Методические рекомендации содержание наблюдений с детьми на прогулках в летний период




Скачать 244.83 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации содержание наблюдений с детьми на прогулках в летний период
Дата публикации15.04.2014
Размер244.83 Kb.
ТипМетодические рекомендации
www.lit-yaz.ru > География > Методические рекомендации
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Содержание наблюдений с детьми на прогулках в летний период

Природа – источник новых впечатлений. Во время прогулок дети приобретают разнообразные представления об окружающем мире: природа дает богатый материал, который может быть использован для всестороннего развития ребенка.

Детей нашего детского сада окружает богатая растительность, они могут наблюдать животных, насекомых, птиц. Мы, взрослые, должны рассказывать обо всем и называть все, с чем ребенок встречается. Необходимы и целевые прогулки, которые можно проводить при осмотре участков, вокруг территории детского сада:

- на луг (собрать цветы, рассмотреть бабочку, пчелу, жука);

- в лес (деревья, кустарники, цветы, насекомые, птицы и др.);

- к водоёму;

- к магазину;

- у другому детскому саду.

На прогулке можно использовать стихи, загадки, потешки.

1.Наблюдение за дождем. Посмотреть, как в лужах образуются пузыри. Обратить внимание на деревья, кустарники, траву – они стали еще зеленее и ярче. Предложить детям вдохнуть свежего воздуха.

Стих:

К нам на длинной мокрой ножке

Дождик скачет по дорожке,

В лужице смотри, смотри! –

Он пускает пузыри.

Сохнут вымытые чисто

Лопухов большие листья.

Значит, очень хорошо,

Что сегодня дождь прошел.

2. Предложить детям понаблюдать за бабочками: как они машут крыльями, когда летают, как держат когда сидят на цветке, на траве. Осторожно изловить несколько бабочек и рассмотреть их. Отметить, что у бабочки слабенькие ножки, которыми она только зацепляется за лист или другой предмет.

3. Обратить внимание на пух, слетающий с тополей. Поймать пушинку и рассмотреть в ней семена. Объяснить детям, что тополя так плодоносят. Набрать семян вместе с пухом.

Стих:

Зноем в окна дышит лето,

Рощи зеленью одеты,

А на нашей улице

снег пушистый кружится.

Тёплый снег лежит в ладоши,

Тёплый и не тает!

Ой, смотрите тёплый снег

С тополей слетает!

4. 0братить внимание на погоду, отметить цвет неба, есть ли облака, дует ли ветер. Объяснить детям, что по виду неба можно определить погоду. Если днём оно голубое, а во время захода солнца небо золотистое или жёлто-розовое, то будет ясная погода. Если во время дождя во второй половине дня появляется радуга, - утром будет дождливый день.

5. Обратить внимание на подорожник. Спросить детей, почему это растение так называют. Дать возможность детям хорошо его рассмотреть, обратить внимание на завязь плодов, на зелёные листья с прожилками, на устойчивые стебли. Объяснить детям, что подорожник — лекарственное растение, зелёные листики его прикладывают к ранкам и нарывам, а из листьев делают лекарства.

6. Предложить детям на цветах шиповника поискать жуков. Сказать детям, что эти жуки называются "золотистой бронзой". Отметить его ярко-зелёные подкрылья, короткие ноги. Опустить жука на землю и понаблюдать, как он медленно будет ползти по земле, а при полете он поднимать свои зелёные подкрылья.

Стих:

Под листочком жук проснулся,

Потянулся, встрепенулся.

Брюхо, нос, глаза, усы

Вымыл капелькой росы.

7. Прополоть клумбы. Обратить внимание на сорняки. Объяснить детям, что сорняки следует вырывать, так как они мешают расти цветам, отбирая у них влагу. Рассмотреть цветы на клумбе.

8. Обратить внимание детей на то, что на участке, в парке, в лесу много птиц. Они летают, поют; рассказать детям, что птицы на деревьях и кустах вьют гнезда, выкармливают птенцов.

9. Наблюдение за небом. Спросить детей: высоко ли поднялось солнце и как выглядит горизонт. Напомнить детям, что если небо высоко, а горизонт кажется совсем близко, - это признак ясной погоды.

10. Обратить внимание на ёлки. Отметить цвет ствола, попарное расположение веток на стволе. Спросить детей, где ветки длиннее: вверху или внизу, какого цвета хвоя. Сравнить ёлку с сосной, отметить их разницу.

11. По дороге в рощу отметить цвет неба, понаблюдать за облаками, за их движением и причудливым изменением форм. Спросить детей, как называются такие облака и в какое время года они бывают.

В роще обратить внимание детей на деревья, покрытые молодой зеленью, на ковёр травы. Понаблюдать с детьми, как над цветущими кустарниками кружатся пчёлки. Спросить детей, какое наступило время года. Рассказать стихотворение Трутневой:

Если в небе ходят грозы,

Если травы расцвели,

Если рано утром росы

Гнут былинки до земли,

Если в рощах над калиной

Вплоть до ночи гул пчелинный,

Если солнышком согрета

Вся вода в реке до дна,

Это значит - уже лето,

Значит кончилась весна!

12. Показать детям, как красиво цветёт сирень. Осторожно наклонить ветку сирени, рассмотреть цветы. Отметить их красивую бледно - сиреневую окраску. Спросить детей, почему эти цветы называются сиренью. Дать детям понюхать цветы. Затем подойди к черёмухе. Сравнить цветы черёмухи с цветами сирени по цвету, расположению и запаху. Обратить внимание детей на то, что сирень только начала цвести, а черемуха уже отцветает и осыпается.

Понаблюдать за скворцами. Затем, как они улетают и прилетают, послушать пение птиц. Рассказать детям стихотворение Г.Бойко:

Солнце встало рано,

Заглянуло в дом.

Зацвела черёмуха

За моим окном.

Птица распевает

Близко, близко где-то,

Значит наступает

Золотое лето!

13. Обратить внимание детей на красоту луга, покрытого желтыми одуванчиками. От них луг делается (жёлтым) золотым. Отметить, что трава на лугу высокая и сочная. Объяснить детям, что мять траву нельзя, так как её будут косить. Предложить детям набрать одуванчиков по краям луга и сплести венки.

14. Наблюдать за изменениями в природе. Обратить внимание детей на то, что летом солнце значительно выше, небо прозрачнее, дни длиннее, ночи короче. Вспомнить, светло ли было зимой утром, когда мы просыпались. Дать детям задание посмотреть, где будет завтра утром солнце, когда они проснутся. Загадать загадку: « Выше леса, выше света, без огня горит» (Солнце). Отметить, как по траве бегают солнечные зайчики. Спросить детей, одинаково ли освещаются солнцем предметы (дома, деревья), а куда совсем не попадает солнце? Рассказать стихотворение М.Познанской:

Солнце светит ярко, ярко! Согревает и ласкает

От него светло и жарко, Все цветы в тиши лесной,

Солнце в роще, на лугу, Все травинки по одной

Я встречать его бегу. Хорошо на свете жить,

Солнце на небе сверкает, С ясным солнышком дружить!

Посмотреть, какая почва под кустарником. Объяснить детям, что почва сухая не может доставить питание и влагу растениям, предложить детям полить кустарники, подрыхлить почву, засыпать золой. Обратить внимание на зацветание рябины. Отметить, что у рябины цветы собраны в кисть, а листья узкие и продолговатые с резными узорами. Осторожно срезать две-три кисточки цветущей рябины. Высадить в цветник рассаду астры, львиный зов, цикломена, гладиолуса. Объяснить детям, что гладиолусы очень чувствительны к холоду и на ночь мы будем накрывать их бумажными колпачками. Сравним листики астры с львиным зевом, а листья гладиолуса с цикломеном. Предложить детям осторожно полить цветы.

15. Посадка овощных культур: огурцов, гороха, лука, репы. Отметить, что семена огурцов овальной формы, белого цвета с белым ростком; семена гороха круглые, светлые; семена лука черного цвета треугольной формы. Одним детям предложить сделать бороздки и посадить семечки, а другим засыпать землей и осторожно поливать.

16. Посев фасоли. Сделать на грядке поперечные бороздки. Поставить детей по обе стороны грядки, расставить баночки с семенами. Показать детям, как нужно сажать и засыпать землей бороздки. Сказать детям:

Семечки положим в мягкую постельку,

В теплую земельку.

Грядку солнышко пригреет,

Наше семечко созреет.

Тёплый дождичек прольется,

Наше семечко напьется.

17. Пересадить в цветнике многолетние цветы: жасмин, флоксы, лилии, ноготки. Объясните детям, что эти цветы называются многолетними, потому что много лет живут под снегом, не боясь морозов, а весною из-под земли показываются их всходы, рассаживать их нужно для того, чтобы они свободно росли и были крупными. Отметить разницу в форме листков всходов. Рассказать, как нужно осторожно выкопать кустик и разделить его на несколько частей (делает воспитатель). Предложить детям сделать углубление в почве на клумбе и полить водой, затем осторожно засыпать всходы землей.

18. Обратить внимание на хвою и шишки у вершин молодых ёлочек и сосен. Отметить, что шишки елок продолговатой формы, висят вниз, а у сосны шишки круглые. Зимой или ранней весной чешуйки шишек раздвигаются и из них высыпаются семена, которые прорастают в землю. Обратить внимание детей на всходы ели. Отметить, что они совсем еще маленькие, но похожи на настоящие. Объявить детям, что у хвойных деревьев вместо листьев растут иголки – хвоинки.

19. Обратить внимание на обрывистые берега реки. Отметить, что вверху темнеют дырочки, объяснить детям, что там устроены гнезда – мягкие, сделанные из перьев и травинок. Это гнезда стрижей и ласточек – береговушек. Понаблюдать за ласточками – береговушками, отметить их темно-бурую спинку, короткий хвост, похожий на рогатину. В гнездах выводятся птенцы. Как только птенцы оперятся и подрастут, они вылетят из своего подземного жилища. Напомнить детям отрывок из стихотворения В.Пшавела:

Высадила я птенцов крикливых

Ни сегодня – завтра полетят.

Голосов счастливых переливы

В синем небе звонко зазвучат.

Почитать детям рассказ Г. Скребницкого «Ласточка»

20.Прогулка в огород. Высадить рассаду помидоров на грядки. Объяснит детям, что помидоры чувствительны к холоду, поэтому мы сделаем бумажные колпачки и вечером их прикроем. Одним детям предложить сделать лунки, другим – полить водой и осторожно присыпать землей. Обратить внимание на всходы огурцов, гороха и лука.

Вот у нас в руках рассада,

Мы посадим все как надо:

Поровнее и не густо

Сей лучок, сажай капусту.

Скоро вырастет на грядке

Много красных помидоров.

Пусть растет у нас горошек

Самый крупный и хороший.

Огород у нас на диво –

И богатый и красивый.

21. Предложить детям понаблюдать за бабочками: как они держат крылья, когда летают, сидят на цветке, на траве. Осторожно изловить несколько бабочек и рассмотреть их. Рассказать детям, что бабочки бывают разные: лимонницы, крапивницы, белянки. Научить детей отличать бабочек по окраске. Объяснить, что капустные белянки откладывают на овощах свои яйца. Из яичек выходят гусеницы, которые грызут листья, стебель капусты.

Обратить внимание на голову бабочки с усиками, похожими на булавки. Отметить, что ножки у бабочки слабенькие, ими бабочки только зацепляются за лист или другой предмет.

22. Послушать кукушку. Объяснить, что кукушка - пугливая птица. Рассмотреть ее пестро-серое, расписанное снизу черными полосками оперение. Хвост у неё черный, длинный в белую крапинку, головка маленькая и красивая. Объяснить детям, что кукушка никогда не выводит птенцов сама, а подкладывает другим птицам. Прилетает с юга позднее других птиц и не успевает свить своего гнезда. Кукушата очень прожорливые и птички, которые их выкармливают, едва успевают приносить для них корм. Кукушка полезная птица. Так как питается насекомыми, может съесть за один час 100 гусениц.

Там вдали за рекой

Раздается порой:

Ку-ку, ку-ку, ку-ку!

Это птичка кричит

У зеленых ракит:

Потеряла детей

Жалко бедненьких ей.

Ку-ку, ку-ку, ку-ку!

23. Подвязать помидоры к колышкам, осторожно подрыхлить землю. Обратить внимание на всходы огурцов, на появление третьего листка. Обратить внимание, что форма его другая, чем первых двух листочков, поверхность шероховатая.

24. Обратить внимание на цветы красного клевера. Собрать клевер и показать детям, что этот цветок называется еще кашкой. Рассмотреть короткий стебель цветка. Отметить, что листья клевера состоят из трех листков. Обратить внимание на окраску, запах. Показать, как правильно срывать цветок.

Мы лютик сорвем молодой

И розовый клевер медовый.

Мы в зелени леса густой

Найдем колокольчик лиловый.

Порассуждать, что в стихотворении нравится, а что нет. Почему нельзя рвать цветы?

25. Отметить состояние погоды. Обратить внимание на цвет неба, есть ли осадки. Дать детям вертушки для определения ветра. Если дует ветер, обратить внимание на то, как качаются ветви и верхушки деревьев.

Ветер, ветер, ветерок!

Ты сегодня нам помог:

Сдул с дороги кучи пыли,

С ними скрылся вдалеке.

Полотенце мы забыли –

Он унес его к реке.

Прилетай ты к нам почаще,

Легкий, ласковый, журчащий.

Попрохладней будут дни, -

Вот тогда и отдохни.

Задать вопросы детям: чем отличается летний ветер от зимнего, почему поэт просит ветер отдохнуть, когда будет прохладней?

26. Загадать загадку. «Отцвел желтенький цветок, остался беленький пушок». Обратить внимание на то, что полянка покрыта отцветшими одуванчиками, как снегом. Посмотреть, как разлетаются их семена. Предложить детям рассмотреть отцветший одуванчик: взять в руки по одному цветку и подуть на пушистый шарик. Объяснить, почему этот цветок зовется одуванчиком. Какое еще ему можно придумать название?

Одуванчик золотой был красивый, молодой.

Не боялся ничего, - даже ветра самого!

Одуванчик золотой постарел и стал седой.

А как только поседел – вместе с ветром улетел.

27. Обратить внимание детей на растение, которое так густо растет у забора. Это купырь. Отметить, что листья купыря похожи на листья моркови, а цветы имеют форму зонтиков. Сорвать растение для засушки. Дать детям хорошо его рассмотреть.

28. Подвязать помидоры к колышкам. Показать детям, как это нужно делать, чтобы не сломать стебля. Объяснить, что помидоры нужно подвязывать для того, чтобы они лучше росли. Рассказать стихотворение:

Здесь на солнце будет скоро,

Много красных помидоров

Огород у нас на диво:

И богатый, и красивый.

29. Отметить, что вся грядка огурцов стала зеленой. Огурцы хорошо выросли после удобрения. Появились желтые цветочки. Обратить внимание на всходы лука, похожие на оружие для метания стрел, вот поэтому его называют луком. Отметить заметно подросший тонкий стебель гороха с пестрыми листочками. Поставить к гороху палочки. В цветнике обратить внимание на появление бутонов у львиного зева.

30. Прополоть клумбы. Обратить внимание на сорняки: лебеду, сурепку, пастушью сумку. Отметить характерные признаки у этих растений: у лебеды небольшие листки, покрытые серебристым налетом, цветочки мелкие серовато-зеленые, стебель тонкий и гладкий. Цветы пастушьей сумки белые, стебель тонкий с множеством треугольников, в которых лежат семена, внизу листья узорчатые прижаты к земле. Объяснить, что сорняки надо вырывать, так как они мешают расти цветам, отбирая у них влагу. При прополке обратить внимание на анютины глазки, на цветение крапивы. Отметить, что цветы крапивы в виде тонких ниточек, которые свисают с верхушек растений. Рассмотреть листья крапивы с шершавой поверхностью листа в виде маленьких иголочек. Спросить, почему крапива жжется (жалит). Вместе с детьми дать объяснение названиям растений, придумать свои.

31.Обратить внимание, что в уголке леса много птиц. Они летают, поют. Рассказать, что птицы на деревьях, кустах вьют гнезда, выкармливают птенчиков. Обратить внимание на скворцов. Объяснить детям, что у скворцов появились маленькие птенчики. Показать гнездо. Загадать загадку: «Без рук, без топоренка построена избенка». Напомнить пословицу: «В гнезде яички - выведутся птички».

32. По дороге к реке обратить внимание на небо. Спросить детей, высоко ли поднялось солнце и как выглядит горизонт. Напомнить детям, что если небо поднялось высоко, а горизонт кажется совсем близко - это первый признак ясной погоды. Подвести детей к месту медленного течения и понаблюдать как на поверхности воды скользят водомерки, которые очень подвижные и легкие. Изловить водомерку и поместить ее в банку с водой, чтобы дети убедились; что водомерки не тонут.

33. Обратить внимание на елки. Отметить цвет ствола, величину и расположение веток; отметить, что ветки расположены попарно. Спросить детей, где ветки длиннее: вверху или внизу, какого цвета хвоя. Сравнить елку с сосной, отметить их разницу. Собрать сосновую кору для изготовления игрушек. Предложить детям зарисовать елку или сосну.

34. Обратить внимание на цветущие цикламены. Отметить их яркую окраску.

На красавца цикламена

Полюбуйся непременно:

Чистый цвет, приятный тон,

Как корзиночка, бутон.

Подойти к флоксам и рассмотреть их пышные цветы.

Как ситец нарядный и пестрый,

Как праздничный новый наряд ,

Покрыли веселые флоксы,

Цветущие флоксы весь сад!

35. На участке обратить внимание на сирень и рябинник. Сравнить, где кусты пышнее и почему. Там, где кустам мешают могучие корни высоких сосен или других деревьев, там кустарники мельче. Они требуют более тщательного ухода: полива и удобрения земли.

36. Обратить внимание детей на малиновые цветы иван-чая. На солнечной стороне очень много цветов, а в тени их совсем не видно, даже бутоны отсыхают. Но зато, сколько здесь из земли лезет молодых побегов! Объяснить детям, что в тени иван-чай семена не дает, а влаги в его корневище сохраняется много: вот он и дает отростки из-под земли.

37. Отметить, что у помидоров появились первые цветочки. Обратить внимание на то, что огурцы заметно подросли, появились усики, скоро они начнут цвести. Удобрить огуречную грядку. В цветнике обратить внимание на цветущие лилии. Отметить, что растение это высокое, цветы оранжевые, похожи на розетки, листья растут от корня узкие в виде лент. Потрогать почву в цветнике, определить влажность, по мере необходимости полить.

38. Показать детям ядовитые цветы белены и дурмана. Отметить, что белена растет на лугах, на дорогах, около жилья. Цветы ее грязно-желтые с лиловыми жилками. Листья крупные, яйцевидные, стебли высокие и мохнатые, немного липкие, запах очень сильный и неприятный. Эти цветы ядовитые и очень опасные. Затем показать цветок дурмана. Цветы у него белые, трубчатые. Листья крупные. Стебель гладкий, ветвистый, дудчатый. Спросить, что дети думают по поводу названия этого растения, которое называется дурманом. К нему нельзя даже прикасаться.

39. Рассмотреть жучка. Сказать, что этого жучка в народе называют божьей коровкой. Он маленький, крылья красные с черными точками. Предложить посчитать точки. Он очень полезен, так как уничтожает тлей - вредителей растений.

Понаблюдать, как жучок ползает, летает.

40. Обратить внимание на иву. Какая она красивая! У нее пушистые кудрявые ветви, скрывающие кривой ствол. Ивы зацветают ранней весной, задолго до того, как покажутся первые кудрявые нежные ее листочки. Ивы любят расти у рек.

Ивушка зеленая,

Над рекой склоненная,

На ветру качается,

В речке отражается.

41. После грозы обратить внимание на тучи. Тучи уходят к горизонту, небо проясняется. Отметить, что дождь увлажняет траву, размыл землю. А в самом верху неба показалось солнце. Прочитать из Пушкина:

Довольно, скройся, пора миновалась.

Земля освежилась и буря промчалась.

И ветер, лаская листочки древес,

Тебя с успокоенных гонит небес.

Зайти в уголок леса. Темные стволы деревьев создают ощущение тишины и таинственности.

42. На лугу послушать стрекотание кузнечиков. Отметить их темно-зеленую окраску с бурыми крапинками. Сравнить окраску кузнечика с окраской травы. Спросить, почему кузнечика не заметно в траве? Рассмотреть его вытянутое тело со сложенными сверху крыльями. Обратить внимание на длинные усы (орган обоняния). Сравнить длину передних и задних ног. Посмотреть, как кузнечик прыгает. При полете, кузнечик делает очень большие прыжки и расправляет при этом крылья. У голени ног его расположены органы слуха. Кузнечик уничтожает вредителей полей. Загадать загадку: «Прыгает пружинка, зеленая спинка, с травки на былинку, с ветки на травинку».

43. Поискать кустики цветущей земляники. Рассмотреть их цветки и листья. Отметить, что цветки земляники белые, кустики низкие.

44. Обратить внимание на красоту луга. Спросить детей, какие цветы появились вновь. Отметить характерные признаки ромашки: стебель длинный, листья похожи на лучи, цветок из белых лепестков, серединка желтая.

Ромашка похожа на солнышко:

Лепестки на лучи, солнце – донышко.

45. Рассмотреть ель. Она очень высокая с ярко-зеленой колючей хвоей, которая свисает огромными гребнями и скрывает ствол ели от подножья до остроконечной вершины. Объяснить детям, что из ели изготавливают музыкальные инструменты, мебель и многое другое.

46. Обратить внимание на кедр. Отметить, что дерево это мощное, вечнозеленое и долголетнее. Кора у кедра темная и корявая. Сучья начинаются у самой земли, хвоинки расположены на ветвях по пять штук. Объяснить детям, что кедр очень ценное дерево: не только с вкусными орехами, но из его древесины делают красивую мебель, карандаши.

47. Обратить внимание на травку-муравку. Она похожа на укроп с зеленовато-желтыми пуговицами. Отметить, что трава эта очень устойчивая, по ней можно ходить, мять ее. Но стоит ей побыть под дождем, как трава снова поднимается.

48. Обратить внимание на зеленую гусеницу с красными точками. Понаблюдать за ней: при легком прикосновении к ней палочкой она выпускает рога. Объяснить детям, что из этой гусеницы вырастет куколка, из которой появится очень красивая бабочка - махаон. Взять гусеницу в уголок природы для дальнейшего наблюдения. Рассказать, что кормить эту гусеницу нужно листьями моркови и петрушки. Все изменения гусеницы зарисовать в альбом.

49. Обратить внимание на появление маленьких огурчиков. Отметить, что огурчики зеленые с мелкими пупырышками. А на помидорах появились маленькие зеленые шарики. Это плоды помидоров.

50. Посмотреть колошение ржи. Отметить, что рожь выросла, у нее появились колоски. Предложить детям встать около ржи и померяться с нею.

Тихо встала рожь на цыпочки,

Потянулась к небесам.

Лето пестрое рассыпалось

По полям и по лесам.

Солнце чертит в небе полосы,

Птицы песню завели,

Созревай же колос к колосу, -

Сладкий хлеб моей земли.

51. Обратить внимание на сосну. Сосна очень похожа на ель или кедр. Предложить детям внимательно присмотреться и найти то, что отличает сосну от других хвойных деревьев. Отметить, что у сосны самая светлая кора и хвоя. Жесткие и короткие хвоинки сосны сидят попарно на ветке, а не по пять как у кедра. Посчитать с детьми. У основания хвоинки связаны пленкой. Кора сосны светло-коричнева, золотистая и гладкая, а не темная и корявая, как у кедра. Корни у сосны очень длинные, поэтому она не боится засухи. Может расти на любой почве. Обратить внимание на молодые побеги. Объяснить детям, что хвоя на молодых побегах продержится только два года, затем она осыпается и на ветвях появится новая, молодая свежая хвоя. Пояснить детям, что хвоя очень смолистая. Предложить поискать на стволе капельки смолы. Дать потрогать пальцем и понюхать. Объяснить, что сосновый воздух очень полезен для здоровья человека. Посмотреть, как красиво выглядит сосна на солнце. В группе рассмотреть репродукцию И. И. Шишкина «Сосны, освещенные солнцем».

52. Обратить внимание на клен. Отметить, что у клена появились плоды. Предложить собрать плоды в коробочку и посеять их.

53. Незабудки. Загадать загадку: «Голубое колечко, Желтое сердечко». Отметить, какие они нежные и красивые. Рассказать стихотворение Е. Серовой.

Их видимо, - не видимо,

Не сосчитаешь их!

И кто их только выдумал

веселых, голубых?

Должно быть, оторвали

От неба лоскуток.

Чуть – чуть поколдовали

И сделали цветок.

54. Понаблюдать за стрекозой. Отметить её красивую форму, похожую на вертолет. Объяснить, что стрекоза летает везде, но всегда возвращается к воде, так как свои яички она откладывает в воду. Из яиц стрекозы выводятся личинки, которые долго живут в воде. Весной они по стебельку растения выползают из воды и из личинки вылупляется стрекоза. У личинки три пары ножек, большие глаза. Есть зачатки крыльев на спине. Стрекоза полезна тем, что уничтожает массу вредителей природы. И просто она очень красивая. Нарисовать стрекозу в альбоме длительных наблюдений.

55. Понаблюдать за муравьями, которые ползут в разные стороны. Посмотреть, что муравьи тащат в муравейник. Рассмотреть растения, которые растут около него. Семенами этих растений муравьи питаются, тащат их в муравейник. Кроме того, они затаскивают внутрь муравейника траву, кусочки хлеба, жучков, мух, тлей. Муравьи очень трудолюбивые, дружные; они защищают растения от вредных насекомых. А поэтому муравейники надо оберегать. Прочитать стихотворение И. Винокурова.

Муравьишка – муравей

Не сидит без дела.

Меж коряг и старых пней

Тащит ношу смело.

Тащит лист большой – большой

К муравьиной куче.

Мол, смотрите я какой

Богатырь могучий!

56. Рассмотреть колокольчики. У них тонкий стебель, красивая окраска и необычная форма цветка в виде колокольчика. Стихотворение А. Толстого: «Колокольчики мои, цветики степные! Что глядите на меня, темно – голубые?»

Нарисовать колокольчики в тетради наблюдений.

57. Отметить состояние погоды. Если будет пасмурно, обратить внимание детей на то, что тучи сгущаются ближе к земле. Обратить внимание на акцию. Если много пчел – это перед дождем. Ласточки перед дождем летаю низко. Загадать загадку «Пушистая вата плывет куда-то, чем вата ниже, тут дождик ближе».

58. Работа на огороде. По ботве и листве узнать знакомые овощи. Загадать загадку: «Ни окошек, ни дверей, полна горница людей» (огурец). «Сидит девица в темнице, а коса на улице» (морковь). «Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает» (лук). Спросить детей, у каких овощей мы едим листья, а у каких корни? Сравнить по цвету и форме ботву свеклы и моркови.

59. Обратить внимание на клубнику. Спросить, какого цвета были цветочки у клубники. Куда они делись? Рассмотреть зеленые ягодки. Сказать, что они еще неспелые, их есть нельзя.

Зазеленейся, зазеленейся,

наш зеленый сад!

Расцветайте, расцветайте

наши алые цветочки!

Поспевайте, поспевайте, вкусные ягоды скорей!

60. Обратить внимание на пихту. Отметить, что у нее кора гладкая, светло-серого цвета. Хвоя у пихты мягкая, хвоинки плоские. Сравнить пихту с елью. Загадать загадку: «Зимой и летом одним цветом».

61. Рассмотреть улитку. Двигается улитка при помощи широкой ноги - это часть ее тела, которая выдвигается из раковины. Посмотреть, как питается улитка, как втягивает свое тело в раковину и всплывает на поверхность, где лежит совершенно неподвижно. Осторожно дотронуться палочкой до раковины и посмотреть, как улитка снова начинает двигаться. Загадать загадку: «Кто на себе носит свой домик»?

62. Обратить внимание на цвет неба. Отметить состояние погоды. Вспомнить приметы: ласточки низко летают - к дождю, пчелы на акации - к дождю. Паук усиленно плетет свои сети - к сухой погоде, лягушки расквакались - к непогоде. Дать детям самостоятельно предсказать завтрашнюю погоду. Сделать зарисовки в альбом, а на следующий день проверить, кто был прав.

63. Сравнить ель с сосной. Спросить, какого цвета ствол у ели и сосны. Как расположены ветки? Как расположены хвоинки? Есть ли разница в форме шишек этих деревьев? Прочитать рассказ Ушинского «Спор деревьев».

64. Показать, что среди зеленой травы появилось много цветов разной окраски, клевер,

мышиный горошек, колокольчики. Рассмотреть цветки, листья, стебли. Сравнить по форме, цвету,

запаху. Посмотреть, как шевелится трава от ветра. Выучить стихотворение.

Вот ромашка, вот цветок колокольчик, василек!

На лугу и в поле весело гулять,

Из цветов душистых

веночки сплетать.

Сделать зарисовки в альбом.

65. Отметить, что в колосьях ржи появились зерна. Вспомнить, какого цвета были колосья в прошлый раз. Сорвать несколько колосков и рассмотреть их. Загадать загадку: «Вырос в поле дом, полон дом зерном, стены позолочены, ставни заколочены. Ходит дом ходуном на столбе золотом» (колос).

66. Обратить внимание детей на березу: ее белую кору, с отделяющимися тонкими, как бумага, слоями. Отметить, что ветки березы от ствола начинают расти прямо вверх, но с годами удлиняясь, они делаются более тяжелыми и отвисают. Листья березы похожи на треугольники с округлыми основаниями, вверху заостренные, с маленькими зубчиками по краям. Обратить внимание на цветки березы, собранные в сережки. Отметить, что сережки на березе разные: одни длинные, а другие покороче, потолще. Длинные сережки к концу лета засыхают, а на толстых созревают семена. Отметить, что семена уже созрели. Сорвать несколько сережек и растереть их на бумаге. Отметить, что семена на березе с крылышками. Прочитать стихотворение Воронько:

« У красы березы платье серебристое,

У красы березы зелены косицы»

Деревьев разных не сочтешь, -

Одно другого краше.

Но где ты дерево найдешь

Родней березки нашей?

67. Понаблюдать за дятлом. Послушать, как он стучит клювом по дереву. Отметить его внешние особенности: большой, пестрый с крепким похожим на долото клювом, у него цепкие ноги с четырьмя пальцами, хвост из жестких и прочных перьев, служащих для упора. Благодаря таким особенностям строения дятел может прокормить себя насекомыми и личинками, которых он добывает из-под коры поврежденных деревьев. Спросить, какую пользу приносит дятел. Зимующая ли это птица и почему? Рассказать стихотворение.

От кого деревьям вред? Точит елку короед.

Услыхал деревьев плач знаменитый дятел-врач.

Прилетел он на заре и постукал по коре

Длинным клювом. Тук да тук!

Вылезай, древесный жук! Много он деревьев спас-

Тем полезен он для нас.

68. Обратить внимание на подмаренник. Отметить его тонкий и длинный стебель зеленого цвета. Листья узкие тремя этажами, цветы маленькие, беленькие - сидят кучкой. У подмаренника очень душистый медовый запах. Прочитать рассказ Н. Павловой «Как облачко».

69. Посмотреть, как цветет гвоздика. Рассмотреть ее стебель, листья, окраску. Понюхать нежный запах.

Погляди-ка, погляди-ка,

Что за красный огонек?

Это дикая гвоздика

Новый празднует денек.

70. Обратить внимание на красоту уголка леса. Отметить, что в уголке леса много

деревьев. Предложить детям посмотреть наверх. Как красиво высоко растут ветви! Обхватить дерево руками, - какие у деревьев толстые стволы. Спросить, какие деревья здесь растут. По каким признакам вы узнали, что это береза, ель, осина. Самостоятельно отметить особенности. Дать возможность полюбоваться деревьями. Прочитать стихотворение В. Викторовой.

Солнце светит спозаранку,

Всей земле улыбку шлет.

Мы выходим на полянку:

Ручеек в лесу поет.

Теплый ветер гладит лица,

Лес шумит густой листвой.

Тополь хочет поклониться,

Клен качает головой.

71. Обратить внимание на клубнику. Ягоды покраснели. Рассказать, что в лесу есть похожая ягода – земляника. Прочитать стихотворение Е. Трутневой:

На проталинке лесной земляничка под сосной.

Земляничка – невеличка хорошо цвела весной.

На неё садились пчелки, майский жук летал над ней.

У неё сосед веселый – родничок среди камней,

Солнце грело много дней пышный кустик у камней.

Становилась земляничка, все пригожей и крупней.

Покраснела каждым боком, налилась душистым соком.

72. Поискать грибы в уголке леса. Отметить характерные признаки. Рассказать о съедобных и несъедобных грибах. Объяснить, почему грибы нельзя рвать и приносить в детский сад: они быстро портятся и становятся несъедобными.

73. Обратить внимание, на то, что в уголке поля созрела рожь.

Рожь высокая, колосья большие, желтые с множеством спелых зерен. Отметить, что во ржи много васильков.

74. Посмотреть, какие овощи выросли на огороде. Показать, как нужно собирать огурцы. Вспомнить загадку про огурцы. Морковь и лук следует немного подкопать, а не дергать за ботву и перья. Обратить внимание на внешние особенности моркови. Загадать загадку: «Красный нос в землю врос, а зеленый хвост снаружи. Нам зеленый хвост не нужен. Нужен только красный нос». Отметить, что лук круглый, перья зеленые, но концы их уже пожелтели. Вспомнить загадку: «Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает». Объяснить детям, что овощи, выращенные около дорог, в городе людям есть нельзя, а на корм животным они пойдут.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации содержание наблюдений с детьми на прогулках в летний период iconГ. А. Драполенко Подвижные игры
Подвижные игры с детьми старшего дошкольного возраста на прогулке в летний оздоровительный период: Методические рекомендации. – Северное:...

Методические рекомендации содержание наблюдений с детьми на прогулках в летний период iconОрганизация прогулки в летний период
Красная Башкирия Абзелиловского района Республики Башкортостан и рекомендовано педагогам дошкольных учреждений для организации работы...

Методические рекомендации содержание наблюдений с детьми на прогулках в летний период iconПерспективный план воспитательно-образовательной работы с детьми...
Перспективный план воспитательно-образовательной работы с детьми на летний период

Методические рекомендации содержание наблюдений с детьми на прогулках в летний период iconМетодические рекомендации аннотация методические рекомендации «Обеспечение...
Целью данной работы является разработка методических рекомендаций для повышения безопасности туристских походов с детьми

Методические рекомендации содержание наблюдений с детьми на прогулках в летний период iconПерспективный план воспитательно-образовательной работы с детьми на летний период июль
Перспективный план воспитательно-образовательной работы с детьми на летний период

Методические рекомендации содержание наблюдений с детьми на прогулках в летний период iconМетодические рекомендации по работе с одаренными детьми для дошкольных...
...

Методические рекомендации содержание наблюдений с детьми на прогулках в летний период iconПланирование работы дошкольного образовательного учреждения в летний период план
Утверждение плана по предупреждению травматизма в летний период, желудочно- кишечных заболеваний и микроспории

Методические рекомендации содержание наблюдений с детьми на прогулках в летний период iconОтчет о летней оздоровительной работе мбдоу детский сад №10 «Сказка» в 2013 году
Летний оздоровительный период в мбдоу детский сад №10 «Сказка» составил 62 рабочих дня и длился с 01. 06. 13г по 31. 08. 13г. Воспитательно-образовательный...

Методические рекомендации содержание наблюдений с детьми на прогулках в летний период iconОтчёт работы Неонилинского ксдц с детьми в летний период
Открылся летний сезон 1 июня в День защиты детей праздничной программой «День защиты детей, время добрых затей»

Методические рекомендации содержание наблюдений с детьми на прогулках в летний период iconТематический план воспитательно-образовательной работы на летний...
Беседа с детьми «Наши мамы, папы, бабушки и дедушки. Составление рассказов с детьми «Все говорят, что я похож на …»



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница