«Взаимосвязь литературы, изобразительного искусства на уроках географии»




Скачать 36.68 Kb.
Название«Взаимосвязь литературы, изобразительного искусства на уроках географии»
Дата публикации27.12.2013
Размер36.68 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > География > Урок
«Взаимосвязь литературы, изобразительного

искусства на уроках

географии»
статья напечатана в журнале «География в школе» №1 2002г
Научить школьников понимать прекрасное в музыке, поэзии, прозе, изобразительном искусстве- одна из важнейших задач учителя.

Необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, богатство родной природы

Считаю необходимым использовать на уроках географии произведения изобразительного искусства, различные музыкальные произведения, стихи русских поэтов, прозу.

Образы родной природы занимают видное место в творчестве русских поэтов, живописцев, музыкантов. С их помощью одни поэты выражали самые разнообразные чувства \Пушкин, Вяземский ,Фет/ другие осмысляли взаимоотношения человека и природы \ Баратынский, Тютчев, Майков \ С творчеством Кольцова, Никитина, Сурикова в русскую лирику вошёл образ земли – кормилицы, тема крестьянского труда на просторах родного края. Красоту родного пейзажа, красоту отчей земли и труда на её нивах отражают в своих произведениях Шишкин, Левитан, Грабарь, Юон, Поленов, Пластов, Айвазовский и другие .

Приведу примеры интеграции географии с литературой, изобразительным искусством , русским языком, музыкой на уроках географии 6-8 классах



.

В 6 классе, изучая тему «Ветер» использую стихи И.Ф.Анненского:
Люблю его , когда сердит,

Он поле ржи задёрнет флером

Иль нежным летом бороздит

Волну по розовым озёрам.

А .С. Пушкин:

Вот север тучи нагоняя,

Дохнул , завыл -и вот сама

Идёт волшебница зима….
Учащиеся рассматривают иллюстрации к картинам Жуковского «Осень», и И. Грабаря «Зима».

В жизни северного крестьянина-помора-землепашца и морехода, охотника и плотогона- ветер бывает злым недругом и добрым помощником. Грозный ветер севера приносит стужу, губит посевы,



но он же славный осенний сиверко гонит рыбачьи лодки домой, несёт прекрасную осеннюю погоду.

Учащиеся вспоминают тему по русскому языку «Диалектные слова», где они знакомились с данным материалом. Рассматривают иллюстрации к картинам Щербакова «Времена года».

Однако ветер может быть причиной бедствий:


Буря мглою небо кроет

Вихри снежные крутя ,

То как зверь она завоет ,

То заплачет как дитя…

.

\А.С. Пушкин \

учащиеся рассматривают иллюстрации к картине «Девятый вал» знаменитого мариниста И.К.Айвазовского. На ней они видят шторм, вызванный огромной силы ветром-ураганом.


При закреплении материала, изученного на уроке , учащиеся узнают бриз \ ветер меняющий направление дважды в сутки \ в стихах И.С.Никитина «Утро на берегу озера»

Ясно утро. Тихо веет

Тёплый ветерок;

Луг, как бархат зеленеет

В зареве восток

Окаймлённое кустами молодых ракит

Разноцветными огнями озеро блестит….
А в стихотворении «Утро» того же автора мы видим описание различных видов осадков:
Звёзды меркнут и гаснут.

В огне облака.

Белый пар по лугам расстилается

По зеркальной воде,

По кудрям лозняка

От зари алый свет разливается

Дремлет чуткий камыш,

Тишь – безлюдье вокруг.

Куст заденешь плечом ,

На лицо тебе вдруг

С листьев брызнет роса серебристая.

В 8 классе при изучении регионов России использую иллюстрации к работам Н.Я. Малахова «По старинным заповедным русским городам». На этих уроках учащиеся знакомятся с древнерусской архитектурой, которая лучше всего сохранилась в монументальных строениях, какими были монастыри, крепости, церкви, часовни.

При изучении Центральной России учащиеся узнают о историческом прошлом данной территории, вспоминают былинных героев, которые отражали нашествия захватчиков, знакомятся с родиной Александра Невского/ Переславль – Залесский \, рассматривают иллюстрации к работам И. Левитана «Окрестности г. Плёса » на Волге , иллюстрации истока Волги

Вот отсюда , именно отсюда,

Из глубин лесного родника

Выбегает голубое чудо-

Русская великая река.

\Н.Палькин\

вспоминают слова старинной волжской песни, записанной П.И.Мельниковым-Печёрским и приведённой им в книге «На горах»:

….а вот город Кострома, гулливая сторона,

А пониже его Плёс, чтобы чёрт его пронёс….

\имеются в виду волжские пороги \. Звучат песни Н.Кадышевой

\ансамбль Золотое кольцо \.

При изучении реки Волги ребята читают стихи Н.Некрасова:
О Волга! После многих лет

Я вновь принёс тебе привет

Уж я не тот, но ты светла

И величава, как была….

Или

О Волга! Колыбель моя!

Любил ли кто тебя как я?

Один ,по утренним зорям ,

Когда ещё всё в мире спит

И алый блеск едва скользит

По тёмно-голубым волнам,

Я убегал к родной реке….

Используются репродукции И. Репина , Г. Ниского, И. Левитана .

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Взаимосвязь литературы, изобразительного искусства на уроках географии» iconУрока литературы и изобразительного искусства в 6 классе. Тема: Образ былинного героя
Сценарий интегрированного урока литературы и изобразительного искусства в 6 классе

«Взаимосвязь литературы, изобразительного искусства на уроках географии» iconРазвитие творческого воображения младших школьников на уроках изобразительного...
Изни, но основное – фундамент мировоззрения, моральные принципы, душевные качества, – закладываются в детстве. Задача учителя изобразительного...

«Взаимосвязь литературы, изобразительного искусства на уроках географии» iconВоспитание духовного здоровья на уроках изобразительного искусства
Одним из направлений воспитательной работы нашей школы является здоровье сбережение школьников. Каждый педагог старается применять...

«Взаимосвязь литературы, изобразительного искусства на уроках географии» iconИсследование на тему: «Использование информационно-коммуникационных...
«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках изобразительного искусства как одно из условий повышения качества...

«Взаимосвязь литературы, изобразительного искусства на уроках географии» iconИванка Атанасова словарь терминов изобразительного искусства велико-Тырново 2006
В настоящее время "Краткий словарь тер­ми­нов изобразительного искусства" [М., 1965] устарел и не удо­влет­во­ряет потребностей ши­рокого...

«Взаимосвязь литературы, изобразительного искусства на уроках географии» iconПрограмма «Изобразительного искусства» в начальной школе соответствует...
«Искусство» образовательного минимума содержания начального общего образования и отражает один из основных видов художественного...

«Взаимосвязь литературы, изобразительного искусства на уроках географии» iconТемы: Жанры изобразительного искусства. Виды изобразительного искусства
«изобразительное». Люди научились изображать предметы и события еще пять тысяч лет назад, чтобы лучше передавать друг другу свои...

«Взаимосвязь литературы, изобразительного искусства на уроках географии» iconОпыта
Обобщение педагогического опыта «Использование информационно – коммуникативных технологий на уроках изобразительного искусства как...

«Взаимосвязь литературы, изобразительного искусства на уроках географии» iconКлассный час. Тема: Образ матери вечная тема искусства
Цели: Раскрыть взаимосвязь музыки, литературы, живописи на примерах произведений искусства разных эпох, воспевающих образ матери

«Взаимосвязь литературы, изобразительного искусства на уроках географии» iconВнеклассное мероприятие «Отечественная война 1812 года в истории,...
Показать взаимосвязь учебных предметов: истории, ли­тературы, изобразительного искусства. Познакомить с именами и произведениями...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница