Урок литературного чтения в 3 классе. Программа «Школа России»




НазваниеУрок литературного чтения в 3 классе. Программа «Школа России»
Дата публикации22.02.2014
Размер77.9 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > География > Урок
Конкурс «Учитель года»

(Каримова Галия Ахсамовна, учитель начальных классов)

Урок литературного чтения в 3 классе. Программа «Школа России»

«Мы хозяева нашей природы» по произведению М.М.Пришвина «Моя Родина».

цель:

познакомить учащихся с творчеством М.М. Пришвина, с рассказом “Моя Родина”;

задачи:

- учить отвечать на вопросы, работать с текстом, находить в тексте заданные отрывки;

-развивать навыки правильного и осознанного чтения; развивать произвольное внимание и умение концентрироваться;

- формировать умение выражать свои эмоции и впечатления при помощи - выразительного чтения;

- воспитать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Оборудование:

презентация к уроку;

портрет писателя;

рисунок природы и изображения животных, птиц, рыб;

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.

Ход урока

  1. ^ Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Галия Ахсамовна. Я проведу у вас урок литературного чтения. Подарим улыбку друг другу, нашим гостям.

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться: - Доброе утро!

- Доброе утро солнцу и птицам,

- Доброе утро улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым, доверчивым…

Доброе утро длится до вечера.

- А теперь начнём учиться.

II. Проверка домашнего задания.

- Вспомним, ребята, какие произведения вы читали на прошлых уроках? («Листопадничек» И.С.Соколова-Микитова, стихи «Черёмуха» С.А.Есенина, «Ветхая избушка» А.А.Блока, «Воробей» С.Чёрный)

- О чём они эти произведения? (о растениях, о животных, об отношении к ним людей,)

- Как вы думаете, что означает словосочетание «Люби живое»?

(«Береги все живое - растения, животных...». Это название следующего раздела в учебнике «Родная речь».)

- А вы бережно относитесь к природе? Что для этого делаете?

Итог: Молодцы! Вы всё делаете правильно!

  1. ^ Рассказ учителя о писателе.

- Вспомним писателей и поэтов, которые писали о природе, о животных? (Лев Николаевич Толстой, Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк, Виталий Валентинович Бианки, Евгений Иванович Чарушин, )

- Сегодня познакомимся с одним из своеобразных писателей. Он ни на кого не похож - ни у нас, ни в мировой литературе.

(слайд ) - Михаил Михайлович Пришвин прожил долгую насыщенную событиями жизнь. Родом был из бедной купеческой семьи, проживавшей в Елецком уезде Орловской губернии. Он получил хорошее естественно научное образование. Работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать он начал в 30 лет, а до этого был длительный путь накопления впечатлений, когда писатель путешествовал по северным краям. Пришвин был влюблен в свою Родину, в её красоту, в леса и поля, реки и озера, в её птиц и зверей. Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе.

С детства любил охоту, но его охота была особенной. ^ А вот в чём была её особенность, вы узнаете сегодня на уроке, прочитав отрывок из воспоминаний Пришвина.

(слайд ) Очень часто в произведениях Пришвина (он называл их очерками) читатели встречаются с собаками. Все собаки, о которых рассказывает писатель, были «лично известны» автору - принадлежали ему самому или его друзьям.

Он очень любил этих животных и даже немного завидовал их «нюхательному аппарату»: «Вот если бы мне такой аппарат, вот побежал бы я на ветерок по цветущей красной вырубке и ловил бы и ловил интересные мне запахи!»

(слайд ) Особенно нравилась Михаилу Михайловичу Пришвину природа средней полосы России. Дом, где жил писатель в последние свои годы, - в деревне Дунино, недавно стал музеем. (слайд ) А книги его с удовольствием читают и сегодня.

^ IV. Изучение новой темы.

1. Словарная работа.

(слайд ) - А теперь обратим внимание на новое произведение “Моя Родина”. Перед чтением произведения прочитаем слова, которые могут вызвать трудность:

ки-пя-ти-лось

не-о-бык-но-вен-но

рас-ти-тель-ный

про-буж-да-ет-ся

со-кро-ви-ща

кла-до-ва-я

- Что такое сокровища?

1) драгоценность, дорогая вещь

2) так говорят о ком-то, о чём-то ценном, дорогом

3) ценности духовной и материальной культуры

- Что такое кладовая?

1) помещение для хранения материалов, товаров

2) место, где сосредоточены какие-нибудь природные ценности, например: подземные кладовые ( о местах произрастания грибов, орехов, ягод)

2. Первичное восприятие рассказа.

Чтение учителем.

- Я прочитаю рассказ, послушайте внимательно и ответьте на вопрос: “Какие картины вставали у вас перед глазами, когда вы слушали.

Д (У меня перед глазами картина…)

- У вас получилась полная картина живой природы. А на доске рисунок природы. Он пустой. Нет ни животных, ни птиц, ни рыб. Нужно помочь им найти своё место в природе.

(Рисунок на ватмане природы и водоёма без животных, птиц, рыб. Дети у доски прикрепляют магнитом изображения животных, птиц, рыб)

^ V. Физминутка.

- А сейчас отдохнём. Представьте, что вы находитесь в этом лесу. Вы видите зайчиков, они не боятся вас и давайте попрыгаем вместе с ними. А как двигаются маленькие медвежата? Лисята? В воде плавают разные рыбы (покажите, как они это делают). Высоко в небе летают птицы, а рядом с нами с цветка на цветок порхают красивые, разноцветные бабочки – представьте себя рядом с ними. А вот бабочки тихо сели на чудесный цветок, а мы тихо-тихо сядем за парты.

Спасибо, ребята.

^ VI. Чтение рассказа учащимися. Анализ произведения.

Вернёмся к нашему рассказу.

Чтение по частям.

- Как рано встал однажды маленький Пришвин?

- Чем его угостила мама?

- Найдите и прочтите, как по-особенному готовилось молоко, и каким был чай?

- Как можно озаглавить эту часть рассказа? (^ Вкусный чай) _______________________________________________________________

Чтение следующих двух абзацев.

- Какая очень хорошая привычка выработалась у автора, которая проявилась, даже тогда, когда он стал жить городе?

- Почему автор считает, что начинать работу надо рано утром вместе с солнцем?

- Как озаглавим? (^ Восход солнца) _________________________________________________________________

- Найдите и прочитайте ту часть, в которой говорится об охоте (Выборочное самостоятельное чтение)

- Прочитает классу…

- Какая была охота у Пришвина?

- Да, с детства Пришвин любил охоту, но его охота была особенной. Он ходил чаще всего не с ружьем, а с записной книжкой и охотился не за птицей и зверем, а за открытиями.

- Как можно озаглавить эту часть? (Охота) ________________________________________________________________

^ Последнюю часть читаем хором.

- К кому Пришвин обращается в этой части?

- Как он вас называет?

- Кем вы являетесь по отношению к нашей природе?

- С чем он сравнивает природу? ( С кладовой солнца, с великими сокровищами жизни).

- Правильно, эти сокровища – животные, растения, моря, воздух и т.д.

- К чему Пришвин нас призывает? (беречь природу, открывать сокровища и показывать всем)

- Для чего нужно беречь природу?

^ VII. Закрепление.

  1. ( слайд ) А сейчас послушайте интересное стихотворение про родную природу.

Туган як табигате. ( Родная природа )

Уж на речке лёд замёрз.

ЛЁД, запомни, будет БОЗ.

Прилетел весною грач,

Сел на ДЕРЕВО – АГАЧ.

Летом все бегут на пляж.

Светит СОЛНЫШКО – КОЯШ.

Ветер листья закружил,

По-татарски ВЕТЕР – ЖИЛ.

- Что для вас было интересно в стихотворении?

- Эти природные явления бывают у вас на Родине?

2. ^ Малая Родина.

- Какое место в России для большинства из вас является родимой землёй? (посёлок Боровский)

- Есть такое понятие, как малая родина – это место, где ты родился и прожил первые дни жизни. И для многих из вас это посёлок Боровский. Он молод, красив. Нам нужно постараться, чтобы он остался таким же красивым и стал лучше для будущих поколений.

- Это малая родина, а как же вы представляете Родину в большом значении. Кто хочет рассказать о том, что для него – Родина?

(Для меня Родина - это … доброе солнышко, прекрасные деревья и травы, на полях большой урожай пшеницы и крикливый караван журавлей).

(Родина – это моя любимая, ласковая, нежная мамочка)

Итог:

Для каждого Родина является самым дорогим местом. Родина начинается с семьи, самых близких вам людей – мам и пап, бабушек и дедушек, братьев и сестёр.

Растёте вы, и всё большее значение приобретает для вас понятие Родина. Когда вы подрастаете, начинаете понимать, что Родина – это ваш город или село, родной край, школа, друзья и близкие вам люди. Родина – это богатства природы и земли, это плоды труда человека, это великий и могучий русский язык, а вместе с ним – языки народностей, проживающих на территории Российской Федерации. Вы живёте в многонациональной стране, стране многих культур. У каждого народа свои обычаи, традиции, культура, и поэтому очень важно уметь понимать, уважать людей. С которыми вы рядом живёте, учитесь, общаетесь, умеете находить общий язык со сверстниками, говорящими на другом языке.

- Люди каких национальностей живут рядом с вами?

- А у вас есть друзья среди них?

-
Молодцы.

VIII. Итог.

- Чтобы сохранить нашу Землю живой, цветущей и здоровой, надо ответственно и заботливо относиться к природе родного края, своей местности: любить и беречь природу!

- С каким произведением вы познакомились на уроке?

- К чему оно нас призывает?

-Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшей жизни?

-Как вы оцениваете свою деятельность на уроке? (если плохо на уроке – поднимите рисунок «тучку», а если было хорошо – «цветок»)

Спасибо. И помните слова Пришвина «Охранять природу – значит – охранять Родину», потому, что мы – хозяева нашей природы.

^ Домашнее задание:

читать выразительно весь рассказ, последнюю часть выучить наизусть.

«После чаю я уходил на охоту за перепелками, скворцами, соловьями, кузнечиками, горлинками, бабочками. Ружья тогда у меня еще не было, да и теперь ружье в моей охоте необязательно.

Моя охота была и тогда, и теперь - в находках. Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и, может быть, никто еще в своей жизни с этим не встречался.

Хозяйство мое было большое, тропы бесчисленные».

. Работа с кроссвордом.

- У вас на партах кроссворд, посвященный произведению “Моя Родина”. Решить его вы сможете, если ещё раз прочитаете это произведение.

Автор рассказа “Моя Родина”.

И тогда, и теперь в находках была моя…

Мы хозяева нашей природы, и она для нас…солнца.

Надо охранять, открывать и показывать великие…жизни.

Охранять природу – значит охранять …

Любовь к какому напитку выработала привычку утреннего вставания.

- Какое ключевое слово у вас получилось?

- Почему я выбрала именно его?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок литературного чтения в 3 классе. Программа «Школа России» iconУрок литературного чтения 2 класс программа «Школа 2100»
Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева «Маленькая дверь в большой мир». Ч книга для чтения во 2-м классе

Урок литературного чтения в 3 классе. Программа «Школа России» iconУрок литературного чтения в 3 классе Тема
Ребята, сегодня на уроке литературного чтения мы будем читать стихи о временах года

Урок литературного чтения в 3 классе. Программа «Школа России» iconУрок литературного чтения в 4 классе по системе развивающего обучения...
Урок литературного чтения в 4 классе по системе развивающего обучения Л. В. Занкова

Урок литературного чтения в 3 классе. Программа «Школа России» iconРабочая программа По литературному чтению (базовый уровень) в 1 классе на 2013-2014 уч год
Программа литературного чтения состоит из двух образовательных модулей: обучение грамоте и литературного чтения

Урок литературного чтения в 3 классе. Программа «Школа России» iconУрок литературного чтения в 3 классе умк «Школа России»
Оборудование: авторская выставка книг; презентация с иллюстрациями к произведению, аудиозапись классической музыки Л. Бетховен «Адажио...

Урок литературного чтения в 3 классе. Программа «Школа России» iconУрок литературного чтения в 1 классе по программе Начальная школа XXI
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Белоколодезская средняя общеобразовательная школа Вейделевского района Белгородской...

Урок литературного чтения в 3 классе. Программа «Школа России» iconУрок внеклассного чтения в 4 «Б» классе по программе «Школа России»
Изучать произведения писателей и поэтов Югры. Совершенствовать навык правильного, сознательного, выразительного чтения

Урок литературного чтения в 3 классе. Программа «Школа России» iconУрок литературного чтения во 2 классе по учебнику «Любимые страницы»...
Урок литературного чтения во 2 классе по учебнику «Любимые страницы» О. В. Кубасовой, ос «Гармония»

Урок литературного чтения в 3 классе. Программа «Школа России» iconМихайловского муниципального района
Конспект урока литературного чтения, проведённого в 1 классе. Программа "Школа 2100"

Урок литературного чтения в 3 классе. Программа «Школа России» iconУрок литературного чтения умк «Школа России» Тема: «И. А. Крылов. Басни»
Используемые методы и приёмы: объяснительно-иллюстративный, частично–поисковый, эвристический



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница