Литература 9 класс Тема урока: Н. Рубцов. Личность, судьба и творчество поэта




Скачать 44.14 Kb.
НазваниеЛитература 9 класс Тема урока: Н. Рубцов. Личность, судьба и творчество поэта
Дата публикации04.03.2014
Размер44.14 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > География > Урок
Литература 9 класс

Тема урока:

Н. Рубцов. Личность, судьба и творчество поэта.
Цели урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Николая Рубцова, вызвать интерес к лирике поэта, обучить анализу лирического произведения; показать своеобразие поэзии Н. Рубцова, помочь увидеть его творческий почерк.
I часть урока: урок-презентация
Ход урока:
Эпиграф: До конца,

До тихого креста

Пусть душа

Останется чиста!

1 ведущий:

Он точно знал, что счастье – это дым

И что не породишь его со Словом,

Вот почему он умер молодым

И крепко спит в своем краю суровом,

На вологодском кладбище своем

В кругу теней любимых и печальных…

(Куняев «Памяти поэта»).
2 ведущий: В наше страшное бездуховностью время способна пробудить в нас и очистить, вернуть данное нам от природы чувство прекрасного светлая, родниковая поэзия Николая Рубцова.
3 ведущий: 35 лет было отпущено ему прожить на земле. Он не только не успел опубликовать, но даже записать все стихи…
1 ведущий:

Я так люблю осенний лес,

Над ним – сияние небес…

… … … … …

… Я был в лесу листом!

… Я был в лесу дождем!

Поверьте мне: я чист душою…

(«Доволен я буквально всем…»)
2 ведущий: 5 января 1936 г. Николай Рубцов появился на свет – 19 января, в крещенскую ночь 1971 г., его не стало. (чтение «Я умру в крещенские морозы…») Но узнали о Н. Рубцове как о большом поэте уже после его смерти.
3 ведущий: Беломорье – край суровый, богатый сказками, преданиями, легендами. Здесь, в селе Емецк, Архангельской области родился Николай Рубцов…Рубцов рано остался сиротой…Мать умерла, отец ушел на фронт…


4 ведущий: «Шел первый год войны. Моя мама лежала в больнице…

… «А ваша мама умерла».
Этот цветочек аленький

Как я любил и прятал!

Нежил его, - вот маменька

Будет подарку рада!...
1 ведущий: Детский дом находился в селе Никольском…


2 ведущий: Память – основа человеческой души. Душа поэта хранит светлые образы: ивы над рекою, запоздалый огонек… Огонек – это всегда надежда на то, что впереди – люди, доброта, помощь, живое, трепетное.

(стихотворение «Воробей»)
3 ведущий: Мечтает о море. В 14 лет самостоятельно едет в Ригу поступать в мореходное училище…


1 ведущий: Мечта о море все же осуществилась. В 1952 году Рубцов в Архангельске устраивается работать на тральщик – ловить рыбу.

…Рубцов меняет адреса: Кировск, Ташкент, Приютино под Ленинградом.

…Служба на Северном флоте 4 года. После службы поступает в Литературный институт, который находится в Москве.
2 ведущий: Студенческая вечеринка. Чтение стихов «по кругу», настал черед Рубцова, который читал «В горнице моей светло»… (Ведущий читает стихотворение, позже звучит песня на стихи Н.Рубцова)
!!!
3 ведущий: Рубцов боготворил Россию, ее природу, обычаи, верования. Да, всеми силами души любил Рубцов свою тихую родину…



!!!
Прожив короткую, полную невзгод и лишений жизнь, в которой было и раннее сиротство, и бедность, и скитания, Николай Рубцов самые задумчивые строки посвятил Родине:
Привет, Россия – родина моя!

!!!
2 ведущий: В 1973 году на могиле Рубцова поставили надгробье – мраморную плиту с барельефом из его стихов: «Россия, Русь! Храни себя, храни!» - которая звучит, словно последнее завещание Рубцова этой несчастной и бесконечно любимой стране, что не бережет ни своих гениев, ни саму себя.


II часть урока: урок-мастерская
(группы по 4 человека, у каждого тетрадь, лист для черновых записей, листы с практическими упражнениями, учебник)
- Какие впечатления произвели на вас стихи Николая Рубцова?

а) чтение и обсуждение стихотворения Н. Рубцова «Посвящение другу»
- по очереди в группе каждый читает выразительно стихотворение, потом группа поручает одному ученику прочитать вслух.

- обсуждение в группе темы стихотворения. Выписываются строчки, в которых выражена главная мысль произведения. В образной системе Рубцова цветы символизируют творчество, дорога (поезд) – жизненный путь.
Записи в тетрадях (после обсуждения)!
Тема стихотворения – выбор пути, жизненной дороги.
Задание:

- Найдите в стихотворении строки, подтверждающие это высказывание.

- Что утверждает в этих строках поэт? (4,5 строки. Поэт утверждает свое единство с Родиной).

- Найдите в тексте: какие качества поэта проявляются в стихотворении? (гуманность, оптимизм, любовь к Родине, бескорыстное чувство дружбы, стремление найти в жизни точку опоры).

- Анализ последнего четверостишия (в группе).
б) чтение и обсуждение стихотворении «Журавли» (звучит песня)
Задание:

- Самостоятельное обсуждение вопросов, а затем беседа по ним.

- Какова мелодия этого стихотворения? Чем это объясняется?

- Как вы понимаете строки:

«Широко на Руси предназначенный срок увяданье

Возвращают они, как сказание древних столиц…»?

- Почему поэту так докричаться, достучаться до нас?

- Зачем автору понадобились торжественно-строгие слова (восток огнеликий, небесные звуки и др.)?

- Подчеркнуть значительность событий.

(Журавли – часть природы Руси, которая сиротеет с их отлетом).

- «Все, что есть на душе» - это что? Какая душа открывается нам?

(Душа стремящаяся постичь вечное и прекрасное, которое слито в образе России, в русском народе, его прошлом и настоящем).
в) чтение в группе статьи из книги «Читаем, думаем, спорим…»

(характеристика произведения Н. Рубцова о природе «Во время грозы…».

Записывают тезисы в тетради).
Д/з
Написать мини-сочинение «Когда я читаю стихотворения Николая Рубцова…» (что вы представляли, когда слушали стихи или песни на его стихи; или о чем вы задумывались; или рассказать о своих впечатлениях).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература 9 класс Тема урока: Н. Рубцов. Личность, судьба и творчество поэта iconУрока: М. Ю. Лермонтов: судьба и творчество поэта
Лермонтова, «уголок» гостиной – столик, покрытый бархатной скатертью, подсвечник, раскрытый томик стихов, чернильница с пером, портрет...

Литература 9 класс Тема урока: Н. Рубцов. Личность, судьба и творчество поэта iconТема: «Афанасий Афанасьевич Фет. Личность, судьба и творчество. Цели:...
Учебно-методический ресурс: презентация в power point, выход в сеть Интернет, тексты стихов поэта, романс П. И. Чайковского на слова...

Литература 9 класс Тема урока: Н. Рубцов. Личность, судьба и творчество поэта iconУрок ролевая игра с использованием мультимедиа
Тема. В. Маяковский. Жизнь, творчество, личность поэта. Дооктябрьское творчество. Маяковский в Армавире

Литература 9 класс Тема урока: Н. Рубцов. Личность, судьба и творчество поэта iconУрока по литературе в 8 классе тема: Николай Рубцов
Обучающие: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Н. Рубцова, вызвать интерес к лирике поэта

Литература 9 класс Тема урока: Н. Рубцов. Личность, судьба и творчество поэта iconУроки по теме «Л. Н. Толстой. Рассказ «После бала»
Тема: Л. Н. Толстой: личность, судьба, творчество. Знакомство с содержанием и героями рассказа «После бала»

Литература 9 класс Тема урока: Н. Рубцов. Личность, судьба и творчество поэта iconКалендарно-тематическое планирование Дата № урока Количество часов Тема урока
Литературные роды: лирика, эпос, драма; жанр и жанровое образование; личность автора, позиция автора, труд и творчество

Литература 9 класс Тема урока: Н. Рубцов. Личность, судьба и творчество поэта iconЛитература 2 класс Тема урока: «Творчество Эдуарда Успенского»
Оборудование: выставка книг, портрет писателя, карточки с опорными словами и пословицами, аудиозаписи песен из мультфильмов

Литература 9 класс Тема урока: Н. Рубцов. Личность, судьба и творчество поэта iconУрока тема перед учащимися не раскрывается
Помочь учащимся увидеть особенности поэтического взгляда М. Цветаевой на личность другого человека – поэта Александра Блока

Литература 9 класс Тема урока: Н. Рубцов. Личность, судьба и творчество поэта iconКалендарно-тематический план. «Литература еао» 10 класс № Дата
Э. Г. Казакевич. Судьба писателя и судьба страны. Особый поэтический мир в стихах. Проза Казакевича

Литература 9 класс Тема урока: Н. Рубцов. Личность, судьба и творчество поэта iconЛитература Тема урока: "Жизнь и творчество Михаила Булгакова "
Описание цора: Электронный учебный модуль «Булгаковская Москва» предназначен для использования в образовательных учреждениях на уроках...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница