«Синие горы Кавказа» в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова»




Скачать 116.2 Kb.
Название«Синие горы Кавказа» в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова»
Дата публикации19.10.2013
Размер116.2 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > География > Урок


Тема урока: «Синие горы Кавказа» в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова»

Тип урока: Бинарный (литература, история, география)

Цели урока:

  • изучение «кавказских» страниц биографии Лермонтова, произведений о Кавказе, причин войны России с горцами на Кавказе и ее затяжного характера, раскрыть особенности личности и политики Шамиля – имама горцев, создать образ  Кавказских  гор ;

  • развитие навыков исследования, выявления роли войны с Кавказом для России, творческих способностей, чувства красоты; способности давать оценку событиям, работы с различными источниками информации, работы с картами, схемами, связывать художественный текст с географическими , историческими понятиями.

  • воспитание любви к литературе, доброты, трудолюбия, толерантного отношения к людям  другой национальности, чувства прекрасного, патриотизма;

  • формирование личности с активной жизненной позицией,

^ Методы обучения:  наглядно-иллюстративный, частично-поисковый,  репродуктивный.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая,  индивидуальная.
Оборудование:   физическая и климатическая  карты Кавказа, географические атласы для 8-го класса, таблицы,  мультимедийный  проектор,  презентация, произведения Лермонтова , в которых упоминается Кавказ, карты по истории, учебники литературы, истории России, географии.

^ ХОД УРОКА

  1. Оргмомент.

Объявить (записать в тетрадях) тему, цель урока. (Приложение, слайд 1)

II Вступительная беседа. Работа с литературным материалом.

Учитель: Сегодняшний урок посвящен исследованию. Объектом нашего изучения является биография  М.Ю.Лермонтова, его произведения., природа Кавказа, война России с горцами на Кавказе.

Мы ответим на вопрос: «Какое место занимает Кавказ  в судьбе и творчестве М.Ю. Лермонтова?» Грузинский поэт XIX века Акакий Церетели писал: «Лермонтов не только русский поэт, кроме того, он поэт кавказский» (Приложение, слайд 2)

Учитель: Когда состоялась первая встреча Лермонтова с Кавказом?

(Приложение, слайд 3) Лермонтов горячо полюбил Кавказ еще в раннем детстве, со времени трех поездок на лето – в 1818, 1820, 1825 годах - к кавказским родственникам Хастатовым . Сестра бабушки Екатерина Алексеевна Хастатова имела крохотное, но настолько обихоженное имение, неподалеку от горы Машук, что в округе его называли не иначе, как земной рай. Впрочем рай , внутри действительно напоминал Божий сад, с внешней стороны –заурядную кавказскую «крепостцу» (с пушками и насыпным валом). Чтобы жить и заниматься садом в непосредственной близости от передовой Кавказского фронта, в условиях «вечной войны», нужна была действительная , а не показная сила . Лермонтов рос болезненным ребенком. Для того чтобы укрепить здоровье внука (а эти места славились минеральными источниками), бабушка, Елизавета Алексеевна Арсеньева, как это было принято в дворянской среде, возила внука на воды на Северный Кавказ. Так уже в раннем возрасте в жизнь Лермонтова вошли « синие горы Кавказа».

(Приложение, слайд 4)

Природа Кавказа поразила Лермонтова своим богатством и многообразием. С пребыванием на Кавказе летом 1825 года связано первое детское увлечение Лермонтова. Мальчик здесь встретил девочку лет 9-ти и в первый раз узнал чувство любви. Все это оставило неизгладимый след в его памяти на всю жизнь.
ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ группе учащихся по литературе

-Найдите строки в произведениях Лермонтова М.Ю., в которых упоминается Кавказ.

- Чем поразил Кавказ Лермонтова уже в детские годы? (Богатой природой, её неповторимостью))

.

III. Работа с географическим материалом

1. Вступление (Приложение . Слайд 5)

Разнообразна природа Кавказа и необычайно живописна. Это край уходящих в небо вершин и буйно цветущих садов, символ вольной, неукротимой, самобытной природы. О Кавказе писал М.Ю. Лермонтов, Кавказу посвятил свои стихи А.С. Пушкин. Эта горная страна навсегда покорила их сердца могучей красотой первозданной природы и её величием.

^ 2. Географическое положение Кавказа (Приложение . Слайд 6)

Кавказские горы расположены к югу от Русской равнины, на границе климатических поясов: умеренного и субтропического. Поэтому природа здесь своеобразна и интересна.
Практическая работа.   Определение географического положения Кавказа.

а) По физической карте Кавказа определить географическое положение,  ответив на вопросы:

– В какой части России находится Кавказ?
– В каком направлении протянулись Кавказские горы?
– По каким географическим объектам проходит условная граница Кавказа?
– С какими государствами проходит граница России по Кавказским горам?

^ Предполагаемые ответы: 

– Кавказ расположен на юге Европейской части России.
– Горы протянулись с северо-запада на юго-восток от Чёрного и Азовского морей до Каспийского моря.
– Условная граница Кавказа проходит на севере по Кумо-Манычской впадине, на западе – омывается  водами Чёрного и Азовского морей, на востоке – Каспийским морем. Южная граница совпадает с государственной границей России.
– Граница России по Кавказским горам  проходит с государствами  Грузия и Азербайджан.

б) Обозначить условную границу Кавказа на контурной карте.

^ 3. Геологическое строение, рельеф Кавказа

– Какие природные комплексы выделяют  на Кавказе? (Приложение . Слайд 7, учебник . стр. 170)

Предполагаемый ответ. В состав Кавказа входят: Предкавказье, Большой Кавказ и Закавказье (Малый Кавказ и Армянское нагорье, Колхидская и Куринская низменности.)

– Найти на карте атласа  природные комплексы Кавказа. (атлас, стр 39)

К России относятся лишь Предкавказье и Северные склоны Большого Кавказа. В Закавказье располагаются Грузия, Азербайджан и Армения.

Кавказ – молодое горное сооружение, образовавшееся в альпийскую складчатость. (Приложение . Слайд 8)

– Какие горные хребты  являются  ядром  Кавказа (учебник  стр. 165, рис. 64.)

^ Предполагаемый ответ.  Боковой и Главный хребты являются ядром Кавказа, т.к. они  образовались в альпийскую складчатость  и имеют наибольшую высоту. Сложены хребты гранитами и гнейсами, в них до сих пор происходят тектонические разломы.

– Какими породами сложены Скалистый и Пастбищный хребты?

^ Предполагаемый ответ.  Эти хребты сложены глинистыми сланцами, известняками, песчаниками.

– Скалистый и Пастбищный хребты ассиметрично примыкают с севера к Главному и Боковому хребтам.  Это гряды, у которых северный склон полого понижается к предгорьям, а южный – круто обрывается. (куэсты) (Приложение . Слайд 9)

^ 4. Словарная работа

Куэста (от исп. cuesta — откос, склон горы) — форма рельефа в форме вытянутых гряд с несимметричными склонами: пологим и крутым.

– На стыке гор Центрального Кавказа с предгорьями образовались лакколиты. (Слайд  10)

Лакколит – куполообразная форма залегания магматических горных пород, образующаяся при внедрении магмы между слоями осадочных пород.

^ 5. Реки Кавказа (Приложение Слайд 19)

– Найдите на карте реки: Кубань, Терек, Кума, Калаус.
– Реки Северного Кавказа многочисленны и делятся на горные и равнинные.  Наиболее крупные из них – Кубань и Терек. Зародившись высоко в горах Кавказа и питаясь водами растаявших снегов и ледников,  несут они свои воды вниз,  на равнину, к берегам Каспийского и Черного морей.  При впадении образуют плавни.

Словарная работа. Плавни – заболоченные, покрытые камышом участки земли.

IV. Работа с литературным материалом
^ ПРОВЕРКА ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ЗАДАНИЯ:

В каких произведениях М.Ю.Лермонтов упоминает Кавказ. Зачитайте строки.

( поэмы «Измаил – бей», «Черкесы», «Кавказский пленник», «Каллы», «Аул бастунджи», стихотворение «Кавказ»(1830…… и др)

Попытаемся представить, почувствовать эту красоту кавказской природы при помощи текста поэмы «Мцыри», написанной в 1839 году. (работа с текстом «Мцыри»)

ЗАДАНИЕ: найдите отрывки , подтверждающие то, что природа Кавказа прекрасна, многообразна.

^ ПРОВЕРКА ЗАДАНИЯ:

  • Растительный мир (часть 6,15,21,23) «… пышные поля..», «дерев, разросшихся кругом…», « и кудри виноградных лоз/ вились, красуясь меж дерев…»

  • Животный мир. (часть 2,9,16) «..как серна гор…», « ….Гладкой чешуей блестя, змея скользила меж камней…»

  • Особенности рельефа (часть 6,7,10) «…..холмы, покрытые венцом….», « я видел груды томных скал…», «.. я видел горные хребты, причудливые как мечты/ ..Когда в час утренней зари / курилися, как алтари / Их выси в небе голубом…», «В снегах, горящих как алмаз, / седой незыблемый Кавказ…»

  • Горные реки (часть1,7) «….обнявшись, будто две сестры /Струи Арагвы и Куры»;«.. года поток их (скалы) разделял…»

^ V. Первая ссылка на Кавказ ( Приложение, слайд 11)

- Кавказ – это место ссылки Лермонтова .Первая ссылка на Кавказ под   пули горцев(там еще свирепствовала лихорадка) последовала за запрещенное цензурой стихотворение «Смерть поэта». В нем поэт  выразил боль и негодование целого поколения России и назвал истинных  виновников гибели Пушкина. Лермонтов переведен из гвардии в армейский драгунский полк, именовавшийся Нижегородским, но расквартированный неподалеку от Тифлиса. При таком перемещении обычно полагалось повышение на чин. Лермонтова перевели из гвардии в армию тем же чином. Это была замаскированная ссылка. Шел 1837 год. Несмотря на трагизм происходящего, поэт радовался новой встрече с Кавказскими горами.
Именно в этот период в сознании поэта Кавказ – место, где живут простые, свободолюбивые люди. Оно противопоставляется «стране рабов, стране господ», «голубых мундиров» и «неволе душных городов». ( Приложение, слайд 12)

В конце 1837 г. Лермонтова хлопотами бабушки переводят в Гродненский гусарский полк, в Новгород. Возвращается в Россию. Необычные  пейзажи, жизнь среди горцев – все это стало источником вдохновения для впечатлительного Лермонтова. Какие произведения появились в этот период?

Он возвращается в Россию, исполненный удивительных творческих замыслов: «Герой нашего времени», кавказская редакция «Демона», «Мцыри», «Беглец», «Ашик-Кериб», «Дары Терека», «Казачья колыбельная песня», «Тамара», «Свиданье», «Кинжал»,  «Прощание», «Хаджи Абрек»,  – все это стало результатом его скитаний по Северному Кавказу и Закавказью в 1837 году.

-Почему Именно на Кавказ отправляли в ссылку.?

( Приложение, слайд 13)

V. работа с историческим материалом.

- Какие территории вошли в состав России при Александре I ?

- Какие районы Кавказа не покорились , стали оказывать сопротивление?

( Приложение, слайд 14)

- Мог ли повлиять образ жизни народов на характер начавшейся кавказской войны?

- Могли ли особенности местности повлиять на ход военных действий?

- Предположите, какой могла быть тактика русских войск и тактика горцев ? (Характеристика горцев ( Приложение, слайд 15))

- Дайте оценку действиям генерала Ермолова на Кавказе ? ( Приложение, слайд 16)

VI. Литературный материал .

-Найдите отрывок из поэмы «Мцыри», в котором упоминается о Ермолове.

(часть 2) ((«…. Однажды русский генерал/ из гор к Тифлису проезжал/ Ребенка пленного он вез…..»)),

- Найдите описание особенностей жизни горцев ? (часть 3, 7,13 )

«…. Могучий дух его отцов…, «..как серна гор пуглив и дик», «….Был окрещен святым отцом…), «…. Она мечты мои звала/от келий душных и молитв/ В тот мир тревог и битв, /где люди вольны как орлы,,,», «.. Я помнил смуглых стариков, \ При свете лунных вечеров/ против отцовского крыльца…/Сидевших с важностью лица..» « И вспомнил я / кольчуги звон, и блеск ружья, / и гордый непреклонный взор..», «….Изгибы длинные чадры/откинув»

^ Словарная работа:

ЧАДРА – у мусульман: женское легкое покрывало, закрывающее голову и лицо и спускающееся вниз по плечам вниз..

- На всю жизнь запомнились воинственные горцы на конях, в полном вооружении. У них свои обычаи, законы. Поэт писал: «Им бог – свобода, их закон – война», «Там за добро – добро, и кровь – за кровь». Лермонтов бывал в аулах, расположенных на склонах гор знакомился с  их жителями, интересовался песнями, музыкой, фольклором. Он записывал, рисовал, сделал целую коллекцию рисунков. Вплоть до конца 1837 года Лермонтов «в беспрерывном странствии, то на перекладной, то  верхом. Он изъездил Линию всю вдоль, от Кизляра до Тамани, переехал горы…одетый по-черкесски, с ружьем за плечами, ночевал в чистом поле, засыпал под крик шакалов…»

VII. Вторая ссылка на Кавказ. ( Приложение, слайд 17)

- Была и вторая ссылка на Кавказ. Накануне 1840 года, секретарь Французского посольства от лица посла Проспера Де Баранта обратился к Тургеневу с запросом: «Правда ли, что Лермонтов в стихотворении «Смерть поэта» бранит французов вообще или только одного убийцу Пушкина. Тургенев , раздаривший все имеющиеся у него списки стихотворения, обратился к Лермонтову. Тот на следующий день отослал послу фрагмент произведения. Барант – старший, удостоверившись, что введен в заблуждение, в знак примирения отправил автору приглашение на бал во французском посольстве. Однако Барант – сын считал или хотел считать по –другому. Но у него была еще одна причина. Он ухаживал за княгиней Щербатовой и , когда княгиня оказала явное предпочтение Лермонтову, Эрнест Барант проговорил: « вы слишком пользуетесь тем, что мы в стране, где дуэль запрещена». На что Михаил Юрьевич ответил : « Это ничего не значит, я весь к вашим услугам». Была дуэль, но все закончилось примирением. Однако поэта вновь отправляют в действующую армию на Кавказ.

В сентябре 1840 года в одном из своих писем в Петербург Лермонтов сообщал: (читает ученик со слайда 18 )

«У нас были каждый день дела, и одно довольно жаркое, которое продолжалось 6 часов сряду. Нас было всего 2000 пехоты, их до 6 тысяч; и всё время дрались штыками… вообрази себе, что в овраге, где была потеха, час после дела ещё пахло кровью». Лермонтов прославился своей отчаянной храбростью, был представлен к награде за доблесть, но царь отклонил это представление

- Может быть, уже в первую ссылку Лермонтов испытал то чувство единства рода человеческого(ведь все люди равны, любой национальности, веры) и бессмыслицы, нелепости войн, о котором скажет в 1840 году в «Валерике». Прочитаем отрывок из стихотворения. (Приложение, слайд 19)

Словарная работа

«Валерик» - в переводе с чеченского – «мертвый». В этом бою Лермонтов взял на себя командование группой разведчиков – кавалеристов ( что-то вроде партизанского отряда). За участие в экспедиции был представлен князем Голицыным к награде, а генерал Галафеев просил перевести его в гвардию с тем же чином. Ему дали отпуск в С.- Петербург, сроком на 2 месяца, а из списков о награждении он был вычеркнут.

- О ком говорит Лермонтов в своем произведении «Валерик»: « Один враждует он – зачем?»

( О Шамиле)

^ VIII. Исторический материал . Разгар войны с горцами. ( Приложение, слайд 20, учебник истории)

- Под какой идеей объединил Шамиль горцев?

- Кому принадлежала верховная власть?

-Какие законы вводил Шамиль на подвластной территории?

- Что позволило Шамилю 25 лет вести войну?

После 1856 года. Россия сосредоточила на Кавказе 200 тыс. армию

- Оцените действия князя Барятинского во время пленения Шамиля ( Приложение, слайд 21)

^ IX. Литературный материал Возвращение на Кавказ.

- 14 апреля 1841, не получив отсрочки после двухмесячного отпуска в Петербурге, Лермонтов возвращается на Кавказ. В мае того же года он прибывает в Пятигорск и получает разрешение задержаться для лечения на минеральных водах. (Приложение, слайд 22)

Здесь он пишет целый ряд стихотворений: "Сон", "Утес", "Они любили друг друга...", "Тамара", "Свиданье", "Листок", "Выхожу один я на дорогу...", "Морская царевна", "Пророк".

- Пятигорские целебные источники помогают Лермонтову поддерживать здоровье, но кавказскому городу Пятигорску было суждено сыграть и  роковую роль в жизни поэта. Расскажите, почему?

Ученик: Здесь, кроме прочих старых знакомых, Лермонтов находит своего товарища по Школе юнкеров И.С. Мартынова, человека самолюбивого. На одном из вечеров в пятигорском семействе Верзилиных шутки Лермонтова задели Мартынова. Ссора повлекла за собой вызов; не придавая значения размолвке, Лермонтов принял его, не намереваясь стрелять в товарища. (Приложение, слайд 23)
- Поединок был назначен на 15 июля
В этот  день между шестью и семью часами вечера у подножия Машука во время грозы и сильного дождя состоялась дуэль Лермонтова с Мартыновым при секундантах М. П. Глебове и А.И. Васильчикове, кроме них присутствовали Столыпин-Монго и Трубецкой... (Приложение, слайд 24) Лермонтов был убит.

^ ПАМЯТНИК НА МЕСТЕ ДУЭЛИ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА (Приложение, слайд 25)

- Первая попытка найти место поединка была предпринята специально созданной комиссией в 1881. Она пришла к выводу, что точное место гибели Лермонтова определить невозможно. В настоящее время местом дуэли Лермонтова считается район на территории охранной зоны Государственного музея-заповедника М. Ю. Лермонтова на северо-западном склоне горы Машук. Кавказ стал второй родиной для Лермонтова, «сыном Кавказа» называл он себя.

От ранних лет кипит в моей крови
Твой жар и бурь твоих порыв мятежный;
На севере, в стране тебе чужой я сердцем твой, –
Всегда и всюду твой!

^ X. Исторический материал

- Определите роль присоединения Кавказа к Росиии?

XI Итог. Литературный материал .

- Какое значение играл Кавказ в жизни Лермонтова?

- Согласны ли вы с высказыванием Белинского … (Слайд 26)

XII ЗАДАНИЕ на дом

Литература : 1 Назовите писателей и произведения о Кавказе (Индивидуально )

2. Сочинение – рассуждение « Значение Кавказа в жизни и творчестве писателей и поэтов » (для группы сильных учащихся)

3. Составить кроссворд по творчеству Лермонтова (6-8 заданий) (группа учащихся )

4. Уточнить понятия тема, сюжет, композиция, поэма.

История .

    1. Осенью 1861 г. Александр II встретился с делегацией 60 непокоренных племен. Царь дал им месяц на размышление: переселиться в долину или в Турцию.

    2. Оцените слова Ахундова (азербайджанский писатель: « Благодаря покровительству Российского государства мы избавились от бесконечных нашествий и грабежей захватнических полчищ и обрели наконец покой..»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Синие горы Кавказа» в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова» iconУрок исследование с применением икт по русской литературе по теме: «Синие горы Кавказа»
Урок литературы по теме ««Синие горы Кавказа» в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова» проводится в 8 классе. Это урок – исследование,...

«Синие горы Кавказа» в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова» iconТема урока: «Синие горы Кавказа» в творчестве М. Ю. Лермонтова Цель урока
Цель урока: познакомить учащихся с фактами биографии поэта, его произведениями, связанными с Кавказом, развивать умение анализировать...

«Синие горы Кавказа» в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова» iconПлан урока «Тема природы в творчестве М. Ю. Лермонтова»
Тема нашего урока «Природа в творчестве М. Ю. Лермонтова». Талант Лермонтова, как настоящего гения, многогранен. Но есть такая тема...

«Синие горы Кавказа» в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова» icon«Мятежный парус Лермонтова» (Литературный полилог, посвященный дню памяти М. Ю. Лермонтова)
Цели и задачи: углубление знаний, расширение кругозора обучающихся о жизни и творчестве классика русской литературы М. Ю. Лермонтова;...

«Синие горы Кавказа» в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова» iconСценарий праздника «Судьба природы в наших руках». Ведущий 1
Ведущий 2: Сколько на ней прекрасного и удивительного: и бескрайние просторы, и горы, уходящие в небо, и синие-синие моря… а жителей...

«Синие горы Кавказа» в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова» icon...
Оборудование: портреты М. Лермонтова работы К. Горбунова, А. Крюденера, фото памятника Лермонтову в Москве, репродукции картин Лермонтова,...

«Синие горы Кавказа» в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова» iconУрок литературы в 10 классе на тему: «Образ демона в творчестве М....
Сопоставить образы демона в творчестве М. Ю. Лермонтова и М. А. Врубеля; на основе сопоставления осветить пути духовных исканий великого...

«Синие горы Кавказа» в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова» iconЛермонтовский кавказ
Цели урока: вспомнить уже изученные произведения М. Ю. Лермонтова, сосредоточив внимание на романтической направленности его стихотворений,...

«Синие горы Кавказа» в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова» iconКраткое содержание проекта Одной из основных тем поэтического творчества...
«Дары Терека», «Три пальмы», «Кавказ» и других, в поэме «Мцыри». Природа, изображенная в поэзии Лермонтова, олицетворена, живет полной...

«Синие горы Кавказа» в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова» iconМбоу «Гимназия №2» Урок литературы в 8 классе Учитель: Липина О....
А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова о русской природе



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница