Художественное мастерство И. А. Гончарова в романе «Обломов»




Скачать 29.48 Kb.
НазваниеХудожественное мастерство И. А. Гончарова в романе «Обломов»
Дата публикации25.08.2014
Размер29.48 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > География > Документы
Приложение 1

Текст экспертной группе.

Художественное мастерство И. А. Гончарова в романе «Обломов»



В статье о романе «Обрыв» И. А. Гончаров писал: «Писатель перестанет быть художником, если удалится от образа… Рисуя, я вижу героя живым перед собой. Я спешу, чтоб не забыть набрасывать сцены, характеры на листах, клочках, и иду вперед…»
Какие художественные приемы помогают Гончарову создать живые образы героев, сделать их яркими и запоминающимися?

Писатель в совершенстве владеет искусством создания пейзажа.
Пейзаж – изображение природы в литературном произведении. Мир природы – часть действия. Природа воздействует на поступки людей и их психологическое состояние. Пейзаж в романе «Обломов» очень важен для характеристики внутреннего мира героя и основных черт его личности. Илья Ильич рос и воспитывался в «мирном, благословенном» уголке – Обломовке. Это «чудесный край», где нет никаких потрясений. Небо сравнивается с «надежной родительской кровлей», которая бережет от невзгод. Спокойное, неторопливое течение жизни символизирует река, ее резвые ручьи, под журчанье которых «сладко дремлется». Покой и умиротворение входят в душу Обломова с детства вместе с любовью к родному пейзажу.

Любовь к покою подчеркивается и художественными деталями, которые использует Гончаров в описании внешнего облика героя. Художественная деталь – подробность пейзажа, портрета, интерьера, выделенная писателем с целью подчеркнуть ее символическое значение для раскрытия образа героя. Так, при описании внешности Обломова не раз упоминается его халат, символизирующий любовь к удобству, «привольности». Халат имеет массу неоценимых достоинств: «он мягок, гибок, не чувствуешь его на себе, он, как послушный раб, «покоряется… движению тела».
С переменами в жизни Обломова халат исчезает: он его забросил, давно не носил. Но когда любовь к покою побеждает, образ халата вновь появляется. Агафья Матвеевна с любовью чистит халат, приводит в порядок: еще послужит халат Обломову.
Халат в русской литературе стал своеобразной аллегорией духовного падения: еще П. А. Вяземский в стихотворении передал стремление к пассивному созерцательному бытию образом халата:

Жизнь наша в старости – изношенный халат:

И совестно носить его, и жаль его оставить;

Мы с ним давно слились, давно, как с братом брат;

Нельзя нас починить и заново исправить.
Как мы состарились, состарился и он,

В лохмотьях наша жизнь, и он в лохмотьях тоже.

Но я люблю жизнь старую свою

И холю свой халат с любовью и почетом.
Идеал своей жизни Обломов передает Штольцу в рассказе о мечтах о будущем. И в этом эпизоде мы слышим проникновенную, убежденную, образную речь Обломова, выражающую чувства любви к идеалу жизни. Здесь работает художественный прием речевой характеристики. Речевая характеристика – характеристика героя через особенности его речи. Манера говорить, интонации, любимые обороты речи выражают психологическое состояние героя. Рисуя место будущего обитания, Обломов говорит «с одушевлением, не останавливаясь». Речь его наполнена экспрессивными словами и чувствами: Обломов хочет слияния с природой, «ищет в природе сочувствия». Место жизни похоже на Обломовку: яркими эпитетами рисует его герой (погода прекрасная, небо синее-пресинее). Таким образом, восторженная речь Обломова выражает его идеал спокойной и безмятежной жизни.
В этой жизни немаловажное место отводится мотиву еды, сытости. Начинает действовать другой художественный прием – сквозной мотив.
Мотив – подробность сюжета, несущая смысл для раскрытия образа. Сквозной мотив часто повторяется в романе. Таким сквозным мотивом стал мотив еды. Забота о еде была главной заботой Обломовки (обед, кухня, запасы варений, солений). И это объяснимо: благополучие – залог сытой, спокойной жизни. Еда несет не только физическое насыщение – она делает человека спокойным за свое существование.
Обломов сохраняет отношение к еде, привитое ему в детстве. Он удовлетворен тем, что Агафья Матвеевна разделяет его отношение, проявляя материнскую заботу об Обломове.
Мы видим, как каждый художественный прием работает на раскрытие образа главного героя романа, выделяя и оттеняя его главные черты. Таким образом, в умении использовать художественные приемы для создания характеристики героя и проявляется художественное мастерство И. А. Гончарова.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Художественное мастерство И. А. Гончарова в романе «Обломов» iconКонцепция России в романе И. А. Гончарова "Обломов". Образ столицы...
Мечты, мечты, где ваша сладость " (Роман И. А. Гончарова "Обломов" в русской культуре.)

Художественное мастерство И. А. Гончарова в романе «Обломов» iconСтатья «Лучше поздно, чем никогда» Авторское предисловие к роману...
Охарактеризуйте общеисторический контекст романа И. А. Гончарова «Обломов». Отметьте номера всех правильных ответов

Художественное мастерство И. А. Гончарова в романе «Обломов» iconУрок диспут в 10 классе по роману И. А. Гончарова «Обломов» на тему:...
Цель урока: осмыслить образ главного героя с точки зрения социальной и общечеловеческой, нравственной. Определить, каково авторское...

Художественное мастерство И. А. Гончарова в романе «Обломов» icon47. проблематика романа Гончарова "Обломов"
Он добр. Проблема, поднятая Гончаровым, – отражение в Обломове русского национального характера. С обломовщиной, как с явлением глубоко...

Художественное мастерство И. А. Гончарова в романе «Обломов» iconЛитература. Ты женщина, и этим ты права
Главные и второсте­пенные роли женщин в романах И. С. Тургенева «Отцы и дети» и И. А. Гончарова «Обломов»

Художественное мастерство И. А. Гончарова в романе «Обломов» iconЗачётная книжка по литературе
...

Художественное мастерство И. А. Гончарова в романе «Обломов» iconОбломов + Корчагин = Обломагин
А. Платонова. Этот любимый платоновский тип, воин-сновидец, боец-лежебока, может быть назван сдвоенным именем героев И. Гончарова...

Художественное мастерство И. А. Гончарова в романе «Обломов» iconМосковский финансово-юридический университет
Испытание Обломова любовью как решающая проверка его жизнеспособности. Обломов и Ольга Ильинская. Обломов и Агафья Пшеницына

Художественное мастерство И. А. Гончарова в романе «Обломов» iconМусукаева А. Х. Тематика контрольных работ по русской литературе XIX в. (2)
И. С. Тургенев. «Накануне». Социальная актуальность и художественное своеобразие романа. Н. А. Добролюбов о романе

Художественное мастерство И. А. Гончарова в романе «Обломов» iconЗадания для отборочного этапа Всероссийской олимпиады по литературе (2011-2012 учебный год)
Проанализируйте стихотворение В. Кюхельбекера «Проклятие». Определите, в чем заключается художественное мастерство



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница