Проект «Московское образование: от младенчества до школы» Ресурсный центр «Мы и природа»




Скачать 228.53 Kb.
НазваниеПроект «Московское образование: от младенчества до школы» Ресурсный центр «Мы и природа»
Дата публикации30.07.2014
Размер228.53 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > География > Документы


Департамент образования города Москвы
Совместный пилотный проект «Московское образование: от младенчества до школы»
Ресурсный центр «Мы и природа» ГОУ Центр развития ребенка – детский сад №2337 «Дельфиненок»

День Земли в детском саду

(методические рекомендации для педагогов)

Содержание



Ресурсный центр «Мы и природа»

3

С чего начать?

6

Как поздравить Землю

7

Сажаем деревья

8

В гости к деревьям

8

Флаги ко Дню Земли

8

Украсим территорию цветами

9

Приглашаем птиц в гости

10

Праздник в уголке природы

10

Сохраним первоцветы

11

Газета для родителей

11

Планета – не контейнер для мусора

11

Бережем воду!

12

Экономим энергию!

13

Отправляемся на экскурсию

13

Сохраним природу!

14

Я путешествую по Земле

14

День Земли – это праздник

15

Рекомендуемая литература

16


^ Ресурсный Центр «Мы и природа»

Контакты:

Руководитель Ресурсного центра – Ольга Михайловна Люкшина, заведующая ГОУ Центра развития ребенка – детского сада №2337 «Дельфиненок», Почетный работник общего образования Российской Федерации.

Адрес: ул. Дубравная, д.35, кор.2, Ресурсный центр «Мы и природа», Москва, Россия, 125222. Телефон: +7 (495) 753-06-12Ю e-mail: dou2337@inbox.ru/

^ Научный руководитель – Наталья Александровна Рыжова, ведущий специалист Центра «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца, доктор педагогических наук.

Адрес: ул. Профсоюзная, д.5/9, Центр «Дошкольное детство», Москва, Россия, 117036. Телефон: +7 (495)-544-65- 72, e-mail: ryzhovoi@yandex.ru/

Ресурсный центр занимается вопросами экологического образования детей дошкольного возраста. Проект «Мы и природа» выполняется для устойчивого развития, целью которого является сохранение чело­вечества и окружающей среды.

Сложившаяся на сегодняшний день экологическая ситуация в мире требует: во-первых, смены ценностных ориентиров, отказа от потребительского отношения к природе, формирования экологически грамотного поведения, которое базируется на эмоциональном отношении к окружающему миру, понимании существующих в природе взаимосвязей, осознании зависимости благополучия человека от состояния окружающей среды; во-вторых, решения одной из главных проблем нашего мегаполиса – нарастающего отчуждение ребенка от природы. Поэтому взаимоотношения человека с природой год от года становятся все более сложными, а значит, экологическое образование во всем мире становится одним из важней направлений образования.

Для формирования у детей целостного взгляда на природу и место человека в ней нужно выбрать не только современные формы и методы работы, но и сделать общение ребенка с природой активным и постоянным. Это станет возможным благодаря деятельностному подходу, интеграции экологии во все сферы жизни и деятельности ребенка и диалоговой форме общения ребенка и взрослого, когда каждый имеет право высказать свои точку зрения, отстаивать свою позицию, играть свою роль. Это повысит экологическую грамотность участников процесса, научит искать и находить решение проблемы, применять свои знания на практике, видеть необычное в нашем ежедневном окружении, поможет осознать то, что состояние природы зависит от действий каждого.

Целью работы Ресурсного центра является формирование основ экологического мировоззрения у детей и взрослых с учетом идей устойчивого развития и таких идей, как сохранение разнообразия природы, культур, социального разнообразия. Именно их реализация позволит воспитать с первых лет жизни гуманную, толерантную, социально-активную, твор­ческую личность, способную понимать, любить и беречь окружающий мир: патриота с одной стороны, и гражданина мира – с другой.

Для этого наши педагоги разрабатывают новые образовательные технологии; создают содержательную и интересную среду для ежедневного общения детей с природой; собирают по крупицам и обобщают наилучший опыт работы дошкольных учреждений города Москвы в области экологического образования, который учит и детей, и родителей существовать в гармонии с природой.

Эта большая и кропотливая работа осуществляется постепенно. Изначально сложилась система работы в проекте, нашлись единомышленники, определились формы и методы взаимодействия. Интересные разработки педагогов Ресурсного центра и Москвы стали основой для создания новых педагогических технологий.

Чтобы родители и педагоги могли больше узнать о нас и нашей работе и получали информацию «из первых рук», разрабатывается сайт Ресурсного центра. Мы участвуем в выставках, конференциях, организуем выставки детского художественного творчества, обучаем педагогов на семинарах, мастер-классах, круглых столах, на которых заинтересовываем людей насущными экологическими проблемами и расширяем число наших сторонников. Издаем готовые продукты.

В целом, результатом работы станут новые педагогические технологии, комплекты учебных пособий для педагогов по экологическому образованию детей, научно-популярные книги, содержание и условия реализации ряда оригинальных экологических проектов для детей от 2 до 7 лет, сказки для детей и родителей, обучающие видеофильмы, компьютерные презентации и другие материалы для повышения квалификации педагогов.

^ Ресурсный центр «Мы и природа» создан на базе государственного дошкольного образовательного учреждения Центра развития ребенка – детского сада №2337 «Дельфиненок». Среди наших сотрудников есть победители и лауреаты конкурсов «Учитель года», «Московские мастера», «Детский сад года». Нашим воспитанникам было доверено представлять Россию на Международных выставках детского художественного творчества – Российско-Болгарской «Я люблю Москву – я люблю Варну» и Российско-Датско-Болгарской «Волшебный мир сказок Г.Х. Андерсена».

Уделяя внимание развитию всех сторон личности ребенка, осуществляя помощь детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата, наши педагоги уже более 14-ти лет успешно работают в области экологического образования детей дошкольного возраста. Имея свой достойный опыт создания богатой и разнообразной среды для общения детей с природой, мы разработали методические рекомендации, где представлены многочисленные макеты экологического комплекса («Природно-климатические зоны Земли», «Звездное небо», «Акватория», «Этажи леса», «Пещера подземных королей»), музей природы и камня, лаборатория юных экологов, уголки природы в группах. Подробно рассказали, для чего они нужны и как с их помощью объяснить детям маленькие хитрости и большие премудрости матушки-природы. Поделились опытом путешествий по экологической тропинке и ее многочисленные маршруты.

За время работы в проекте родились новые праздники и традиции: празднование Дня Земли, Дня птиц, проведение экологических акций. Опыт их проведения мы вложили в методические рекомендации «День Земли в детском саду», «В гости к деревьям».

Внедрение экологических идей во все виды детской деятельности, их проникновение в работу всех педагогов Ресурсного центра. – это тот путь, который обогащает содержание процесса образования детей дошкольного возраста. Ответы на вопрос, как решать разнообразные задачи развития, воспитания и обучения детей с помощью экологических знаний, можно найти в наших методических рекомендациях. В них представлен опыт работы разных специалистов, описано их взаимодействие, разработаны варианты игровых занятий, превращающих процесс познания окружающего мира в увлекательное путешествие.

А в электронной библиотеке, которая постоянно пополняется и расширяется, уже собрано немало интересных разработок педагогов ресурсного центра и Москвы по проектно-исследовательской деятельности детей, детскому экспериментированию, созданию мини-музеев в детском саду. Есть в ней и игры-путешествия, и дидактические игры, и сценарии детских спектаклей, и примеры оформления интерьеров детского сада, и презентации, рассказывающие о живой и неживой природе, и многое другое, что поможет дать детям нескучные и глубокие знания об окружающем мире и разовьет эмоциональное и эстетическое восприятие природы.

Собирается в электронную копилку и опыт работы с родителями (консультации, работа экологических клубов и сообществ, консультации, совместные экологические акции и т.п.).

Нами разрабатывается система мониторинга экологической воспитанности детей дошкольного возраста и экологической компетентности педагогов и родителей. Ее основу составляют тестовые задания, проблемные ситуации, опросники. Использование результатов мониторинга определит готовность детей, родителей и педагогов стать настоящими друзьями природы и ответит на вопрос «есть ли изменения в поведении родителей и детей по отношению к природе?».

Новые идеи, интересные моменты работы, составившие основу изданий ресурсного центра обсуждались и представлялись на мероприятиях, проводимых ресурсным центром: на международном педагогическом форуме «Воспитание и образование детей младшего возраста» (работ секции «Раннее экологическое образование»), на конференции «Современный ребенок: какой он?» (работа секции «Современный ребенок и природа»), на Международной конференции по устойчивому развитию («Зеленый Крест»); интернет-конференции Департамента образования города Москвы, мастер-классах, семинарах и круглых столах.

В их тематике – актуальные вопросы экологического образования детей дошкольного возраста: развиваю­щая среда для экологиче­ского образования, проектно-исследовательская деятельность детей, вопросы интеграции экологии в различные виды детской деятельности, экологический паспорт детского сада, проектно-исследовательская деятельность детей и многие другие.

22 апреля во всем мире отмечается день Земли. В нашей стране его начали отмечать в 90-х годах. Сегодня во многих дошкольных учреждениях празднование Дня Земли стало хорошей традицией. В книге впервые представлена система организации экологических праздников, основанная на деятельностном подходе (изобразительная деятельность, исследования, труд, игра, театральная деятельность и т. п.) и ряд оригинальных идей. Материалы книги позволят дошкольным учреждениям организовать экологические праздники для детей и родителей, причем каждое дошкольное учреждение может выбрать для себя определенные направления и создать свою систему работы.

Представленные материалы успешно апробированы в ресурсном центре «Мы и природа» и в ряде дошкольных учреждений, сотрудничающих с ресурсным центром (в Центрах развития ребенка – детских садах №№ 1908, 1622, 1511, 1837, 1787, 1515, 2336, 1755, 1837, 2177, 2452, 2333, детском саду № 2382 и других).

Книга предназначена для воспитателей, педагогов дополнительного образования, студентов педагогических вузов и колледжей.
^ С чего начать?
Прежде всего, рассказать детям и родителям об этом международном празднике. А история его такова. В 1969 году в американском городе Санта-Барбара, который знаком многим по сериалу, случилась крупная авария – разлив нефти. Огромное количество этой жидкости расползлось по поверхности прибрежных вод океана, загрязнило пляжи. От аварии пострадали многие морские животные, особенно птицы. Это трагическое событие произвело на местных жителей большое впечатление на местных жителей: они решили хотя бы раз в году напоминать людям о важности отношений с окружающей средой. Так

родилась идея проведения Дня Земли. 22 апреля 1970 года тысячи жителей США вышли на улицы городов. Они проводили митинги и демонстрации в защиту природы, требовали принять новые природоохранные законы, сажали деревья, убирали на улицах мусор, очищали берега рек, слушали на концертах песни, воспевающие красоту природы. С тех прошло много времени. День Земли объединил жителей очень многих стран. Главная задача Дня Земли уже частично выполнена: с каждым годом все больше и больше людей на планете начинают осознавать, что ее состояние во многом зависит от действий каждого человека, от его поведения в повседневной жизни. Каждый способен внести свой вклад в защиту окружающей среды: беречь тепло, энергию, воду, сортировать мусор, покупать товары в упаковке, которая может быть переработана. В этот день во многих городах ученые обсуждают проблемы экологии и спасения планеты.

В конце прошлого столетия День Земли стали отмечать и в детских садах нашей страны. Расскажите о празднике на родительском собрании и обсудите с семьями их возможное участие в проведении Дня Земли.

^ Главный лозунг Дня Земли: Мыслить глобально, действовать локально!



«Пусть всегда будет солнце!»

Коллективная работа ГОУ Центр развития ребенка – детский сад №1908

^

Как поздравить Землю



Расскажите детям, что День Земли – это своеобразный праздник. Можно сказать, что наша планета в этот день становится именинницей. Это значит, что дети могут подготовить для нашей планеты специальные поздравительные открытки. Ребенок может сделать открытку в детском саду вместе с воспитателем или на занятии по изобразительной деятельности, или дома вместе с родителями. На ее первой странице можно нарисовать Землю (или сделать аппликацию), а внутри на развороте написать слова пожеланий, поздравлений. Малыши вместе с воспитателем просто рисуют любимое животное, растение, цветок. Дети постарше высказывают свои пожелания, которые педагог записывает. Те, кто умеет писать, заполнят открытку самостоятельно. Важно помнить, что оформление и содержание послания должны отражать особенности праздника. Главная задача – побудить ребят задуматься о взаимоотношениях человека и природы, почувствовать, что и они могут что-то сделать для ее сохранения. Открытки можно представить на выставке, использовать в качестве оформления зала, декораций для праздничного спектакля.




^ Сделайте подарки для Земли – яркие цветы, бабочек, листья, насекомых из бумаги, ткани. Объявите конкурс детских рисунков, посвященных природе и проблемам ее охраны.

Сконструируйте макет Земного шара и украсьте его цветами, сделанными на занятиях по изобразительной деятельности, разложите рядом с ним открытки, – одним словом, создайте праздничное настроение. Цветами, шарами, рисунками можно украсить и группы, и другие помещения детского сада, а у входа в здание повесить плакат, напоминающий о Дне Земли.

Е
«Будущее планеты в наших руках»

ГОУ Центр развития ребенка –

детский сад №2452

ще один вариант открыток, который мы предлагаем, - это послание от Земли. Предложите детям представить, что в этот день Земля смогла бы заговорить с людьми. Что она сказала бы им, о чем попросила? Пусть дети составят и красочно оформят письмо от Земли. Каждый ребенок выкажет свое пожелание от ее имени, и педагог составит из этих пожеланий общий текст.

Письмо вложите в конверт, который ребята сделают сами. На конверте нарисуйте марку с изображением планеты и составьте адрес: к кому Земля могла бы обратиться? Эта работа помогает сформировать у ребенка эмоциональное отношение к экологическим проблемам.

^ Сажаем деревья

С
«Пусть наша сосенка вырастет большой»

ГОУ Центр развития ребенка –

детский сад №1775)
ложилась традиция – сажать в День Земли деревья, кустарники на территории детского сада, в ближайшем парке, сквере. В этой акции обычно принимают участие семьи дошкольников. Заранее проведите беседу с детьми о том, какую роль играют в нашей жизни деревья, кустарники, как они очищают воздух в городе, выделяют кислород, который необходим человеку для дыхания. Скажите, что деревья можно назвать «зелеными пылесосами», так как они очищают воздух от пыли. Проведите с детьми обследование территории детского сада, чтобы выяснить, достаточно ли у вас растений. Выслушайте предложения детей о том, что именно они хотели бы посадить на территории детского сада, обсудите, в каком месте и почему растение будет расти лучше всего. Соберите предложения родителей по этому вопросу. Подведите итоги и решите, что именно и где вы будете сажать в День Земли. Можно посвятить Дню Земли целую аллею. В посадке растений вам могут помочь природные парки, организации, занимающиеся озеленением, муниципальные органы власти.

^ В гости к деревьям

Если ваша территория достаточно озеленена, и нет необходимости сажать деревья, проведите путешествие «В гости к деревьям» – организуйте экскурсии в лес, парк, по территории детского сада, по экологической тропинке, вспомните еще раз, какие именно деревья растут рядом с детским садом. Повесьте на их веточки подарки экологического содержания, которые дети могут приготовить заранее: бумажное солнышко, капельку воды, дождевого червя, птицу, - все, что нужно дереву для жизни. Выясните, не нужно ли оказать необходимую помощь, вскопать вокруг растения почву, полить его.


^ Флаги ко Дню Земли
Придумайте флаги, эмблемы ко Дню Земли и изготовьте их вместе с детьми. Например, в Центре развития ребенка – детском саду № 1908 каждая группа детей вместе с воспитателями и родителями создала свой флаг природы: кто-то изобразил на флаге пустыню, кто-то луг, кто-то море. В День Земли все дети и взрослые вышли на территорию детского сада и соединили все свои флаги вместе – получился флаг природы Земли. В детских садах организованы конкурсы на лучшую эмблему к празднику. Это может быть улыбающаяся Земля, украшенная цветами, или дети, ухаживающие за растениями, сажающие деревья.



«Наш экологический флаг»

ГОУ Центр развития ребенка – детский сад №1908
Каждая семья может составить свой герб с использованием элементов природы (любимых цветов, животных и т.п.).
^ Украсим территорию цветами

Украсьте территорию шарами, флажками, плакатами. Пусть каждая группа создаст ко Дню Земли вариант макета своего участка – такого, который хотели бы видеть сами дети. В День Земли организуйте выставку этих макетов, сравните их и обсудите, что нужно сделать, чтобы мечты детей воплотились. Обойдите с детьми территорию детского сада, чтобы выяснить, какие птицы уже прилетели.


Проведите с детьми беседы о декоративных растениях, посмотрите с ними фотографии, слайды красиво цветущих растений. При этом подчеркните, что посаженные растения привлекут к вам в детский сад разных насекомых и других животных, за которыми можно будет понаблюдать. Вырастите заранее рассаду для посадки на клумбах во всех группах. В День Земли проверьте состояние клумб на территории детского сада, взрыхлите почву, посадите растения, полейте их. Сделайте альпийскую горку. Для этого в течение года реализуйте проект «Наша альпийская горка», в рамках которого родители с детьми разработают свой вариант альпийской горки и создадут его макет из разных материалов. Организуйте выставку таких макетов и путем голосования выберите лучший из них. Начните создавать альпийскую горку в День Земли.

^ Приглашаем птиц в гости
В течение весны наблюдайте за тем, какие птицы прилетают на территорию вашего детского сада, нарисуйте их «портреты», найдите самые любимые места птиц. Вспомните, какие птицы прилетали зимой к кормушкам (снегири, синицы, свиристели), и исследуйте, есть ли они сейчас на территории детского сада.



«Прилетайте, мы вам рады!»

ГОУ Детский сад №2337 «Дельфиненок»
Обсудите, нужны ли весной и летом кормушки для птиц. Проведите занятие или досуг, посвященные зимующим и перелетным птицам. Скажите, что птиц на нашей планете очень много, и все они нужны в природе. Тем из них, которые живут в городе, люди помогают. Ко Дню Земли сделайте вместе с детьми и родителями скворечники и развесьте их в нужных местах. Обратите внимание детей на то, что прибивать скворечники нельзя, так как это повреждает деревья. Нужно их закреплять, например, при помощи проволоки.


^

Праздник в уголке природы




Придумайте праздничное оформление для уголка природы, зимнего сада, экологической комнаты. Посадите комнатные растения. Вырастите в группах ко Дню Земли декоративные растения. Например, в детском саду № 1599 регулярно выращивают к праздникам ландыши. Разработайте природоохранные знаки для уголка природы, зимнего сада. Например, в нем нельзя кричать, нельзя беспокоить животных, но можно за ними ухаживать, наблюдать за их поведением. Знаки вывешиваются возле клеток с птицами, морской свинкой и т.п.

Проведите с детьми старшего возраста различные интеллектуальные игры, викторины, олимпиады, посвященные Дню Земли, природе. В экологической комнате можно организовать специальное заседание Ученого Совета или клуба Почемучек (дети надевают мантии, специальные академические шапочки), на котором дети могут выступить с докладами, которые подготовили дома с родителями, или показать опыты, рассказать о своих любимых животных, рассмотреть космические снимки Земли, географические карты, глобусы. (Важно, чтобы при этом все вопросы интеллектуальных игр, обсуждение докладов было доступно и понятно ребенку-дошкольнику.) Пригласите на встречу с детьми людей, чьи профессии так или иначе связаны с экологическими проблемами.
^

Сохраним первоцветы



В Москве, как и в других городах, существует две главные проблемы охраны первоцветов. Первая – это непосредственный сбор растений для букетов, вторая – покупка первоцветов у продавцов, которые ими незаконно торгуют. Каждую весну правительство города Москвы организует просветительскую работу по этому вопросу и накладывает запрет на продажу таких растений. Однако их будут продавать до тех пор, пока горожане будут их покупать. Проведите с детьми экскурсию в природоохранную территорию (заказник, природный парк) для знакомства с первоцветами, посмотрите видеофильмы, покажите фотографии, рисунки, Красные книги. Понаблюдайте за первоцветами на участке детского сада, как это делают в детском саду № 2337. Нарисуйте с детьми первоцветы и сделайте выставку, предложите родителям сфотографировать первоцветы, которые они увидят в городе и дополнить выставку этими фотографиями. Объясните родителям и детям, почему нельзя покупать дикорастущие весенние растения. Прочитайте детям стихи, рассказы, сказки о первоцветах. Пусть дети сочинят свои сказки на эту тему.



Газета для детей и родителей


В газете каждая семья может рассказать о своих путешествиях по миру; представить фотографии природы разных уголков мира; рассказать о животных своей семьи, о том, где семья бывает на природе, чем там занимается. Воспитатели с дошкольниками могут выпустить газету, в которой рассказывается, как дети в течение года помогали природе в городе, поселке (ухаживали за растениями, вывешивали кормушки зимой, подкармливали животных в парке и т.п.), о своем уголке природы, о животных и растениях, которые растут на территории детского сада, в ближайшем сквере, парке. Не менее интересной может быть газета, в которой рассказывается о том, как в детском саду прошел праздник. Дети старшего возраста могут стать журналистами и взять короткие интервью о проблемах экологии, о любимых животных, о Дне Земли у своих сверстников, воспитателей, родителей, которые также могут быть размещены в газете.


^ Планета – не контейнер для мусора!
Огромная проблема современности – проблема мусора. Детям можно объяснить, что наша планета становится все больше похожа на большой контейнер с мусором, поэтому в День Земли обязательно нужно подумать о том, что можно сделать с мусором и провести акцию «Чистая планета». Воспитатель рассказывает о том, почему и как нужно сортировать мусор, проводит экскурсию к ближайшим контейнерам для раздельного сбора мусора – бумаги, пластика, стекла, пищевых отходов, алюминиевых банок. Дети приносят из дома разные виды мусора, воспитатели вместе с ними сортируют отходы по группам. На территории детского сада или в ближайших окрестностях эти виды мусора закапывают в разные ямки с тем, чтобы выяснить, что происходит с мусором в природных условиях. Место, где закопан мусор, отмечается табличками. Дети высказывают свои предположения о том, что произойдет за лето с бумагой, яичной скорлупой, полиэтиленовым пакетом, яблочной кожурой. Воспитатели не комментируют эти высказывания, а только фиксируют их. Осенью мусор откапывают и обсуждают произошедшие с ним изменения. Дети сами делают вывод о том, как важно не оставлять мусор в парке, лесу, на лугу, на берегу реки.

Еще одна проблема, которую можно обсудить с детьми и родителями – использование упаковочного материала. Ежедневно каждая семья выбрасывают большое количество упаковочных материалов, полиэтиленовых пакетов, бумаги и т.п. Одна из задач экологического просвещения родителей – убедить родителей выбирать товары в упаковках, которые затем могут быть переработаны. Дети знакомятся с такими значками (их можно найти в интернете), узнают об их содержании. В течение месяца дошкольники рассматривают дома упаковки и приносят в детский сад те из них, на которых есть такие значки. Ко Дню Земли силами детей, родителей и воспитателей организуется выставка экологически безопасных видов упаковочных материалов.

Воспитатель рассказывает детям о том, куда девается мусор, о мусороперерабатывающих заводах, специально оборудованных свалках и объясняет, почему по возможности нужно сортировать мусор. Дети могут помочь убрать мусор на близлежащей территории, если это безопасно для их здоровья.

Воспитатели организуют сбор макулатуры и делают с детьми новую бумагу из уже использованной.

В детском саду объявляется конкурс поделок из бросового материала. Так, в детском саду № 1775 успешно проходит конкурс на лучший экологически чистый автомобиль, сделанный из отходов. Дети не только разрабатывают собственные модели, но и сочиняют к ним инструкции, которые родители записывают и прилагают к моделям в качестве пояснений.

^ Бережем воду!
Воспитатель с детьми рассматривает глобус, выясняет, какого цвета на нем больше всего, напоминает, что этим цветом показаны моря, океаны, реки и озера. А еще есть вода, которая показана белым цветом – это лед. Воспитатель дает детям стаканчики с водой и мисочки с кусочками льда, которые они рассматривают. Затем дети пробуют пресную и чуть подсоленную («морскую») воду. Воспитатель спрашивает, какая вода пригодна для питья и объясняет, что на планете больше всего соленой воды, а запасы пресной очень невелики, поэтому воду надо беречь. Перед Днем Земли дети исследуют, где можно найти воду в детском саду, дома, для чего и как она используется. В День Земли воспитатель рассказывает, почему загрязняются реки, моря, показывает слайды, видеофильмы, посвященные этой проблеме, рассказывает о состоянии, использовании и охране водоемов в городе. Вместе с детьми взрослые обсуждают, что могут сделать не только взрослые, но и дети, чтобы реки, озера оставались полноводными и чистыми, формулируют правила поведения во время отдыха на водоемах, рисуют природоохранные знаки. Отдельно обсуждается проблема экономии воды и то, как дети могут экономить воду, например, закрывать кран при чистке зубов. Дети рисуют эмблемы (капельки чистой воды), которые прикрепляют возле умывальников в группах. Воспитатель проводит экспериментирование «Поможем реке»: каждый ребенок получает банку с «грязной» водой из реки, набор разных природных и искусственных фильтров (вата, марля, мелкие камешки, песок, салфетка и т.п.), пустую емкость с воронкой. Экспериментальным путем он подбирает фильтр с помощью которого очищает воду – помогает реке .

Е
«Поможем речке очистить воду»

ГОУ Центр развития ребенка –

детский сад №1775
сли есть возможность, воспитатель организует экскурсию на ближайший водоем, обсуждаем с детьми, что нужно делать, чтобы реки, озера, пруды оставались чистыми. Можно также посетить с детьми музей воды.
^ Экономим энергию!
Проблема экономии энергии – одна из самых острых современных проблем, связанной с проблемой глобального потепления. Правительство Москвы уделяет большое внимание электросбережению, постоянно обращается к жителям столицы с призывами беречь энергию. Выясните с детьми старшего возраста, откуда в доме, в детском саду берутся свет и тепло, где находится ближайшая электростанция. Объясните детям и родителям, почему и как нужно экономить свет и тепло в доме, в детском саду, проведите с родителями беседу о необходимости экономии энергии (например, вовремя выключать электроприборы), об использовании энергосберегающих ламп и т.п.
^
Отправляемся на экскурсию


Современные дети мало общаются с природой, поэтому для них очень важно посещать природные парки столицы. Организуйте посещение детьми ближайшего природного парка, заповедника (природоохранной территории). В Москве есть несколько природных парков, которые активно сотрудничают с детскими садами, в том числе проводят с ними в День Земли экскурсии, природоохранные акции. (Например, к работе по проекту «Мы и природа» подключились природный парк долины реки Сходня и Москворецкий природный парк. Первый из них сотрудничает с детскими садами №№ 2337, 2452, 2337, второй – с детским садом №1599.) Их сотрудники приходят в детские сады, рассказывают о весенних первоцветах, о том, почему их нужно беречь, сажают вместе с ними деревья.

В День Земли интересные мероприятия проводят и Дарвиновский и Тимирязевский музеи. Они приглашают дошкольников и их родителей на экскурсии, организуют игры, конкурсы, путешествия по музею.
^ Сохраним природу!
Проведите выставку рисунков, поделок, плакатов ко Дню Земли, придумайте природоохранные знаки, которые напоминают о каждодневных правилах поведения дома, в детском саду, в городе (не только запрещающие, но и разрешающие!) Рисунки, плакаты дети могут рисовать как самостоятельно, так и вместе со взрослыми: с воспитателями в детском саду или дома с родителями. Все рисунки, независимо от качества исполнения вывешиваются на стендах, на стенах, становятся декорацией к праздникам, посвященным Дню Земли. Содержание природоохранных знаков воспитатель обсуждает вместе с детьми. По результатам обсуждения выполняются два или три вида природоохранных знаков, например, рисунки в красных кругах напоминают о том, чего делать нельзя, рисунки в зеленых квадратах – о том, что делать можно, а рисунки в синих треугольниках – что рекомендуется делать. Например, если речь идет о муравейнике, красный кружок может рассказывать о том, что муравейник нельзя ворошить, нельзя наступать на него, в синем квадрате можно изобразить руку с лупой – за муравьями интересно наблюдать, а зеленый треугольник предложит детям сделать вокруг муравейника небольшой заборчик, чтобы никто не смог его разрушить.

^ Я путешествую по Земле

«Мы – земляне»

ГОУ Центр развития ребенка – детский сад №1775
О рганизуйте выставки «Я путешествую по Земле», «Земля – наш общий дом» (фотографии, рисунки детей о семейных путешествиях, интересные находки – камни, шишки, сувениры и т. п.). Ребенок, чья семья представила экспонаты для выставки, рассказывает о них, о природе, культуре страны, в которой побывала семья. Главная задача взрослого -- убедить детей в том, что все люди разные, они живут в разных странах, у них разные традиции. Но при этом все мы живем на одной Земле. Если Земля у нас одна, значит, и беречь мы ее должны сообща. Именно поэтому День Земли отмечают на всех континентах. Завершением обсуждения могут стать коллективные панно «Мы и природа», «Наша планета» и т. п.

^ День Земли – это праздник
Торжественным моментом проведения Дня Земли может стать спектакль, детский праздник. В его сценарий можно включить танцы, имитирующие повадки животных (журавлей, бабочек, лисят и т.п.) В конце такого праздника дети могут украсить Землю цветами, шарами, положить возле нее поздравительные открытки. Родители оказывают помощь в изготовлении костюмов и оформлении зала. Возможные сценарии праздников: дети отправляются в путешествие на другие планеты, где спасают птиц; оказывают помощь животным своей планеты, защищают их от тех, кто неправильно ведет себя по отношению к природе. Дети, изображающие редких животных и растения, сходят со страниц Красной книги (большая декорация) танцуют, рассказывают о том, почему они исчезают, как им можно помочь. День Земли можно провести и в бассейне, как в ГОУ №2337, превратив его в море или озеро, обитатели которого просят о помощи.


«Поможем Водяному очистить озеро»

ГОУ Детский сад №2337 «Дельфиненок»


В этом случае дети превращаются в различных водных животных, выполняют упражнения, участвуют в эстафетах, помогают обитателям водоема очистить его от мусора (плавающих упаковочных материалов).

Одним словом, вариантов проведения Дня Земли может быть очень много, главное, чтобы взрослые и дети в этот день задумались о своих взаимоотношениях с окружающей средой и захотели сделать ее лучше.

Рекомендуемая литература



  1. Н.А. Рыжова. Как поздравить Землю. – Обруч, №2, 1997.

  2. Н.А. Рыжова. Не просто сказки. Экологические рассказы, сказки, праздники. Разделы «День Земли», «В гости к деревьям», «Праздник «День дерева». – М.: Линка-Пресс. 2002. (Приложение к журналу «Обруч»).

  3. Развивающая среда детского сада. Статья «В гости к Марье-искуснице». – М.: Линка-Пресс (Приложение к журналу «Обруч»), 2003. С. 174

  4. Коллекция увлечений. Статьи «День Земли на воде», «День Земли на суше». – М.: Линка-Пресс, 2005 (приложение к №1 журнала «Обруч»).

  5. Н.А. Рыжова. Экологический проект «Мое дерево» (Праздник дерева.). – М.: Карапуз, 2006.

  6. Н.А. Рыжова. День Земли. – Обруч, 2009, №2.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Проект «Московское образование: от младенчества до школы» Ресурсный центр «Мы и природа» icon«Интеграция разных видов детской творческой деятельности» (сборник...
Сборник разработан в рамках реализации совместного пилотного проекта Департамента образования города Москвы и юнеско «Московское...

Проект «Московское образование: от младенчества до школы» Ресурсный центр «Мы и природа» iconНовые технологии в рамках фгос: портфолио ученика начальной школы
Самойленко е. В., методист отдела сопровождения инновационной деятельности гбоу дпо (повышения квалификации) специалистов Центр повышения...

Проект «Московское образование: от младенчества до школы» Ресурсный центр «Мы и природа» iconМатериал педагогических чтений мбу «Ресурсный центр информатизации...

Проект «Московское образование: от младенчества до школы» Ресурсный центр «Мы и природа» iconГородской конкурс конспектов уроков по литературе 2011
Муниципальное учреждение информационно-методический (ресурсный) центр г. Волгодонска

Проект «Московское образование: от младенчества до школы» Ресурсный центр «Мы и природа» iconСочинение-рассказ «Мой первый учитель»
Ресурсный центр информатизации образования объявляет запуск муниципального сетевого проекта «Школьные атланты»

Проект «Московское образование: от младенчества до школы» Ресурсный центр «Мы и природа» iconМетодические рекомендации для классных руководителей оу методы работы...
Печатается по решению Редакционно-издательского Совета «Ресурсный центр» г. Новокуйбышевска

Проект «Московское образование: от младенчества до школы» Ресурсный центр «Мы и природа» iconМетодические рекомендации для педагогов и специалистов образовательных...
Утверждено решением Научно-методического совета гбоу дпо цпк «Ресурсный центр» г о. Новокуйбышевск

Проект «Московское образование: от младенчества до школы» Ресурсный центр «Мы и природа» iconПрошёл вечер памяти выпускника нашей школы
В 1986г закончил 8 классов с аттестатом особого образца. В этом же году поступает в Московское Суворовское военное училище

Проект «Московское образование: от младенчества до школы» Ресурсный центр «Мы и природа» iconОбразование в современном мире
Художественное образование в современном мире: сборник научных статей. Саратов: ООО «Издательский Центр «Наука», 2010. – 144 с

Проект «Московское образование: от младенчества до школы» Ресурсный центр «Мы и природа» iconГрафик видеолекций на I полугодие 2013 года
Краевой ресурсный центр по работе с одаренными детьми на базе Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница