Урок разработан на основе технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Цель: обучить учащихся целостному анализу эпического произведения на примере рассказа Е. И. Носова «Кукла»




Скачать 130.34 Kb.
НазваниеУрок разработан на основе технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Цель: обучить учащихся целостному анализу эпического произведения на примере рассказа Е. И. Носова «Кукла»
Дата публикации31.05.2014
Размер130.34 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > География > Урок
"Если ты слеп, если душа твоя глуха..." Урок-размышление по рассказу Е.Носова "Кукла".

Урок подготовила и провела учитель русского языка и литературы Максимова С.В.
Урок разработан на основе технологии развития критического мышления через чтение и письмо.
Цель: обучить учащихся целостному анализу эпического произведения на примере рассказа Е.И.Носова «Кукла».

Задачи:

Образовательные:

1)      обучить учащихся целостному анализу эпического произведения на примере рассказа Е.И.Носова «Кукла» («Акимыч»).

2)      показать, какие проблемы поднимает Е.Носов в рассказе «Кукла» («Акимыч»);

3)      научить устанавливать связь событий исторически-военного времени с событиями, описываемыми в рассказе.

Развивающие:

1)      совершенствовать навык выразительного чтения;

2)      развивать словесно-логическое мышление.

Воспитательные:

1)      воспитывать в детях отзывчивость, чуткость, стремление беречь все живое на Земле;

2)      формировать понимание поступков, мотивов поведения людей;

3)      воспитывать у учащихся чувство сострадания, протест против эгоизма, равнодушия и зла сегодняшней жизни.

Оборудование:

  1. текст рассказа «Кукла»;

  2. стихотворения В.Тушновой «Кукла»; В.Случевский «Кукла»

  3. «Сундучок мудрости»;

  4. презентация

Методические приёмы: рассказ учителя, работа с учебником, выразительное чтение, беседа по вопросам.

Ход урока

1.Вступление.

- На прошлом уроке вы познакомились с биографией Е. И. Носова, фронтовика, писателя, натуралиста, романтика. Что питало «писательское вдохновение и что являлось « неизменной темой» писателя?

«Моей неизменной темой по-прежнему остаётся жизнь простого деревенского человека, его нравственного истоки, отношение к земле, природе и ко всему современному бытию» - писал Е. И. Носов, характеризуя своё творчество.

- Как вы думаете, отвечает ли рассказ «Кукла» данной теме, отражает ли он суть творчества писателя?

- Давайте докажем это на примере отрывков, где автор описывает картины природы.

Класс делится на 2 группы, каждой предлагается фрагмент пейзажной зарисовки, который ученики должны внимательно перечитать, проанализировать, найти выразительные средства, используемые писателем для описания природы, и по возможности наиболее полно и обоснованно дать ответ на вопрос.

 

Карточка для 1 группы

 

«В природе было еще солнечно, тепло и даже празднично, как иногда бывает в начале погожего октября, когда доцветают последние звездочки цикория и еще шарят по запоздалым шапкам татарника черно-бархатные шмели. А воздух уже остер и крепок и дали ясны и открыты до беспредельности.

Прямо от школьной ограды, вернее, от проходящей мимо нее дороги, начиналась речная луговина, еще по-летнему зеленая, с белыми вкраплениями тысячелистника, гусиных перьев и каких-то луговых грибов. И только вблизи придорожных ив луг был усыпан палым листом, узким и длинным, похожим на нашу сеймскую рыбку-верховку. А из-за ограды тянуло влажной перекопанной землей и хмельной яблочной прелью. Где-то там, за молодыми яблонями, должно быть, на спортивной площадке, раздавались хлесткие шлепки по волейбольному мячу, иногда сопровождаемые всплесками торжествующих, одобрительных ребячьих вскриков, и эти молодые голоса под безоблачным сельским полднем тоже создавали ощущение праздничности и радости бытия».

 

Учащиеся первой группы отмечают, что предложенная им для анализа пейзажная зарисовка наполнена «ощущением праздничности и радости бытия». Светлые, по-летнему яркие краски вызывают чувство тепла, комфорта, пробуждают воспоминания о лете, и лишь палый лист, похожий на рыбку-верховку, да запахи влажной земли и яблочной прели напоминают об осени, но не вызывают сожаления, а только напоминают о закономерностях в природе. Голоса и звуки, доносящиеся со спортивной площадки, довершают радостную картину, «оживляют» пейзаж, но не вносят в него дисгармонию. В приведенном отрывке природа дана во всём своём многообразии красок, запахов, звуков, состояний. (Замечу, что дети разных типов восприятия – аудиалы, визуалы, кинестетики – отметят то, что им ближе.) Автор использует олицетворения, эпитеты, сравнения, показывает через них гармонию в природе.

 

-Как раскрывается сам автор в этих строчках? (он любит родную землю, подчеркивает в пейзажной зарисовке величие природы).

 

Карточка для 2 группы

 

«Часами здесь кружат, никак не могут вырваться на вольную воду щепа, водоросли, торчащие горлышком вверх бутылки, обломки вездесущего пенопласта, и денно и нощно урчат, булькают и всхлипывают страшноватые воронки, которых избегают даже гуси. … "Ну уж, - думаю, - с Липиной ямой ничего не случилось. Что может статься с такой пучиной!" Подхожу и не верю глазам: там, где когда-то страшно крутило и водоворотило, горбом выпер грязный серый меляк, похожий на большую околевшую рыбину, и на том меляке - старый гусак. Стоял он этак небрежно, на одной лапе, охорашиваясь, клювом изгоняя блох из-под оттопыренного крыла. И невдомек глупому, что еще недавно под ним было шесть-семь метров черной кипучей глубины, которую он же сам, возглавляя выводок, боязливо оплывал сторонкой.

 

- Что меняется? Почему такое место отводится? В чем видит причину обмеления реки?

Учащиеся второй группы говорят о том, что вторая зарисовка является полной противоположностью первой. Краски мрачные, темные, грязные. Ясные и открытые «до беспредельности» дали сменяются другими картинами: «русло сузилось», «чистые пески…затянуло» и др. Используемые писателем средства выразительности в этом отрывке: олицетворения («язевое приволье ощетинилось кугой и пиками стрелолиста», «свободно прет черная донная тина»); метафора («горбом выпер грязный серый меляк»); сравнение («меляк, похожий на большую околевшую рыбину») – усиливают мрачность, безотрадность представившейся нашему взору картины. Причину обмеления реки, изменений в природе автор видит в бездумном хозяйствовании, использовании большого количества химических удобрений, чужеродных богатству родной земли – «прет черная донная тина, раздобревшая от избытка удобрений, сносимых дождями с полей».

 

Вывод:

- Какое чувство испытывает рассказчик, оказавшись в этих местах, спустя время?(«подхожу и не верю глазам своим»).

- С какой целью рассказчик создает эти картины? (светлое, доброе начало в природе противопоставлено жестокости, бессердечию людей).

- Кто угадывается в образе рассказчика? (автор)

- Следовательно, только ли тема природы – главная в произведении автора? Какую проблему ставит автор в рассказе, над какими жизненными вопросами заставляет задуматься автор? (что происходит с нами, с людьми?)

- То есть, можно ли сказать об авторе рассказа высказыванием критика Баскевич: « Он (Е.Носов) освещает проблемы, существенно важные для Родины: … как жить и что делать…»?

- Так что мы должны решить с вами сегодня, ребята? как вы определите цели нашей сегодняшней беседы? (выяснить нравственный смысл рассказа Е.И.Носова «Кукла»; показать протест писателя против равнодушия, безразличного отношения к окружающему миру).

 

^ 2. Основная часть.

-На фоне меняющейся природы автор знакомит нас с Акимычем. Кто такой Акимыч? Какой человек предстает перед нами? Что связывает автора с ним? (беспокойный, неравнодушный, старый рыбак, он не просто любит природу, он относится к ней бережно и уважительно, как и повествователь, страдает, видя погибающую природу: «Даже удочек не разматывай, не трави душу!»; «мы с Акимычем, оказывается, воевали в одной и той же третьей горбатовской армии»).

- Так незаметно в мирной жизни рассказа отзывается эхо войны.

- Кажется ничто не предвещает беды. Всё мирно и радостно вокру. Но замечает ли Акимыч красоту, которую видит повествователь во время их второй встречи? ( «Шел молча и споро», «сдавленно обронил»).Почему? Что его так взволновало?Куда идет Акимыч?

- Прочитайте описание куклы.

Носов описывает куклу как человека, подчеркивает ее сходство с беспомощным ребенком («миловидная лицом, с легкой, едва обозначенной улыбкой на припухлых по-детски губах», « светлые шелковистые волосы»).

- Какие ассоциации у вас возникают при слове «кукла»?

Включаю отрывок из произведение П. И.Чайковского «Щелкунчик». (
слова праздник, восторг, карнавал, радость)

Музыка настроила на позитивные эмоции, мы погрузились в мир детства. Игрушка - приятное воспоминание раннего детства. Вспомним о своих игрушках.

- Где, в каких произведениях мы уже встречались с куклой? Что она значила в жизни главных героев, какую роль сыграла? (Короленко «Дети подземелья», Ю. Олеша «Три толстяка», В.Гюго «Козетта»)

(Это была радость. Болезнь на время отступила. Кукла подарила им радость. Это первые настоящие куклы в их бедной жизни. Кукла для них казалась чудом)

- Как авторы изобразили кукол? (как живое существо, их сходство с людьми).

 

Это мы сейчас думаем, что играть в куклы – занятие детское. Но много веков назад отношение к кукле было очень серьезным. С древности куклы играли таинственную, связанную с понятиями жизни и смерти роль. Древние люди считали, что кукла с нарисованным лицом походит на человека, она живая, следовательно, у нее есть душа. На Руси куклы были, прежде всего, оберегами, участниками языческих обрядов. Постепенно кукла превратилась в простую детскую игрушку, хотя и осталась эстетически привлекательной. Кукла, созданная неживой, посредством игры «оживает» в руках ребенка, который через игру постигает жизнь.

 

Акимыч уже не ребенок. Почему эпизод с куклой показался ему таким страшным? (Он напомнил Акимычу военное время.: «Может, со мной с войны такое. На всю жизнь нагляделся я человечины». Старый фронтовик не смог спокойно пройти мимо. Растерзанная кукла, лежавшая навзничь с раскинутыми руками и ногами, напомнила ему об ужасах войны, о тяжелораненых, оставшихся без рук и ног, об изуродованных телах погибших солдат, не преданных земле. Может быть, Акимычу виделось в эту минуту то, что изобразил художник К.Ломыкин на своей картине «Это не должно повториться!»

Какую вы видите связь между рассказом и этой картиной?

Итак, можно сделать вывод, что кукла для Акимыча – не только внешнее подобие человека. Кукла – это лицо войны, детство, искалеченное войной. Именно об этом стихотворение В.Тушновой.

Много нынче в памяти потухло,

а живет безделица, пустяк:

девочкой потерянная кукла

на железных скрещенных путях.

 

Над платформой пар от паровозов

низко плыл, в равнину уходя...

Теплый дождь шушукался в березах,

но никто не замечал дождя.

 

Эшелоны шли тогда к востоку,

молча шли, без света и воды,

полные внезапной и жестокой,

горькой человеческой беды.

 

Девочка кричала и просила

и рвалась из материнских рук,—

показалась ей такой красивой

и желанной эта кукла вдруг.

 

Но никто не подал ей игрушки,

и толпа, к посадке торопясь,

куклу затоптала у теплушки

в жидкую струящуюся грязь.

 

Маленькая смерти не поверит,

и разлуки не поймет она...

Так хоть этой крохотной потерей

дотянулась до нее война.

 

Некуда от странной мысли деться:

это не игрушка, не пустяк,—

это, может быть, обломок детства

на железных скрещенных путях.

 

Поэтому Акимыч решил похоронить куклу. Для этого он выкопал настоящую могилку, охапкой сена выстлал днище ямы, аккуратно положил туда куклу, сверху прикрыл охапкой сена и только тогда закопал.

- Однако что его ещё поразило, что более всего потрясает, раня душу?

- «Он сутуло, согбенно перешагнул кювет…» - почему именно эти эпитеты использует автор? Какой из них несёт нейтральную, а какой экспрессивную окраску? Уточните значение слов в словаре.                                      

(Сутулый – ссутуленный, слегка сгорбленный.

Сгорбленный – (устар. и высок.), сгорбленный, согнутый.

Эти эпитеты показывают состояние Акимыча: согнувшее его горе, его досаду, боль. Чувства Акимыча искренни, возвышенны, поэтому эпитет «сгорбленно» уточняет нейтральный эпитет «сутуло».)

- Только ли о кукле ли горюет Акимыч? (Акимыч горюет о людях, потерявших нравственные ориентиры, потерявших чувство ценности человеческой жизни. Это свидетельство нравственного падения людей. В наглости ищут спасение те, кто утратил в себе доброту, отзывчивость, сердечность, сочувствие, кто, наконец, потерял совесть).

Давайте сравним рассказ Е.И. Носова «Кукла»,стихотворения В.Тушновой «Кукла» и К. Случевского «Кукла».

 

Куклу бросил ребенок. Кукла быстро свалилась,

Стукнулась глухо о землю и навзничь упала...

Бедная кукла! Ты так неподвижно лежала

Скорбной фигуркой своей, так покорно сломилась,

Руки раскинула, ясные очи закрыла...

На человека ты, кукла, вполне походила!

 

Учащиеся делают вывод о том, что во всех произведениях говорится о брошенной кукле, только в стихотворении В. Тушновой кукла оказалась брошенной в общей сутолоке, осталась незамеченной, т.к. страх за свои жизни заставил людей не обращать внимания на страдания девочки, для которой эта кукла была живой, в стихотворении К. Случевского куклу бросил ребенок – существо неразумное, поэтому его действия можно считать неосознанными. В рассказе Носова над куклой надругались взрослые или подростки, над ней кто-то жестоко и цинично глумился: «светлые шелковистые волосы на голове были местами обожжены, глаза выдавлены, а на месте носа зияла дыра, прожженная, должно быть, сигаретой. Кто-то сорвал с нее платье, а голубенькие трусики сдернул до самых башмаков, и то место, которое прежде закрывалось ими, тоже было истыкано сигаретой».) значит это сделано осознанно). Акимыч считает, что если кто-то смог растерзать куклу, то он сможет и над человеком надругаться.)

 

- Что более всего потрясает Акимыча в этой истории? ( «А люди идут мимо»)

- Назовите всех героев этого отрывка, не только активно действующих, но и тех, которые просто упоминаются в тексте. (Акимыч, рассказчик, кукла, неизвестный, который растерзал куклу, дети-ученики, влюбленные, мамаши с колясками, учителя).

     ^ Давайте расположим на оси всех героев рассказа, исходя из их поступков – нравственного выбора. Объясните свое решение.

-4 – неизвестный, так как он совершил кощунство.

-3 – учителя, профессия которых обязывает учить детей красоте и добру, показывать им пример своими поступками, но вместо этого они равнодушно проходят мимо куклы.

-2 – мамы, главное назначение которых – воспитывать своих детей. В их колясках маленькие дети, совсем такие же, как эта беззащитная кукла.

-1 – влюбленные, будущие родители, но они тоже глухи к добру.

0 – дети-ученики, от взрослых зависит, какими они будут.

1 – кукла, она приносит радость, счастье, но не может чувствовать, не может причинить зла.

2 – рассказчик, он не равнодушен к случившемуся, у него есть душа.

3 – Акимыч, он не только близко к сердцу принял увиденное, страдал, как от собственной боли. Более того, он похоронил куклу, как человека.

- Почему же люди остались безучастными к случившемуся? Акимыч и на этот вопрос дает ответ в тексте. Найдите его. ( «Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят. А от них дети того набираются»).

- Рассказ заканчивается короткой горькой фразой Акимыча: «Всего не закопать…». Как вы понимаете эти слова? (Случай с куклой не единичен. Это только один эпизод. Зла много, в одиночку с ним не справиться).

- Где, на примере какого другого случая автор показывает, что это случай не единичный? (кто-то сжег шалаш Акимыча, в котором он жил летом) Зачем? ( неизвестно, от скуки, может быть)

- Описанию природы посвящено 20 строк, описанию куклы – 8. Случайно ли это?

 

- В чем актуальность этого рассказа?

В доказательство я хочу вам, ребята, рассказать немного о памятнике в Москве"Дети – жертвы пороков взрослых" , который представляет собой аллегорическую скульптурную композицию, символизирующую борьбу со злом и человеческими пороками. Автор памятника, скульптор М.М. Шемякин говорит, что он задумывал свое произведение как символ к борьбе за спасение нынешнего и будущих поколений. Памятник установлен в сквере на Болотной площади. Композиция представляет собой стоящие полукругом фигуры, олицетворяющие пороки: Наркомания, , Воровство, Алкоголизм, Невежество, Лжеученость, Равнодушие, Садизм, Для беспамятных, Эксплуатация детского труда, Пропаганда насилия, Нищета, Война, а перед ними в центре расположены скульптуры мальчика и девочки с завязаными глазами.

- Какие из перечисленных пороков характеризуют тех, кто сотворил зло в рассказе? ( садизм - склонность к насилию, получение удовольствия от унижения и мучения других. )

- А какой порок присущ остальным людям, оказавшимся в минусовой части нашей оси? (равнодушие). Почему равнодушие так страшно? Р.Ролан утверждал: « Добро не наука. Оно – действие». Кто является носителем добра в рассказе? (Акимыч, рассказчик).

- А что же тогда бездействие? Зло. То есть равнодушие – это зло, от него исходит всё остальное. 

Польский писатель Бруно Ясенский сказал: «Не бойся врага своего, в худшем случае он может убить. Не бойся друга своего, в худшем случае он может предать. Бойся равнодушных, они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство».

III. Рефлексия.

- Почему же рассказ, первоначально названный «Акимыч» был переименован?Теперь мы его знаем как рассказ «Кукла»? ( акцент на кукле. Так автор выражает протест против равнодушия и бездуховности, безразличное отношение к природе, к окружающим людям, в том числе к Акимычу, вкладывая его в уста своего героя).

- Подходит к концу наш урок. У всех у вас возникли самые разные мысли и чувства по поводу рассказа и поднятых в нем проблем. Какой же вывод мы сделаем? «Если ты слеп, если душа твоя глуха», какой же ты человек?

- Я предлагаю каждому из вас написать вывод , который вы сделали для себя после нашего разговора. (выслушиваются ответы учащихся. подводится итог: Я рада, что все вы усвоили главный урок Евгения Носова: нельзя быть равнодушным, нельзя проходить безучастно мимо зла и жестокости.

 

Давайте сложим это в сундучок мудрости и будем постепенно дополнять его, обращаясь к вашим мыслям и чувствам, которые у вас , я надеюсь, будут ещё не раз возникать в процессе размышлений над теми или иными проблемами.

IV. Запишите домашнее задание:

  1.  НАПИСАТЬ ПИСЬМО ОТ ИМЕНИ КУКЛЫ.

  2. Сопоставить рассказы Носова «О чем плачут лошади», «Кукла».

 

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок разработан на основе технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Цель: обучить учащихся целостному анализу эпического произведения на примере рассказа Е. И. Носова «Кукла» iconУрок разработан с использованием педагогической технологии «Развитие...

Урок разработан на основе технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Цель: обучить учащихся целостному анализу эпического произведения на примере рассказа Е. И. Носова «Кукла» iconУрок по орксэ (модуль опк) Тема урока: Храм
Урок разработан в режиме стратегии развития критического мышления через чтение и письмо

Урок разработан на основе технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Цель: обучить учащихся целостному анализу эпического произведения на примере рассказа Е. И. Носова «Кукла» iconПрофессии
Цель: показать многообразие профессий посредством применения метода развития критического мышления через чтение и письмо

Урок разработан на основе технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Цель: обучить учащихся целостному анализу эпического произведения на примере рассказа Е. И. Носова «Кукла» iconЗыкова И. В., преподаватель иностранного языка
Из опыта работы с приемами технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ркмчп) на уроках английского языка

Урок разработан на основе технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Цель: обучить учащихся целостному анализу эпического произведения на примере рассказа Е. И. Носова «Кукла» iconУрок с использованием технологии развития критического мышления в 7 классе по теме «Фестивали»
Мы реши ли показать модель урока с использованием технологии развития критического мышления по теме «Фестивали», так как эта тема...

Урок разработан на основе технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Цель: обучить учащихся целостному анализу эпического произведения на примере рассказа Е. И. Носова «Кукла» iconКонкурс методических разработок
Система уроков по творчеству Л. Н. Толстого в 6 классе и методические рекомендации к проведению уроков с использованием приема «чтение...

Урок разработан на основе технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Цель: обучить учащихся целостному анализу эпического произведения на примере рассказа Е. И. Носова «Кукла» iconЛитература. 10 класс. Тема: «Если ты человек…» (Анализ стихотворения...
...

Урок разработан на основе технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Цель: обучить учащихся целостному анализу эпического произведения на примере рассказа Е. И. Носова «Кукла» iconИнструкция по работе с текстом Практическая часть
Краткое обоснование основных идей опыта: какие умения даёт технология развития критического мышления через чтение и письмо

Урок разработан на основе технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Цель: обучить учащихся целостному анализу эпического произведения на примере рассказа Е. И. Носова «Кукла» iconТехнология критического мышления
Раскрывая особенности технологии развития критического мышления как интегративного способа обучения, Е. О. Галицких выделяет четыре...

Урок разработан на основе технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Цель: обучить учащихся целостному анализу эпического произведения на примере рассказа Е. И. Носова «Кукла» iconИсследование современных учебно-методических комплексов и обоснование...
Через развитие критического мышления на основе использования на уроках мультимедийных средств обучения



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница