего начинается Родина” при ознакомлении детей с историческим прошлым родного края, с его материальной и духовной культурой выделен раздел “Народный календарь”. В отличии от программы “Наследие” мы используем только русский земледельческий календарь, содержание дней которого тесно связываем с народными традициями.
Цель раздела
Способствовать возрождению утраченных традиций и обычаев русского народа, тем самым способствовать восстановлению связи времён.
Исходя из цели раздела, нами выделены ведущие задачи:


  • Способствовать расширению у детей представлений о материальной и духовной культуре русского народа, “погружая” их в традиции народного календаря.

  • Знакомить детей с трудовыми и культурными традициями, связанными с временными изменениями в природе.

  • Дать детям возможность почувствовать ритм годовой жизни природы и человека, взаимозависимость между ними.

  • Познакомить детей с традиционными способами взаимодействия русского народа с природой.

  • Обогащать жизненный и сенсорный опыт детей посредством музыкальной, речевой, изобразительной и других видов деятельности.

  • Вызывать эмоциональный отклик и поддерживать интерес у детей при соприкосновении с традициями русского народа.

  • Воспитывать интерес и бережное отношение к историческому и культурному наследию русского народа.

Изучив и проанализировав сведения о днях русского народного земледельческого календаря, мы пришли к выводу, что практически каждый день в календаре отмечен изменениями в природе, трудовыми обычаями, обрядами.

Мы не могли, да и не было такой необходимости знакомить детей со всеми днями народного календаря. Дни, с которыми знакомим детей, нами были тщательно отобраны по следующим принципам:

1. Содержание дня народного календаря должно быть интересно ребёнку, понятно и доступно его восприятию.

2. Содержание дня должно решать воспитательные задачи.

3. Возможность подбора к этим дням достаточного количества поэтического, музыкального, игрового материала.

В результате нами были определены следующие дни “Народного календаря” и их количество по возрастам:
2 младшая группа
Всего 6 дней.
5 сентября - “Луппа- брусничник”

28 сентября - “Репорез”

18 февраля - “Агафья - коровница”

14 марта - “Евдокия - весновка”

10 апреля - “Мать-и-мачеха зацветает”

18 мая - “Ирина - рассадница”
Средняя группа
Всего 5 дней
8 сентября - “Наталья - овсянница”

1 октября - “Арина - Шиповница”

22 марта - “Сорок сороковников”

18 апреля - “Федул - тёплый ветер подул”

16 мая - “Зелень - зеленица, крапива - царица”
Старшая группа
Всего 8 дней
23 сентября - “Петр и Павел - рябинники”

10 октября - “Савватий - пчельник”

14 ноября - “ Кузьминки”

15 февраля - “ Сретенье”

февраль-март - “Масленица”

28 марта - “Комоедица”

27 апреля - “Вороний праздник”

22 мая - “Никола тёплый”
Подготовительная группа
Всего 8 дней
21 сентября - “Осенины”

27 октября - “Параскева - Льняница”

21 ноября - “Михайлов день”

7 - 18 января - “Святки”

24 февраля - “Власий - сшиби рог с зимы”

февраль - март - “Масленица”

17 марта - “Герасим - Грачевник”

22 апреля - “Ляльник”

^ Информационный материал о днях Народного календаря.

(из литературных источников ).
Луппа - брусничник - 5 сентября.

Другое название : “Святой Луп”. К этому дню поспевает брусника.Отмечали : “Коли брусника поспела, то и овёс дошёл”. На Луппу бывают сильные заморозки, опасались этого. Примечали : “Если заморозков в этот не бывало, то и в сентябре не заморозит”.
^ Наталья - овсянница - 8 сентября.

С этого дня начинали уборку овса. Овёс считался лучшей кормовой культурой.”Не

растёт овёс - наглотаешься слёз”. Начало сбора осенних грибов - опят, рыжиков, груздей, волнушек. В прежние времена грибы считались ощутимой добавкой к пищевым запасам. К этому дню наливаются кисти рябин. Примечали : “Большой урожай рябины - к морозу зимой”. У забайкальских крестьян в этот день устраивались “помочи” - народная взаимопомощь бедным, больным людям.
^ Осенины - 21 сентября.

В этот день отмечалась встреча осени. Говорили : “Осенины прошли - прощайся с теплом”. Примечали : “ Если погода в этот день хорошая, осень тоже будет хорошая”. Продолжается уборка урожая. В тех местах, где полностью оканчивали жатву, устраивали “капустки” - засолку капусты на зиму. В Забайкалье к этому дню старались ссыпать картошку в подполье. Крестьяне Восточной Сибири начинали обмолот хлеба.
^ Пётр и Павел рябинники - 23 сентября.

Другие названия : именины рябины, осеннее равноденствие.

Начинается сбор ягод рябины по лесам. она становится сладкой на свои именины.

Часть ягод оставляли птицам для зимнего пропитания. От нечисти окна на зиму украшали рябиновыми гроздьями. Рябину считали обережным деревом- садили у ворот.

Продолжали засолку капусты. Устраивали помощь маломощным семьям в заготовке капусты на зиму.
^ Репорез - 28 сентября.

Арина - шиповница - 1 октября.

Другие названия : Арина Журавлинный Лёт, Арина осенняя.

В этот день заготавливали шиповник. Примечали : “ если бурьяны выросли очень высокие - будет много снега”.

Массовый отлёт журавлей. “На Арину и отсталый журавль за тёплое море тянет”.

примечали : “Если на Арину журавли полетят, то на покров будет мороз, а нет - зима наступит позже”. Отлетающим журавлям доброжелательно кричали : “Колесом дорога”, чтобы они воротились в родные места. Отмечали , что спустя три недели после отлёта основной массы журавлей, непременно ударят первые ночные заморозки.
^ Савватий - пчельник - 10 октября.

Убирают на зиму ульи в тёплые омшанники или в погреба ( последний день установки ульев). С этого дня готовили сады к зиме : побелка стволов, обрезка сучьев, обкладка перегноем приствольных кругов.
^ Параскева - Льняница - 27 октября.

Другие названия: Грязниха, Порошиха, Пятница, Пряха.

Параскева считается покровительницей женской зимней работы, в первую очередь пряжи. В этот день отмечалась неустойчивая погода: большая грязь, слякоть, пороша. С этого дня отмечали четыре недели до начала зимы. В этот день начинали мять и трепать лён, прясть пряжу.
^ Кузьминки - 14 ноября.

Другие названия: Козьма и Демьян, Курятники, Куринные именины, Курытники.

Первый зимний праздник. Начало зимы и морозов.Но возможен ещё возврат тепла.В этот день готовят блюда только из курицы, начинают резать кур.

Примечали: “ Если к этому дню лист остался на деревьях, то предстоит суровая зима”. К этому дню заканчивалась свадебная пора. Женщины занимались пряжей.
^ Михайлов день - 21 ноября.

Другие названия: Михайла Грязник, Михайловские оттепели.

Бывают краткосрочные оттепели, но не всегда, случаются морозы, реки покрываются льдом. Примечали : “Коль на Михайлов день иней, ожидай больших снегов”. В этот день справляли Михайловские угощения, ходили друг к другу в гости : “ Ходи к соседу на добрую беседу”. В этот день почитали воинов - защитников родной земли.
^ Святки - 7-18 января.

Другое название : Святые вечера.

Святки были самым длительным отдыхом для крестьянина в течение трудового года. Говорили : “ Зима - за морозы, мужик - за праздники”. Нерабочими были только первые три дня. С этого дня устанавливались морозы.Говорили : “Сей по весне глядя по тому, когда на святки пасмурно: утром- сеять рано; в полдень - средний сев; вечером - поздний сев. В старину молодёжь каждый вечер собиралась на вечёрки. где пели песни, плясали, играли в игры с поцелуями и сиденьями на коленях. Все святки девушки гадали о своих суженных - ряженных. По вечерам на святки ходили ряженные с шутками, прибаутками, заходили в дома, ребятишки бегали по домам, распевая величальные песни.
^ Сретенье - 15 февраля.

Другие названия: Встретенье, Зимбор.

С давних времён этот день считался первой встречей весны. “Зима с летом встретились”. В этот день к вечеру дети выбегали на сугробы закликать солнце, чтобы оно показалось из -за гор. Если оно проглядывало - первая встреча прошла благополучно, солнце не покажется - ожидай морозов.

Наступают сретенские морозы, нередко морозы чередовались с оттепелями. К этому дню появляются сосульки. в народе говорили: “На Сретенье зима весну встречает, погубить красную хочет, а сама лиходейка от своего хотения потеет”.

Приметы: “Какова погода на Сретенье - такова и весна будет”. Сибирская примета: “Если сретенье тёплое, то и весна хорошая будет”. К этому дню воробьи становятся шустрыми.

К Сретенью полностью заканчивается охота на всех пушных и промысловых зверей.
^ Агафья - Коровница - 18 февраля.

Другие названия: Агафья - Скотница, Коровятница.

К этому дню в неурожайные годы кончались корма - по крестьянским дворам ходила коровья смерть. В этот день просили защиты от болезней. Убирали хлев лаптями, обмоченными в дёготь, верили, что такие лапти отгоняют коровью смерть. Начинался самый заботливый уход за стельными коровами. Просили : “Принеси нам, коровушка, бычка или тёлочку”.
^ Власий- сшиби рог с зимы - 24 февраля.

Другие названия : Власиев день, коровий праздник.

Власиев день - морозный. С этого дня наступали последние морозы. Примечали: “Чем холоднее последняя неделя февраля, тем теплее в марте”. В этот день вспоминали Велеса - покровителя домашнего скота, просили оберега для телят. С этого дня начинаются скотские торги. Начинали ждать Масленицу.
^ Масленица - конец февраля.

Самый весёлый, разгульный народный праздник. Отмечал победу живительных сил весны над зимой, что было значительным рубежом в состоянии не только природы, но и человека, поскольку он не отделял себя от природы. Многие обряды Масленицы ( сжигание соломы или чучела Масленицы, обилие масляной пищи, блинов, катание с гор, взятие снежной крепости и даже смех) должны были помочь природе победить зиму, разбудить растительные силы. Во всех сибирских селениях заливали горку, на которой катались и взрослые и дети, парни катали своих невест.

Любимым развлечением было катание на тройках и конские бега, взятие снежного городка , кулачные бои.

Масленица расписана по дням на целую неделю.

Понедельник - встреча. В этот день устраивали и раскатывали горки.

Вторник - заигрыш. Начинались игрища. За потеху угощались блинами. К Масленице готовили множество угощений - блины, пироги, оладьи, лепёшки - и всё с маслом, со сметаной. Даже месяц, по народным приметам “ окунал рог” в масло, т.е. нарождался на этой неделе.

Среда - лакомка, разгул , перелом.

Катание с гор молодожёнов, которые поженились в этом году, под песни девушек.

Катание на тройках на перегонки, под песни и гармошки, с шутками и затеями, поцелуями и объятьями.

Четверг - разгуляй - четверток. Брали снежные города, катались на лошадях.

Пятница - тёщины вечера, зятья ходили в гости к тёщам.

Масленицу- куклу из соломы наряжали, усаживали в сани и везли в гору с песнями.

Суббота - посиделки, навещали родных, проводы Масленицы. Провожали Масленицу по деревне под руки.

Воскресение - прощённый день.

Прощались с Масленицей, куклу сжигали. Просили у родных и знакомых прощения.


Евдокия-весновка -14 марта

Другое название-Евдокия-плющиха, Свистунья, подмочи порог, замочи подол, Каплюшница.

Наступает оттепель. В обиходе была поговорка: “Авдотья снега плющит”, т.е. с этого дня снег начинал оседать под действием тепла. В народе с давних времен с этого дня зазывали весну. Отмечались сильные ветры.С Евдокии начинали готовиться к полевым работам:”Пришли Евдокеи-мужику затеи : соху точить, борону чинить”. Женщины, девицы, дети влезали на кровли амбаров или на пригорки и пели:”Весна-красна, что ты нам принесла?”. Если день ясный, то и вся весна красна. К этому дню много приурочено примет о весне.
Герасим-грачевник -17 марта.

В этот день ждали прилета грачей-вестников весны : Герасим - грачевник грачей пригнал;”Грач весну принес”. Очень много примет, связанных с прилетом грачей:”Если грачи летят на старые гнезда, то весна будет теплой”. “Если грачи прилетели рано, но за ремонт гнезд не берутся, а только летают над ними и садятся на непрдолжительное время - холод еще протянется несколько дней.Появляются первые проталины.
^ Сорок Сороковников -22 марта

В народе говорили, что к этому дню “Сорок сороков птиц прилетает из заморских стран, весну несут.” На Сорок Сороков-вторая встреча весны, закликают весну. По обычаю в этот день пекли 40 жаворонков. Девушки и женщины шли на гумно, крошили печеные жаворонки, разбрасывали по сторонам, припевая по 3 раза:

“Жаворонки прилетели

На завалинку, на проталинку”.

По другому обычаю, в этот день ребятишки прикрепляли испеченных жаворонков на ивовые прутики и бежали толпой в поле, распевая песни.К жаворонкам обращались с просьбой:”Сани унесите, соху - борону принесите”. Молодежь в этот день сходилась за околицу, устраивала обрядовые игры. Ребятишки взбирались на крыши и кликали весну. Наступает весеннее равноденствие.
^ Комоедица -28 марта

Это распространенный у таежных народов медвежий праздник. В этот день почитали медведя , когда он пробуждается в берлоге от зимней спячки. Эти ритуалы и назывались комоедицами. Накануне готовили из гороховой муки”комы”, репник и кисель. После обеда домашние лежа поворачивались с боку на бок, как бы помогая медведю подняться из берлоги. В этот день веселились и плясали в вывернутых мехом наружу одеждах.
^ Мать-и-мачеха зацветает -10 апреля

Из цветов мать-и-мачехи заваривали первый весенний чай, который помогал от простуды, “худосочного” кашля. Еще лежит на земле снег, а цветы мать-и-мачехи солнечными брызгами покрывают проталинки.
^ Федул-теплый ветер подул - 18 апреля

Другое название - Федул теплый.

Сибиряки советовали до Федулова дня не выставлять зимние рамы.”Раньше Федула окна настежь-теплу дорогу застишь”. Вместе с теплым воздухом, как бы волнами, проходит перелет птиц. Прилетают сверчки и расселяются по огородам. У лосей растел-рождаются рыжие лосята.
Ляльник -22 апреля

К этому дню появляется первая зелень, весенние цветы. В этот день на лугу собирались девушки, выбирали Лялю, одевали белые одежды, перевязывали руки и талию свежей зеленью. На голову одевали венок из весенних цветов. Вокруг нее водили хороводы, пели песни, просили об урожае. В эти дни играли в горелки. Гореть-любить.Любовь часто сравнивали с красным цветом, огнем, жаром.
^ Вороний праздник - 27 апреля

У черного ворона торжество : воронят из гнезда выпускают. По старинному преданию во многих местах каждый ворон отпускает своих годовалых воронят на отдельное гнездо.
^ Зелень - Зеленица - крапива царица - 16 мая

Другие названия: Мавры - зеленые щи. Мавры Молочницы.

Подросли крапива и щавель на лугах. Есть, что хозяйкам в щи положить.”Крапива жгуча родится, а в щи сгодится”. Коровы прибавляют молоко. Обильней становится крестьянская пища “И хозяйке легко, коль на столе молоко”.
^ Ирина - Рассадница -18 мая

Сеют капустную рассаду и в этот день и в следующие дни, высаживают огурцы. Посадке капусты придавали особое значение. Это был любимый овощ, играл большую роль и занимал на крестьянском столе видное место по всей Матушке России. При пересадке капусты не ели хлеба, чтобы куры капусту не выклевали. Рассаживают капусту по грядкам, приговаривая:”Не будь голенаста-будь пузаста, не будь пуста-будь туга, не будь красна-будь вкусна, не будь стара-будь молода, не будь мала-будь велика”. Говорили:”Для чего огород городить, коли капусты не садить”. Чтобы молодую капусту не точил червь, по углам грядок сажали крапиву и приговаривали:”Крапиву-червям, а капусту нам”.
^ Никола теплый -22 мая.

Другое название : травной, вешний.

Это важная аграрная дата. Пошли в рост травы.”Никола вешний лошадь откормит”. С этого дня отмечали наступление настоящего тепла. С этого дня в Сибири начинают сеять овощи-морковь, лук, горох, картофель.К этому дню полагалось отсеятся ранними зерновыми-праздник в честь завершения раннего сева. Во многих селах проводили так называемый “канун” или “съезжий праздник”. Люди пожилого возраста в складчину варили поминальное пиво, которым потчевали своих односельчан и приезжих. “На Николу и друга и недруга зови на угощение-все друзья будут”. Молодежь собиралась на опушках леса, водили хороводы, варили для угощения яйца, которые издревле считались символом жизнеутверждающего начала в природе. Просили обильные дожди на почвы. По обычаю ребятишки выгоняли лошадей в ночное на подножный корм. Трава приносила ощутимое облегчение с содержанием скота.
^ Информационный материал о временах года и месяцах календаря из литературных источников.
Весна.
С древних времен на Руси весну считали началом земледельческого года.Она была для народа долгожданной и желанной порой. Немало поэтических характеристик дал народ весенней поре:”Весна - красна”, “Весна - сестра солнца”. Сибиряки, встречая прилет птиц, вестников весны, говорили:”Сердце трепещется, как птицы начнут прилетать. Приход весны приносил не только радостные ощущения, но и тревожные раздумья:”А какой она себя покажет?”. Ведь от состояния весенней погоды во многом зависит будущий урожай. Весной наступали тревожные заботы, как прокормить семью и домашний скот. К весне заканчивались запасы хлеба и кормов.
Март
Древнерусское название месяца ”сухий”связано с малым выпадением осадков. В народе март именуют так же”капельник”, “протальник”, “грачевник”.

“Март весну встречает, с зимой борется”

“Март сшибает рог зиме”

“Март-утро года”

“Март месяц любит куролесить” и др.
Апрель
Древнерусское название месяца “березень”, начинает появляться сок у берез, пробуждающихся в апреле от зимнего сна. Другие народные названия: ”снегогон”,”водопол”,”цветень”( распускаются первые цветы ),”пролетень”.

“В месяце апреле держи одежду ближе к телу(бывают еще холода)”

“Апрель-водолей”

“Апрель-всех напоит”

“Апрель с водой, май с травой”

“Апрель открывает ключи и воды”
Май
Другое название месяца “травень”-всюду начинает зеленеть трава, еще “песенник”- вокруг раздается птичье пение, “листопук”- развивается листва.

“Ненадежно майское тепло”

“Ай-ай, месяц май и холоден и тепел”

“Май леса наряжает, лето ожидает”

“Иногда в мае приходится в рубахах пахать, а в шубах сеять”(т. е. резко переменчива погода в мае).


Лето
Лето-пора горячей непрестанной работы в поле, огороде и на лугу. На ранней зорьке поднимался летом народ, чтобы вовремя справиться со всеми работами “Летом с курами ложись, с петухами вставай”. В шутку говорили “Всем лето хорошо, да макушке тяжело”(т.е. много работы, особенно в июле, который считается вершиной, макушкой лета). Больше чем в какую-либо другую пору года народ беспокоило состояние погоды летом. Не всегда она была благосклонна к труженнику. “Живет и такой год, что на день семь погод”. Выручал накопленный опыт предвещания погоды.
Июнь
Исстари на Руси июнь назывался “розанцвет”- по обилию ярких цветов на лугах и полянах. Другое название”Изок”- от древнерусского название кузнечика. Громкое пение кузнечиков было одной из примет этого месяца. В народе говорили:”Июнь-конец пролетья, начало лета, “Июнь-румянец года”. Июнь открывал самую горячую пору трудового года крестьянина. Одна работа накатывалась на другую.

“Что май, что июнь - оба в проголодь”

“В июне во дворе пусто, а в поле густо”

“В июне весело:цветы цветут, соловьи поют”.
Июль
Древнерусское название месяца -”липец”. Оно связано с цветением липы. В употреблении были такие названия “серпень”(настала пора жатвы), “сенозорник”,”страдник”-по характеру хозяйственных работ этой поры.

“Июль - грозовик”

“Июль - макушка лета”

“Июль косит и жнет-долго спать не дает”.
Август
В Древней Руси этот месяц назывался “зарев”, “зарничник”- наступала пора ярких холодных зорь. Другие названия месяца:”густарь”-по обилию овощей и фруктов, “серпень”, “жнивень”- по трудовой занятости в эту пору.

“Август- лета закат, последний летний месяц “.

В августе лето бежит вприпрыжку:много работы и страдных забот.

“Август- собериха- припасиха”.

“Август устали не знает-все собирает”.

“Август - малиновое лето”.

“Август - яблоками пахнет”.


Осень
Скоротечна летняя пора. Незаметно приходит осень. Все реже удаются погожие дни.“Волки задрали солнышко”- говорили в народе, печалясь об уходящем солнечном тепле. Но бодрили себя:”Осенью от работы жарко”. В самом деле предстояло еще немало нелегкого труда, чтобы надежно встретить долгую и строгую зиму-матушку. Утешением был осенний достаток. В доме полно овощей, фруктов , на столе хлеб нового урожая. К хлебу было особое отношение. Из поколения в поколение передавался крестьянский завет: ”Горька работа, да сладок хлеб”. С малолетства усваивалось строгое правило - беречь хлеб. “Каждую крошку - в ладошку”.
Сентябрь
В древности сентябрь имел несколько названий, среди них:”жовтень”- за желтый цвет листвы, “рюин”- за рев оленей, которые выходили в эту пору на гон, “хмурень”- за частое ненастье, “вересень”- пора цветения вереска.

“Сентябрь холоден, да сыт”.

“В сентябре лес реже - и пение птиц тише”.

“Батюшка сентябрь не любит балова”.
Октябрь
С древних пор в народе бытовали различные названия месяца :”листобой”, “грязник”, “зазимник”- все они отражают состояние погоды и природу в эту пору. Октябрь был подступом к зиме.”Октябрь - свадебник”-это название месяца связано с обычаем устраивать свадьбы с наступлением осени.

“Октябрь землю покроет, где листком, где снежком”

“В октябре с солнцем распрощайся, поближе к печи подбирайся”
Ноябрь
На Руси ноябрь называли по-разному:”студень”, “грудень”, “полузимник”.

“Ноябрь-сентябрев внук, октябрев сын, зиме родной батюшка”

“Ноябрь-сумерки года”

“Ноябрь-ворота зимы”
Зима
Зима - время менее напряженного крестьянского труда. В зимнюю пору устраивались праздничные гуляния, игры, молодежные забавы. Но земледелец и зимой не расставался с заботой о будущей весне и новом урожае. Помнили мудрую пословицу: ”Собрал урожай, да новый задумывай”. В предзимнее время (октябрь, ноябрь) зима как бы примеривается к своей поре. Коренная же зима, как говорили”в трех месяцах владыка”: в декабре, январе, феврале.

Декабрь
Древнерусское название месяца “студень”-за длительную стужу, “лютень”-лютая морозная пора.В обиходе было название декабрю “зазимник”- зиму начинает

“Декабрь-стужайло, на всю зиму землю студит”.

“Декабрь-шапка зимы”.

“Декабрьский мороз - копьит насквозь”.


Январь
В древней Руси название этому месяцу было “просинец”: прибавлялся день, светлели и постепенно синели зимние небеса. Другое название январю”сечень”: по Народному календарю он находится посередине зимы и как бы рассекает ее на две части.

“Январь- темная зорька года”

“Январь- середина зимы”

“Январю - батюшке - морозы, февралю - метели”

“Январь - весне дедушка”

Февраль
В прошлом февраль назывался “снежнем”- за глубокие снега, “лютым”-за свои морозы,”меженем”- он являлся календарной межой зимы и весны. Февраль-последний месяц зимы. Наступала пора подготовки к весенним работам.

“Февраль-глубокие снега”

“Февраль-весну строит”

“Февраль-месяц лютый, спрашивает: как обутый?”

^ Методика работы по разделу

Народный календарь”.
1. Необходимо отметить , что у нас в Сибири, крае, который называют суровым, даты народного календаря и фенологический ( природный ) календарь не совпадают, т.е. изменения в природе, сроки посадки, сева и т.д., данные в народном календаре наступают или происходят примерно на две недели позже. И , естественно, погружаясь в традиции того или иного дня, знакомясь с приметами в этот день, явлениями природы, деятельностью людей, ребёнок должен это видеть наяву. Поэтому дни Народного календаря должны проводиться по фенологическому календарю.
2. К дням Народного календаря необходимо проводить предшествующую работу с детьми:

- наблюдение на прогулках за изменениями в природе, погоде;

- чтение и заучивание произведений устного народного творчества о временах года, о явлениях природы, состоянии природы и погоды и др. ( приметы, заклички, загадки, пословицы, поговорки, календарные песни и т.д. ), а так же авторские произведения ;

- разучивание песен, танцев, хороводов, народных игр.
^ 3. Информационный материал о днях Народного календаря из литературных источников должен адаптироваться для детского восприятия.
4. На ознакомление детей с традициями , обычаями дня Народного календаря отводится весь день.

Утром до прихода детей в детский сад в уголке Народного календаря появляется новый лист, отражающий явления природы, состояние погоды, деятельность людей того или иного дня Народного календаря ( см. Прило-жение № 2).

Воспитатель обращает внимание на появившийся новый лист календаря,

сообщает название наступившего дня. На младшем и среднем дошкольном возрасте названия дней Народного календаря так как они даются в литературе не преподносятся ( Луппа - брусничник - день рождения бруснички; Наталья - овсяница - день рождения овса и т.д.) На старшем дошкольном возрасте некоторые названия дней Народного календаря даются детям как в литературе, а некоторые преподносятся детям в такой же форме, как и в младшем, среднем дошкольном возрасте ( Савватий - пчельник - день рождения пчелы; Пётр и Павел рябинники - день рождения рябины и т.д.)

Воспитатель рассказывает детям об особенностях отмечаемого дня На-

родного календаря , вместе с детьми рассматривает объекты природы , связанные с этим днём, отмечает внешний вид объекта, вспоминает с детьми знакомые и заучивает новые произведения устного народного творчества о времени года, явлении природы, об объекте природы, состоянии погоды и природы соответствующие этому дню.

Если дни Народного календаря связаны с объектами природы ( “Репо-рез”; Арина - шиповница; Зелень - зеленица, крапива - царица и др. ) воспитатель, используя схемы, художественное слово решает задачи экологического воспитания: показывает значение данного объекта для человека, животных, растений, знакомит детей с правильными действиями человека по отношению к данному объекту природы.

На прогулке воспитатель с детьми через наблюдения, художественное слово закрепляет знания детей о явлениях природы, характерных для того или иного дня Народного календаря.
Во II половину дня с детьми проводится развлечение, сценарий которого готовят совместно воспитатель и музыкальный руководитель. Содержание развлечения должно отражать особенности и народные традиции данного дня Народного календаря, обогащать сенсорный опыт детей (вызывать положитель-ные эмоции и чувство радости от соприкосновения с народными традициями.) В сценарий развлечения включаются как народные песни, танцы, игры, так и авторские.

После развлечения в совместной деятельности воспитатель с детьми проводит продуктивную деятельность, где дети закрепляют полученные представления о дне Народного календаря.

5. В каждой возрастной группе детей знакомим с новыми днями Народного календаря, а дни, с которыми знакомили детей ранее не забываются, а вспоминаются каждый год. Работа по закреплению знаний об этих днях строится по другой структуре:

Утром в уголке Народного календаря появляется лист с уже знакомым ранее детям днём Народного календаря. Воспитатель с детьми уточняет что это за день, его особенности, традиции, вспоминает с детьми знакомые и разучивает новые произведения устного народного творества, соответствующие этому дню.
На прогулке воспитатель с детьми осуществляет ту же работу. что и при знакомстве с новым днём народного календаря.
Во II половину дня с детьми проводятся ранее и вновь разученные народные игры, соответствующие дню Народного календаря.
В течение дня (по мере возможности) совместно с детьми воспитатель осуществляет трудовую деятельность соответствующую деятельности людей в этот день.

^ 6. При закреплении знаний детей о временах года, во всех возрастных груп-пах, воспитатели используют произведения устного народного творчества ( при-меты, пословицы, поговорки, загадки, связанные с временами года), а также авторские произведения.
7. В подготовительной группе в совместной деятельности воспитатель с детьми проводит работу по ознакомлению детей с народными названиями месяцев и их графическим изображением.Воспитатель поясняет происхождение названия месяца ,через наблюдения, произведения устного народного творчества ( приметы, пословицы, поговорки и др.) знакомит детей с его особенностями.

^ Перспективный план проведения дней

Народного календаря.
Литературно - художественный, музыкальный, игровой материал к дням народного календаря представлен в Приложении № 1.
^ 2 младшая группа ( 6 занятий ).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сведения взяты из книги “Погодой год припоминается” состав и вступительная статья Б. Ховратовича. Красноярск. Книжное издательство, 1992 205 с iconКрасноярск
Кристалл а. ¶.* Генетика вселенной Государство земля. Красноярск: Издательство «Кларетианум», 2001. 164 с

Сведения взяты из книги “Погодой год припоминается” состав и вступительная статья Б. Ховратовича. Красноярск. Книжное издательство, 1992 205 с iconТематическое планирование по родному языку и литературе Классы
«Программы по чувашскому языку для общеобразовательных учреждений (5-9 классы)» под редакцией И. А. Андреева – М.: Чувашское книжное...

Сведения взяты из книги “Погодой год припоминается” состав и вступительная статья Б. Ховратовича. Красноярск. Книжное издательство, 1992 205 с iconТематическое планирование по родному языку и литературе Классы
Программы по чувашскому языку для общеобразовательных учреждений (5-9 классы) под редакцией И. А. Андреева – М.: Чувашское книжное...

Сведения взяты из книги “Погодой год припоминается” состав и вступительная статья Б. Ховратовича. Красноярск. Книжное издательство, 1992 205 с iconТематическое планирование по родному языку и литературе Классы
Программы по чувашскому языку для общеобразовательных учреждений (5-9 классы) под редакцией И. А. Андреева – М.: Чувашское книжное...

Сведения взяты из книги “Погодой год припоминается” состав и вступительная статья Б. Ховратовича. Красноярск. Книжное издательство, 1992 205 с iconПеречень учебников на 2012-2013уч год №
Артемьева Т. В., Волков М. К., Сергеев Л. П. Чаваш букваре Чувашское книжное издательство. Чебоксары 2007

Сведения взяты из книги “Погодой год припоминается” состав и вступительная статья Б. Ховратовича. Красноярск. Книжное издательство, 1992 205 с iconХудожник Ю. К. Люкшин Клюев Н. А. Сердце Единорога. Стихотворения...
Клюев Н. А. Сердце Единорога. Стихотворения и поэмы / Предисловие Н. Н. Скатова, вступительная статья А. И. Михайлова; составление,...

Сведения взяты из книги “Погодой год припоминается” состав и вступительная статья Б. Ховратовича. Красноярск. Книжное издательство, 1992 205 с iconУчебно-тематическое планирование по родному языку и литературе
«Чувашский язык и чувашская литература 2 класс» (Т. В. Артемьева. Чувашское книжное издательство, 2005г.)

Сведения взяты из книги “Погодой год припоминается” состав и вступительная статья Б. Ховратовича. Красноярск. Книжное издательство, 1992 205 с iconТематическое планирование по чувашскому языку Классы
Учебник В. И. Дмитриев Чувашский язык для 7класса Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2009г

Сведения взяты из книги “Погодой год припоминается” состав и вступительная статья Б. Ховратовича. Красноярск. Книжное издательство, 1992 205 с iconПодборка переводов и вступительная статья
У истоков стоит провозвестник восточного Предвозрождения,"Адам поэтов" Рудаки. Вот один из характерных фрагментов его творчества

Сведения взяты из книги “Погодой год припоминается” состав и вступительная статья Б. Ховратовича. Красноярск. Книжное издательство, 1992 205 с iconЛ. С. Выготский вступительная статья1 к русскому переводу книги к....
Л. С. Выготский вступительная статья1 к русскому переводу книги к. Бюлера «очерк духовного развития ребенка»2 17



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница