Разработка урока по литературе в 7 классе Тема урока: «Теве-Хая в стихах и легендах»




Скачать 116.62 Kb.
НазваниеРазработка урока по литературе в 7 классе Тема урока: «Теве-Хая в стихах и легендах»
Дата публикации16.10.2014
Размер116.62 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > География > Урок
Разработка урока по литературе в 7 классе

Тема урока: «Теве-Хая в стихах и легендах»
Цели урока:

  • Познакомить учащихся с выдающимся тувинским ученым, поэтом Монгушом Бораховичем Кенин-Лопсаном;

  • Развивать умение анализировать поэтический текст;

  • Воспитывать любовь к малой родине.


Оборудование: портрет Монгуша Бораховича Кенин-Лопсана, пейзаж с изображением Теве-Хая,

листочки со стихотворением, с таблицей для анализа.






^ Если будете в Туве,

Подойдите к той скале.

Краше скал и величавей

Не встречал я на земле!

Куулар Черлиг-оол
Ход урока



  1. Слово учителя.


Все, кто впервые видит нашу Туву, наш родной край восхищаются ее красотой. Всех покоряют несокрушимые горы, первозданная красота и мощь кедровой тайги, протянувшейся на сотни километров, ковыльные степи, звонкие чистые реки, да и мы сами восхищаемся нашим краем.

В Туве много замечательных, неповторимых мест. И одно из них – Теве-Хая. Теве-Хая (в переводе с тувинского языка) – Верблюд – скала. Высота ее – девять метров, длина 25, ширина от полутора до трех метров. В Туве несколько скал носят название Теве-Хая, но ни одна из них не имеет такого поразительного сходства с живым оригиналом.

В народе живет легенда о Теве-Хая. В ней говорится о праведном ламе. Всю свою жизнь он боролся с жадными и невежественными собратьями – ламами. Неистовый лама уличал их в корыстолюбии, обжорстве, пьянстве. Народ стал прислушиваться к речам ламы. Слава его росла. У него стали появляться последователи. Это обозлило духовенство. Ламы пытались запугать проповедника и даже убить его. Но ничто не могло сломить упрямца. Тогда они обратились к шаманам, и те с помощью волшебства тайно обратили ламу в верблюда. Но и будучи верблюдом, он не давал покоя своим врагам. Каждую весну он гонялся за ламами и шаманами, плевал в них и пытался их растоптать. Тогда ламы и шаманы превратили упрямца в камень. С тех пор и стоит на тес-хемской земле скала-верблюд.

Ламы скрыли от людей свое злодеяние. А появление скалы объявили величайшим чудом и сделали Теве-Хая средством своей наживы. Они объявили Теве-Хая священным символом всей округи, уверяя, что скала покровительствует верблюдам и помогает хозяевам умножать их стада. Нужно только усердно молить духов и щедро одаривать лам.
Верблюд – скала покорила множество сердец. Среди них – наш знаменитый земляк Монгуш Кенин-Лопсан.


  1. ^ Выразительное чтение стихотворения.







Верблюд-гора



^ Верблюд-гора, в преданьях ты воспета,

Но ты сама не ведаешь о том,

Когда лежишь под синим небом лета

В сиянье солнца жарко-золотом.
Твоих камней таинственные груды

Горбами проступают из земли,

Как будто исполинские верблюды

Здесь отдохнуть когда-то прилегли.
Пятнадцать в ряд. Спокойны и угрюмы,

Суровой красотою хороши,

Они лежат – и каменные думы

Неторопливо думают в тиши.
Каким бы ни сковало их морозом,

Как ветры злые ни были б сильны,-

Бесчувственны к соблазнам и угрозам,

Они всегда земле своей верны.
Лежат, молчат. И думаю всегда я,

Едва завижу их издалека:

Любовь моя к тебе, земля родная,

Как эти камни вечные, крепка.
И, не ища минутного успеха,

Сюда мой стих принес недаром я:

Пусть Вечности ему ответит эхо – твое,

Верблюд-гора,Теве-Хая!




  1. ^ Сообщение ученицы.




10 апреля 2011 года доктору исторических наук, известному исследователю шаманизма ^ Монгушу Бораховичу Кенин-Лопсану исполнилось 86 лет.

  "Живое сокровище шаманизма"... Во всем мире только трое избранных были удостоены этой высшей награды Американского фонда шаманских исследований. Среди них — и Монгуш Кенин-Лопсан, получивший этот почетный титул в 1994 г. за вклад в сохранение традиций тувинского шаманизма.

Он собирал шаманские гимны свыше 50 лет, побывал во всех уголках Тувы, встречался со старыми шаманами, дружил со знатоками тувинской старины.

«Я родился во время весенней перекочевки. Юрту быстро поставили под громадной лиственницей. Рядом текла речка Чаш-Тал. Так что меня можно назвать сыном кочевья, - рассказывал он в одном из интервью. - Нас в одной юрте было десять сестер и шесть братьев. Мама была мастерицей и сказительницей, отец — охотник, костоправ, знаток народных преданий и благопожеланий. У него я учился красоте слов».

В числе лучших выпускников кызыльской школы он был направлен в Ленинград для продолжения учебы. Кенин-Лопсану посчастливилось попасть в единственную в истории тувинскую группу, набранную для обучения на восточном факультете Ленинградского университета.

По окончании университета он преподавал тувинский язык и литературу, работал редактором в местном издательстве. Интерес к историческому прошлому родной земли, желание сохранить для потомков её сокровища и раритеты привели Кенин-Лопсана три десятилетия назад на службу в Тувинский республиканский краеведческий музей. Здесь он неустанно собирает шаманский фольклор, старинные рукописи и книги, этнографические и археологические материалы. Но главным в его жизни всегда оставалось творчество. Перу Кенин-Лопсана принадлежат многочисленные романы, повести, рассказы, стихи, переводы на тувинский язык произведений русских и зарубежных поэтов. И самое заветное — публикации фольклора тувинского шаманства.

Дело его жизни – это забота о сохранении духовного потенциала своего народа. Хранитель ценностей. В прямом и переносном смысле. Он – хранитель материальных и духовных ценностей тувинцев.

В своем творчестве с начала 90-х годов М.Б. Кенин-Лопсан раскрылся больше как ученый, фольклорист, этнограф, шамановед, искусствовед, краевед. С ним сотрудничало более тысячи информаторов.

Человек, сохранивший духовное наследие народа и запечатлевший его в вечном слове – это хранитель тех ценностей, которые невозможно, как материальные богатства, ни потерять и не уничтожить.


  1. ^ Анализ стихотворения.

Словарная работа

Ламаизм – разновидность буддизма, распространенная в Тибете, Монголии и др. странах.

^ Лама – ламаистский монах.

Шаман – у некоторых народов, сохраняющих веру в духов и в возможность ритуального общения с ними: служитель культа, колдун – знахарь.
- Как перекликаются легенда и стихотворение?
- Что придает национальный колорит стихотворению? (тувинское слово, типичный тувинский пейзаж – горы под синим небом).
^ 5. Самостоятельная работа по заполнению таблиц.


Вопросы


Наблюдения

Выводы

Сколько

строф?

6 строф из четырех строк (катрен)

Строгость, размеренность, четкость.

Размер?

^ Верблюд-гора, в преданьях ты воспета – 11 слогов;

Но ты сама не ведаешь о том – 10 слогов.

Пятистопный ямб


Строгий размер, несколько смягченный пиррихиями.

Длинные строки передают процесс размышления. Интонация спокойная, размеренная.

Рифма?

Чередование женской и мужской рифмы;

Перекрестная (абаб), точная – воспета – лета; о том – золотом.


В 1-й и 3-й строках один слог лишний.

Лексика,

тропы?

Большая часть слов нейтральная, но есть слова, характерные для публицистического стиля: воспеть (высок.), ведать (устар.), преданье, исполинский, думы, верны земле, земля родная, вечность.

Нет разговорных слов.

Эпитеты: Верблюд-гора, в сиянье жарко-золотом, таинственные груды, исполинские верблюды, каменные думы, ветры злые, камни вечные, минутный успех.

Метафоры: лежишь в сиянье солнца, горбами проступают, эхо вечности.

Олицетворения: лежишь, не ведаешь, молчат, неторопливо думают, спокойны и угрюмы, бесчувственны к соблазнам и угрозам, верны земле.

Сравнения: как будто исполинские верблюды…

Любовь…как эти камни вечные, крепка.

Цветопись: синий, сиянье солнца, жарко-золотом.

Повтор: лежат (2), лежишь, думы, думают (2): вечность, вечные, земля(2), камни (2), каменные, всегда (2).

Антонимы: небо –земля, минутный-вечный, угроза-соблазн.


Тональность стихотворения торжественная, важная, серьезная.


Синий и золотой цвета выбраны не случайно.
Синий – символ вечности, чистоты.

Золотой – символ богатства, благополучия.

Особенности морфологии?

Глаголов немного, есть повторяющиеся – 15 (лежат, ведаешь, проступают, прилегли отдохнуть, думают, сковало).

Прилагательных -17.

Нет движения. Ощущение покоя, тишины, недвижности, неизменности.

Какими словами обозначается художественное пространство?

Небо, земля, камни – мир природы.

Я, моя любовь, мой стих – мир человека, его дум и эмоций.




Как выражено художественное время в стихотворении?

1-я строфа: определенное время – лето, солнце. Затем временные рамки исчезают: всегда, вечность.





Синтаксис?

5 сложных предложений, повествовательных, только 1 восклицательное; 2 простых, односоставных.

Обращение – земля родная, верблюд-гора.

Синтаксический параллелизм:

Каким бы ни сковало их морозом,

Как ветры злые ни были б сильны…

Покой, тишина. Одушевление мира природы.

Подчеркивается сила их верности, противостояние иным силам.

Как делится композиционно?

1-3 строфы – пейзаж, описание горы; 4-6 строфы – тема любви и верности своей земле.





Каково настроение стихотворения? Меняется ли?

Создается особенностями лексики, морфологии, синтаксиса, интонации.

Спокойное, неторопливое, размеренное, торжественное.

Не меняется, т.к. чувство любви к своей земле неизменно, ни при каких обстоятельствах.




  1. ^ Обсуждение результатов исследовательской работы по анализу стихотворения, подведение итогов.




  1. Домашнее задание: творческая работа по стихотворению «Верблюд-гора» (сочинение по плану).


Примерный план анализа поэтического текста

  1. Вступление.

  • Что это за стихотворение (автор, название), какова его тема (о чем оно)?

  • Каково настроение стихотворения? Как выражается настроение? Чем формируется?

  1. Основная часть.

  • Какие образы и картины ты представляешь себе, читая стихотворение? Меняется ли настроение?

  • Как оно построено (как делится композиционно)? В чем смысл композиции?

  • Как звучит стихотворение? (размер, ритм, длина строк, наличие или отсутствие рифмы, звукопись).

  • Какие приемы использует автор? (метафора, эпитет, олицетворение, сравнение, цветопись, повторы; употребление слов определенной части речи, синонимы, антонимы; использование предложений определенной конструкции).

  • Каким представляется мне лирический герой этого стихотворения? Какие чувства он испытывает? О чем размышляет?

  1. Личное впечатление от стихотворения. С какими твоими мыслями и чувствами оно созвучно?

^ Конструкции – подсказки:

В стихотворении …(название) …(Ф.И.О. поэта) описывает …(что?).

В стихотворении …(автор, название) говорится о …

В стихотворении царит …настроение. Стихотворение пронизано …настроением.

Настроение меняется на протяжении стихотворения …

Стихотворение можно разделить на …части, так как ….Композиционно стихотворение делится на …части, потому что…Звучание стихотворения создает … ритм. Короткие (длинные) строки подчеркивают … В стихотворении мы словно слышим звуки… . Постоянно повторяющиеся звуки … позволяют услышать… . Поэт хочет запечатлеть словами… . Для создания настроения автор (поэт) использует … . С помощью … поэт дает нам возможность увидеть (услышать) … .

Используя …, поэт создает образ … . Лирический герой этого стихотворения представляется мне …

^ Анализ стихотворения (работа ученицы Клепиковой Анны)
В стихотворении «Верблюд-гора» Монгуш Борахович Кенин-Лопсан воспевает природу, свою малую родину. Настроение в нем спокойное, торжественное и позитивное, на протяжении стихотворения настроение не меняется.

Композиционно делится на 2 части: 1) описание Теве-Хая, 2) любовь к родине.

Автор одушевляет камни с помощью олицетворений: «ты не ведаешь», «прилегли отдохнуть», «неторопливо думают», «бесчувственны к соблазнам и угрозам», «молчат». С помощью эпитетов поэт подчеркивает красоту природы – «под синим небом», «в сиянье солнца жарко-золотом», таинственные груды». Синий – символ вечности и чистоты, золотой – символ богатства. Еще он использует сравнения и метафоры: «как будто исполинские верблюды», «как камни вечные»; эхо Вечности, горбами проступают.

Строгую и торжественную тональность стихотворению придают слова, характерные для публицистического стиля, возвышенные: преданья, вечность, думы, верны земле.

Монгуш Борахович использует цветопись: «под синим небом», «в сиянье солнца жарко-золотом». Он написал стихотворение 5-стопным ямбом – строгим размером, рифма перекрестная и точная. Длинными строками передается процесс размышления. С помощью «тихих» глаголов (лежишь, отдохнуть, прилегли, думают) поэт подчеркивает незыблемость и неподвижность скалы и вечность любви к родине.

Поэт использует «спокойный» синтаксис: все предложения, кроме первого, повествовательные. Есть обращения: «Верблюд-гора», «земля родная».

Когда я читаю стихотворение, то вижу залитую солнцем степь, яркое синее небо и камни в форме верблюдов. Во время чтения я испытываю те чувства, которые передал Монгуш Борахович.

^ Анализ стихотворения (работа ученицы Килиной Ирины)
Раньше я не сталкивалась с творчеством тувинских поэтов. После первого прочтения стихотворения Монгуша Бораховича Кенин-Лопсана «Верблюд-гора» я была в восторге, оно задело меня за душу и заставило задуматься о своей родине.

В стихотворении «Верблюд-гора» говорится о любви к родному краю, к природе, к камням. Поэт восхищается этой горой, прославляет, воспевает ее величие. Для автора это любовь всей жизни, она для него как живая, и поэтому он с такой гордостью описывает ее.

В этом стихотворении царит спокойное, размеренное, торжественное настроение, которое не изменяется.

Я бы разделила стихотворение на 2 части: первая – описание горы, 4 строфы. В этой части автор как бы оживляет камни с помощью олицетворений (камни спокойны, угрюмы, лежат, молчат, думают думы), эпитетами украшает природу (в сиянье жарко-золотом, таинственные груды). Во вторую часть входит 2 строфы, в них он говорит не просто о любви к Верблюд-горе, а ко всей природе Тувы, которой он верен всю жизнь.

В стихотворении используется много глаголов, они подчеркивают незыблемость, неподвижность (лежат, молчат, думают) и поэтому интонация при чтении спокойная, размеренная. С помощью прилагательных автор дает камням человеческий чувства, эмоции (таинственные, суровые), оживляя их. Цветописью поэт подчеркивает красоту, великолепие природы родного края. Точная рифма придает звучание этому стихотворению.

Используя все перечисленное мной, поэт создает образ горы как живого существа.

Последние строки этого стихотворения я понимаю так: автору не надо минутного успеха, славы, он хочет, чтобы стих его был вечен, прошел через все поколения, как Верблюд-гора.

Мне это стихотворение очень понравилось, автор красиво описывает Верблюд-гору, для него с нее начинается родина, он ее очень любит, он патриот. А вот моя родина начинается с Сизима.


Список использованной литературы


  1. Биобиблиографический справочник. Писатели Тувы. Тувинское книжное издательство, Кызыл, 1982.

  2. Кенин-Лопсан М.Б. Традиционная культура тувинцев. Тувинское книжное издательство, Кызыл, 2006.

  3. Кенин-Лопсан М.Б. Голоса. Тувинское книжное издательство, Кызыл, 1984.

  4. Миронова Н.А. Анализ стихотворения. М.: Экзамен, 2008.

  5. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1987.

  6. Храмцова Р.А. Анализ поэтического текста в 5-11 классах. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Разработка урока по литературе в 7 классе Тема урока: «Теве-Хая в стихах и легендах» iconРазработка урока по литературе в 10 классе Тема урока: «Кому на Руси...
Методические приемы: коллективная работа, сообщение и презентация на тему «Поэма в рисунках»

Разработка урока по литературе в 7 классе Тема урока: «Теве-Хая в стихах и легендах» iconРазработка урока по литературному чтению в 1 классе Тема: В. Осеева " Просто старушка"
За несколько дней до проведения урока в классе была организована выставка книг В. Осеевой

Разработка урока по литературе в 7 классе Тема урока: «Теве-Хая в стихах и легендах» iconРазработка урока русского языка в 6 классе. Тема урока: Роль имени существительного в речи
Цель урока: расширить представления учащихся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли имен существительных...

Разработка урока по литературе в 7 классе Тема урока: «Теве-Хая в стихах и легендах» iconМетодическая разработка урока в 9 «А» классе, тема урока «Права человека»,...

Разработка урока по литературе в 7 классе Тема урока: «Теве-Хая в стихах и легендах» iconМетодическая разработка открытого урока в 8 классе Тема урока: «Поступки...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №63

Разработка урока по литературе в 7 классе Тема урока: «Теве-Хая в стихах и легендах» iconРазработка урока литературы в 11 классе тема: поэма а а. твардовского
Цель урока: Познакомить с поэмой А. Т. Твардовского «За далью даль». Показать гражданское мужество поэта

Разработка урока по литературе в 7 классе Тема урока: «Теве-Хая в стихах и легендах» iconМетодическая разработка урока по русскому языку в 10 классе гуманитарного...
Методическая разработка урока по русскому языку в 10 классе гуманитарного отделения

Разработка урока по литературе в 7 классе Тема урока: «Теве-Хая в стихах и легендах» iconМетодическая разработка урока русского языка в 8-ом классе. Тема...
Продолжать работу с текстом: умение найти новую информацию, выбрать ключевые слова и т д

Разработка урока по литературе в 7 классе Тема урока: «Теве-Хая в стихах и легендах» iconУрока литературы в 5 классе Учитель Назарова С. А. Тема урока: «Путешествие в страну Стихландию»
Предлагаемая на конкурс методическая разработка является одним из уроков в системе уроков творчества, проводимых в 5 – 6 классах

Разработка урока по литературе в 7 классе Тема урока: «Теве-Хая в стихах и легендах» iconМетодическая разработка урока музыки в 5 классе учителя музыки гимназии...
Углубление понятия «инструментальная музыка»; понятие «инструментальный квартет»



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница