Урок литературы в 6 классе по программе Коровиной Тема урока: Родная природа в стихотворениях поэтов XIX в. Е. А. Баратынского и Я. П. Полонского




Скачать 55.74 Kb.
НазваниеУрок литературы в 6 классе по программе Коровиной Тема урока: Родная природа в стихотворениях поэтов XIX в. Е. А. Баратынского и Я. П. Полонского
Дата публикации15.10.2014
Размер55.74 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > География > Урок
Урок литературы в 6 классе по программе Коровиной
Тема урока: Родная природа в стихотворениях поэтов XIX в. Е.А. Баратынского и Я.П. Полонского
Цели урока:

•закрепить знания учащихся о восприятии и интерпретации текста

•расширить знания учащихся Я.П. Полонском Е.А. Баратынском;

•закрепить умения определять способы создания образов с помощью художественных выразительных средств;

•развить интерес к поэзии - помочь вызвать зрительные образы при чтении стихов, понять настроения, чувства поэтов;

•воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи в условиях работы в группах;

•воспитывать любовь к родной природе.
^ Форма урока: лабораторная работа.
Оборудование: карточки-задания, картины русских художников, учебники и тетради. Класс поделен на 5 групп-лабораторий.
^ Ход урока:

1. Тема нашего урока записана на доске «Родная природа в стихотворениях поэтов XIXв Е.А. Баратынского, и Я.П. Полонского». Это уже не первая встреча с поэзией XIX века.

Наш урок – постижение новых открытий поэтического текста. Мы уже знаем, что такое стихотворение, как оно строится, какая бывает в нем рифма. Мы уже приобрели некоторый опыт групповой работы, и сегодня мы усложняем работу, так как каждая группа преобразовывается в лабораторию.

- Чем занимается лаборатория? (Исследованием);

- Как контролируется работа лабораторий? (Составляются отчеты);

Итак, каждая группа получает план задания и приступает к исследованию. Время работы 15 минут. После этого на общем ученом совете будут заслушаны открытия сотрудников лабораторий.
2. Карточки-задания. (работа в группах)

Карточка–задание

Евгений Абрамович Баратынский

1. Прочитайте стихотворение: «Чудный град порой сольется…»

2.Самостоятельно понаблюдайте над текстом стихотворения.

Свои наблюдения оформите в тетради по следующему плану:

1)тема стихотворения ( о чем ?),

2)настроение,

3)какие картины рисует автор,

4)найдите эпитеты и олицетворения, объясните

для чего их использует автор,

5)определите размер и рифму стихотворения.

3.Устно объясните выражения:

-видение и создание града,

-град из летучих облаков,

-посторонняя суета.

4.Попробуйте доказать, что «посторонняя суета» мешает людям. (на примере повести Пушкина «Дубровский» или любого другого произведения).

5.Подготовьте выступающих.
Карточка – задание.

Яков Петрович Полонский

1.Прочитайте стихотворение: «По горам две хмурых тучи…»

2. Проведите исследование по следующему плану:

1)Что рисует автор в стихотворении?

2)В какое время суток происходят события?

3)Какую историю рассказывает Полонский?

4)Какое настроение выражено в стихотворении (восхищение, радость, тревога, боль за поступок, восторг от битвы туч)

3.Что такое аллегория? Какие образы возникают у вас при чтении стихотворения? (оформите свои открытия в тетрадь в виде таблицы)

- Кого из людей мы можем представить в образе скалы?

- Тогда тучи – это кто?

- Как они себя ведут?

- Как реагирует на их ссору скала – мать?

- Как дети отнеслись к матери?

4.Как аллитерация, олицетворение, метафора позволяют зримо представить эту картину?

5.Какие стихотворения вспоминаются вам при чтении «По горам две хмурых тучи…»

6.Подберите к своему ответу иллюстрации и прокомментируйте свой выбор.
Карточка – задание

Яков Петрович Полонский

1.Прочитайте статью о поэте.

2.Прочитайте стихотворение: «Посмотри какая мгла…»

-О чем это стихотворение? Какие чувства возникают (восхищение, тревога, грусть, радость, печаль, уныние, восторг, сострадание?) при прочтении?

Что заставляет нас тревожиться?

- Какое время описывается в стихотворении?

-Какие две картины можно выделить в стихотворении?

-Какие слова передают мглу долин? Какова роль эпитетов и олицетворения в этом стихотворении?

-Какой прием помогает создать убаюкивающую интонацию?

^ 3.Какая аллегория прослеживается в судьбе поэта и в стихотворении?

4.Подберите иллюстрацию к стихотворению, сделайте к ней подпись.

5.Составьте 4-5 предложений для описания картины и стихотворения

Проведите работу со словарем

В тесном сонме сизых туч

^ Фосфорический свой луч
Карточка – задание

Евгений Абрамович Баратынский

1.Прочитайте стихотворение: «Весна! Весна! Как воздух чист!»

2.Подумайте над вопросами и приготовьте выступление по вопросам:

-Какое время года описывает автор?

-Какие чувства вы испытываете при чтении этого стихотворения?

-Какие приметы наступающей весны описывает поэт?

-Что видит лирический герой стихотворения?

-Какие чувства испытывает лирический герой?

-Какой литературный прием помогает сделать картину живой, а все видимые предметы очеловечить?

-Какие ещё тропы и фигуры используются в стихотворении

3.Какова роль последней строфы?

4.Подготовьте выступление
Карточка – задание

1.Оформите на доске выставку картин русских художников.

2. Подберите строки стихотворений русских поэтов к этим картинам.

3.Проведите экскурсию по выставке.
4.Почему мы объединили на уроке живопись и поэзию?

Цветная осень - вечер года -

Мне улыбается светло.

С. Маршак
Вот-вот ручьи задвижутся,

На солнце тает лёд

А. Барто
Мороз и солнце –

день чудесный

А. Пушкин
Я вижу тебя, весна,

В мое двойное окошко.

Еще ты не очень красна

И даже грязна немножко.

И. Бунин

Совсем близки уж грозные раскаты

И молния по небу сверху вниз.

Берёзы молчаливы и распяты

Зеленой тенью, ветками ресниц.

И. Рудзите
Вмиг потемнело всё вокруг…

Трепещут листья в ожиданье,

И воздух, посвежевший вдруг,

Доносит мне дождя дыханье

Ю. Соловьев
Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года;

Синея, блещут небеса

А. Пушкин
Зима – сугробы в полный рост

И всё как в сказке…

П. Великжанин
Чародейкою зимою

Околдован лес стоит

Ф. Тютчев
Неприглядная дорога,

Да любимая на век,

По которой ездил много

Всякий русский человек.

С. Есенин
Список картин

  1. Грабарь «Рябинка»

  2. Грабарь «Февральская лазурь»

  3. Васильев «Оттепель»

  4. Васильев «Перед дождём»

  5. Левитан «Март»

  6. Саврасов «Просёлок»

  7. Юон «Волшебница зима»


3. Время на исследование подошло к концу, и каждая группа готова провести отчет о своей работе. Мы все специалисты в области поэзии, внимательно выслушивая выступления каждой группы, задаем вопросы, помогаем, если группа в чем-то затрудняется, сформулировать ей выводы.

Выступление пятой группы завершает представление исследований. Группа проводит экскурсию по картинам художников.

4. Вопрос:

- Почему, изучая поэзию Полонского и Баратынского, мы завершаем отчеты лабораторий выставкой картин русских художников тоже XIX века?

- Почему писатели и художники обращаются к изображению природы?

Вывод:

Сегодня вы познакомились еще с одной страницей русской поэзии, впереди еще будет много встреч со творчеством тех, кто любит, прославляет и учит нас восхищаться природой.

Сегодня мы впервые увидели, что поэты рисуют природу словом, а художники пишут ее красками и эти два искусства очень близки и созвучны.

Домашнее задание:

  1. Подготовить презентацию своих собственных стихов.

  2. Подумать, какой вид искусства созвучен поэзии и живописи? Приведите примеры.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок литературы в 6 классе по программе Коровиной Тема урока: Родная природа в стихотворениях поэтов XIX в. Е. А. Баратынского и Я. П. Полонского iconУрок литературы в 6 классе Тема: «Родная природа в стихотворениях поэтов 19 века»
Цели: вызвать интерес к творчеству Е. А. Баратынского, Я. П. Полонского, А. К. Толстого; научить детей чувствовать с помощью трепетного...

Урок литературы в 6 классе по программе Коровиной Тема урока: Родная природа в стихотворениях поэтов XIX в. Е. А. Баратынского и Я. П. Полонского iconУрок №1 Класс: 6 Тема: Тема природы в лирике русских поэтов XIX века
Цель урока: Сформировать представление о способах создания образа природы в стихотворениях русских поэтов XIX века на примере стихотворений...

Урок литературы в 6 классе по программе Коровиной Тема урока: Родная природа в стихотворениях поэтов XIX в. Е. А. Баратынского и Я. П. Полонского iconУрок литературы в 6-м классе «Родная природа в стихотворениях русских поэтов XX века»
Дать детям возможность почувствовать красоту родной природы через поэтическое слово

Урок литературы в 6 классе по программе Коровиной Тема урока: Родная природа в стихотворениях поэтов XIX в. Е. А. Баратынского и Я. П. Полонского iconУрок-концерт Тема: Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. Лирика
Вступительное слово учителя (мп с. 293, стих. Ф. И. Тютчева «Не то, что мните вы, природа…») Слайд 1

Урок литературы в 6 классе по программе Коровиной Тема урока: Родная природа в стихотворениях поэтов XIX в. Е. А. Баратынского и Я. П. Полонского iconТема урока: «Родная природа в произведениях поэтов, художников и...
Тема урока: «Родная природа в произведениях поэтов, художников и композиторов XIX века»

Урок литературы в 6 классе по программе Коровиной Тема урока: Родная природа в стихотворениях поэтов XIX в. Е. А. Баратынского и Я. П. Полонского iconУрока литературы в 6 классе. Тема урока: Великая Отечественная война...
Цель: познакомить учащихся с творчеством военных поэтов: К. Симонова, С. Самойлова

Урок литературы в 6 классе по программе Коровиной Тема урока: Родная природа в стихотворениях поэтов XIX в. Е. А. Баратынского и Я. П. Полонского iconЛитература. Класс: 6 Тема урока : Родная природа в стихах русских...
Тема урока: Родная природа в стихах русских поэтов 20 века. Н. А. Заболоцкий «Журавли»

Урок литературы в 6 классе по программе Коровиной Тема урока: Родная природа в стихотворениях поэтов XIX в. Е. А. Баратынского и Я. П. Полонского iconУрок литературы. 11 класс. Тема: Тема Родины в стихотворениях русских поэтов
Родины; развивать монологическую речь отрабатывать навыки лингвистического анализа стихотворений; умение творчески представлять воспринятое,...

Урок литературы в 6 классе по программе Коровиной Тема урока: Родная природа в стихотворениях поэтов XIX в. Е. А. Баратынского и Я. П. Полонского iconТема: «Родная природа в творчестве русских поэтов, художников и музыкантов XIX века».
Создание положительного настроя, поощрение индивидуального творчества учеников, раскрытие их личностного восприятия русской лирической...

Урок литературы в 6 классе по программе Коровиной Тема урока: Родная природа в стихотворениях поэтов XIX в. Е. А. Баратынского и Я. П. Полонского iconКонкурс чтецов на тему «Русская природа в стихотворениях поэтов 19 века и современных поэтов…»
Конкурс чтецов на тему «Русская природа в стихотворениях поэтов 19 века и современных поэтов…» (для учащихся 5 -9 классов) 20 апрель...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница