Тема урока Стихотворение И. А. Бунина "Листопад"




Скачать 80.04 Kb.
НазваниеТема урока Стихотворение И. А. Бунина "Листопад"
Дата публикации08.02.2014
Размер80.04 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > География > Урок

Организационная информация




Тема урока

Стихотворение И.А. Бунина "Листопад"


Предмет

Литературное чтение

Класс

4

Автор/ы урока (ФИО, должность)


Харева Валентина Витальевна, учитель начальных классов

Образовательное учреждение

МБОУ ВМР «Первомайская средняя общеобразовательная школа»

Федеральный округ России (или страна СНГ для участников ближнего зарубежья)

Вологодская область

Республика/край

Вологодский район

Город/поселение

П. Уткино

^ Методическая информация




Тип урока (мероприятия, занятия)

Изучения нового материала

Цели урока (мероприятия, занятия)

(образовательные, развивающие, воспитательные)

Познакомить учащихся с творчеством И.А.Бунина и его стихотворением «Листопад»

Задачи урока (мероприятия, занятия)

1. Воспитывать любовь к поэзии.
2. Работать над выразительным чтением стихотворения.
3. Развивать речь, творческие способности учащихся.
4. Развивать умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному.
5. Закрепить знания о средствах художественной выразительности.

6. Воспитывать любовь к родной природе и бережное отношение к ней.

Используемые педагогические технологии, методы и приемы

ИКТ, КСО

Необходимое оборудование и материалы

Портрет писателя, книги И.А. Бунина, рисунки детей с осенним пейзажем, презентация, медиапроектор, экран, ноутбук.

^ Ход урока

Слайд № 1.

I. Организационный момент.

1) Введение в тему.

Ребята, какое время года закончилось? (осень). Что характерно для осени?

- Многие поэты любили эту пору и посвятили ей немало поэтических строк.

- А какой поэт особенно восхищался этим временем года? (А.С.Пушкин)

Слайд № 2.

2) Речевая разминка.

- Прочитайте стихотворение шепотом, подумайте, какое слово надо добавить?
Вот и осень наступила
Вслед за летом, точно в срок,
И в садах позолотила
Каждый маленький листок.
Листья стайками летят
В нашем парке … (листопад).

- Как образовалось слово “листопад”?

-Назовите имена существительные. (Подчеркнуть)
- Прочитайте с вопросительной интонацией на этих словах.
- Прочитайте с утвердительной интонацией, выделяя голосом имена существительные

III. Постановка темы и целей урока урока. Слайд № 3.

Составление плана урока. Слайд № 4.

3) Слово учителя об И.А.Бунине. Слайд № 5.

-Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством И.А. Бунина и его замечательным стихотворением «Листопад».

Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года в имении своих родителей под Воронежем, в центральной части России, в родовитой, но обедневшей дворянской семье. Детство поэта прошло в деревне среди “моря хлебов, цветов, трав”, “в глубочайшей полевой тишине”. Слушая с родителями предания и песни, он рано обнаружил артистические способности и редкую впечатлительность. Писать Иван Алексеевич начал рано, семи – восьми лет, подражая А.С.Пушкину, М.Ю.Лермонтову.

Ивану Алексеевичу рано пришлось самому зарабатывать на жизнь. В 1887году, когда Ивану Алексеевичу исполнилось 17 лет, он напечатал свое первое стихотворение. А уже через четыре года вышел его сборник стихов. Писал Бунин не только стихи, но и прозу: рассказы, повести. Он хорошо знал иностранные языки, много переводил.

В январе 1920 года писатель, вместе с женой, покинул Россию и стал жить во Франции. В эмиграции говорили о нем как о первом среди современных русских писателей.

С болью переживал Иван Бунин события в России во время Великой Отечественной войны. С огромной радостью он встретил победу советских войск в этой войне.

В 1933 году, когда Ивану Алексеевичу Бунину исполнилось 63 года, он стал лауреатом Нобелевской премии (высшей награды за выдающиеся литературные произведения).

Поэт очень тосковал по родине, но так и не вернулся. В возрасте 83 лет, 8 ноября 1953 года, он умер в Париже и похоронен на русском кладбище.

^ 4). Творческая работа в парах (3 мин.).

- В нашем классе сегодня тоже листопад. Посмотрите, у вас на партах листы бумаги.

- Подготовьте описание этого природного явления. Давайте послушаем, что вы представляете, когда слышите слово листопад.

(Чтение записей учащихся.)

- А теперь послушайте, как И.А.Бунин описывает листопад.

^ 5). Работа над стихотворением “Листопад”. Слайд № 6.

а). Выразительное чтение стихотворения учителем. Учащиеся с закрытыми глазами прослушивают его.

^ Вопрос перед чтением:
- Какие картины природы предстали перед вами?

б) Беседа по содержанию прочитанного.

- Итак, какие картины природы вы нарисовали в своём воображении?

- Какое настроение выражено автором?

- Чем восхищается автор?

в) Словарно – лексическая работа. Слайд № 7.

- Объясните значение слова завороженный – очарованный, околдованный.
- Подберите синонимы к словам:

^ Лиловый – фиолетовый, сиреневый;
Золотой – желтый;
Багряный – красный густого, тёмного оттенка.

Лазурь – светло-синий цвет, синева.

- Подберите антонимы к слову замирает – возрождается, оживает.
- Объясните слова поэта “И Осень тихою вдовой вступает в пестрый терем свой”.
- Почему слово “Осень” поэт пишет с большой буквы? Чего он достигает необычным изображением осени?

г) Чтение учащихся про себя.

— Прочитайте про себя и подготовьтесь к анализу.

д) Хоровое чтение по частям с анализом. Слайд № 8.

I часть до слов «И осень тихою вдовой, вступает в пёстрый терем свой»

— Кто главный герой этого стихотворения? (Лес)

— А почему лес расписной? Кто его расписывал?

— С чем сравнивает поэт лес? (с теремом) Найдите и зачитайте этот отрывок.

— Что такое терем? Кто жил раньше в теремах? Чем терем отличается от простой избы?

— Давайте найдём в стихотворении доказательство того, что осенний лес действительно похож на терем.

— С помощью каких слов и выражений автор рисует берёзы? Зачитайте

— Что говорит о ёлочках? Зачитайте

— Какие ещё деревья автор увидел в осеннем лесу? (Клёны)

— Почему образуются просветы? С чем автор сравнивает эти просветы? (С оконцами терема)

— Почему Бунин говорит «оконца», а не окна? (раньше в теремах были маленькие окошки)

— Удалось ли автору показать сходство осеннего леса с расписным теремом?

— Кто хозяйка терема? (Осень) Докажите словами текста

— Кто такая вдова? Почему говорится «тихой вдовой»? (Осень наступает постепенно)

^ Физминутка. Слайд № 9

II часть

Учитель. А теперь прочитаем вторую часть текста до последнего четверостишия. Опишите своими словами картины, которые вы увидите, и соотнесите их с текстом.

Учащиеся

- Автор рисует паутину, похожую на серебряную сеть:
"Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть, из серебра".

- Мотылька, похожего на белый лепесток.

- Это последний мотылек, - уже нет насекомых. Мотылек пригрелся на солнышке, ему тепло, приятно, он замер на паутине:
"И точно белый лепесток,
На паутине замирает,
Пригретый солнечным теплом".

- День солнечный, яркий:
"Сегодня так тепло кругом"…

Учитель. А теперь прочитайте от строк «…сегодня так светло кругом…. и до …расслышать листика шуршанье…»

- Какие слова помогают автору показать, что в осеннем лесу наступает тишина? (мертвое молчанье, можно в этой тишине расслышать листика шуршанье).
Учитель. А почему о тишине автор говорит, что она - "мертвая"?

Учащиеся - Чтобы понять, что в лесу нет никаких звуков: ни шума ветра, ни птичьих голосов "в лесу и в синей вышине"…

- А еще чтобы услышать на фоне такой тишины еле заметные звуки падающего листика:
"Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье".

Учитель. Попробуйте найти в стихотворении слова, в которых употребляются звуки, передающие шуршание листика:
"молчанье" - ч ;
"вышине" - ш ;
"можно" - ж ;
"тишине" - ш ;
"расслышать" - ш ;
"шуршанье" - ш .

— Какой звук повторяется в этом отрывке? (с, ш)

— Для чего? (чтобы передать шорох листьев)

Слайд № 10

Учитель Этот приём называется звукопись. Ещё в стихотворении присутствует обонятельный образ.

Попробуйте найти его. («Лес пахнет дубом и сосной»)

— Для чего Бунин описал звуки и запахи леса? (Чтобы легче было представить картину осеннего леса)

- Как можно догадаться, что красота осени недолговечна?
- Почему в стихотворении несколько раз повторяется слово “сегодня”? Что хотел сказать Бунин своим читателям?

— Можно ли назвать Бунина художником слова? Почему?

Слайд № 11

^ 8. Беседа по картине об осени И. Левитана « Золотая осень»

- Посмотрите на картину, какие цвета использовали в них художник? Какие цвета преобладающие? (Ребята описывают картину)

- Давайте посмотрим, какая богатая цветовая гамма в изображении осенних картин в стихотворении И. А. Бунина.

(Ребята вычитывают:
"лиловый";
"золотой;
"багряный";
желтый - "желтою резьбой";
голубой - "в лазури голубой";
синий - "в синей вышине";
серебристый - "как есть из серебра";
белый - "белый лепесток".)

Учитель. Очень интересно: художник и поэт изобразили похожие картины осени, словно договорились. Но, конечно же, никто ни с кем не договаривался, - просто красивое в природе привлекает любого человека, - мимо такой красоты нельзя пройти равнодушно.

^ 9. Работа в группах Слайд № 12

Для того чтобы так замечательно описать лес осенью поэт использовал средства художественной выразительности.

— Какие вы знаете средства художественной выразительности? (Олицетворения, сравнения, эпитеты)

1 гр. — находит и подчёркивает сравнения

2 гр. – эпитеты

3 гр.- олицетворения

Проверка

з) Подготовка к выразительному чтению стихотворения учащимися.

— Какое настроение надо передать при чтении? (радость, восторг, любование)

— Какие строки повторяются? (Лес, точно терем расписной

Лиловый, золотой, багряный)

— Одинаково ли их надо читать? (Нет)

(1 – более громко, восторженно, 2 – спокойно, тихо)

— Почему? (Когда автор входит в лес он им восхищается, а в конце замечает, что там тихо и старается не нарушать покой леса)

— Прочитайте стихотворение про себя и подготовьтесь к выразительному чтению.

- Чтение стихотворения учащимися вслух.

^ 10. Итог урока. Слайд № 13

- С каким стихотворением вы познакомились на уроке?

- Какие чувства выразил поэт в стихотворении? (восхищение, грусть).

- Совпало ли ваше настроение с настроением автора?

Слайд № 14

Вывод учителя Очень важно замечать красоту окружающего мира, уметь любоваться ею, но ещё важнее сохранить эту красоту. Не только художники и поэты смогли описать красоту осенней природы, но и композиторы. ( Ф. Шопен « Слезы осени» )

11. Домашнее задание: подготовиться к конкурсу чтецов со стихотворением И.А. Бунина “Листопад”, нарисовать иллюстрацию и сделать подпись словами стихотворения.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема урока Стихотворение И. А. Бунина \"Листопад\" iconКонспект интегрированного урока по теме «Осенняя природа в произведении И. А. Бунина «Листопад»
Конспект интегрированного урока по теме «Осенняя природа в произведении И. А. Бунина «Листопад» и «Времена гола» П. И. Чайковского...

Тема урока Стихотворение И. А. Бунина \"Листопад\" iconУрок литературного чтения во 2 в классе Тема урока: Краски осени...
Е. Волков «Октябрь», А. Шильдер «Овраг», Б. Щербаков «К вечеру», С. Колесников «Первый снег», В. Никонов «Золотая аллея», Прозрачный...

Тема урока Стихотворение И. А. Бунина \"Листопад\" iconТема: Жизнь и творчество И. А. Бунина. Поэзия (7 кл)
Раньше вы уже знакомились с творчеством И. А. Бунина. Вам он известен прежде всего как прозаик, то есть писатель, но Бунин писал...

Тема урока Стихотворение И. А. Бунина \"Листопад\" iconПлан-конспект урока мир красок, звуков и образов в произведении И. А. Бунина «Листопад»
Климанова В. Г., Горецкий М. В. и др. Литературное чтение. 4 класс. М.: Просвещение, 2012

Тема урока Стихотворение И. А. Бунина \"Листопад\" iconРассказах И. А. Бунина. Тема жизни и смерти в прозе И. А. Бунина
Проблема человека и цивилизации в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»

Тема урока Стихотворение И. А. Бунина \"Листопад\" iconНазвание работы: Урок литературы в 4 классе
Сегодня на уроке мы познакомимся с замечательным произведением И. А. Бунина «Листопад»

Тема урока Стихотворение И. А. Бунина \"Листопад\" iconВ качестве примера он приводит стихотворение «На проселке». Что вы думаете по этому поводу?
Сопоставьте стихотворение в прозе В. Г. Короленко «Огоньки» и стихотворение И. А. Бунина «Огонь на мачте». какое из них вам кажется...

Тема урока Стихотворение И. А. Бунина \"Листопад\" iconРассказов Ивана Бунина тема любви не является основной?
Что символизирует «танцующая пара влюбленных» в рассказе И. Бунина «Господин из Сан-Франциско»?

Тема урока Стихотворение И. А. Бунина \"Листопад\" iconУрок №2 бунин-поэт тема. Философская направленность лирики и. А. Бунина
Цель: характеристика лирического наследия Бунина; выявление основных тем поэзии и их своеобразия

Тема урока Стихотворение И. А. Бунина \"Листопад\" iconТема: «Вечные темы», человек и природа в лирике И. А. Бунина
Учитель. На прошлом уроке мы говорили о теме любви в творчестве И. А. Бунина и анализировали три рассказа



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница