Краткая история охи и её окрестностей




НазваниеКраткая история охи и её окрестностей
страница1/17
Дата публикации10.12.2013
Размер2.96 Mb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > География > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
Шищенко Владимир
^ КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ОХИ И ЕЁ ОКРЕСТНОСТЕЙ

Оглавление

Предисловие
Глава I, о том, как Сахалин стал островом, а его обитатели сахалинскими аборигенами.
Глава II, о Великих географических открытиях, которые долго Сахалин стороной обходили.
Глава III, о том, как Сахалин стал частью Российской империи.
Глава IV, о местности, которую Антон Павлович Чехов в расчёт не брал.
Глава V, о первых геологических экспедициях на Север Сахалина.
Глава VI, о политических потрясениях и о коварстве японцев.
Глава VII, о рождении «Нефтеграда».
Глава VIII, о первых пятилетках.
Глава IX, о чём в советских книжках умалчивалось.
Глава X, о годах военных.
Глава XI, о послевоенном строительстве.
Глава XII, о том, как выполнялись планы.
Глава XIII, об особенностях охинского градостроительства.
Глава XIV, о прочих сторонах, характеризующих облик Охи.
Глава XV, о судьбе двух побережий.
^ Глава XVI, о перестройке и разрухе.
Глава XVII, о Больших проектах и Малых посёлках. 
Глава XVIII, которая, возможно, станет эпилогом. 
Хронологическая таблица
Список источников
Данный материал является эксклюзивом сайта "Оха -Городской портал"
При перепечатке не поленитесь указать первоисточник.


Глава I,
о том, как Сахалин стал островом, а его обитатели сахалинскими аборигенами.

Сначала было слово…

А острова тогда ещё не было. 25 тысяч лет назад широкий пояс суши объединял территории современных Южных Курил, Хоккайдо, Сахалина и Нижнего Приамурья. Охотское и Японское моря были, скорее, не морями, а глубокими (почти замкнутыми) заливами. Местность эта ничем особенным от окружающих её пространств суши не отличалась, и была частью одной большой природно-экологической системы, которую современные учёные назвали – Охотия. Мамонтами, в ту пору, удивить кого-либо было трудно. Небольшими стадами они перемещались с места на место, благо разгуляться было где – огромные пространства Охотии занимали степи и болота, заросшие злаково-осоковой растительностью. Климат был относительно тёплый и влажный. Вот тогда-то и появились в этих землях «маленькие» двуногие существа. Маленькие, да удаленькие – «вегетарианцами» быть они ещё тогда не пожелали и начали на мамонтов охотиться с камнями и палками. И куда мамонты пойдут пастись, туда и «двуногие» перебегают – к еде поближе. Одним словом, вели они кочевой образ жизни.

Комментарий
О присутствии, в этих местах, древнего человека свидетельствуют многочисленные археологические находки. Во время исследований древних стоянок вблизи современного посёлка Ноглики и на полуострове Шмидта, были обнаружены орудия для охоты из галечниковых пластин.

В общем, вполне нормальная была обстановка, по всем законам дарвинизма, и кто знает, какую эпоху следует считать более свирепой и кровожадной – ту – дикую и примитивную, или нынешнюю – цивилизованную и прогрессивную. Сейчас многие сходятся во мнении, что чрезмерная активность «двуногих» (то есть людей) привела и ещё приведёт ко многим экологическим катаклизмам. Впрочем, по этой теме можно форум устроить, да обсудить подробно, а пока продолжим наше, более или менее, объективное повествование.

Быть активными людей заставляла сама природа. Надвигались суровые времена. «Поползли» с севера ледники, климат значительно изменился, мамонты и шерстистые носороги  стали «потихоньку» вымирать. Да что там мамонты, рельеф и береговая линия стали меняться – океан то отступит, то наоборот окружит со всех сторон. Трудно было тогда человеку. Пришлось приспосабливаться к новым условиям, способы пропитания менять, сооружать жилища, оружие и одежду совершенствовать.

Комментарий
В эпоху палеолита совершенствуются орудия труда первобытного человека. Резцы и пилки для обработки кости, ножи для резания мяса, рыбы и шкур животных, проколки-провёртки для сшивания шкур, изготовленные на пластинчатых отщепах с использованием обсидиана, были обнаружены на стоянках Одопту, Кадыланья, Паромай, Мухто, Сабо, Музьма.

Мучения эти продолжались ужасно долго – не один десяток тысячелетий. За это время ледники несколько раз наступали и отступали, заставляя опускаться и подниматься уровень океана. Соответственно и перешеек между Сахалином и Хоккайдо несколько раз затапливался и вновь «высыхал». Приблизительно 13-12 тысяч лет назад Охотское и Японское моря окончательно соединились, образовав пролив Лаперуза. Правда, Сахалин ещё долго оставался полуостровом. И только 7 тысяч лет назад (по другим данным 9,8 тысяч лет назад) уровень моря достиг современных отметок. С тех пор Сахалин стал островом. (А.А. Василевский, О.А. Шубина «Неолит Сахалина и Курильских островов».)

И началась у первобытных людей совсем другая жизнь. Бегать с места на место стало не разумно: особо не разбежишься, да и какой смысл – дичь вся рядом. Живность, что через болотистый перешеек на Сахалин перебежала, вся здесь и осталась, и бродила вокруг стадами: олени пятнистые и олени северные, лоси и изюбры, кабаны и медведи. Есть версия, что даже волки с тиграми здесь присутствовали, да не сохранились – «двуногие» их быстренько истребили, чтобы не мешали жить спокойно. Можно было, конечно, и медведей за одно ликвидировать, но почему-то у местных жителей с давних пор глубокое уважение к «косолапым» сложилось на почве религии, так называемый – «культ Медведя». На эту тему много в литературе написано (особенно про нивхские медвежьи праздники, но об этом позже).

А ещё проще человеку жить стало, когда он рыбачить научился. Мы и сейчас-то на дефицит рыбы не жалуемся, а в ту пору моря, реки и озёра круглый год, буквально, кипели от «снеди».

И стали люди к осёдлости тяготеть. Научились пилить, сверлить, более добротный инструмент изготовлять. Хижины поуютней построили, плоты и лодки смастерили, лыжи придумали. А особенным их достижением можно отметить изготовление глиняных сосудов (керамики), сначала простеньких, а потом более сложной формы и даже с узорами (с орнаментом)

Вот по этим то орнаментам современные археологи и обнаружили существенные отличия между разными племенами. И всё сахалинское население той эпохи разделили на 5 неолитических культур: Имчинскую, Анивскую, Южносахалинскую, Центральносахалинскую и Северосахалинскую. Для нас, конечно, наибольший интерес представляет последняя. Сформировалась она около 4 тыс. лет назад. О ней современные учённые многое узнали по раскопкам на поселениях Сабо, Нефтегорск, Кадыланьи, Некрасовка, а также на полуострове Шмидта. В этих местах были найдены не только гончарные изделия, но и остатки жилищ - полуземлянки четырёхугольной формы. Общие черты в хозяйстве и условиях жизни неолитических племен Северного Сахалина достаточно отчетливо свидетельствуют о влиянии на них соседних племён Нижнего Амура.

Комментарий
Здесь стоит оговорить одну важную деталь. Дело в том, что, несмотря на ярко выраженную «замкнутость», изоляция Сахалина была весьма относительная, так как пролив Невельского был (и остаётся) узким и мелководным. А это значит, что при большом желании, и люди и животные вполне могли (и могут) через него переправляться. Поддерживалась связь Сахалина с Хоккайдо через пролив Лаперуза, правда менее активная. Эти «связи» да «различия» имели сначала природно-климатический характер, но потом стали влиять и на жизнь и быт, и на этническое развитие, а потом и на историю, и даже на политику. Поэтому мы ещё неоднократно будем подчёркивать существенные отличия между Севером и Югом Сахалина, и в то же время сходство с другими районами Дальнего Востока. Так Юг Сахалина всегда тяготел к Хоккайдо и даже Приморью, а Север к Нижнему Приамурью.

Учёные и археологи обнаружили, что уже в VI тысячелетии до нашей эры на территории Сахалина стали складываться две традиции расселения первобытного человека – приморская и таёжно-долинная. На юге преобладала приморская система, местные жители свои хижины прямо у моря ставили или на берегах лагун, а вглубь острова ходить не любили (боялись наверно). А вот северяне (видимо больше тишину любили) в тайге на берегах речек обустраивались. Недаром множество археологических памятников найдено на берегах рек - Кадыланьи, Сабо, Лангры, Большая, Тымь. В ту пору везде преобладала тёмнохвойная тайга и даже широколиственная растительность присутствовала, вязы и дубы. Красотища! Не исключено, что наши предки уже тогда были склонны к размеренной спокойной жизни, к философским размышлениям. Может быть, даже стихи сочиняли?!

Вот так и жили бы, да природа-матушка покоя то им давать не хотела. В III-II тыс. до н.э. вновь началось похолодание климата (так называемый «малый ледниковый период»). Тайга стала уступать тундровым и лесотундровым ландшафтам. Соответственно и зверьё, что кормило наших предков, стало эти места покидать. Многие охотники тоже потянулись на юг – за дичью. Но те, что к местам нашим наиболее крепко привязались, решили остаться. Правда, пришлось им всё-таки поближе к морю переселиться. Не к самой береговой черте, а к крупным заливам – Пильтун, Чайво, Байкал. А позднее, они вообще хитрить стали – по два домика себе строили. Один – на летний период – поближе к морю, а другой – для зимы – в глубине острова.

В I тыс. до н. э. люди стали охотиться на морских животных, причём не только на всяких там ластоногих (тюленей, моржей), но даже и на китов. Этот новый вид деятельности повлёк многие перемены в их образе жизни. Начался новый период в истории Дальнего Востока – период Охотской культуры (учёные часто называют его переходной эпохой от камня к раннему железному веку). Одна из отличительных черт Охотской культуры – развитый морской зверобойный промысел в сочетании с рыболовством. На последних этапах развития этой эпохи обитатели поселений занимались разведением свиней и собак (на убой).

Комментарий: 
Смена деятельности привела к изменению многих сторон образа жизни. Первым делом, модернизации подверглись оружие и плавсредства. Основным инструментом охотников был гарпун с костяным наконечником (позднее с железным). В море выходили на быстроходных лодках, вмещавших до десяти человек. Есть предположение, что многому сахалинские аборигены научились от небольших групп морских охотников, переселявшихся с севера – предков коряков, алеутов, эскимосов.
Для охоты на суше использовались лук и стрелы.
Существенно изменилось жильё. Если раньше форма в плане была четырёхугольная или округлая, то теперь домики были пяти- и шестиугольные. По центру жилища располагали очаг, а вдоль стен – нары-лежанки.
Существенно развилось и гончарное искусство.

Правда Охотская культура в большей степени коснулась населения южного Сахалина, а на Севере соответствующие черты наблюдались только в поселениях предков нивхов по северо-западному побережью острова.

Вообще, о событиях на Сахалине в первом тысячелетии нашей эры археологи и учёные почему-то чаще умалчивают и сразу перескакивают на период позднего средневековья. То ли сведений мало, то ли с тех пор ничего особенно не изменилось. А возможно, что всё внимание историков было отвлечено на более могущественные соседние государства средневекового периода – Китай, Бохай, Чжурчжэни и др.

Комментарий
На фоне этих стран объединения сахалинских охотников-рыболовов могли восприниматься не иначе как «варварские» племена. Вот и японский историк-исследователь Сиратори Куракити так пишет:
«…их связи с областями и провинциями Китая были настолько нерегулярны, что очень долгое время о предыстории (происхождении, географии расселения, осёдлости и кочевании: этнодвижение, этномиграция, этносмешение), нравах и обычаях, во всём цивилизованном мире никаких данных не сообщалось. Я не сомневался, что могу столкнуться с трудностями в том, что о территориях, расположенных далеко на Севере, таких как Сахалин, старинные источники или умалчивают, или слишком скупы на информацию …».
Кое-что можно узнать из китайских хроник. Там особенно много про некое государство
[size=1]Люгуй рассказывается. Но, по всей вероятности, это государство находилось на Камчатке. [/size]
Судя по всему, в тот период на острове произошло много событий. Разные народы совершали путешествия, осваивали и обживали земли, строили посёлки и даже крепости, торговали и вели между собой войны. Для современных исследователей и учённых, несмотря на новейшие методы в области археологии, пока не представляется возможным разгадать все загадки прошлого. В частности, мало что известно об этнической принадлежности того или иного племени и о том, каким образом на Сахалине появились те или иные народы.

Особенно много тайн вокруг удивительных людей – айнов. Уж, каких только легенд о них не слагали. Дело в том, что айны значительно отличались от соседних племён, как внешним своим видом, так и нравами и обычаями. У айнов была светлая кожа (почти как у европейцев), не похожий на другие язык, они носили пышные бороды и усы (за что их и называли бородатыми). Они были весьма добродушными, гостеприимными и доверчивыми людьми, но при необходимости могли и вполне эффективно воевать.

^ Комментарий
Лучше других об этом рассказывают японские хроники, в которых сообщения об айнах носят исключительно военный характер. Для Японии войны с
«эбису» (так японцы называли айнов), вообще, имеют огромное историческое значение. Рождение и становление японского государства происходило в ходе беспрестанной борьбы с айнами, которые ещё две тысячи лет назад занимали почти весь остров Хонсю, а так же земли, лежащие к северу от него. Эта борьба продолжалась более тысячелетия, и вплоть до конца XVI века японцы не были в состоянии контролировать даже весь север Хонсю.
Одной из главных загадок, является происхождение айнов, как народности. Исследователи не сходятся на одном мнении. Одни утверждают, что айны – это древнейший этнос, который ещё в I тыс. до н. э населял ряд островов японского архипелага (включая Хоккайдо и Хонсю), Сахалин, Курилы, и даже некоторые районы Камчатки и Приморья. Считается, что они явились предками и сыграли очень важную роль в этногенезе многих других дальневосточных народов, особенно японцев. Другие утверждают, что значительные племенные группы айнов были вынуждены переселиться на Сахалин только лишь в XII-XIV веках, под давлением тех же воинственных японцев.

При изучении истории айнов, обнаруживаются сведения о другом племени, о так называемых «земляных людях». Этот загадочный народ называется – тончи (тонцы). Во многих источниках утверждается, что тончи – это и есть основное население Сахалина в эпоху Охотской культуры. Однако к началу II тысячелетия их на Сахалине уже не наблюдалось. Загадка исчезновения этого народа имеет тоже не единственную версию. По одной версии, сначала тончи вполне нормально уживались с айнами, да стали больно много на айнских женщин заглядываться (ведь, мужики всех времён и всех народов любили светлокожих дам). Ну, и видимо, не только заглядывались, а и действия негалантные совершали. Тут уж айны, хоть и слыли людьми доброго нрава, а к безобразиям тонцев отнеслись сурово – начали с ними воевать. Многовековый опыт борьбы с японцами не пропал даром, айны быстренько тонцев научили правилам хорошего тона, да так, что те предпочли остров покинуть – попрыгали в свои лодки, да и скрылись в неизвестном направлении.

По другой версии, тончи – это и есть предки нивхов-палеоазиатов (гиляков), уж больно много схожего прослеживается как в их обычаях, так и в речи. Кстати, айны издавна нивхов называли словом «тодзин», вполне созвучным с «тонцы, тончи».

^ Комментарий
Такой же версии придерживается и известный сахалинский краевед, член Охинского районного собрания
Александр Семёнович Колосовский. С его статьёй «Куда ушли тончи?» можно познакомиться в «Вестнике Сахалинского музея».
О нивхах источники говорят более единодушно: жили они в бассейне Амура, причём занимали довольно большие территории, да потом под давлением более воинственных народов переместились к нижнему течению реки, а в XII-XIII веках перебрались и на Северный Сахалин.

Правда и здесь не обошлось без дополнительных гипотез. Уж, какая из всех этих версий самая верная – учёные ещё не определились. Очень даже может быть, что в каждой есть доля истины.

Так или иначе, но к появлению европейцев, на Сахалине довольно крепко обосновались два народа: на юге – айны, на севере – нивхи, а район границы между ними принято называть «зоной контактов». Разграничение, конечно, относительное: исследователи утверждают, что некоторые нивхи забирались далеко на юг, а айны оставили кое-какие «следы» аж в районе устья Амура. Бывало, что и воевали между собой (уж никак история без этого явления обойтись не может). Однако, и нивхи, и айны, в основном придерживались осёдлого образа жизни, обитали по побережьям. Строили летние и зимние стоянки, ловили рыбу и охотились на морского зверя. В религиозных представлениях очень важным для нивхов и айнов был «культ Медведя», а «Медвежий» праздник был самым торжественным праздником.

Комментарий
Специально для этого события нивхи вылавливали медвежонка и выкармливали его 2-3 года, содержа в специальных клетках. Затем, во время праздника, совершался ритуал убиения медведя с последующим вкушением мяса. Ещё несколько дней после этого, жители острова проводили игры, гонки на собачьих упряжках и охотничьи состязания.
Согласно представлениям аборигенов, отправляясь в страну людей, боги принимают звериный облик, освободиться от которого они без помощи людей не могут. Поэтому лишение медведя жизни у этих народов под разряд убийства никак не попадало.

В XVI-XVII веках на Сахалине появились и кочевники. Это были эвенки, или как их ещё называют – тунгусы. Основной род занятий у них был – оленеводство. С оленями, понятное дело, на месте не посидишь. Вот и слонялись тунгусы по тундрам, да лесотундрам – сначала вдоль северо-западного побережья, затем к заливу Чайво откочевали, а потом и на весь северный Сахалин распространились. Делали временные стоянки. Жилищем для них служил чум, сооружаемый из жердей и плотно покрытый оленьими шкурами. Сыздавна, об эвенках ходит слава, как о метких охотниках. В наше время тунгусы здорово из карабинов стреляют, а в те времена основным оружием у них был лук со стрелами.

Для полноты картины, необходимо рассказать ещё об одном народе. Кроме эвенков на остров перебрались уйльта (ороки). Сначала, как и нивхи, они занимались рыболовством, позднее научились у эвенков охотиться и пасти оленей. Орокские юрты можно было встретить по северо-западному побережью острова, в районе Луньского залива, а также в устье реки Поронай и на берегу залива Терпения.

Комментарий
Среди многочисленных тунгусо-маньчжурских народов встречаются созвучные названия – «ороки», «орочи», «орочоны». Это не редко было причиной путаницы. Поэтому в последнее время учёные применяют термин «
уйльта» – самоназвание сахалинских ороков.
Айны, нивхи, тунгусы, уйльта – все жили родовым строем. Делить им особо было нечего, не сладко приходилось, но и на судьбу не жаловались. А потому и государств не строили и жили, относительно, мирно. Не обходилось, правда, и без внешних вмешательств. По соседству, в южных районах Дальнего Востока, нередко образовывались крупные государства, влияние которых на сахалинских аборигенах, так или иначе, сказывалось.
Первым на Дальнем Востоке государством принято считать королевство ^ Бохай (698-926 гг.), созданное на основе племенного союза мохэ. В VIII-IX вв., это было могущественное государство, представлявшее значительную военную силу. Бохай имел дипломатические отношения с Танским Китаем и Японией.

Племена айнов и нивхов были зависимы от бохайских королей, а позже их земли вошли в состав Бохая и были названы округами Тэли и Моцзе. Интересно, что в числе обычаев племён мохэ, существовал и «культ медведя», аналогичный сахалинскому.

Государство Бохай было уничтожено в X веке, а позднее на его месте образовалось государство Чжурчжэней (1115-1234 гг.), так называемая «Золотая империя».

Чжурчжэни, были потомками одного из древних мохэских племён. Вообще, севернее Великой Китайской стены проживало много разных народов. Многие из них, время от времени, образовывали крупные государства и воевали с Китаем, нередко побеждали, но впоследствии «китаизировались», принимали его древнейшие постулаты (основы духовной культуры, нормы привычного бытия, отношения в семье и др.) и сливались с великим народом в одно целое. Поэтому все эти племена (тангуты, кидани, маньчжуры и др.) принято называть «протокитайскими». Вот и чжурчжэни – это типичный «протокитайский» народ, сумевший в XII веке совершить ряд победоносных завоевательных походов и создать своё государство. О силе этого государства, можно судить по огромной территории, оказавшейся под его контролем и влиянием, от междуречья Хуанхэ и Янцзы на юге до самого устья Амура на севере.

Комментарий
При раскопках поселений Охотской культуры встречаются находки, имеющие чжучжэньское происхождение: бусы из камня и стекла, железные ножи, пряжки, панцирные пластины, колокольчики. Кроме того, археологам попадались изделия из бронзы и серебра: серьги, кольца, монеты и даже зеркала с клеймом мастеров.

Но, как только держава достигает пика своего могущества, так сразу можно усмотреть и начало её развала. С 1210 года «Золотая империя» была вынуждена воевать с другим племенем, не менее грозным и тщеславным – с монголами.

Ох, уж эти монголы! Уж про них, нам россиянам не знать-то? Да и не только россиянам. Огненным «вихрем» промчались они по всей Евразии. И ведь не очень то многочисленное племя было. Но ужас тени Чингисхана по всему миру успели навести, и «китаизации» подверглись меньше других.

Так вот, эти самые монголы и до Сахалина добрались. Первым делом, в 1234 году они разгромили «Золотую империю», вследствие чего некоторые роды племён мохэ и чжурчженей были вынуждены уйти на север и поселиться на Сахалине. 

В 1263 году отряды монголов появились в низовьях Амура и подчинили себе племена гилеми (или гиляков). Автоматически монголам стали платить дань и нивхи Северного Сахалина.
В 1264 году завоеватели направили экспедицию на юг Сахалина, чтобы заставить платить дань и куев (так они называли айнов). Однако «бородачи» им не подчинились и изгнали тиранов со своей земли. Такая неслыханная дерзость, немало обескуражила потомков Чингисхана. Так что следующую экспедицию против куев они смогли направить лишь двадцать лет спустя. Плацдармом для наступления, надо полагать, был Северный Сахалин. И вновь монголы потерпели поражение и вернулись с юга острова «не солоно хлебавши».
Тогда в 1286 году высадился крупный вооруженный отряд – 10 тысяч воинов. 

Комментарий
Для справки: В большой поход, который закончился разгромом русских дружин на реке Калке, Чингисхан отправил всего 30 тысяч всадников. По пути к русским границам, монголы прошли с победами через Северный Иран, Кавказ и Крым, взяли множество городов, покорили несколько народов. И, тем не менее, этот отряд сумел разгромить ещё и объединённое русское войско, в несколько раз его превосходившее по количеству людей. Сравнивая эти цифры, можно делать вывод насколько серьёзное внимание уделили императоры Юань покорению айнов, отправив туда аж 10 тысяч воинов.


Но, даже и в этом случае, монголы не сразу смогли покорить свободолюбивых айнов. Лишь после более двадцати лет упорной борьбы – в 1308 году – им удалось заставить куев платить ежегодную дань. За это время монголами было построено множество гарнизонов, остатки которых были найдены русскими и японскими учёными около Александровска, Тымовска, Пугачёво, Костромского и на мысе Крильон (административным центром юаньских властей была крепость Тир на Нижнем Амуре).

Однако, после стольких усердий, потомки Чингисхана не смогли надолго утвердиться в этих землях. Их владения и без того были довольно огромны, так что подчас было затруднительно держать под контролем более важные и богатые страны. Поэтому в 1320-е годы монголы покинули Сахалин, оставив в покое и айнов, и нивхов.
Скорей всего, географическое положение Сахалина способствовало тому, что его население на протяжении многих веков было предоставлено самому себе. Жили себе нивхи да айны преспокойненько, вдали от всяких политических и экономических потрясений. Поэтому их жизнь за несколько столетий почти не изменилась. И может, так бы и жили, но история готовила им другой поворот…

***

Предприимчивые и целеустремлённые народы Европы, за довольно короткий период времени, смогут взять под контроль и втянуть в своё капиталистическое хозяйство все уголки Земного шара. И Сахалин не станет исключением…

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Краткая история охи и её окрестностей iconКраткая история Древней Японии. Краткая история новой Японии
Целью данной работы является краткое знакомство с основными положениями истории и культуры «Страны Восходящего Солнца»

Краткая история охи и её окрестностей iconСтивен Хокинг Краткая история времени «Краткая история времени. От...
Оригинал: Stephen W. Hawking, “a brief History of Time From the Big Bang to Black Holes”, 1988

Краткая история охи и её окрестностей iconМонография
Медиаобразование в России: краткая история развития – Таганрог: Познание, 2002. 266 c

Краткая история охи и её окрестностей iconИ. В. Вачков основы технологии группового тренинга
Краткая история развития групповых методов психотерапии и практической психологии

Краткая история охи и её окрестностей iconОсновы православного воспитания (сборник статей)
Из книги Александра Стаматовича «Краткая история митрополии Черногорско–Приморской»

Краткая история охи и её окрестностей iconИ идея произведения
Автор, название, время появления, краткая история создания, место в творчестве автора, прототипы, «протособытия» и т д

Краткая история охи и её окрестностей iconКраткая история
Периода, прошедшего со времени святого григора до последних дней, изложенная вардапетом киракосом в прославленной обители гетик

Краткая история охи и её окрестностей icon1. Краткая история психосоматики
Требования к минимуму содержания и уровню подготовки по дисциплине “основы психосоматики

Краткая история охи и её окрестностей iconЗачётная книжка по литературе
...

Краткая история охи и её окрестностей iconЛ е. гринин великая депрессия 1929–1933 гг
Предлагаемый материал является главой из монографии: Л. Е. Гри-нин, А. В. Коротаев «Глобальный кризис в ретроспективе. Краткая история...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница