Методические разработки уроков по географии Краснодарского края тема: «Национальный состав края»




Скачать 271.91 Kb.
НазваниеМетодические разработки уроков по географии Краснодарского края тема: «Национальный состав края»
страница1/3
Дата публикации17.03.2014
Размер271.91 Kb.
ТипМетодические разработки
www.lit-yaz.ru > География > Методические разработки
  1   2   3
Муниципальное общеобразовательное учреждение

лицей № 45 города Кропоткина

муниципального образования Кавказский район


МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

по географии Краснодарского края

ТЕМА: «Национальный состав края»


Номинация 8-9 класс

Подготовила

учитель географии

МОУ лицея № 45 г. Кропоткин

муниципального образования

Кавказский район

Киселева Светлана Ивановна


Кропоткин- 2011 год


Тема: «Кубань - многонациональный край»
Есть сокровища дружбы, святыни любви,

Только их береги, только ими живи,

Если мы их забудем, отнимем, отменим,

Для чего наша жизнь, где завет поколеньям?

Кто живет повседневной своей суетой,

Разомлевши от сытости, скуки и лени,

Кто живет, не печется о дружбе святой,

Тот творит преступленье.

М. Шаханов

Цели:

1.Познакомить учащихся с национальным составом Краснодарского края, дать понятия «этнос», «демография», «миграция», «ассимиляция», «титульный народ», «переселенцы»

2.Показать причины межэтнических противоречий за пределами края, возможные проблемы возникновения этнических конфликтов в пределах отдельных районов края.

3.Развивать умение анализировать статистический материал, работать с дополнительными источниками информации.

4.Уделить внимание вопросам механического движения населения края, своего населенного пункта.

Оборудование: административная карта Краснодарского края, учебник, статистический материал, презентация «Кубань – многонациональный край»

Ход урока

1.Организационный момент

2.Гимнастика ума.

1.В какой части РФ расположен Краснодарский край?

2.К какому экономическому району относится?

3.В какой федеральный округ вход край?

4.Назовите особенности ЭГП.

5.С какими субъектами РФ граничит край?

6. Назовите пограничные государства и их столицы.

7. Какие виды транспорта развиты в крае?

8. В каких городах есть аэропорты?

9. Назовите города-порты Азовского и Черного моря.

10. В каком районе края мы проживаем. Как называется центр района?

^ 3.Изучение нового материала.

-Сегодня мы познакомимся с национальным составом населения Краснодарского края.

Благодатные природные условия Кубани, теплые моря, богатые земли, транзитные торговые пути с незапамятных времен влекли сюда людей. Эту территорию осваивали многие племена и народы: меоты, скифы, сарматы, греки, гунны, готы, половцы, ногайцы, турки и др.

В Х-Х1 веках на Таманском полуострове существовало самое южное древнерусское княжество – Тмутараканское.

Изучая историю Кубани с древнейших времен и до конца 20 века и современную историю края мы убеждаемся в ее многонациональности.

Слайд № 2. Древние народы Кубани.

- До переселения на Кубань казаков наиболее многочисленным народом здесь были адыгские племена- черкесы, которые проживали в Закубанье.


Слайд № 3. Адыгские племена к концу 18 века.

- После подавления на Дону крестьянского восстания под предводительством Кондратия Булавина в 1708 году на Кубань пришли казаки-некрасовцы.

В 1792 году Екатерина П даровала Черноморскому казачьему войску земли на правобережье Кубани от Тамани до устья Лабы. Переселившиеся сюда казаки-черноморцы в 1793 году основали в урочище Карасунский кут «войсковой град» Екатеринодар.

Слайд № 4. Освоение территорий правобережной Кубани.

- В период освоение Кубани происходили миграционные процессы, связанные в переселением кавказских народов (во время и после Кавказской войны) и с переселением на Кубань крестьян из центральных и южных губерний России.

Слайд № 5 . Миграции населения. Причины миграций.

-Существенное влияние на этнический состав и численность населения края оказывают миграционные процессы, связанные с конфликтами в сопредельных странах СНГ.

Механический прирост населения продолжался за счет мигрантов вплоть до 2000 года: беженцев и переселенцев, отставных военных, жителей Крайнего Севера и Дальнего Востока.

Мигранты из Закавказья селятся целыми этническими общинами, цепко врастаются в новое место, возводят особняки, стоят дороги, скупают землю, пытаются навязать свои нравы, порядки, вносят элементы соперничества. Группировки захватывают местные рынки. Приучают молодежь к наркотикам, втягивают в криминальный бизнес. Все это стало чуждым и неприемлемым в нашем крае.

В дальнейшем в результате принятых руководством края жестких ограничительных мер на пути незаконной миграции механический прирост замедлился. Однако с 2003 года и по настоящее время наблюдается увеличение числа прибывших в наш край.

Так, за 10 лет к нам прибыло более 1 млн. переселенцев. Каждый пятый житель края – мигрант. Кубань расположена на перекрестке важнейших геополитических интересов. Более 1000 км – государственная граница, имеет статус приграничной зоны.

У границы тлеют очаги напряженности. Даже легализованная миграция становится «крышей» для эмиссаров ультрарадикальных исламских организаций. Сторонники ваххабизма не скрывают, что их цель – создание единого исламского государства, в состав которого они включают и Кубань. Демографическая ситуация показывает, что увеличилась численность армян - на 38%, курдов – на 85 %, ассирийцев – 64%, грузин – 43%. Без регистрации ранее проживали более 400 тыс.человек. Любой отказ местной власти в обустройстве переселенцев выдается за целенаправленную политику. Любой бытовой конфликт раздувается в межэтнической плоскости. Происходит бессовестная подмена понятий. Краснодарский край борется с незаконной миграцией и проникновением на территорию преступников, в том числе террористов и экстремистов.

Слайд № 6 .Причины межэтнических конфликтов.

- Наибольшую озабоченность в мире вызывает исламский экстремизм, развивающийся по 3 направлениям:

- суннитские организации, тяготеющие к Саудовской Аравии,

- проиранские организации

- палестинские, курдские и др. организации

Они ведут скрытую пропагандистскую работу (ознакомление) и отбирают наиболее преданных сторонников, готовых к участию к священной войне. Самая воинственная часть – в Сирии, Ливане, Иордании, Иране. Легкой добычей экстремистов становятся жители Закавказья, республик Северного Кавказа – Дагестана, Чечни, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии Алании, Карачаево-Черкессии, где сильно влияние ислама.

- В крае проживают представители более 100 национальностей, каждая из которых имеет свои традиции, культуру, язык. Изучая прошлое своей страны, края, историю культуры своего народа мы учимся уважать и понимать друг друга. Язык – основа каждого народа, ибо есть язык – есть народ. Язык – визитная карточка народа.

Слайд № 7. «Родной язык – святой язык»

По родству языка народы объединяются в языковые семьи: индоевропейская, алтайская, уральская, кавказская. В крае преобладают народы индоевропейской и кавказской семей.
Слайд № 8. Численность представителей отдельных национальностей, проживающих на территории Краснодарского края (тыс. чел)
-Над всеми нами чистое голубое небо. Наверно именно о таких отношениях мечтал великий русский поэт А.С.Пушкин, говоря о «Временах грядущих, когда народы распри позабыв в единую семью соединятся». Это единение помогает нам становиться сильнее.

- В интересах дальнейшего совершенствования межнациональных отношений, укрепления дружбы народов, предупреждения недоразумений в отношениях национальных чувств и достоинства нации создаются условия для свободного, беспрепятственного развития языков.

-Отрадно, что любой праздник многолик и разнообразен: можно услышать веселые русские, украинские частушки, греческие танцы, зажигательную лезгинку и танцы других народов России и мира.

Слайд № 9. «Эта земля нас сроднила» - Олег Дымов
- Музыкальный номер. Песня «Я, ты, он, она – вместе целая страна».

4.Закрепление.

Закончите фразы: 1.Я узнал…

2.Я понял …

3.Я задумался.

5.Домашнее задание. Подготовить презентации по темам:

1.Национальные костюмы народов Кубани

2.Кухня народов, проживающих на Кубани.

3.История заселения территории края народом (греками, армянами, немцами, украинцами, чеченцами) по выбору учащихся.

4.География танцев народов Кубани.

Тема: «Кубань - многонациональный край»
У всех народов края общий путь –

Путь дружбы – и с него нельзя свернуть!

Народы вместе сквозь века прошли,

В пути друзей надежных обрели.

Цели:

  1. Обобщить и закрепить знания по теме «Кубань – многонациональный край», проверить уровень усвоения знаний, умений анализировать статистический материал, работать с дополнительными источниками информации.

  2. Воспитывать уважительное отношение к традициям любого народа.



Оборудование: административная карта Краснодарского края, учебник, статистический материал.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Итоговая письменная работа

Задание 1. Заполните и прокомментируйте таблицу № 1.

Национальный состав населения Краснодарского края

Народы

Группа

Языковая семья.

Русские







Армяне







Украинцы







Белорусы







Греки







Адыгейцы







Грузины







Цыгане







Татары







Немцы







Цыгане







Задание 2. Назовите страны мира, жители которых также проживают на территории Краснодарского края (до 10 стран) с указанием столицы этой страны.

Задание 3. Как известно, некоторые этнические группы на территории Краснодарского края проживают довольно компактно. Приведите примеры народов и районы их проживания.

Задание 4. Назовите танцы народов, проживающих на Кубани, которые вы видели в исполнении танцевальных коллективов Кубани.

Задание 5. Какие национальные блюда готовят в вашей семье?

^ 3.Итоги урока.

Ребята читают свои ответы и комментируют ответы друг друга, уточняют, дополняют.

Учитель выставляет оценки за работу всем учащимся.

^ 4.Домашнее задание. Подготовить сообщения о традициях, обычаях, нравах казаков.

Тема: «Кубань - многонациональный край».

В любимом, богом данном мне краю

Веду я родословную свою.

Питают душу мне земные соки,

Потомкам предков дух передаю.

Но по степным обычаям живя,

Законы высшей дружбы знаю я

Степь не одним казакам дом родимый,

Есть у нее другие сыновья.

Мы все в степи корнями сплетены,

Свободной, благодатной той земли,

Молясь порознь Иисусу иль Аллаху,

Мы по закону совести верны.

М.Кангожин

Цели:

1.Обобщить и закрепить знания по теме «Кубань – многонациональный край», проверить уровень усвоения знаний, умений строить графики и их анализировать, работать со статистическим материалом, составлять родословное (генеалогическое) дерево своего рода, работать с дополнительными источниками информации.

^ 2.Воспитывать уважительное отношение к традициям любого народа, старшему поколению.

Оборудование: административная и физическая карта Краснодарского края, учебник, статистический материал, дополнительный материал.

Ход урока

^ 1.Организационный момент.

2.Итоговая письменная работа
Задание № 1. Изучите статистические данные об изменении национального состава Краснодарского края. Проанализировав, сделайте выводы.
Численность представителей отдельных национальностей, проживающих на территории Краснодарского края ( тыс.чел.)


Национальности

1989

1997

2002

2010

Всего

4620,9

5010,5

5045,4

5125,221

Из них русские

4006,8

4321,8

4294,01

4436,27

армяне

171,8

232,4

24646

274

украинцы

182,1

200,9

193,58

131,77

белорусы

34,7

40,1

37,88

26,26

греки

28,4

30,7

30,79

26,54

адыгейцы

20,8

19,8

19,3

15,8

грузины

12,1

16,7

18.18

20,5

Татары крымские

17,1

17,0

17,0

26,0

Немцы

29,9

18,9

14,70

18,4

Татары

14,6

14,1

14,13

25,58



^ Задание № 2.Проведите небольшое социологическое исследование (проводится по предварительному заданию).
1.Изучите, сколько детей в семьях ваших родных (можно знакомых, соседей). Для исследования можно взять 10 семей.

Результаты проделанной работы отразите в столбчатых диаграммах. Сделайте вывод: будет ли сокращаться население в районе вашего проживания при таком количестве детей в семье?
2.Выясните, сколько по сравнению с вашей семьей было детей у бабушки, прабабушки, прапрабабушки и т.п. Постройте график.

Горизонтальная ось – семья, по вертикальной – количество детей в семье.

Проанализируйте график и сделайте вывод:

-стало ли резко сокращаться количество детей в семье?

-где жили прародители?

-когда прибыли на Кубань?
3.Изучите ваши родословные корни. Составьте (генеалогическое) дерево вашего рода, где «корни» - ваши предки, «ветки» - нынешнее поколение (вы, братья, сестры).

Укажите профессии вашего рода. В какой местности проживают ваши родственники – в городской или сельской?

3. Итоги урока.
1. Ребята зачитывают свои работы, обсуждают их.

Вместе с учителем оцениваются выступления учащихся и выставляются оценки.

2. Представляется оформление работы по заданию № 2.:

а) столбчатые диаграммы с выводами,

б) графики с анализом и выводами

в) схема-рисунок родословной (генеалогического) дерева своего рода.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические разработки уроков по географии Краснодарского края тема: «Национальный состав края» iconТема: «Водоемы Краснодарского края»
Оборудование: физическая карта России, карта Краснодарского края, контурная карта Каневского района

Методические разработки уроков по географии Краснодарского края тема: «Национальный состав края» iconПоложение о Третьем краевом конкурсе юнкоровской прессы
Учредителем конкурса являются факультет журналистики фгбоу впо «Кубанский государственный университет» и департамент печати и средств...

Методические разработки уроков по географии Краснодарского края тема: «Национальный состав края» iconТема урока: Растения и животные Красной книги Краснодарского края
Оборудование: записи песен «Просьба» (муз. А. Пахмутовой, сл. Р. Рождественского); плакаты по охране животных и растений; выставка...

Методические разработки уроков по географии Краснодарского края тема: «Национальный состав края» iconПрирода Краснодарского края. Формы поверхности (равнины, горы, холмы, овраги)
Цели: познакомить с формами поверхности Краснодарского края; развивать речь, познавательный интерес, наблюдательность, внимание;...

Методические разработки уроков по географии Краснодарского края тема: «Национальный состав края» iconV вида г. Краснодара Краснодарского края
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение общеобразовательная школа №26 V вида г. Краснодара...

Методические разработки уроков по географии Краснодарского края тема: «Национальный состав края» iconЗакон краснодарского края
Настоящий Закон устанавливает правовые, организационные и экономические особенности функционирования системы образования в Краснодарском...

Методические разработки уроков по географии Краснодарского края тема: «Национальный состав края» iconТема урока: «Певец родного края. Кубанский казачий хор.»
На уроке присутствовало 23 человека, класс мчс, учащиеся средних способностей. Урок по программе «Кубановедение» для 1-11 классов...

Методические разработки уроков по географии Краснодарского края тема: «Национальный состав края» iconАнализ уровня образовательного процесса за 2010-2011 учебный год
Закона РФ «Об образовании», Устава оу, нормативных документов Министерства образования, департамента образования и науки Краснодарского...

Методические разработки уроков по географии Краснодарского края тема: «Национальный состав края» iconЗакон краснодарского края
Краснодарского края детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет (далее...

Методические разработки уроков по географии Краснодарского края тема: «Национальный состав края» iconВнеклассное мероприятие 2 «А» класс учитель начальных классов: Плосконос...
Цели: рассказать об Олимпиаде 2014 года в г. Сочи, познакомить с символами и гимном Олимпиады, рассказать о чемпионах-олимпийцах,...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница