Программа дисциплины «География» федерального компонента цикла опд составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом профессионального высшего образования по направлению «020800. 62»




Скачать 168.75 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины «География» федерального компонента цикла опд составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом профессионального высшего образования по направлению «020800. 62»
Дата публикации15.07.2013
Размер168.75 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
www.lit-yaz.ru > География > Программа дисциплины


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО ТОБОЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ им. Д. И. МЕНДЕЛЕЕВА.


Утверждена на заседании кафедры экологии и природопользования

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
дисциплины
ГЕОГРАФИЯ


Направление «020800.62»

Квалификация:

бакалавр экологии


Составитель: Рассказов С.В.

к.г.н., старший преподаватель

ТОБОЛЬСК

2010


Программа дисциплины «География» федерального компонента цикла ОПД составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом профессионального высшего образования по направлению «020800.62» - Экология и природопользование»

^ . ОРГАНИЗАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ


  1. Цель курса


Ознакомление с системой географических наук. Рассмотрение географической оболочки как основного объекта изучения физической географии, её структуры и динамики, закономерностей эволюции. Изучение компонентов географической оболочки и их взаимосвязей. Понятие о территориальных социально-экономических системах. Анализ различных типов заселения и хозяйственного освоения территории как форм территориальной самоорганизации общества.



  1. Задачи курса




  1. Изучение истории географических знаний и особенностей формирования отечественной географии; рассмотрение системы географических наук в современном виде.

  2. Изучение основных понятий связанных с географической оболочкой, её границ и компонентов, особенностей структуры и эволюции. Ознакомление с понятием «геосистема».

  3. Практическое самостоятельное ознакомление с отдельными учёными, внёсшими весомый вклад в развитие географии, и понятиями, связанными с географической оболочкой.

  4. Изучение общих механизмов функционирования литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы, их взаимодействия и пересечения в географической оболочке.

  5. Практическое камеральное исследование взаимодействия компонентов географической оболочки на примере природных зон и ландшафтов России.

  6. Изучение особенностей формирования социально-экономической географии в мире и России.

  7. Практическое самостоятельное ознакомление с отдельными учёными и направлениями социально-экономической географии.

  8. Ознакомление с понятиями «общество», «пространство», «территория», «система», «структура». Формирование представления о территориальных социально-экономических системах и типах их структур.

  9. Практическое камеральное изучение типов территориальных структур на примере России и других стран мира.

  10. Изучение исторических типов освоения и заселения территорий через призму формирования различных территориальных структур расселения и хозяйства.

  11. Ознакомление с различными практиками районирования и пространственного анализа в географии.



  1. Место курса в системе профессиональной подготовки выпускника


Дисциплина изучается на 1 курсе, в 1 и 2 семестрах обучения на биохимическом факультете и носит общеобразовательный, ознакомительный характер. Курс помогает в дальнейшем освоить студентам такие дисциплины как геология, общая экология и целый ряд отраслевых физико-географических предметов, являясь для последних необходимым фундаментом изучения.

^ 4. Требования к уровню освоения содержания курса.
Студент должен:

- Иметь представление о системе географических наук;

    • Чётко знать определение географической оболочки, варианты проведения её границ и её компоненты;

    • Понимать основные закономерности взаимодействия компонентов географической оболочки, определяемые ими особенности её структуры и динамики;

    • Уметь объяснить понятия «система», «геосистема», «территориальная социально-экономическая система»;

    • Знать основные закономерности функционирования и особенности изучения территориальных социально-экономических систем.



^ . СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1. Разделы курса


  1. История географии и система географических наук. Формирование системы географических наук в ходе эволюции человеческого знания. Два главных раздела географии – география физическая и социально-экономическая. Обстоятельства возникновения естественной (физической) географии в общем процессе развития науки.

  2. Физическая география. Понятие о географической оболочке. Компоненты географической оболочки: литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера. Взаимодействие компонентов географической оболочки. Структура и динамика географической оболочки. Иерархия геосистем.

  3. Социально-экономическая география. Обстоятельства возникновения географии человека в общем процессе развития науки, формирование специфической советской терминологии в общественной географии, география общества как социально-экономическая география. Территориальные социально-экономические системы и их структуры. Типы территориальных структур. Типы заселения и хозяйственного освоения территории. Методы пространственного анализа социально-экономических систем.


^ 2. Темы и их краткое содержание
Тема 1
История развития географии. География как «описание земли», античные истоки науки, комплексный страноведческий характер древней географии. Великие географические открытия, география как наука о «новых землях». Научная революция 17 века, развитие естествознания в 18-19 веках, рождение географии как естественной науки, география как наука о Земле (планете) или её поверхностной оболочке. Параллельное понимание географии как науки преимущественно страноведческой (регионоведческой), восходящее к её историческим корням.
Тема 2
Система географических наук. Два главных направления в географии – физическая (наука о Земле как планете) и социально-экономическая (наука о «землях» как странах и регионах). Хорологическая концепция и концепция комплексного естествознания. Отраслевые дисциплины физической и социально-экономической географии и их основные особенности.
Тема 3
Понятие о географической оболочке. Географическая оболочка как главный объект изучения физической географии. История учения о географической оболочки. Основные варианты понимания географической оболочки и её границ, наиболее распространённый вариант границ. Определение географической оболочки. Этапы развития и свойства географической оболочки.
Тема 4
Компоненты географической оболочки. Определение литосферы, её состав, этапы развития и пространственная структура – тектонические плиты, платформы, рифтовые зоны. Большой геологический круговорот вещества, геосинклинали и этапы развития орогенных областей. Определение гидросферы, виды вод, понятие о круговороте воды и водном балансе. Речные бассейны, основные характеристики рек и их бассейнов, типы озёр, виды подземных вод. Понятие о Мировом океане, виды морей, типы течений, зональность свойств поверхностных вод океана, вертикальная структура океанских вод, понятие водной массы. Определение атмосферы, вертикальная структура атмосферы, понятие воздушной массы, динамика атмосферы – погода и климат, типы климатов России. Определение Биосферы, составные компоненты, пространственная структура биосферы – природная зональность, биоценозы, ботаническое и зоологическое районирование. Малый биологический круговорот вещества.
Тема 5
Взаимосвязь компонентов географической оболочки. Роль факторов солнечной радиации, состояния атмосферы, характера подстилающей поверхности, рельефа, вод и живых организмов в определении состояния различных компонентов географической оболочки. Взаимодействие и взаимовлияние компонентов географической оболочки на всех уровнях – от локального до глобального. Понятие о природном комплексе и видах связей внутри него. Понятие о геосистеме и экосистеме.
Тема 6
Структура и динамика географической оболочки. Иерархия геосистем: фации, урочища, ландшафты, физико-географические районы и страны. Пространственные подразделения географической оболочки, соотношение региональных и зональных единиц географической оболочки. Географическая оболочка как глобальная геосистема. Факторы эволюции геосистем, саморазвитие геосистем, сукцессия ландшафта, метахронность структуры ландшафта. Ландшафтные ритмы и тренды, характерное время геосистемы.
Тема 7
Особенности развития и формирования социально-экономической географии. Комплексный характер античной географии, особенности использования античных географических текстов до эпохи Великих географических открытий. Географические открытия и Научная революция как источники рождения «Новой географии». Роль А. фон Гумбольдта в развитии физической географии. Появление систематической географии человека как реакция на развитие естественного направления в географии. Французская школа географии человека, немецкая антропогеография и англо-саксонская human geography. Русская антропогеография до революции. Экономический крен в советской географии, появление социального направления в 1950-х гг., советско-российская социально-экономическая география и изменения последних 20 лет.
Тема 8
Территориальные социально-экономические системы. Общество как воображаемое единство, рождение массового общества в Европе 15-19 вв. Соотношение понятий география общества, география человека и социально-экономическая география. Общество как объект изучения социально-экономической географии. Представления о пространстве, концепции Ньютона и Лейбница. Квазидвухмерность географического пространства, территория как частный случай пространства. Понятие о системе, авторы общей теории систем. Свойства систем, эмерджентность, связи. Структура системы. Территориальные социально-экономические системы – предмет изучения социально-экономической географии. Примеры территориальных систем, типы территориальных структур. Законы организации социально-экономических систем, теория центральных мест В. Кристаллера, правило ранг-размер.
Тема 9
Типы заселения и хозяйственного освоения территории. Фазы зрелости районов в модели В. Кристаллера. Исторические модели расселения, бассейновое расселение, демографический «каток», коридоры освоения, модель колониального освоения Северной Америки Д. Мейнига. Урбанистические модели – этапы развития городских систем в период демографического перехода. Общая страновая модель. Пример освоения и заселения Юго-Западной Сибири.
Тема 10
Методы анализа социально-экономических систем и их структур. Узловое и однородное районирование. Методы пространственного анализа. Модели промышленной географии.
3. Перечень примерных заданий для самостоятельной работы


  1. Античная география. Страбон и Птолемей.

  2. Роль работ И. Ньютона, Г.В. фон Лейбница, Р. Декарта в развитии науки Нового времени.

  3. И. Кант и А. фон Гумбольдт и естественные науки в 18-19 вв.

  4. П.И. Броунов, А.А. Григорьев и понятие о географической оболочке.

  5. А. Вегенер и теория литосферных плит.

  6. Понятие об астеносфере.

  7. Рифтовые зоны.

  8. Характеристика Карского моря.

  9. Характеристика рек Северного Урала.

  10. Западносибирский артезианский бассейн.

  11. Характеристика термосферы и экзосферы.

  12. Понятие о биосфере.

  13. Понятие о биоценозе.

  14. В.П. Семёнов-Тян-Шанский и теория районирования.

  15. Н.Н. Баранский и советская экономическая география.

  16. В. Кристаллер и теория центральных мест.

  17. География промышленности.

  18. География сферы услуг.

  19. География сельского хозяйства.

  20. Геоурбанистика.


^ 4. Примерная тематика рефератов и курсовых работ


        1. Географическая оболочка как глобальная геосистема.

        2. Большой геологический круговорот вещества в географической оболочке Земли.

        3. Современная теория тектоники плит и строение литосферы.

        4. Теория геосинклиналей и этапы горообразования.

        5. Основные характеристики речных бассейнов на примере бассейна р. Иртыш.

        6. Умеренный климатический пояс Евразии: область континентального климата.

        7. Малый биологический круговорот вещества и биосфера.

        8. Ландшафтная оболочка и географическая оболочка Земли.

        9. Взаимосвязь компонентов географической оболочки на примере ландшафта.

        10. Территориальные социально-экономические системы и их эволюция.


^ 5. Примерный перечень вопросов к зачёту и экзамену по всему курсу


  1. Общие закономерности истории развития географии от античности до 20 в.

  2. География в античности и средние века до эпохи великих географических открытий. Страбон и Птолемей, роль их работ в средневековой географии.

  3. Великие географические открытия и Научная революция 17 века как два истока «Новой географии».

  4. Развитие естествознания в 18-19 веках, география как естественная наука, география как наука о Земле (планете) или её поверхностной оболочке. Работы Канта и Гумбольдта.

  5. Зарождение географии человека в странах Европы. Русская антропогеография и В.П. Семёнов-Тян-Шанский. Промышленная география.

  6. Развитие экономической и социально-экономической географии в СССР и России.

  7. Система географических наук. Два главных направления в географии – физическая и социально-экономическая. Отраслевые дисциплины физической и социально-экономической географии и их основные особенности.

  8. Понятие о географической оболочке. Географическая оболочка как главный объект изучения физической географии.

  9. Основные варианты понимания географической оболочки и её границ. Определение географической оболочки. Этапы развития и свойства географической оболочки.

  10. Компоненты географической оболочки и их взаимосвязь.

  11. Определение литосферы, её состав и этапы развития. Тектонические плиты, платформы, рифтовые зоны.

  12. Большой геологический круговорот вещества.

  13. Геосинклинали и этапы развития орогенных областей.

  14. Определение гидросферы, виды вод, понятие о круговороте воды и водном балансе.

  15. Основные характеристики рек и их бассейнов.

  16. Виды морей, типы течений, зональность свойств поверхностных вод океана, вертикальная структура океанских вод, понятие водной массы.

  17. Определение атмосферы, вертикальная структура атмосферы.

  18. Понятие воздушной массы, динамика атмосферы – погода и климат, типы климатов России.

  19. Определение биосферы, природная зональность, биоценозы, ботаническое и зоологическое районирование.

  20. Малый биологический круговорот вещества.

  21. Понятие о природном комплексе и видах связей внутри него. Геосистема и экосистема.

  22. Структура и динамика географической оболочки. Иерархия геосистем: фации, урочища, ландшафты, физико-географические районы и страны.

  23. Географическая оболочка как глобальная геосистема.

  24. Факторы эволюции геосистем, сукцессия ландшафта, характерное время геосистемы.

  25. Территориальные социально-экономические системы. Общество, пространство, территория, система, структура.

  26. Примеры территориальных систем, типы территориальных структур.

  27. Законы организации социально-экономических систем, теория центральных мест В. Кристаллера, правило ранг-размер.

  28. Типы заселения и хозяйственного освоения территории: исторические и урбанистические модели, конкретные примеры.

  29. Методы анализа социально-экономических систем и их структур. Узловое и однородное районирование.

  30. Методы пространственного анализа. Модели промышленной географии.


^ . Распределение часов по темам курса и видам работ

п.п.

Наименование тем и разделов

^ Всего часов

Аудиторные

занятия, в т.ч.:

Самостоятельная работа

лекции

практические

1

История развития географии. Рождение географии как естественной науки.

10

2

4

4

2

Система географических наук. Два главных направления в географии – физическая и социально-экономическая.

2

2

-

-

3

Понятие о географической оболочке. Географическая оболочка как главный объект изучения физической географии.

8

2

2

4

4

Компоненты географической оболочки: литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера.

16

8

4

4

5

Взаимосвязь компонентов географической оболочки.

22

2

8

12

6

Структура и динамика географической оболочки. Иерархия геосистем

6

2

-

4

7

Особенности развития и формирования социально-экономической географии.

12

6

2

4

8

Территориальные социально-экономические системы.

18

6

12

-

9

Типы заселения и хозяйственного освоения территории.

6

4

2

-

10

Методы анализа социально-экономических систем.

4

2

2

-

Все-го




104

36

36

32


V. Рейтинговая оценка знаний студентов

1 аттестация

2 аттестация

3 аттестация

Итого

35

35

30

100






^ Виды контрольных мероприятий

Баллы

Неделя

1.

Практическая работа «Комплексная географическая характеристика местности».

10

2

2.

Сообщения по истории географической науки.

5

4

3.

Сообщения по теме «Географическая оболочка»

5

7

4.

Сообщения по теме «Компоненты географической оболочки»

5

9

5.

Комплекс практических работ «Взаимосвязь компонентов географической оболочки».

10







Итого

35




6.

Защита рефератов по разделу «Физическая география».

10

12

7.

Отчёт по индивидуальным заданиям «Комплексный физико-географический профиль».

15

15

8.

Контрольная работа по разделам «История географии» и «Физическая география».

10

18




Итого

35




9.

Сообщения по теме «Развитие социально-экономической географии».

5

20

10.

Практические работы по теме «Территориальные социально-экономические системы».

15

25

11.

Сообщение по теме «Отрасли социально-экономической географии».

5

30

12.

Практическая работа по теме «Пространственный анализ».

5

34




Итого

30







ВСЕГО

100






^ V. Форма итогового контроля
В первом и втором семестрах студенты готовят сообщения по пройденным темам. В первом семестре распределяются темы рефератов и меридианы, по которым строятся комплексные физико-географические профили. Защищенный реферат и наличие готового профиля является допуском к зачёту. В конце первого семестра – зачёт, в конце второго – экзамен.

^ V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
1. Рекомендуемая литература

Основная


  1. Гвоздецкий Н.А., ред. Физико-географическое районирование СССР. – М., 1968.

  2. Гладкий Ю.Н., Сухоруков В.Д. Экономическая и социальная география зарубежных стран. – М., 2008.

  3. Голубчик М.М., Евдокимов С.П., Максимов Г.Н. История географии. – Смоленск, 1998.

  4. Ермолаев М. М. Введение в физическую географию. Л., 1975.

  5. Исаченко А.Г. Ландшафтоведение и физико-географическое районирование. – М., 1991.

  6. Липец Ю.Г., Пуляркин В.А., Шлихтер С.Б. География мирового хозяйства. – М., 1999.

  7. Мильков Ф. Н. Общее землеведение. М., 1990.

  8. Мироненко Н.С. Страноведение: теория и методы. – М., 2001.

  9. Родоман Б.Б. Территориальные ареалы и сети. – Смоленск, 1999.

  10. Хаггет П. Пространственный анализ в экономической географии. – М., 1968.



Дополнительная





  1. Гёттнер А. География: её история, сущность и методы. – Л.-М., 1930.

  2. Рогачёв С.В. Уроки понимания карты (основы пространственного анализа). – География, №№ 17-24/2005.

  3. Семёнов-Тян-Шанский В.П. Район и страна. – Л.-М., 1928.

  4. Страбон География. – М., 1964.

  5. Атлас Тюменской области. – М., 1973.

  6. Большая Российская энциклопедия. – М., 2004-2009 // Статьи: «Географическая оболочка», «География промышленности», «География сельского хозяйства», «География сферы услуг», «Геоурбанистика», «Городская агломерация» и пр.

  7. Физико-географический атлас мира. – М., 1964.


2. Перечень обучающих, контролирующих компьютерных программ, диафильмов, кино- и телефильмов, мультимедиа и т.п.


  1. Петкевич М.В. Введение в общее землеведение: мультимедийный курс. – Томск, 2005.

  2. Набор телефильмов и кинофильмов (Жизнь земной коры, Мировой океан, Будущее атмосферы и др.).


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины «География» федерального компонента цикла опд составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом профессионального высшего образования по направлению «020800. 62» iconПрограмма государственного экзамена
Программа разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению...

Программа дисциплины «География» федерального компонента цикла опд составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом профессионального высшего образования по направлению «020800. 62» iconПрограмма государственного экзамена
Программа разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению...

Программа дисциплины «География» федерального компонента цикла опд составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом профессионального высшего образования по направлению «020800. 62» iconРабочая учебная программа дисциплины ен. Ф. 01 Математика, информатика,...
Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и...

Программа дисциплины «География» федерального компонента цикла опд составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом профессионального высшего образования по направлению «020800. 62» iconРабочая программа дисциплины
Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования

Программа дисциплины «География» федерального компонента цикла опд составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом профессионального высшего образования по направлению «020800. 62» iconПрограмма обсуждена на заседании кафедры Экономики (полное наименование кафедры) протокол № от
Программа разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению...

Программа дисциплины «География» федерального компонента цикла опд составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом профессионального высшего образования по направлению «020800. 62» iconРабочая программа по дисциплине «физическая география»
Разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования «Государственные требования...

Программа дисциплины «География» федерального компонента цикла опд составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом профессионального высшего образования по направлению «020800. 62» iconГоувпо «Пермский государственный педагогический университет» (пгпу)
Рабочая программа практики составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования...

Программа дисциплины «География» федерального компонента цикла опд составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом профессионального высшего образования по направлению «020800. 62» iconУчебно-методический комплекс «Право на защиту» Специальность: 030501. 65 Юриспруденция
Учебно-методический комплекс «Право на защиту» федерального компонента цикла общепрофессиональных дисциплин составлен в соответствии...

Программа дисциплины «География» федерального компонента цикла опд составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом профессионального высшего образования по направлению «020800. 62» icon1. Педагогика как область гуманитарного знания
Программа разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования РФ и предназначена...

Программа дисциплины «География» федерального компонента цикла опд составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом профессионального высшего образования по направлению «020800. 62» iconРабочая учебная программа по дисциплине «философия»
Рабочая учебная программа дисциплины «Философия» подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница