ОК. Бунин-поэт. Философская направленность лирики и. А. Бунина




Скачать 35.44 Kb.
НазваниеОК. Бунин-поэт. Философская направленность лирики и. А. Бунина
Дата публикации20.02.2014
Размер35.44 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > География > Документы
ОК. БУНИН-ПОЭТ. ФИЛОСОФСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИРИКИ И.А.БУНИНА.
Ищу я в этом мире сочетанья

Прекрасного и вечного…

И.Бунин

прекрасный знаток души каждого слова.

М.Горький

1. Сам Иван Бунин замечал: «Я, ве­роятно, всё-таки рождён стихотвор­цем».

Бунин начал литературную деятель­ность как поэт. Его стихотворение «Деревенский нищий» появилось в 1887 г. в журнале «Родина». Своё последнее стихотворение «Ночь» он написал незадолго до смерти.

Бунин начал свое творчество как певец реальной природы. Пер­вые стихотворения Бунина не были оригинальными, но уже в юношеских сочине­ниях звучали мотивы, которые во многом определят смысл позд­нейшего зрелого творчества Бунина. Один из них — пушкинский. Пушкинская антитеза — светлая искренность и погибельная фальшь — получает у него конкретную социальную характеристику. Он говорит и о природе как о средоточии желанной гармонии. Быть естествен­ным, как сама природа,— вот идеал юного поэта. Не только во­сторг перед природой, а и страстная жажда соединения с ней — эта тема звучит в стихотворении шестнадца­тилетнего Бунина программно. Одушевление природы — излюбленный прием в бунинской ли­рике. Антропоморфизм повторяется Буниным на­стойчиво, обогащаясь новыми метафорами.

Природа ему видится не в туманной, призрачной дымке, как некая абстракция, рожденная одним воображением (что свойственно символистам), а как нечто сопричастное человеку и будто бы даже сотворенное им. Может показаться, что тема слияния людей с есте­ственным миром у Бунина все же несколько отвлеченна, в отноше­нии человека к природе не выделяется момент деятельного начала. Но ведь сама ассоциация природы с человеческими свойствами возникла у Бунина от убеждения: источник прекрасного на зем­ле — прежде всего труд человека.

В зрелом возрасте Бунин все больше обращается к философской лирике, продолжающей тютчевскую проблематику. Земная жизнь человека воспринимается как часть грандиозного действа, разворачивающегося в просторах Вселенной.

^ В интимной лирике отчетливо видно отличие от «чистых» дворянских поэтов. Это отличие проявляется в облике лирического героя, далекого от восторженности, красивых фраз, позы. Образ женщины поэтичен и бесплоден. Для бунинской лирике характерна здоровая чувственность и поклонение перед красотой. Как правило, она трагедийна, в ней вызов против несовершенства мира, требование идеального чувства.

В поэзии Бунин позволял себе стилизацию. Но и в них всегда звучит узнаваемый голос автора

Между Буниным-поэтом и Буни­ным-прозаиком нет принципиаль­ных различий: те же краткость, присталь­ность, резкость. Темы и приёмы бунинских стихов — те же, что и в про­зе.

^ 2. АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ «ВЕЧЕР»

«Вечер» И.А. Бунина — сонет. Состоит из двух четверо­стиший и двух трехстиший. В четверостишиях рифмовка пе­рекрестная, рифма женская в нечетных строках, мужская — в четных. Все рифмы точные. Тексту свойственна метрическая упорядочен­ность — это пятистопный ямб с пиррихием . «Четкость строгая сонета» (по выраже­нию Н.Рыленкова) характеризует не только форму данного произведения, но все компоненты содержания и изобразительные средства. Стихотворение посвящено одной из самых сложных этико-философских тем — теме счастья, но об этом предмете говорится предельно точно и ясно. Лирический герой не обнаруживает неопределенности или расплывчатости, своего чувства, конкретен и логичен в отображении хода мысли. Первая строка «О счастье мы всегда лишь вспомина­ем» — отправная мысль. Затем следует описательный фраг­мент, здесь возникают метафорические эпитеты (чистый, льющийся воздух; бездонное небо; легкий край), метафоры (облако встает).

Представшая взгляду картина рождает признание о том, что человек лишает себя полностью впечатлений и знаний да­же об окружающих его вещах («Мы мало видим, знаем»), и приводит лирического героя к обобщающему суждению — «А счастье только знающим дано». Думается, именно эта строка заключает авторскую идею.

Далее усиливается звучание лириче­ского «Я», это выражается даже в неоднократном употребле­нии личного местоимения и глаголов 1-го лица («Усталый взгляд я отвожу»; «я вижу, слышу»). При внешней сдержанно­сти, субъективное переживание передано отчетливо — «Я ви­жу, слышу, счастлив. Все во мне».

Текст стихотворения удивительно органичен, что тоже от­вечает свойствам сонета. Здесь нет словесной избыточности, напротив, продуманны и лаконичны своеобразные формулы: «...Счастье всюду», «Счастье только знающим дано».

Наиболее важные для поэта слова стоят в кон­це предложения (всюду, облако, открыто, опустело) или стихотворной строки (вспоминаем, оно, давно, знаем, во мне). Таким образом логическая и ритмическая паузы совпадают, и заключительные слова обретают еще большую значи­тельность.

Не раз возникают внутристиховые паузы и переносы: «Встает, сияет, облако. Давно /Слежу за ним... Мы мало ви­дим, знаем». Или: «А счастье всюду. Может быть, оно

/Вот этот сад осенний за сараем». Это создает интонацию размыш­ления, обозначает переход от описания к размышлению. В первом случае присутствует еще и служащая той же цели фи­гура умолчания, пунктуационно отмеченная многоточием. В заключительном трехстишии умолчание прерывает ряд зри­тельных и слуховых ощущений лирического героя и подго­тавливает резюмирующую строку.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

ОК. Бунин-поэт. Философская направленность лирики и. А. Бунина iconУрок №2 бунин-поэт тема. Философская направленность лирики и. А. Бунина
Цель: характеристика лирического наследия Бунина; выявление основных тем поэзии и их своеобразия

ОК. Бунин-поэт. Философская направленность лирики и. А. Бунина iconТема: Жизнь и творчество И. А. Бунина. Поэзия (7 кл)
Раньше вы уже знакомились с творчеством И. А. Бунина. Вам он известен прежде всего как прозаик, то есть писатель, но Бунин писал...

ОК. Бунин-поэт. Философская направленность лирики и. А. Бунина iconРомочкина Е. В. Иван Бунин «Мы встретились случайно, на углу» (1905)
«вздор». Именно на этом, думается, и стоит заострить внимание детей при проведении уроков по творчеству И. Бунина. Материал необходимо...

ОК. Бунин-поэт. Философская направленность лирики и. А. Бунина iconТема: Философская лирика Ф. И. Тютчева. «О, смертной мысли водомёт». Цели
Цели: знакомство учащихся с особенностями философской лирики Тютчева; развитие навыков анализа философской лирики; пробуждение интереса...

ОК. Бунин-поэт. Философская направленность лирики и. А. Бунина iconРассказах И. А. Бунина. Тема жизни и смерти в прозе И. А. Бунина
Проблема человека и цивилизации в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»

ОК. Бунин-поэт. Философская направленность лирики и. А. Бунина iconБунин иван Алексеевич (10/22. 10. 1870 11. 1953), русский писатель...
Бунина в печати были в 1888 (стихи "Над могилой Надсона" и "Деревенский нищий"). В 1889 Бунин переехал в Харьков к брату Юлию. Здесь...

ОК. Бунин-поэт. Философская направленность лирики и. А. Бунина iconВнеклассное мероприятие по литературе в 9 классе. Кольцов, Никитин и Бунин о родном крае
И. А. Бунина, А. В. Кольцова, И. С. Никитина; творческого потенциала, монологической речи школьников

ОК. Бунин-поэт. Философская направленность лирики и. А. Бунина iconКем и когда написано стихотворение?
Жанровые особенности стихотворения (элегия, баллада, исповедь, размышление, обращение к и т д.). Тематическое разнообразие лирики...

ОК. Бунин-поэт. Философская направленность лирики и. А. Бунина iconДля студентов 3 курса заочного отделения журналистики ифиж сгу
Анализ творчества И. А. Бунина в книге Ю. Мальцева «Иван Бунин. 1860-1953» (Посев, 1994)

ОК. Бунин-поэт. Философская направленность лирики и. А. Бунина iconЛюбви в рассказе Бунина «Темные аллеи»
«Все рассказы этой книги только о любви, о ее „темных и чаще всего очень мрачных и жестоких аллеях» (Бунин)



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница