Философия Возрождения антропоцентрична, в отличие от космоцентризма античной и теоцентризма средневековой философии. Гуманисты Возрождения ставят человеческую




Скачать 388.61 Kb.
НазваниеФилософия Возрождения антропоцентрична, в отличие от космоцентризма античной и теоцентризма средневековой философии. Гуманисты Возрождения ставят человеческую
страница1/5
Дата публикации15.01.2015
Размер388.61 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > География > Документы
  1   2   3   4   5
Возрождение

Философия Возрождения – антропоцентрична, в отличие от космоцентризма античной и теоцентризма средневековой философии. Гуманисты Возрождения ставят человеческую индивидуальность, личность как творца собственной жизни и судьбы в центр своего мировоззрения. В отличие от всех других творений человек сам распоряжается своим моральным обликом.

Антропоцентризм – учение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.

Натурфилософия – характеризуется полным отождествлением Бога и природы, взгляд на человека как на исключительно природное существо.

Антропоцентризм

^ Леонардо да Винчи (1452 - 1519)

Ему принадлежат разработки танка, летательных аппаратов, землеройных машин и тп. Единственное что надо изучать - природу, человек - первый зверь в природе. Опыт является отцом всякой достоверности.

  1. Там, где не достает разумных доводов, есть крик. Поэтому там, где кричат - нет науки.

  2. Мудрость - дочь опыта, опыт никогда не ошибается, ошибаемся только мы, когда что-то ждем от опыта.

  3. Пусты и полны заблуждениями те науки, где нельзя применить математику. Математика – универсальна.

  4. Практика всегда должна быть воздвигнута на хорошей теории.

Он очень резко выступал против алхимии.

^ Парацельс - (1493 - 1541)

Швейцарец (Теофраст фон Гогенгейм). Заложил основы медицины как науки, для возникновения научной химии, ввел ряд новых лекарств. «Чтение не создает врачей, врачей создает только реальная практика». Говорил, что хирургия имеет тоже отношение к медицине (как и терапия).

Ввел 3 алхимических начала:

  1. Ртуть (дух)

  2. Соль (тело)

  3. Сера (душа)

Душа связывает тело и дух. И все болезни - нарушение пропорций этих компонентов. Все в мире одушевлено археей - некой духовной силой. Воздействуя на архею, мы управляем вселенной.

Человек – венец творения. В человеке отражена вся вселенная.

Натурфилософия (гелиоцентризм)

^ Николай Коперник (1473 - 1543)

Коперник – польский астроном, математик. Автор гелиоцентрической системы мира, положившей начало первой научной революции.

Коперника воспитывал его дядя - священник, епископ, который занимал видное положение и денег на обучение не жалел. Отправил его учиться в Италию.

Труд "Об обращении небесных тел" - изложил обоснование гелиоцентрической системы. Но опубликовал только перед самой смертью, в 1543 году, но в 1616 г. её отправили в индекс запрещенных книг, учение Коперника признали еретическим. В 1835 году её оттуда убрали.

^ Галилео Галилей (1564 - 1642)

Источник 1:

В позднее средневековье появляется учение о двойственной истине. Галилей высказывался в таком духе, что религия учит нас тому, как себя вести, чтобы попасть на небо, а вот на счет того, что такое это небо, она ничего не говорит, потому что не знает. А почему не знает? Потому что не может знать.

Господь дал человечеству две книги: «священное писание» и книга природы. Вторая написана на языке математики. Богословы им не владеют. «Там, где не может быть четкого математического определения заканчивается наука и начинается область пустых имен». Таким образом, естествознание отдельно, религия отдельно.

Галилей был первый, кто обосновывал важность эксперимента.

Источник 2:

Соотношение науки и религии. Позиция двойственной истины. Разум не компетентен в вопросе религии, а религия не должна вмешиваться в познание природы. Библия – не источник знаний о мире, она не решает задачу удовлетворения любопытства о мире. Наука и вера несоизмеримы. Критерий истинности в науке иной, нежели в религии. Книга природы написана на языке математики. Опора на опыт. Научное познание – описание реальной действительности. Она должна чётко зафиксировать, что должна изучать. Можно познавать мир, так как всё, что в нём находится, поддаётся описанию. При изучении природы надо начинать не с веры, а с чувственного опыта и доказательства. Научные тезисы могут критиковаться в Писании. Сочетание чувственного опыта с необходимыми доказательствами образует научный опыт, или эксперимент. Один из первых заговорил о мысленном эксперименте. Всё может и должно быть сведено к точному количественному исчислению, именно математика выражает порядок во вселенной. Где кончается математика, там кончается наука.

Создал телескоп с 30-кратным увеличением. Обнаружил на Луне горы, спутники Юпитера, фазы лун Венеры, пятна на солнце, млечный путь – скопление звёзд.

^ Джордано Бруно (1543 - 1600)

Обычно говорят, что Джордано Бруно сожгли за то, что он поддерживал Коперника. Это неверно, Коперника он не поддерживал. Более того, упоминать их имена вместе будет неверно.

Джордано Бруно не был ученым, скорее классическим философом. Настоящее имя – Филлиппо. Имя Джордано он получил, когда вступил в орден Доминиканцев (странствующий нищий орден с акцентом на науку). Ирония в том, что орден был напрямую связан с инквизицией. Вскоре его обвиняют в убийстве одного из собратьев. Джордано Бруно бежит во Францию. Интересно, что он, беглый монах становится близким другом короля. Становится благодаря тому, что был крупнейшим специалистом в популярной тогда мнемотехнике (искусство запоминания). Король отправляет его в Англию, Оксфорд, где благодаря скверному характеру он вскоре поссорился с профессорами и вынужден будет вернуться во Францию. Результат – он потерял поддержку короля. Бруно отправляется в Германию, где принимает Лютеранство. Впрочем, довольно быстро он поссорится с тамошней общиной и бежит в Швейцарию, где примет Кальвинизм. В конце концов, Джордано возвращается в Италию. Денег не было. Тогда он берет себе богатого ученика для обучения его мнемотехнике. Через год ученик доносит на учителя. С тех пор жизнь Бруно протекала в различных тюрьмах. Тем не менее, Бруно не от каких своих взглядов не отрекся. Инквизиция передает Бруно светским властям с резолюцией поступить с ним по возможности кротко, без пролития лишней крови, что и означало сжечь на костре. В 1600 году Джордано Бруно был сожжен. Ему принадлежит изречение в стиле Сократа: «Сжечь, не значит опровергнуть».

Почему же с ним так поступили? У Бруно было несколько идей. Его обвинили в разрушении христианского мировоззрения. Со времен апологетов бытовало мнение, что нет другого способа получить представление о боге, кроме как по делам его. Бруно эта мысль не понравилась. Вот какое возражение он привел: «Представьте, у нас есть статуя. Среднестатистическая. Можем ли мы, глядя на нее сказать, был ли скульптор талантлив? Или просто что-то сказать о нем? Тем более, если статуя паршива. Тем не менее, всю информацию о статуе мы имеем. Так можем ли мы что-то сказать о творце, сами являемся частью его творения»

Вселенная бесконечна, безгранична и вечна. Здесь, какие проблемы? Одна за другой. Что следует из того, что вселенная вечна? То, что она существовала всегда, и никто ее не создавал. Из того, что она бесконечна и безгранична? В христианстве есть такое понятие трансцендентного бога. То есть бога полностью и радикально отличающегося от мира. То есть если в нем и присутствуют какие-то качества, то этих качеств нет в мире. И бог соответственно должен быть вне мира. Впрочем, из бесконечности вселенной следует, что никакого вне нет. Впрочем, атеистом Джордано Бруно, конечно, не был. Только Пантеистом (отождествление бога и природы). Впрочем, вполне достаточно для сожжения.

Последняя ключевая идея – идея о множественности миров: «Можно ли представить себе скульптора, который однажды создав шедевр, более не творит? Скорее логичнее допустить, что Бог создал огромное количество разных миров и разбросал очаги разума по вселенной». Таким образом, им была нарушена идея уникальности человека и земли.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Философия Возрождения антропоцентрична, в отличие от космоцентризма античной и теоцентризма средневековой философии. Гуманисты Возрождения ставят человеческую iconКонтрольная работа по дисциплине «Философия» на тему «Философия эпохи Возрождения»
Гуманистическая направленность и социально-философское содержание философии Возрождения

Философия Возрождения антропоцентрична, в отличие от космоцентризма античной и теоцентризма средневековой философии. Гуманисты Возрождения ставят человеческую iconКонтрольная работа по философии на тему: «Философия эпохи Возрождения»
Гуманистическая направленность и социально-философское содержание философии возрождения

Философия Возрождения антропоцентрична, в отличие от космоцентризма античной и теоцентризма средневековой философии. Гуманисты Возрождения ставят человеческую iconОт возрождения до канта
Западная философия от истоков до наших дней. От Возрождения до Канта / в переводе и под редакцией С. А. Мальцевой. С-петербург, «Пневма»,...

Философия Возрождения антропоцентрична, в отличие от космоцентризма античной и теоцентризма средневековой философии. Гуманисты Возрождения ставят человеческую iconКонтрольная работа по дисциплине философия на тему: «Философия эпохи Возрождения»
Таково Возрождение с его новыми гуманистическими идеалами, новым мировоззрением, новой культурой и искусством, которые обрели бессмертие...

Философия Возрождения антропоцентрична, в отличие от космоцентризма античной и теоцентризма средневековой философии. Гуманисты Возрождения ставят человеческую icon1. теоцентризм средневековой философии
Основные проблемы средневековой философии: философия и теология; вера и разум; двойственность истины; проблема универсалий 6

Философия Возрождения антропоцентрична, в отличие от космоцентризма античной и теоцентризма средневековой философии. Гуманисты Возрождения ставят человеческую iconСергей Вячеславович Перевезенцев Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения
Данная книга содержит изучаемые в высших учебных заведениях произведения философов средневековья и эпохи Возрождения от Тертуллиана...

Философия Возрождения антропоцентрична, в отличие от космоцентризма античной и теоцентризма средневековой философии. Гуманисты Возрождения ставят человеческую iconКультура эпохи Возрождения
Образовательная: создать условия для изучения и повторения произведений великих мастеров эпохи Возрождения

Философия Возрождения антропоцентрична, в отличие от космоцентризма античной и теоцентризма средневековой философии. Гуманисты Возрождения ставят человеческую iconМузыкальная культура возрождения
Во время военных походов в Италию французы познакомились с достижениями итальянской культуры. Они глубоко прочувствовали и восприняли...

Философия Возрождения антропоцентрична, в отличие от космоцентризма античной и теоцентризма средневековой философии. Гуманисты Возрождения ставят человеческую iconЭпохи средневековья и возрождения
Р 13 Рабочая тетерадь для самостоятельной работы по истории зарубежной литературы (средневековья и эпохи Возрождения)/ сост. О. А....

Философия Возрождения антропоцентрична, в отличие от космоцентризма античной и теоцентризма средневековой философии. Гуманисты Возрождения ставят человеческую iconПлан мероприятий, посвященных Дню возрождения балкарского народа N
Праздничный концерт с участием общественности Кабардино-Балкарской Республики, посвященный Дню возрождения балкарского народа



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница