Занятие по внеклассному чтению для учащихся коррекционной школы VIII вида




Скачать 81.68 Kb.
НазваниеЗанятие по внеклассному чтению для учащихся коррекционной школы VIII вида
Дата публикации17.02.2014
Размер81.68 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > География > Документы
«Зима в поэзии Пушкина»

Занятие по внеклассному чтению для учащихся коррекционной школы VIII вида.

Морозова О.Н., воспитатель МБС(К)ОУ «Большеусинская коррекционная школа-интернат»

Цель: Знакомство со стихотворениями А.С. Пушкина про зиму, их анализ с целью выявления средств, помогающих автору передать радостное восприятие жизни, мотивы единства красоты человека и красоты природы; работа над выразительным чтением стихотворения.

Задачи: 

1. Образовательная: познакомить со стихотворением А. С. Пушкина о зиме, учить анализу стихотворного текста,

2. Развивающая: развивать чувство прекрасного, развивать умения исследования текста, творческое воображение.

3. Воспитательная: воспитывать внимательное отношение к поэтическому слову, помочь увидеть и почувствовать не только образную сторону стихотворений, их смысл, но и красоту слова, прививать любовь к русской природе.

Ход урока

Ребята давайте поприветствуем друг друга , встаньте, пожалуйста!

I. Организационный момент.

Снег летает и сверкает 

В золотом сиянье дня, 

Словно пухом устилает 

Все дороги и дома. 

Сыплет, сыплет снег – снежок. 

Начинаем наш урок. 

-Как тихо, неслышно падает снег, так же тихо сядем и мы. 


II. Беседа. Знакомство с биографией А. С. Пушкина. 

Разгадывание зашифрованного слова.

Воспитатель - перед вами набор букв, попробуйте самостоятельно составить слова, и зачитайте ответы!

«Александр Сергеевич Пушкин»

Перед вами 3 портрета поэтов, кто из них является А.С.Пушкином?

Воспитатель - Молодцы! Теперь вы догадались о ком мы сегодня будем говорить?!
-Какие произведения Александра Сергеевича Пушкина вы уже читали? 

-Когда впервые вы услышал это имя? Может быть, в кровати, когда слушали пение бабушки? Или когда слушали сказки мамы? Пушкин приходит к нам в раннем детстве. Расскажите о нем что вы знаете?!

-Где родился поэт? 

-Как звали няню поэта? 

-Проходят годы. Докажите, что время не властно над памятью поэта. Автор всех этих книг А. С. Пушкин. На выставке представлены сказки и стихи этого поэта.

Ребята вспомните прочитанное мною стихотворение в начале нашего занятия, о чем оно?!

Правильно! О снеге, кто догадался, какому времени года будут посвящены стихи А.С. Пушкина?!

Воспитатель – попробуйте сами проговорить тему нашего занятия!
«Знакомство со стихотворениями А.С. Пушкина про зиму, их анализ»

«стихи Пушкина о зиме», «зима в поэзии Пушкина»( вывесить на доску)

^ Цель - Знакомство со стихотворениями А.С.Пушкина про зиму, их анализ с целью выявления единства красоты человека и красоты природы.


III. Изучение нового.

-Давайте. Ребята, совершим путешествие в далёкое, далёкое прошлое. В то время, когда жил А. С. Пушкин… представьте что вы – Пушкин ( раздать таблички с названием стихов)

(ребята усаживаются поудобнее, закрывают глаза)- релаксационный момент

- Никогда ещё зима не приходила так рано… Пушкин, гуляя по парку, вышел к берегу реки, поднялся на вершину холма. Перед ним открылась такая картина: голубая лента реки, а за нею одетые в золото леса. Леса как будто застыли в тишине. При малейшем движении ветра на землю слетали листья. У речных берегов – тёмно-красные кустарники. Пушкин с волнением смотрел на эту красоту. Он радовался и грустил. Он предчувствовал её скорую гибель… Вечером он долго не мог заснуть… В трубе гудел ветер. Где-то хлопнуло ставней. Пушкин вышел на крыльцо. Звёзд не было видно. Дул холодный ветер. Это ветер с севера. Он всегда приносит снег. Приводит с собой зиму. -Какие изменения произошли в природе? 

Все изменения Александр Сергеевич описал в стихотворении «Вот север тучи нагоняя..»
Учитель читает стихотворение. 
(вот север, тучи нагоняя)


V. Словарная работа. 

-Прочитайте стихотворение самостоятельно. 

-Найдите в тексте непонятные слова и выражения, попытайтесь объяснить их смысл. 

(Дети читают слова, вместе с учителем пытаются дать толкование словам) 

Клок – пучок, кусок 

Брега – берега (старая форма слова) 

Пелена – покров 

Недвижная река – неподвижная река 

VI. Повторное чтение стихотворения. Его анализ. 

-В литературных произведениях зима является к нам и доброй матушкой – зимой, и юной девочкой – снегурочкой, а то и седой колдуньей.

- А как Пушкин называет зиму?

-Почему поэт называет её волшебницей?

-Найдите в тексте, какие чудеса творит волшебница зима?

-Зима совершает действия как человек, она в стихотворении живое существо.


-Кто ещё в стихотворении действует как живое существо? Почему? 


-Каким словом называет поэт чудеса зимы?

-Все рады проказам матушки зимы. Кто-то любит её за морозы: он румянит щеки, пощипывает нос, кто-то за первый снег, кто-то за необыкновенно красивый наряд, а кто-то за метели и вьюги. А вы за что любите зиму? 

VIII. Подведение итогов
-В стихах всегда передаётся настроение человека. Тот, кто пишет о природе, невольно наделяет её теми чувствами, что испытывает сам.

Физминутка.

Не боимся мы пороши. 

Ловим снег хлопком в ладоши. 

Руки в стороны, по швам. 

Снега хватит вам и нам! 

Мы шагаем по сугробам, 

По сугробам крутолобым. 

Поднимай повыше ногу, 

Проложи себе дорогу. 

Носом - вдох, а выдох - ртом, 

Дышим глубже... 

А потом марш на месте, 

Не спеша. 

Как погода, - хороша? 

Вы до этого рассказали, за что вам нравится зима, но часто мы видим все, что нас окружает, но не умеем вслушиваться, всматриваться, а значит, и замечать того, что доступно лишь некоторым: писателям, художникам, поэтам. А теперь послушайте как описал А.С.Пушкин детские забавы в своем стихотворении. (воспитатель зачитывает стих – «опрятней модного паркета)

^ 1) Знакомство со стихотворением 

- словарная работа

-Прочитайте стихотворение самостоятельно. 

-Найдите в тексте непонятные слова и выражения, попытайтесь объяснить их смысл. 

(Дети читают слова, вместе с учителем пытаются дать толкование словам) 

^ 3) Словарная работа

Опрятней-

Паркет-

По Лону вод –

Брег -

2) Проверка восприятия. Поделитесь чувствами. Какие картины вы себе представляете, прослушав это стихотворение?(Словесное рисование)

Воспитатель –Вот вам творческая задача: представьте себе картину, которую бы вы увидели в зимний день из окна своего дома, постарайтесь нарисовать ее как можно точнее. Словами, конечно, но так, чтобы и мы могли ее вообразить. Всего 5-6 предложений. Но только не говорите избитых фраз, типа «белый снег», «голубое небо», «яркое солнце».

Вот видите, как это непросто! Не хватает слов. Так и просятся «белый снег», «яркое солнце». А если предложить вам задачу потрудней: не просто описать словами картину, а так, чтобы получились стихи, да еще такие, чтобы нам сразу стало радостно. Вот такую сложную задачу решал Пушкин, когда писал стихотворение «Зимнее утро»(читает воспитатель)

-Прочитайте стихотворение самостоятельно. 

-Найдите в тексте непонятные слова и выражения, попытайтесь объяснить их смысл. 

(Дети читают слова, вместе с учителем пытаются дать толкование словам) 

Нега – наслаждение (устар.)

Взор – взгляд, но в тексте – глаза (устар.)

Вечор – вчера (диал.)

Нынче – сейчас (устар.)

Озарена – освещена (устар.)

Велеть – приказать (устар.)

Запречь – запрячь, запрягать (устар.)

Предадимся – отдадимся (устар.)

Проблемный вопрос:

Что описывает поэт? Утро, лес, небо, снег… (записать на доске) Запомним  ответ, а в конце занятия попробуем ответить на этот вопрос еще раз. Посмотрим, изменится ли наше мнение.
- Обратим внимание на то, что постепенно от любования красотой природы поэт переходит к описанию интерьера (внутреннего пространства здания, помещения), передаче ощущения домашнего покоя. Найдите и зачитайте эти строчки.

- Выразительное чтение первом столбике учеником. Беседа по вопросам.

Какое настроение создается в первом столбике? 

Описывается в первом столбике: «мороз», «солнце», «чудесный», «друг прелестный» - создает настроение радости, бодрости, восхищения природой.

^ Прочитаем второй столбик (читает выразительно ученик). Как и почему меняется настроение во втором столбике? 

Во втором столбике задает тревожный тон, создает мрачное настроение: «злилась», «мутном», «печальная», «тучи». Противопоставление подчеркивает выразительность стиха, усиливает впечатление от красоты природы в дальнейшем описании.
^ Если бы не было второго столбика, изменилось бы настроение стихотворения? Да, исчезла бы острота восприятия, чувство удивления, неожиданности.

- Читаем выразительно третий столбик (читает ученик). Обратим внимание на то, что паузами поэт подчеркивает переход от грустных воспоминаний к радости:

^ Куда стремиться лирический герой из уюта комнаты? 

Герой мечтает о стремительном беге коня, который даст ощущение воли, свободы, простора. В этом проявляется единство красоты человека, природы, жизни.

^ Вспомним наш проблемный вопрос:

Что же изображает поэт в стихотворении? Картину природы, пейзаж, а через него свои чувства и переживания. В стихотворении «Зимнее утро» Пушкин показал, что природа находится в тесной взаимосвязи с человеком. Зима не усыпляет его, а зовет к действию, бодрит. Природа пробуждает к жизни, к творчеству, к радости воспоминаний.

Вывод: скажите, пожалуйста, мы сейчас прочитали с вами 3 стихотворения А.С.Пушкина про зиму, что их объединяет?! А в чем их различие?!

-описание зимнего пейзажа

-характер описания природы

Подведение итогов…

^ Заключительное слово учителя.  Каждое слово в этом стихотворении является значимым, имеет определённый смысл, выражает какие-то эмоции, а вместе слова создают образные, яркие, до мельчайших деталей выписанные картины русской зимы. Такой её видел А.С.Пушкин в XIX веке.

Рефлексия – вернемся к цели нашего занятия, как выдумаете, добились мы этой цели, выявили единство красоты человека и красоты природы?? Если вы все поняли о чем сегодня говорили на занятии, то положите жетон в такую то коробочку, а если вы думаете что зря потратили время и ни чего нового не узнали то положите в такую то коробочку.





















Знакомство со стихотворениями А.С. Пушкина про зиму, их анализ

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Занятие по внеклассному чтению для учащихся коррекционной школы VIII вида iconВсероссийский интернет – конкурс педагогического творчества
Дидактический материал по чтению для учащихся 9 класса коррекционной школы VIII вида «Творчество М. Ю. Лермонтова»

Занятие по внеклассному чтению для учащихся коррекционной школы VIII вида iconВсероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14...
Пояснительная записка: воспитательное занятие для учащихся 8 классов коррекционной школы VIII вида по теме «Жестокость»

Занятие по внеклассному чтению для учащихся коррекционной школы VIII вида iconВсероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14...
Пояснительная записка: воспитательное занятие для учащихся 4 классов коррекционной школы VIII вида по теме «Я здоровье сберегу, сам...

Занятие по внеклассному чтению для учащихся коррекционной школы VIII вида iconПрограмма по внеклассному чтению для учащихся начальной школы. Леуши
Курс по внеклассному чтению «Литература Югры и Кондинского края» для учащихся 1-4 классов может быть составной частью предмета «Литературное...

Занятие по внеклассному чтению для учащихся коррекционной школы VIII вида iconПрезентация. Ход мероприятия
Мероприятие для учащихся 8-9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида)

Занятие по внеклассному чтению для учащихся коррекционной школы VIII вида iconРабочая программа по чтению VIII вида, 9 класс
Программы специальной (коррекционной) образовательной школы yiii вида: 5-9 классы / И. М. Бгажнокова. – М.: Просвещение, 2010. Русский...

Занятие по внеклассному чтению для учащихся коррекционной школы VIII вида iconРабочая программа по русскому языку для 6 класса специальной (коррекционной)...
ГС(К)оу «Лебяжьевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида»

Занятие по внеклассному чтению для учащихся коррекционной школы VIII вида iconМбоу вмр«Заоникиевская специальная (коррекционная) общеобразовательная...
Система работы по развитию связной устной речи в 7-9 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида

Занятие по внеклассному чтению для учащихся коррекционной школы VIII вида iconОтчет о работе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида №614
Государственное Образовательное Учреждение специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №614 Северного административного...

Занятие по внеклассному чтению для учащихся коррекционной школы VIII вида iconОтчет о работе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида №614
Государственное Образовательное Учреждение специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №614 Северного административного...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница