Скачать 2.38 Mb.
|
![]() ![]() ![]() Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Тагнинская основная общеобразовательная школа» Рассмотрено: Согласовано Утверждаю на заседании КМО учителей Заместитель директора по УВР Директор МБОУ старших классов Бутырина Т.В. Филиппова Л.В. Протокол №__ _________________ __________________ _________________ от «___» __________2013 г. «___»_____2013 г. «___»________2013 г. Рабочая учебная программа по географии для 7 класса (общеобразовательного) на 2013-2014 учебный год количество часов в неделю - 2 Составлена в соответствии с Составитель: программой для общеобразовательных учитель географии учреждений: География. 6-11 сост. Е.В.Овсянникова.-2-е изд., стереотип. МБОУ «Тагнинская ООШ» -М.: Дрофа, 2009.-128 с О.Г.Смирнова 2013 г. Пояснительная записка Курс «География. Страноведение» рассчитан на 68 часов (2 академических часа в неделю) в 7-х классах средней школы для обучения учащихся, прошедших курс географии 6-го класса. В содержании курса учитываются уже полученные школьниками при изучении «Истории Древнего мира» сведения о народах, государствах, занятиях людей, их религии и культуре в древности. Параллельно с изучением страноведения учащиеся 7-го класса начинают изучать физику и биологию. Знания о живой и неживой природе, полученные на этих уроках, могут быть использованы в объяснениях учителя и самостоятельных работах учащихся. Одновременно возможно проведение интегрированных совместных уроков географии и истории. Идеи гуманизации и гуманитаризации важны с позиции усиления воспитательного потенциала страноведческого курса. Программа курса согласуется с программами курсов «Общее землеведение» (6-й класс; авторы – О.А. Климанова, В.В. Климанов) и «География России» (8-9-е классы), созданной авторским коллективом под руководством А.И. Алексеева. В ходе изучения курса «География. Страноведение» формируется целостный образ земного шара и его материков путем изучения взаимосвязей их природных компонентов. С другой стороны, через изучение различных стран мира дается представление о разных типах дифференциации территории земного шара – природной, культурной, экономической, социальной и др. В центре содержания курса находится человек, а также «человеческие сообщества» – страны. Курс «География. Страноведение» содержит в себе географические характеристики стран мира (включая страны СНГ) и основные сведения о терминах и понятиях, используемых, прежде всего в физической географии. Философской основой курса является представление о страноведении как интегрирующей науке, способной соединить сведения из традиционно разделяемых в школьном курсе ветвей географии: физической и экономической с дополнительным материалом по истории, культуре регионов и стран мира. Суть страноведческого подхода (так называемой теории комплексного географического страноведения) состоит в том, что процессы и явления, происходящие на Земле как планете и на политической карте мира, рассматриваются сквозь призму отдельных стран, объясняются особенностями природы, истории, населения, хозяйства и культуры стран и регионов. При этом подходе, страна выступает главной таксономической единицей проводимых оценок и анализов. Элементы используемого научного анализа стран основываются, в первую очередь, на исследованиях коллективов двух кафедр «зарубежной» географии (физической географии мира и геоэкологии; социально-экономической географии зарубежных стран) географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Порядок рассмотрения регионов в курсе учитывает характер освоения земной поверхности человеком («Старый и Новый Свет»), а также значимость знаний об этих странах для жителей России. Например, первостепенное значение уделяется странам Евразии – как «родного» материка россиян. В этом одно из отличий программы от других. Основной материал курса (42 часа) подается в виде географической характеристики природных и культурно-исторических регионов мира (некоторые из них совпадают с границами крупнейших стран, имеющих богатую событиями историю, значительное разнообразие в природе, населении и хозяйстве). Основной блок курса предваряет «Введение», посвященное материкам и океанам, частям света, разнообразию стран современного мира, а также источникам географической информации. Раздел 1 «Земля – планета людей» посвящен населению мира и его хозяйственной деятельности, а также вопросам взаимодействия человека и природы часов, и знакомит учащихся с основными понятиями экономической географии. Характеристика регионов и стран основывается на классической в отечественной географии схеме, известной в методической литературе под названием «типовая структура географической характеристики территории на основе комплексного географического страноведения». При этом традиционные характеристики дополнены материалами по истории, этнографии и культуре изучаемых стран, превращая описание стран, прежде всего, в природное и культурно-историческое. Параллельно основному блоку материала вводится понятийный аппарат, касающийся природных (а также некоторых социально-экономических и политических) явлений, характерных для описываемых стран. Подобная подача материала нацелена на возможность использования индивидуального подхода, как к отдельным ученикам, так и к классам разного уровня знаний и способностей. Например, в более «слабых» классах учитель может сконцентрироваться на познавательной информации о странах мира, а теоретический блок свести до минимума. В более «сильных» – наоборот, акцент можно сделать на теоретические обобщения и выводы о характере упоминаемых процессов. В то же время, во многих школах с углубленным изучением культуры и истории стран изучаемого языка или школах, где практикуются поездки в зарубежные летние лагеря и заграничные туристические поездки, основной блок курса («страноведческая мозаика») может быть расширен за счет собственных впечатлений или знаний, полученных на других школьных уроках. Основой деления мира в курсе является выделение стран и регионов по принципам природного и историко-культурного единства. Методологическими основами такого деления являются физико-географическое районирование и культурно-цивилизационный подход, получивший в последнее время широкое распространение в ряде наук гуманитарного цикла. Выделенные по культурному принципу регионы, как правило, совпадают с государственными границами, но могут включать одну или несколько стран. Например, США или Италия сами являются рассматриваемыми в рамках курса регионами, в то же время, в регион Северной Европы входят Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания и Исландия, а в регион Юго-Западной Азии – сразу несколько десятков стран. Выделенные регионы являются результатом естественноисторического развития государств и имеют свою собственную историческую судьбу, определившую особенности современной жизни страны. Обычно такие регионы ограничиваются и во многом совпадающими с государственными границами важными физико-географическими рубежами (береговой линией, значимыми горными хребтами, крупными реками и т.п.). На изучение различных регионов отводится, как правило, один урок. В то же время на изучение географии США или Австралии отводится, соответственно, 2 урока. После изучения стран и регионов одного материка следуют уроки обобщения, целью которых является наряду с формированием индивидуальных образов стран (регионов), формирование целостного образа материка во всем его природном и культурном многообразии. Содержание программы подразумевает наличие и других форм подачи материала, в том числе сравнительная характеристика двух стран, самостоятельная работа учащихся по изучению региона и практические работы, основанные на работе с различными источниками географической информации, в первую очередь картографическими. Требования к уровню подготовки. Планируемые результаты обучения по теме «Введение» Учащиеся должны уметь: • объяснять значения понятий: физическая география, экономическая и социальная география, страноведение, государство, колонии, монархии, республика, унитарное государство, федеративное государство; • давать характеристику «Политической карты мира» — по масштабу, охвату территории, содержанию; • находить и показывать по карте различные государства, определять пограничные соседние государства; • приводить простые примеры различий между государствами по географическому положению, размерам и конфигурации территории; • находить и подбирать различные источники информации и извлекать нужную информацию; • показывать по карте материки и части света, границу между Европой и Азией, страны, упоминающиеся в параграфах. Планируемые результпатпыобучения по теме «Население мира» Учащиеся должны уметь: • объяснять значения понятий: численность населения, плотность населения, языковая семья, городское и сельское население, урбанизация; •показывать по карте предполагаемые пути расселения человечества на Земле; • называть причины переселения людей в прошлом и в настоящее время; • давать характеристику изменений численности населения Земли по таблице; • приводить примеры частей света и стран с разной плотностью населения, используя карту шютности. Давать характеристику карты «Плотность населения»; • объяснять расовые отличия разных народов мира; • приводить примеры различий между разными народами (этносами). Давать характеристику карт «Народы мира», «Религии мира», «Языковые семьи»; • приводить примеры и объяснять различия между городским и сельским образом жизни; • называть и показывать по карте географическую номенклатуру, выделенную в тексте. Планируемые результаты обучения по теме «Хозяйственная деятельность людей» Учащиеся должны уметь: • объяснять значения понятий: первичные, вторичные, третичные виды хозяйственной деятельности (первичный, вторичный, третичный секторы экономики), промышленность добывающая и обрабатывающая, растениеводство, животноводство, сфера услуг; • приводить примеры различных видов деятельности людей и объяснять различия между ними; • называть причины изменений хозяйственной деятельности. Планируемые результаты обучения по теме: «Природа Земли ичеловек» Учащиеся должны уметь: • объяснять значения понятий: платформа, области складчатости, сейсмические пояса, основные и переходные климатические пояса, климатообразующие факторы, климатические области, Мировой океан, морские природные комплексы; • читать и анализировать карты «Строение земной коры», климатические карты; определять по карте и объяснять закономерности размещения осадочных и рудных полезных ископаемых; • давать характеристику климата, выбирая и используя соответствующие карты; • читать и анализировать климатограммы, давать характеристику климатических областей по климатическим диаграммам; • приводить примеры влияния рельефа и климата на жизнь людей; • называть наиболее значимые этапы изучения Мирового океана; • доказывать примерами влияние Мирового океана на жизнь планеты и людей; • показывать по карте географические объекты, упоминаемые в тексте учебника. Планируемые результаты обучения по разделу «Материки, океаны и страны мира» Учащиеся должны уметь: • показывать по карте отдельные материки и части света, океаны и определять их географическое положение, используя типовой план; • называть факторы, определяющие географическое положение частей света, отдельных субрегионов и стран; • называть и показывать регионы Европы, Азии, Африки, Америки; • приводить примеры, доказывающие влияние географического положения на природу материка, крупного региона, страны; • называть характерные особенности природы материков и океанов; • давать физико-географическую характеристику страны по картам атласа; • приводить примеры и описывать основные виды хозяйственной деятельности людей, населяющих страны мира, а также хозяйственную деятельность людей в океанах; • объяснять характерные особенности природы отдельных регионов мира, используя карты, схемы, слайды; • определять по карте народы, населяющие ту или иную территорию; • давать описания характерных географических объектов, достопримечательностей отдельных субрегионов и стран, используя различные источники информации; • называть и показывать по карте основные географические объекты, упомянутые в изученных параграфах, а также географические объекты, являющиеся памятниками всемирного природного и культурного наследия; • показывать по карте территорию отдельных регионов мира, ее границы по природным объектам, основные формы рельефа, реки, озера; • характеризовать береговую линию, называя географические объекты; • выявлять черты различия природы Азии и Европы; • давать сравнительную характеристику природы Северной и Южной Америки; • объяснять размещение и плотность населения, анализируя соответствующие карты; • называть и показывать по карте отдельные страны, используя карты атласа; • давать физико-географическую характеристику их природы по типовому плану; • на основе использования разнообразных источников информации выявлять отличительные особенности природы, населения и хозяйства стран и народов. Календарно-тематическое планирование География 7 класс 2 часа в неделю Компонент учебного плана – федеральный
|
![]() | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Уколовская основная общеобразовательная школа» | ![]() | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Отрадное Вяземского муниципального района... |
![]() | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Реченская основная общеобразовательная школа | ![]() | Муниципальное общеобразовательное учреждение Ерёминская основная общеобразовательная школа |
![]() | Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Промышленновская основная общеобразовательная школа №3» | ![]() | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» |
![]() | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №26» | ![]() | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа |
![]() | Муниципальное общеобразовательное учреждение «Пристанинская основная общеобразовательная школа» | ![]() | Муниципальное общеобразовательное учреждение «Пристанинская основная общеобразовательная школа» |