Обобщение знаний о почве началось в античные времена с трудов Аристотеля и Теофраста, продолжилось в Средние века и эпоху Возрождения. Впоследствии в Европе и




НазваниеОбобщение знаний о почве началось в античные времена с трудов Аристотеля и Теофраста, продолжилось в Средние века и эпоху Возрождения. Впоследствии в Европе и
страница1/8
Дата публикации17.06.2013
Размер0.75 Mb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > География > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8
ВВЕДЕНИЕ

Обобщение знаний о почве началось в античные времена с трудов Аристотеля и Теофраста, продолжилось в Средние века и эпоху Возрождения. Впоследствии в Европе и России в связи с общим подъёмом науки в XVIII веке и особенно в начале XIX века изучение почвы стало предметом исследования многих естествоиспытателей. Основным недостатком каждого научного направления в изучении почвы в этот период как «самостоятельного природного тела» (по определению В.В. Докучаева, 1949) была разобщённость исследований, изучение её с точки зрения отдельных естественных наук, что и не позволяло каждой из научных школ создать единое учение о почве. Говоря современным языком, в этот период шёл процесс накопления и обобщения знаний, что, с одной стороны, положительно, так как было получено много достоверной информации, а с другой – имело негативные стороны, так как любое новое исследование или наблюдение ещё больше уводило учёного, его последователей и сторонников от создания общей теории, единого и стройного учения о почве. Насущным требованием в определённый момент развития науки, получившей название «почвоведение» (К. Шпренгель «Почвоведение или учение о почвах», 1837 г.) и «педология» (от греческого pedo – почва) (Ф. Фаллу «Педология, или общее и частное почвоведение», 1862 г.), было объединение всех имеющихся научных знаний о почве в единую, стройную теорию. В результате труды ученых–естествоиспытателей, путешественников–исследователей, церковные записи и записи государственных чиновников, а также работы современников В.В. Докучаева и составили научную основу почвоведения.

Профессор В.В. Докучаев (1846 – 1903 гг.), в результате проведения своих научных изысканий на основе изучения трудов других учёных смог сформулировать в конце 70-х и начале 80-х годов ΧІΧ века основные научные положения почвоведения и создал тем самым новую науку – естественноисторическое или генетическое почвоведение. Впоследствии именно ученик В.В. Докучаева В.И. Вернадский (1845 – 1945 гг.) – природовед, минералог, геохимик, распространил идеи учителя на более широкую сферу реальности.

На основе работ В.В. Докучаева, трудов его многочисленных учеников и коллег, таких, как А.Е. Ферсман, П.К. Алексеев, В.В. Карандеев, О.Г. Касперович и многих других, В.И. Вернадский создал учение о биосфере, которое впоследствии стало основой учения о ноосфере. В учении о биосфере В.И. Вернадский показал роль и значение почвы, выделив её как «биокосное вещество», то есть как неразрывно связанное между собой живое и неживое. В современной науке учение о биосфере и ноосфере является теоретической базой экологии и природопользования.

С точки зрения экологии почвенный покров планеты уникален, так как именно почва является одним из основных источников существования всех живых существ, обитающих на суше, в том числе и человека, и даже в какой–то степени и современных водных обитателей, так как они связаны с организмами вне водной среды. Охрана почв подразумевает не только предотвращение их загрязнения различными веществами, но сохранение и преумножение основного свойства почвы – плодородия.

Роль почвы в жизни человеческого общества заключается в том, что она обеспечивала и обеспечивает напрямую или через посредство животных большую часть продовольственных ресурсов. По данным различных исследователей, эта цифра составляет 95–97%, при этом непосредственно сельскохозяйственные угодья составляют:

– пашни и многолетние насаждения около – 10 % суши;

– сенокосы и пастбища примерно – 25 % суши.

По данным различных исследователей, для земледелия (пашни) пригодны всего от 25 до 32 млн км2 суши. В России общая площадь сельскохозяйственных земель составляет 178,6 млн га, часть из них занимают рисовые системы, причём в Краснодарском крае их площадь составляет 240 тыс. га, под рисом занято около 50%, остальное – севооборотные культуры. В настоящее время исследования, связанные с изучением почв, занятых под рис, проводятся в разных странах, но особое внимание им уделяется там, где рис является главной зерновой культурой. В работах русских почвоведов о таковых почвах вообще не упоминается, и, видимо, поэтому в современной литературе по агропочвоведению, агрономии, агрохимии о них пишут мало, хотя эти почвы являются уникальными по своим характеристикам.

В нашей стране исторически сложилось так, что изучение почв, занятых под рис, проводится лишь с 30–40 годов XX века, причём в основном уделялось внимание вопросам, связанным с поступлением и трансформацией питательных веществ, необходимых растениям риса. В работах В.А. Неунылова, В.А Ковды и других, публикуемых с 60–х годов прошлого века, изучению процессов преобразования почв, занятых рисом, уделялось особое внимание (главным образом в работах В.А. Неунылова).

Однако такое положение не является отражением сегодняшней действительности: научные исследования почв, занятых под рис в России, ведутся с нарастающим размахом во Всероссийском научно-исследовательском институте риса (ВНИИ риса), который является одним из крупнейших научных учреждений нашей страны и мира. На базе института проводятся Международные, Всероссийские и краевые конференции, съезды, совещания, на которых учёные и специалисты представляют результаты исследований и обмениваются с коллегами научной информацией. До 1990–х годов результаты научной работы учёных–рисоводов периодически публиковались как в центральных журналах («Агрохимия», «Селекция и семеноводство», «Вестник сельскохозяйственной науки», «Сельскохозяйственная биология» и др.) так и в издаваемых ВНИИ риса журналах, наиболее значимыми из которых были «Бюллетень научно-технической информации ВНИИ риса» и «Труды ВНИИ риса». В настоящее время работы публикуются в центральных научных журналах, брошюрах и журнале «Рисоводство», издаваемом институтом.

^ ПОЧВОВЕДЕНИЕ – НАУКА О ПОЧВЕ

ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОЧВОВЕДЕНИЯ

Почвоведение – наука о почвах, их образовании (генезисе), строении, составе и свойствах; о закономерностях их географического распространения; о процессах взаимосвязи с внешней средой, определяющих формирование и развитие главнейшего свойства почв – плодородия; о путях рационального антропогенного использования и изменении почвенного покрова в агрикультурных условиях.

Почвоведение вышло из агрономии, тесно связано с ней, так как почвы были, есть и будут основой сельскохозяйственного производства. В истории развития знаний о почве выделяют несколько исторических этапов, напрямую связанных с развитием человеческого общества.

Первый период – период неолита и бронзы – 10-11 тыс. лет до н.э.:

– становление приёмов земледелия;

Второй период – становление и развитие рабовладельческого строя 2500 – 800 лет до н.э.:

– развитие и совершенствование земледелия, накопление знаний о почвенном разнообразии, качестве земли, использование участков дифференцировано, создание орошаемого земледелия (орошение земель повлекло за собой изменение направления почвообразовательных процессов на этих территориях, возникновение проблем, связанных с засолением пахотных угодий), введение законов о пользовании землёй и водой в различных государствах; выработка первых научно-практических рекомендаций, первые труды по отдельным вопросам земледелия Аристотеля, Теофраста, книги Катона «О земледелии», книги Коллумелы «О сельском хозяйстве» – первой сельскохозяйственной энциклопедии, где был обобщён опыт античного земледелия в Средиземноморье.

Третий период – становление земледелия в странах Европы (VI−XVII вв.) и в России (XV−XVII вв.):

– становлением феодальных отношений, начало научного подхода к изучению почв, проведение первых земельно-кадастровых работ, оценка земель различных территорий, формирование новых идей об участии растений в почвообразовательном процессе (Леонардо да Винчи), водном и солевом питании растений (Ф. Бекон, Б. Палисси).

Четвёртый период – развитие экстенсивного земледелия – XVIII век:

– зарождение современного воззрения на почвы, начало углублённого экспериментального изучения их плодородия, начало «истощение земель» (становление идеи «закона убывающего плодородия почв»), изучение роли воды в питании растений, создание основ химического земледелия, введение и определение понятия «гумус», становление идей о формировании почв, их использовании и плодородии.

Пятый период – возникновение современного генетического почвоведения (XIX век).

– создание гумусовой теории питания растений; начало формирования агрономической химии; создание научного направления – агрикультурхимии (агрохимии)*; возникновение и развитие агрогеологии**; почвенной картографии; сложились различные научные «школы»; создание и развитие русской школы почвоведения В.В. Докучаевым создание им учения о почве, начало работ по почвенной микробиологии.

Шестой период – период между мировыми войнами и после Второй Мировой войны (примерно до 90-х годов XX:

– интенсивное развитие и становление докучаевского учения о почвах; его дифференциация и оформление специализированных направлений; развитие новых направлений в почвоведении, таких, как агропочвоведение***; международное сотрудничество в изучении почвы; создание Почвенного института им. В.В. Докучаева и Всесоюзного общества почвоведов; применение в исследованиях новейших разработок и методов исследования, создание почвенной карты мира (ФАО-ЮНЕСКО).

Седьмой период – период распада СССР и переход общества к рыночной экономике:

– негативные тенденции в развитии почвоведения; свёртывание многих направлений; нехватка научных кадров, современного оборудования; развитие новых отношений в землепользовании; формирование экономически выгодной стратегии ведения сельскохозяйственного производства; изучение управления почвообразовательными процессами; вопросы сохранения и повышения почвенного плодородия; рекультивации земель и рационального их использования; усиление антропогенного влияния на процессы почвообразования; изучение антропогенной структуры почвенного покрова.

_____________________________________________________________

*Агрохимия – наука о питании растений, применении удобрений и химических средств защиты культурных растений в системе мероприятий, направленных на получение высоких и устойчивых урожаев. Изучает питание растений, взаимодействие удобрений с почвой, свойства удобрений и их влияние на удобряемые растения, систему удобрения в севооборотах, методику агрохимических исследований, химические средства защиты растений от вредителей, сорняков и болезней.

**Агрогеология – научное направление в геологии (возникло в ΧІΧ веке), объектом исследования которого являлась почва.

***Агропочвоведение (сокращение от словосочетания агрономическое почвоведение от греч. agrόs – поле и nomos – закон) – наука о почвах (прикладной раздел почвоведения) и их взаимосвязи с растениями, о закономерностях функционирования и эволюции, вовлечённых в сельскохозяйственное производство (пахотных) почв и выявление путей их рационального использования, о почвенном плодородии, приёмах его расширенного воспроизводства и окультуривания почв.
^ ПОЧВА И ЕЁ РОЛЬ В БИОСФЕРЕ

Почва представляет собой составную часть биосферы, уникальное биокосное (по В.И. Вернадскому) тело природы. Как «самостоятельное природное тело» (определение В.В. Докучаева) является гармоничным сочетанием живого и неживого компонентов и имеет сложный состав.

В биосфере почва выполняет ряд важнейших функций:

– обеспечивает существование жизни на суше (включая мелководье);

– регулирует развитие и взаимосвязь большого (биогеохимического) и малого (биоценотического) круговорота веществ и потоков энергии;

– обеспечивает накопление органического вещества (гумуса), являющегося хранителем энергии биоса.

Для человека почва представляет собой средство, предмет и орудие труда. Обрабатываемые земли (сельхозугодия различного назначения) являются в то же время и продуктом труда.

Почва – это поверхностный слой коры выветривания, несущий на себе растительный покров и обладающий свойствами плодородия, то есть способностью обеспечивать растения необходимыми им водой и пищей. Почва возникает из рыхлых продуктов выветривания, оставшихся на месте своего образования либо переотложенных водой, льдом или ветром.

Процесс почвообразования – один из важнейших на Земле, почва обеспечивает существование множества живых организмов на суше и оказывает влияние (большее или меньшее) на обитателей водной среды. В результате почвообразования на поверхности суши из бесплодных горных пород образуется новое природное тело, имеющее особое свойство – плодородие.

Плодородие – способность почвы удовлетворять потребности растений в элементах питания, воде, обеспечивать их корневые системы достаточным количеством воздуха, тепла для нормальной деятельности и создания урожая.

Плодородие почвы обусловлено распадом и синтезом органического вещества, именно это является её основным отличием и первой особенностью почвообразования. В результате разложения различных компонентов почвы происходит образование растворимых и нерастворимых соединений.

^ ВЫВЕТРИВАНИЕ – ПРОЦЕСС РАЗРУШЕНИЯ

ГОРНЫХ ПОРОД

Образование почвы возможно только на рыхлом субстрате. В историческом плане начало процесса почвообразования сопоставимо с моментом формирования нашей планеты. В этот период основное влияние на поверхность Земли оказывали газы, входящие в состав атмосферы, колебания температуры, движение воздуха (ветер), осадки (дожди). Благодаря воздействию вышеперечисленных факторов горные породы, образовавшиеся на поверхности, начали разрушаться, то есть подвергаться выветриванию.

Образование почвы начинается с разрушения горной породы. В общем случае выветривание (или гипергенез от греч. hyper – сверх и genes – рождение) следует рассматривать как совокупность сложных и разнообразных процессов количественного и качественного изменения горных пород и слагающих их минералов под воздействием атмосферы, гидросферы и биосферы.

В результате выветривания происходит постепенное разрушение пород, перенос и отложение продуктов их разрушения, создание форм рельефа земной поверхности.

Толща горных пород, которая затронута процессом трансформации минералов, химических соединений под воздействием выветривания называется – корой выветривания.

Схема выветривания может быть представлена в следующем виде:
^ Горная порода (первичные минералы)

+

Температурные колебания, механические воздействия, Н2О, атмосферные, вулканические газы, органическое вещество



первичные минералы, вторичные минералы (глинистые), растворимые соли, оксиды
В зависимости от действующих факторов различают физическое, химическое и биологическое выветривание.

Процесс выветривания вне зависимости от действующего фактора начинается с поверхности горной породы, хотя разрушение материнской породы и слагающих её минералов обусловлено внутренними причинами, то есть их физическими и/или химическими свойствами (в дальнейшем будут использованы синонимы – материнская, почвообразующая порода).

^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАТЕРИНСКИХ ПОРОД

Горные породы, на которых и из которых формируется почва, называют почвообразующими или материнскими. Горной породой называют природные минеральные агрегаты, слагающие земную кору, на которой формируется почва, являющаяся её материальной основой и передающая ей свой механический, минералогический и химический состав, а также определяющая физические, химические, физико-химические свойства, которые постепенно изменяются в различной степени под действием почвообразовательного процесса.

Почвообразующие породы различаются по происхождению, составу, строению и свойствам.

Литосфера Земли состоит из магматических, метаморфических и осадочных пород.

Магматические (изверженные) породы образовались из расплавов силикатов (магмы), которые застыли в глубине земной коры (глубинные, интрузивные породы), или из магмы, излившейся на поверхность Земли (излившиеся, эффузивные). Такие породы имеют кристаллическое или скрытозернистое строение, плотное сложение, поэтому их называют массивнокристаллическими (к ним относят граниты, пегматиты, дуниты и другие). От общей массы всех горных пород, слагающих литосферу, магматические составляют примерно 95%. Как правило, почвообразующими они становятся в редких случаях, в основном в горных районах.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Обобщение знаний о почве началось в античные времена с трудов Аристотеля и Теофраста, продолжилось в Средние века и эпоху Возрождения. Впоследствии в Европе и iconРазвитие психологии в средние века и эпоху возрождения
Европе, т е. V век. Окончание средневекового периода связывают с XV веком, со временем возрождения искусства, светской науки, открытием...

Обобщение знаний о почве началось в античные времена с трудов Аристотеля и Теофраста, продолжилось в Средние века и эпоху Возрождения. Впоследствии в Европе и iconСценарий литературно-музыкальной композиции с элементами театрализации...
Эпоха Возрождения(14-17 века) характеризуется мощным расцветом общественной и культурной жизни, жаждой знаний, развитием естественных...

Обобщение знаний о почве началось в античные времена с трудов Аристотеля и Теофраста, продолжилось в Средние века и эпоху Возрождения. Впоследствии в Европе и iconУчебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки :...
...

Обобщение знаний о почве началось в античные времена с трудов Аристотеля и Теофраста, продолжилось в Средние века и эпоху Возрождения. Впоследствии в Европе и iconАзбука поэта Сдадим экзамен на «отлично» (9 класс)
Сонет – родился в Эпоху Возрождения. Особое развитие получил в Италии (Петрарка), укрепился и расцвёл во Франции 16 века (Ронсар),...

Обобщение знаний о почве началось в античные времена с трудов Аристотеля и Теофраста, продолжилось в Средние века и эпоху Возрождения. Впоследствии в Европе и iconАлексей Лосев Эстетика возрождения
Европе от средних веков к Ренессансу давно уже стало невозможно. Чтобы не заходить очень далеко, укажем на то, что, по мнению многих,...

Обобщение знаний о почве началось в античные времена с трудов Аристотеля и Теофраста, продолжилось в Средние века и эпоху Возрождения. Впоследствии в Европе и iconПрезентация: Смена слайдов идёт по щелчку; Музыкальный ряд : П. И. Чайковский «Времена года»
Духовно – нравственное воспитание обучающихся через обобщение знаний о зимнем месяце – январе

Обобщение знаний о почве началось в античные времена с трудов Аристотеля и Теофраста, продолжилось в Средние века и эпоху Возрождения. Впоследствии в Европе и iconПрограмма курса «Текст в информационную эпоху»
Сформировать у студентов комплекс знаний об особенностях создания и функционирования текста в информационную эпоху

Обобщение знаний о почве началось в античные времена с трудов Аристотеля и Теофраста, продолжилось в Средние века и эпоху Возрождения. Впоследствии в Европе и iconЛичность и общество в современной монгольской литературе
Хх начала хх1 вв фиксирует процессы возрождения традиционализма, утверждения этнической самоидентификации с одной стороны и продолжение...

Обобщение знаний о почве началось в античные времена с трудов Аристотеля и Теофраста, продолжилось в Средние века и эпоху Возрождения. Впоследствии в Европе и iconТрудов
Американская литература XX века; русский символизм; русская поэзия Серебряного века

Обобщение знаний о почве началось в античные времена с трудов Аристотеля и Теофраста, продолжилось в Средние века и эпоху Возрождения. Впоследствии в Европе и iconОбособленные обстоятельства
Образовательная – повторение, обобщение, углубление знаний за курс с 5 по 10 класс; обобщение сведений об обстоятельствах, обособлении...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница