Урока: создать условия для углубления




Скачать 136.48 Kb.
НазваниеУрока: создать условия для углубления
Дата публикации25.01.2014
Размер136.48 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > География > Урок
Конспект урока по теме «Человек и природа», 7 класс

Предмет: Русский язык

Цель урока: создать условия для углубления знаний учащихся о значении природы для человека, воздействии на окружающую среду; подготовить учащихся к домашнему сочинению на данную тему
Задачи урока:

Образовательные:

отрабатывать умение комплексного анализа текста;

сконцентрировать внимание на проблеме защиты окружающей среды;

помочь выйти на самостоятельное видение этой проблемы.
Развивающие: 

учить работать с разными источниками информации; уметь обобщать найденный материал и делать выводы;

формировать умение правильно, логично и лаконично излагать свои мысли;

совершенствование навыков общения;

развивать творческое мышление и интерес к изобразительному искусству.
Воспитательные: 

прививать любовь к слову, повышать интерес к русскому языку;

воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;

воспитывать чувство патриотизма.


Оборудование урока:
1.Компьютер.

2.Мультимедийный проектор и экран.

3. Презентация

Тип урока: комбинированный, интегрированный урок (русский язык и экология), развитие речи

Технология:ИКТ.

Этапы урока

Задачи

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Показатели выполнения задачи

Примечания

1.Организационный момент (1 мин.)


Создание положительного эмоционального настроя учащихся к работе на уроке.

Настрой на работу.

- Лучистое солнце не делится на части и землю нельзя разделить, но каждый из вас может и должен частичку тепла подарить. Что для этого нужно сделать?

Улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи.

Здравствуйте.



Быстрота включения учащихся в деловой ритм, готовность класса и оборудования к уроку.

Устанавливаются благоприятные морально-психологические условия взаимодействия учителя и учеников.


Коммуникативные УУД.

2.Определение темы урока.(1 мин.)

2а. Определение цели урока.(2 мин.)

Обеспечение мотивационной готовности учащихся, активизация их учебно-познавательной деятельности.

Обеспечение мотивационной готовности учащихся, активизация их учебно-познавательной деятельности.



-Сегодня на уроке мы будем говорить о природе, об отношении человека к ней.

- Человек и природа.
-мы должны научиться чувствовать, понимать, любить и охранять природу, знать о значении природы для человека.

- Ребята, прослушайте отрывки из произведений, обратите ваше внимание на оформление доски, посмотрите слайды и постарайтесь сформулировать тему и цели нашего урока.

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик, –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…

^ Ф.И. Тютчев

Мы забываем, повзрослев едва,
Что общим корнем связаны слова:
Народ, и благородство, и природа.

И. Киселев

Невозмутимый строй во всем,
Созвучье полное в природе, –
Лишь в нашей призрачной свободе
Разлад мы с нею создаем.

^ Ф.И. Тютчев

- О чем мы будем говорить сегодня на уроке?
Как будет звучать тема нашего урока?

-Давайте сформулируем цели нашего урока?
Ребята! Сегодня на интегрированном уроке русского языка и биологии, целью которого является подготовка к домашнему сочинению на тему “Человек и природа”, мы соберем материал к сочинению, т.е. углубим наши знания о природе, ее значении для человека, отрицательном воздействии человека на природу, а также о необходимости охранять природу.

Итак, откройте тетради и запишите число, тему урока.



Определение темы урока.

Определение задач урока для каждого учащегося.

Регулятивные УУД.

Регулятивные УУД.


3. Вступительная беседа и актуализация опорных знаний (10 мин.)


Развитие навыков устной речи.

Обучающиеся рассматривают репродукции картин И.Шишкина, И.Левитана.

Ответы учащихся.

Природа .

Работа со словарём.

- Радостное.

- Яркое.


-При помощи кисти и красок.


Обучающиеся закрывают глаза и слушают музыку П.И.Чайковского.
Ответы учащихся.


-Музыка способна разбудить наше воображение. Но описать природу при помощи красок и звуков может не только художник или композитор, но и поэт, писатель при помощи слов.



-Во все времена природа привлекала к себе внимание человека. Иначе и быть не может, ведь она дает нам все: одежду, пищу, жилье... И ничего прекраснее природы не существует. Люди стремятся передать эту красоту с помощью звуков, красок, слов.

Перед вами репродукции картин известных художников: И. Шишкина, И. Левитана.

Посмотрите на картины. Понравились они вам?

Что изображено на картинах?

Природа – пейзаж – это рисунок, изображающий виды природы, а также описание природы в литературном произведении.

Давайте запишем этот термин в тетрадь.
– Какое настроение вызвали у вас эти картины?

– С помощью чего художник сумел передать свое настроение?

– При помощи красок художник передал всю красоту природы.

А теперь послушаем музыку. Соответствует ли эта мелодия тому, что изображено на картине?

– Давайте закроем глаза и нарисуем в своем воображении картину?

-Что вы представили, слушая музыку? Какие образы возникли у вас?
-Какой вывод можно сделать из ваших наблюдений.
- У Рыленкова есть замечательное стихотворение, в котором есть такие строчки:

Здесь мало увидеть,
Здесь надо всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.

Давай всматриваться и вслушиваться в природу, вчитываться в строчки о природе, вдумываться в слова.



Приобретают навыки устной речи, умение переносить полученные знания на жизненную ситуацию.

Познавательные УУД.

4.Работа с текстом.

(15 мин.)

Умение работать с текстом: определять тип и стиль текста, знать языковые особенности, характерные для художественного стиля.

Дети выполняют задание.

Читают текст про себя и вслух, определят стиль и тип текста, объясняют пропущенные орфограммы,

-Прилагательное.

Обучающиеся вставляют прилагательные в текст, используя слова для справок.

Читают готовый текст.


-В художественном – главная цель стиля – воздействовать на читателя, для этого мы рисуем словами конкретные картины и образы.

А какой тип речи, по-вашему, --Описание. В описании изображаются животные, предметы, природа. Основа описания – перечень одновременных или постоянных признаков явления, предмета.

Дети читают отрывки из стихотворений.


1.Прочитайте, определите, стиль и тип текста. Какие языковые средства характерны для него?

Д_рога шла по просеке в с_сновом лесу. Все вокруг зар_сло пахуч_ми от летн_й сух_сти тр_вами. Особенно много колосистой тр_вы и цветов р_сло около ст_рых пней. Трухлявые эти пни р_зваливались от ле_кого толчка н_гой. Тогда взл_тала темн_м обл_ком коричневая пыль а в т_инственных х_дах пня н_чинают суетит_ся мурав_и и жужелицы и плоские ч_рные жуки в красных погонах.

(По К. Г. Паустовскому

-Какая часть речи помогает увидеть картину наиболее ярко, образно, в богатой гамме цветов?

-Вставьте прилагательные, чтобы получилось описание осеннего леса.

За Доном в лесу прижилась_________ и____________ осень. С шелестом падали с тополей______ листья. Моросит_______ дождь. Птицы улетают в ____________страны. Но вот _________ ветерок разгоняет тучи, и выглядывает солнце. Оно заиграет на последних________ листьях,__________ зайчиками отразится в речке.

(Для справок: тихая, ласковая, сухие, мелкий или холодный, теплые или южные, легкий, золотистых, солнечными)

-В каком стиле вы бы написали о лесе?


-А какой тип речи, по-вашему, уместен здесь? Аргументируйте свои мысли.


-В русской литературе, особенно поэзии, можно найти немало живописных зарисовок. Природа является и источником вдохновения, и непосредственным участником событий, и местом действия, и лирическим фоном. Поэты и писатели ассоциируют состояние своей души и души героев с состоянием природы, ищут помощь и ответы в философских размышлениях, отраду "измученной душе", уединение от жизни, от общества.

Писатели и поэты всегда воспевали в своих произведениях красоту родной природы.

У большинства русских поэтов природа вызывает, прежде всего восторг и поклонение.

Давайте и мы на минуту войдем в лес или выйдем в поле...

Вспомните стихи русских поэтов о природе.






Познавательные УУД.

5.Физ.минутка

(пауза релаксации)

(1 мин.)




Дети выполняют задания.

1.Посмотрите вверх, вниз, направо, налево;

нарисуйте глазами круг, затем первую букву своего имени, закройте глаза, откройте, быстро поморгайте.

2. Зажмите руки в замок, вытяните вперед, теперь вверх, потянитесь.








6.Составление собственного текста о значении человека на природу.

(6мин.)





Учащиеся слушают отрывок из стихотворения.

Высказывания детей.

Для человека вода, земля, воздух, растения, животные — это клад. Огромно их значение в нашей жизни.
Человек – сам часть природы, поэтому, живя среди животных, растений, воды и воздуха, почвы, он на нее оказывает воздействие, как положительное, так и отрицательное.

Ответы учащихся.

Заповедник, заказник.
(Работа со словарём)

Заповедники – участки территории или акватории со всеми находящимися в их пределах природными объектами, полностью исключенные из всех видов хозяйственного использования, на которых естественные ландшафты сохраняются в ненарушенном состоянии

Заказники – участки территорий или акваторий, где постоянно или временно запрещается использование определенных видов природных ресурсов( отдельных видов или групп растений, животных, полезных ископаемых).

-Красная книга– это перечень видов животных и растений, грибов и даже лишайников, которым грозит реальное исчезновение с лица Земли.

Название “Красная книга” вполне конкретное и в то же время символическое. Символичны и ее страницы: черная – содержит названия исчезнувших видов, красная – находящихся на грани исчезновения, желтая – названия видов, численность которых восстанавливается благодаря вмешательству человека, зеленая – перечень малоизученных видов, белая – практически не изученных видов животных и растений.

Учащиеся называют растения и животные, входящие в «Красную книгу»



Три клада у Природы есть: вода,
земля и воздух — три ее основы.
Какая бы ни грянула беда —
целы они — все возродится снова.

С. Викулов

В прозвучавшем сейчас четверостишье Сергея Викулова вы услышали, что вода, земля, воздух – три основы природы.
-В чем заключается значение природы?
-Является ли человек частью природы?

-Какое воздействие оказывает он на природу?
Ребята, посмотрите на иллюстрации , перед вами лес после кислотного дождя.

-Почему он стал таким?

-Посмотрите на слайды и назовите проблемы, которые видите здесь.
Ребята, вы привели массу примеров, которые доказывают отрицательное воздействие на природу. Послушайте стихотворение Р.Рождественского и ответьте на вопрос:

– Почему человек придет просить прощения у природы?

Кромсая лед, меняем рек теченье,
Твердим о том, что дел невпроворот,
Но мы еще придем просить прощенья
У этих рек, барханов и болот,
У самого гигантского восхода,
У самого мельчайшего малька.
Пока об этом думать неохота,
Сейчас нам не до этого... пока.
Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц и земли без воды.
Все меньше окружающей природы,
Все больше окружающей среды.
Какие формы охраны природы вы знаете?
Дайте определения этим словам.

-Что вы знаете о Красной книге?

Расскажите об особенностях её строения.

-Приведите примеры названия растений и животных, входящих в «Красную книгу»






Познавательные, личностные УУД.

Регулятивные УУД

7.Составление сообщения учащимися о правилах поведения в природе.

(5 мин.)

Развитие навыков устной речи.

Ответы учащихся.


Дети обдумывают ответы и предлагают свои правила поведения в природе.

Учащиеся сравнивают свои ответы со словами Е.Евтушенко и делают вывод о том, как надо вести себя в природе.


– Поднимите руки те, которые ни разу не бросили бы в лесу бумагу, не сломали не одной веточки.

– Как мы должны вести себя в лесу: как гости или как хозяева?

– Почему не следует обламывать ветви, снимать кору с деревьев?

– А чем мы можем помочь природе?

- Сформулируйте правила поведения в природе, приемлемые для вас.

Сравните сказанное вами со словами Е.Евтушенко:

«Берегите эти земли, эти воды

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убиваете лишь внутри себя!»



Учащиеся получили навыки выполнения учебной задачи, работая в парах.

Познавательные, личностные УУД.

Регулятивные УУД

8.Подведение итогов урока. (2 мин.)

Рефлексия деятельности учащимися на уроке.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Чему научились на уроке, что узнали нового, что необходимо доработать, как оценили работу одноклассников.

Учащиеся оценивают свою работу на уроке.


-О чем мы с вами говорили на уроке?

Учитель просит провести связь с началом урока, обращая внимание учащихся на задачи и программу деятельности.
-Итак, ребята, сегодня мы с вами подготовились к домашнему сочинению о природе, поговорили о красоте природы, о значении ее в жизни человека, о воздействии человека на природу, о необходимости охраны природы.
-А теперь оцените свою работу:

-если вам понравилось, все понятно- !;

- если понравилось, но есть вопросы-? ;

- не понравилось, вы ничего для себя не взяли -*.


Совершенствование навыков анализа своей деятельности учащимися.

Регулятивные УУД.

9. Домашнее задание

(2мин.)

Рефлексия готовности к выполнению домашнего задания

Учащиеся проговаривают алгоритм работы над сочинением-описанием, сочинением-рассуждением.

Дети слушают учителя.

-Чтоб упрочнить ваши знания, даю домашнее задание.

-Ребята, обратите внимание на столы, на них вы найдете конверты, в которых вам предложены темы сочинений: 1-е сочинение – описание “ Моя природа”, “Короткая, но дивная пора”; 2-е сочинение–рассуждение “Береги родную природу”, “Люби и охраняй природу”.
-А в заключении нашего урока я хочу вам прочитать замечательное стихотворение М.Дудина .

Заклинание с полюса

Берегите Землю!
Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на стебле повилики,
На тропинке солнечные блики...
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем.
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю!
Берегите
Чудо песен
Городов и весей,
Мрак глубин и волю поднебесий...
Нежности беспомощное пенье
И любви железное терпенье,
Берегите молодые всходы
На зеленом празднике природы,
Небо в звездах, океан и сушу
И в бессмертье верящую душу —

Всех судеб связующие нити.
Берегите Землю!
Берегите
Времени крутые повороты,
Радость вдохновенья и работы,
Древнего родства живые свойства,
Дерево надежд и беспокойства
Откровение земли и неба —
Сладость жизни, молока и хлеба.
Берегите доброту и жалость,
Чтоб она за слабого сражалась.
Берегите будущего ради
Это слово из моей тетради.

Все дарю!
И все от вас приемлю!
Только
Берегите
Эту Землю!

М. Дудин.


Развитие навыков письменной речи.

Регулятивные УУД.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока: создать условия для углубления iconУрок-путешествие. Ход урока 1 Организационный момент 2 Актуализация...
Цель: создать условия для углубления знаний о происхождении фразеологизмов; организовать деятельность учащихся по использованию фразеологизмов...

Урока: создать условия для углубления iconУрока: Arten
Цель урока – создать условия для развития речевых навыков и творческих способностей учащихся

Урока: создать условия для углубления iconТема урока: А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало»
Цели урока: 1 создать условия для знакомства с произведениями А. С. Пушкина и Г. Скребицкого

Урока: создать условия для углубления iconТема урока: «Буквы ы-и после ц» Тип урока
Цель урока: создать условия для формирования условий для запоминания условий выбора букв ы-и после ц и обучению правильного написания...

Урока: создать условия для углубления iconПлан-конспект урока строчная и заглавная буквы Н, н (Тема урока)
Цель урока: создать условия для формирования умения писать заглавную и строчную буквы Н, н; способствовать развитию фонематического...

Урока: создать условия для углубления iconТема урока «культура руси в 12- начале 13 века»
Образовательная: создать условия для усвоения учащимися достижений культуры Руси, создать яркие, образные представления о развитии...

Урока: создать условия для углубления iconКонспект урока Истоки в3классе. Тема урока: «Любовь – добро, дружба – единство»
Создать условия для развития умения «присоединяться» к партнерам по общению, развитие коммуникативных способностей

Урока: создать условия для углубления iconУрока школа
Дидактическая цель: Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации

Урока: создать условия для углубления iconМбоу «Семёновская средняя общеобразовательная школа» План- конспект...
Задачи урока: создать условия для систематизации лексико- грамматических навыков учащихся, для развития навыков монологической речи...

Урока: создать условия для углубления iconУрока по теме: «Русский алфавит»
Создать условия для формирования и усвоения знаний об алфавите. Познакомить детей с понятием «алфавитный порядок»



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница