Программа дисциплины методология и методы научного исследования




Скачать 164.07 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины методология и методы научного исследования
Дата публикации06.08.2013
Размер164.07 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
www.lit-yaz.ru > География > Программа дисциплины
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«российский государственный педагогический университет има. и. герцена»


ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Методология и методы научного исследования
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

подготовки магистра по направлению

"050100 - Педагогическое образование"

магистерские программы:

  1. Мониторинг качества образования

  2. Высшее образование

  3. Сравнительное образование

  4. Социальная педагогика

  5. Духовно-нравственное воспитание

  6. Образование взрослых

  7. Педагогическая инноватика

  8. Педагогика дистанционного образовательного взаимодействия

  9. Социально-педагогические технологии развития культуры чтения

  10. Воспитательная деятельность с молодежью

  11. Дополнительное образование детей

  12. Педагогическая антропология



Квалификация (степень) выпускника: магистр

Утверждено на заседании кафедры

педагогики

Протокол № ____ от ______ 2011 г.

Зав. кафедрой

__________________С.А.Писарева




Утверждено на заседании Ученого Совета психолого-педагогического факультета

Протокол № ___ от _______ 2011 г.

Председатель Совета

_______________________ В.В. Семикин


Санкт-Петербург

2011 г.
ДИСЦИПЛИНА

^ МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Трудоемкость и аттестация по дисциплине


^ Дисциплина / семестр

Трудоемкость

Аудиторная наг

рузка, часы:

Форма итоговой аттестаци

^ Всего кредитов из них на:

Всего часов на теоретиче обучение


из них:

Лекции

^ Практиче ские
занятия

Лаборатор ные

занятия

Аудиторная

нагрузка


Самостоят ельная
работа

Методология и методы исследования

3/0

108

28

80

14

14

0

Диф.зачет/ 1



^ Цель и ожидаемые результаты изучения дисциплины: формирование у студентов компетенций:

  1. способности к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-3);

  2. способности анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач (ПК-5).

Для достижения поставленной цели необходимо, чтобы студенты:

Знали:

  • методологию проведения исследования

  • основные этапы проведения исследования и значимость каждого этапа исследования

  • суть основных методологических компонентов исследования

  • требования к исследованию в гуманитарной сфере научного знания

  • как использовать различные педагогические методы исследования

Умели:

  • применять результатов научных исследований при решении конкретных исследовательских задач;

  • осуществлять поиск и отбирать информацию, необходимую для решения конкретной исследовательской задачи;

  • подбирать методы для исследования образовательной практики;

  • использовать основные методы статистической обработки экспериментальных данных.

  • выделять проблемы современной педагогики и образовательной практики;

  • проводить экспертизу результатов исследования: оценивать актуальность научного исследования, устанавливать связь основных методологических характеристик;

  • использовать понятийно-терминологический аппарат изучаемой дисциплины и язык науки.

Владели:

  • основными методами решения задач, относящихся к методике педагогического исследования

  • способностью к самостоятельному освоению новых методов исследования;

  • технологией презентации результатов исследования, анализа результатов научных исследований;

  • методами поиска научных источников, развивающих методологическую компетентность и исследовательскую культуру.

^ Содержание дисциплины с указанием тем и часов по видам занятий, а также часов самостоятельной работы

п/п

Название темы с кратким содержанием

Виды занятий, часы

^ Самостоятельная работа, часы

Всего часов

Лекции

Практические занятия

Лабораторные занятия



1.

^ Тема 1. Знание и наука как результат познавательной деятельности человека. Цикличность во взаимодействии педагогической науки и образовательной практики. Особенности познания в педагогической науке. Исследовательская деятельность как способ получения нового педагогического знания. Критерии научного знания. Взаимосвязь научно-теоретического и художественно-образного познания педагогической действительности.




1



2



нет



10



13

2.

^ Тема 2. Теория как наиболее развитая форма научного знания. Структура теории. Концепция как определенный способ понимания явления, как руководящая идея. Понятия-термины как отражение предметной основы науки. Особенности и критерии научной терминологии (точность, краткость, однозначность, дефинитивность, системность и др.). Педагогические парадигмы. Многозначность понятия "парадигма". Гуманитарная и естественнонаучная парадигма. Научно-исследовательские программы.



1


2





0


3

3.

^ Тема 3. Методология научно-педагогического исследования. Сущность методологии. Многозначность понятия методологии. Методология науки. Философская методология. Общенаучная и частно-научная методология. Методология как исходные научно-теоретические и мировоззренческие основания научного поиска. Методология как система методов исследования и преобразования педагогических явлений, процессов, отношений. Особенности современной методологической ситуации. Актуальные методологические проблемы педагогики. Критерии непротиворечивости в выборе методологических основ исследования.




2



0



нет



12



14

4.

^ Тема 4. Сущность и логика педагогического исследования. Выделение проблемы исследования как области непознанного. Постановка проблемы как исходный этап исследования и основа выбора исследовательской темы. Объектная и предметная области педагогического исследования. Целевой компонент исследования. Соотношение цели и задач исследования. Функции гипотезы. Типы гипотез в научном исследовании. Требования, предъявляемые к гипотезам. Определение логики, этапов, последовательности решения задач в зависимости от типа исследования. Выбор методов, адекватных цели и задачам исследования.


4

6




16

26

5.

^ Тема 5. Понятие о методах исследования. Общая характеристика методов педагогического исследования. Различные подходы к классификации методов исследования. Метод, методика, исследовательская процедура. Характеристика и функции методов исследования. Возможности и ограничения различных методов. Этические нормы и регулятивы в использовании различных методов педагогического исследования.


2

2




6

10

6.

^ Тема 6.  Гуманитарные методы педагогического исследования как отражение взаимосвязи педагогики с различными областями человекознания, процесса гуманитаризации науки. Педагогика и герменевтика. Педагогическая интерпретация различных текстов: автобиографий, воспоминаний, сочинений, самоотчётов, эмпатических бесед, результатов творческой деятельности, дневников, художественной и документальной прозы и др. Эвристическая ценность гуманитарных методов.


2

0




4

6

7.

^ Тема 7. Педагог-исследователь как субъект творческой деятельности. Особенности исследовательской деятельности как творческого процесса. Значение субъективно-личностной позиции исследователя в научном поиске. Взаимосвязь мировоззренческой, научной и нравственной позиции ученого. Исследователь и научное сообщество. Роль научной кооперации в исследовательской деятельности. Виды и формы коллективного взаимодействия в науке, каналы научной коммуникации в педагогике. Идеалы и нормы научного исследования.


1

0




0

1

8.

^ Тема 8. Основные виды представления научно-исследовательской работы и исследовательских данных. Их номенклатура, специфика, назначение. Требования к различным формам научных работ (цель, структура, объём, стилистика, цитирование, ссылка на использованные источники, оформление и т.д.) Оформление магистерской диссертации.


1

2




12

15




^ Содержание вариативной самостоятельной работы










20

20




Итого:

14

14




80


108



^ Интерактивные формы занятий:


темы

Формы

1-8

Учебные групповые дискуссии: обсуждения методологических проблем (методы, приемы решения, выбор оптимального способа решения и т.п.)

4,6

Проектирование методологии микроисследований

8

Презентация методологии микроисследований и их обсуждение



^ Содержание самостоятельной работы студентов по темам дисциплины:
Содержание инвариантной самостоятельной работы студентов по темам:


п/п

Темы дисциплины

Содержание самостоятельной работы студентов

^ Количество часов

1.

Тема 1. Знание и наука как результат познавательной деятельности человека.

Рекламный проспект книги


10



2.

Тема 3. Методология научно-педагогического исследования.

Анализ методологического аппарата автореферата


12

3

Тема 5,6. Понятие о методах исследования.

Анализ ОЭР по материалам автореферата

10

5.

Тема 4. Сущность и логика педагогического исследования.

Модель педагогического исследования

16

6.

Тема 8. Основные виды представления научно-исследовательской работы и исследовательских данных.

Выступление с докладом на конференции

12

Итого:

60


Содержание вариативной составляющей самостоятельной работы:



п/п

Темы дисциплины

Содержание самостоятельной работы студентов

^ Количество часов

1.

№№ 1,2

Анализ актуальных проблем исследования. Составление кластера проблем (с учетом специфики ОП).


4

2.

№№ 3-8

Разработка методологии коллективного исследования с учетом специфики ОП.

10

3

№№1-7

Саморефлексия образовательных достижений.

6

Итого: 20



^ Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература:

  1. Вершинина Н.А., Загузов Н.И., Писарева С.А., Тряпицына А.П. Современное диссертационное исследование по педагогике: монография. – Саратов, 2006.

  2. Краевский В.В., Бережнова Е.В. Методология педагогики: Новый этап: Пособие для студ вуза. – М.: ИЦ «Академия», 2006.

  3. Лаптев В.В., Писарева С.А. Современные диссертационные исследования в сфере образования: гуманитарные основания оценки качества. Научно-методические материалы. – СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008.

  4. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. - М.: Синтег, 2007.




б) дополнительная литература:

    1. Анисимов О.С.Основы методологического мышления. - М., 1989.

    2. Введение в методику педагогического исследования (материалы к спецкурсу). Автор-составитель Л.И.Даргевичене. - СПб., 1997.

    3. Голубев Н.К. Методология и методы социально-педагогической диагностики. - СПб., 2001.

    4. Зинченко А.П. Понятие о практической науке // Вопросы методологии. -1991.- 1. - С.65-70.

    5. Кузин Ф.А. Магистерская диссертация. Методика написания, правила оформления и процедура защиты. Практическое пособие для студентов-магистрантов. – М., 1997.

    6. Роботова А.С. Гуманитарный текст в педагогическом познании и преподавании педагогики: научно-методическое пособие. – СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008.

    7. Скалкова Я. и др. Методология и методы педагогических исследований. - М., 1989.

    8. Эко Умберто. Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки. Учебно-методическое пособие. – М.: Книжный дом «Университет», 2003.


в) электронные образовательные ресурсы (ЭОР):

  1. Виртуальный педагогический институт // [Электронный ресурс] - // Режим доступа: http://edu.emissia.org, свободный

  2. Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. - URL: http://www.emissia.org/offline/2009/1367.htm . - Гос.рег. 0420900031. ISSN 1997-8588.

  3. Эйдос. Интернет журнал // [Электронный ресурс] - // Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/, свободный


г) электронно-библиотечные системы (ЭБС), базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

  1. Федеральный портал Российское образование. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.edu.ru/index.php?page_id=242

  2. Фундаментальная библиотека РГПУ им. А.И. Герцена. Режим доступа: http://lib.herzen.spb.ru

  3. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp


д) Материально-техническое обеспечение дисциплины:

  1. Компьютерный класс с выходом в Интернет на 25-30 человек.

  2. Мультимедийная аудитория.

  3. Программное обеспечение: пакет программ Office, обозреватель интернет, программы для проигрывания видео и аудиофайлов.



^ Краткое содержание итоговой аттестации по дисциплине
Итоговая аттестация: Осуществляется в форме дифференцированного зачета, при этом проводится оценка компетенций, сформированных по дисциплине.
Оценка компетенций, сформированных по дисциплине:


Компетенция


Контрольно-измерительные материалы оценки
сформированности компетенции



ОК-3

Все задания для самостоятельной работы обязательная часть (ОСР -1-7), вариативная часть (ВСР - 1-7)

ПК-5

Оценивается в процессе проведения занятий в интерактивных формах



Зачет осуществляется на основе балльно-рейтинговой системы при получении студентом баллов (из возможных 100) за самостоятельное выполнение заданий, предложенных преподавателем:

60-68 баллов - "удовлетворительно"
69-84 баллов - "хорошо"
85-100 баллов - "отлично"
Разработчики:
РГПУ им. А. И. Герцена

дпн, доцент каф. педагогики Вершинина Н.А.

Эксперты:
РГПУ

им. А. И. Герцена

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины методология и методы научного исследования iconПримерная программа Наименование дисциплины «Основы социологии» Рекомендуется...
«Социальная антропология», «Социальная психология», «Социология семьи», «Социология культуры», «Социология религии», «Этносоциология»,...

Программа дисциплины методология и методы научного исследования iconЛекция №14. Общий обзор современной лингвистической парадигмы § Антропологическая лингвистика
Методология современной лингвистики основана на новом, постнеклассическом понимании содержания научного исследования

Программа дисциплины методология и методы научного исследования iconН. А. Вершинина структура педагогики: методология исследования монография
Структура педагогики: Методология исследования. Монография. – Спб.: Ооо изд-во «Лема», 2008. – 313с

Программа дисциплины методология и методы научного исследования iconМетодические указания по подготовке, оформлению и защите курсовых...
Методические указания разработала Готлиб А., доктор социологических наук, профессор, зав кафедрой методологии социологических и маркетинговых...

Программа дисциплины методология и методы научного исследования iconМетодология исследования структуры педагогики
Охватывает цели, содержание, методы, средства и формы обучения способам изобразительной деятельности с одной стороны и образному...

Программа дисциплины методология и методы научного исследования iconМатериалы для самостоятельной работы студентов по дисциплине « дв...
Интеграция и дифференциация в науке. Методология — Метод — Методика. Направления в современном языкознании История системного подхода...

Программа дисциплины методология и методы научного исследования iconЯзык как объект научного исследования
Лингвистика как естественная наука, эксперимент в лингвистике. Математические методы в лингвистике: логический анализ языка, лингвистическая...

Программа дисциплины методология и методы научного исследования icon«Методология изучения культуры»
Ооп направления подготовки: 050100. 68 – Педагогическое образование, магистерская программа – «Культурологическое образование», в....

Программа дисциплины методология и методы научного исследования iconУчебной дисциплины история и методология изучения и преподавания...
Древней Руси и России в разнее исторические периоды, выработать системный подход к рассмотрению языковых явлений и активных процессов...

Программа дисциплины методология и методы научного исследования iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Дс. 1 Методология...
Настоящий учебно-методический комплекс разработан для дисциплины специализации «Методология анализа и интерпретации художественного...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница