Плотность вещества




Скачать 105.49 Kb.
НазваниеПлотность вещества
Дата публикации17.04.2014
Размер105.49 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Физика > Урок
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Ковернинского муниципального района Нижегородской области
«Ковернинская средняя общеобразовательная школа №2»

Разработка урока физики в 7 классе

«Плотность вещества»
Подготовил

учитель физики

Романюк Андрей Игоревич

п. Ковернино, 2013 г.

Тема урока: Плотность вещества
Тип и вид урока: урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала, комбинированный, носит исследовательский характер

Цель урока: введение новой характеристики вещества – плотности. Рассмотрение её характеристик (определение, формула, классифицирующий признак, единицы измерения, способы измерения).

Задачи:

Образовательные:

- продолжить формирование знаний о природе, явлениях и законах в единой системе;

- повторить: явление взаимодействия тел; понятие массы тела;

-первичное формирование умений наблюдать, планировать исследовательскую работу.

Воспитательные:

-продолжить формировать научное мировоззрение, самостоятельность мышления;

- формирование умения работать в группах.

Развивающие:

- продолжить формировать умение высказывать умозаключения;

- вырабатывать умение воспроизводить полученные знания по плану, работать с табличным материалом;

- развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;

-формировать умение решать качественные задачи.
Оборудование: мультимедийный проектор; компьютер; тела равного объема, но разной массы; весы; разновесы; вода и масло растительное равной массы; мензурка с водой; задания на листах для экспериментов, лед, линейка.

План урока:

  1. Организационный момент. Мотивация.

  2. Повторение пройденного материала.

  3. Определение целей урока.

  4. Изучение нового материала.

  5. Закрепление изученного материала.

  6. Рефлексия.

  7. Домашнее задание, подведение итогов.




Название этапа урока

Деятельность учителя

^ Деятельность учеников

1.Организа-ционный момент. Мотивация

(2 мин)

- Здравствуйте ребята, я приглашаю вас на урок физики и хочу начать его со стихотворения. Внимательно его прослушайте и ответьте, почему я вам прочитал это стихотворение?

Я еще не устал удивляться
Чудесам, что есть на земле,
Телевизору, голосу рации,
Вентилятору на столе.
Ток по проволоке струится,
Спутник мчится по небесам.
Человеку стоит дивиться
Человеческим чудесам…


- Итак, почему я вам прочитал это стихотворение?
- Да, это стихотворение об открытиях, а любой урок тоже является открытием. Причем к этому открытию вы придете сами.

А в начале нашего пути нарисуйте на оценочном листе свое настроение.

^ Постановка проблемной задачи:

Давайте попробуем ответить на вопрос: « Как найти массу бруска с помощью линейки?»



Слушают стихотворение.
- Потому что здесь говорится про открытия, а многие открытия связаны с физикой.

(у каждого на столах лежит оценочный лист Приложение 1)


Высказывают предположения.

2. Повторение

(7 мин)


Какие величины нам для этого потребуются?

  • Какую физическую величину называют массой?

  • Как обозначается масса тела, и в каких единицах она измеряется в системе СИ?

  • Какие ещё единицы массы Вы знаете кроме кг?

  • Какой буквой обозначается объем тела?

  • В каких единицах измеряется объем тела в системе СИ, и какова связь между м3 и см³

  • Как связаны между собой кг и г.

  • Правила взвешивания.

  • Как найти объем тела. Если известна ширина, длина и высота тела, записать формулу.


Отвечают на вопросы.

^ 3. Определение целей урока

(5 мин)


А теперь, посмотрите внимательно на стол. Перед вами лежат бруски. Подумав, ответьте: что общего и чем отличаются бруски друг от друга?

Что ещё можно выяснить?

Как вы думаете, почему?
Влияет ли род вещества на массу тела при одинаковом объеме этих тел?

Значит, объём, масса и род вещества между собой взаимосвязаны. И сегодня на уроке мы и узнаем об этом. Тема нашего урока «Плотность вещества».

- Теперь, давайте вместе с вами, определим, чем сегодня будем заниматься? (определим цели урока)

- Хорошо, вы назвали почти все цели.


- Бруски (на слайде 3) отличаются тем, что они изготовлены из разных веществ, но имеют одинаковый объем.

- Можно взвесить их на весах.(Взвешивают 2 бруска из дерева и пластика, из дерева и железа)

- Массы у них тоже разные.

- Бруски изготовлены из разных веществ.
- Да, влияет.

Записывают в тетрадях тему урока.

Называют цели

- узнать что такое плотность;

- узнать, как она обозначается;

- узнать от чего она зависит;

- узнать какие единицы измерения;

- узнать способы измерения.

^ 4. Изучение нового материала (15 мин)


- Давайте с вами проведем исследование. Для этого у вас на столах лежат весы и тела равного объёма, но разной массы, 2 стакана с разными жидкостями равной массой. Проведите исследование по плану, который написан у вас на листе бумаги зеленого цвета.

^ Остальные (2-3 человека) в это время делают перевод единиц в систему СИ. (Приложение 2)

- Определения и формулы плотности проведем исследование по группам:

1) Перед вами 2 бруска. Какой у них объём? Вам нужно выяснить, какая у каждого тела масса. Приложение 3

2) Перед вами 2 стакана с жидкостями равной массой. Приложение 3

- Что можно сказать об этих телах?
- Вам нужно выяснить, какой объём у каждого тела. (Оба задания записаны на листах и выдаются на каждую парту)

- Во время решения экспериментальных задач соблюдайте технику безопасности. Осторожно обращайтесь с мензурками, весами и телами.
^ При выполнении заданий при необходимости оказывает помощь учащимся.
Проверка перевода единиц. Поставьте себе оценку

- Анализируем полученный результат.

- Итак, вы получили, что тела равного объема имеют разную массу, а тела равной массы – разные объёмы.

Это объясняется тем, что разные тела могут иметь разную плотность. И тогда она зависит от объёма и массы.

1 опыт: V 1= V 2, ρ~ m

2 опыт: m1=m2, ρ~1/V

Вывод: ρ= m/ V

- Давайте теперь сформулируем определение плотности, введём её обозначение и запишем формулу плотности в тетрадь:

Плотность – это физическая величина, которая равна отношению массы тела к его объему.
- Записываем единицы измерения в СИ:

[ρ] = [кг/м3]
- Выясняем классифицирующий признак величины (скалярная или векторная; постоянная или переменная)
Работа с таблицей в учебнике (самая большая плотность, сравнить плотности жидкостей, газов и твердых тел).

- У вас на столах стоит стакан с водой и со льдом. Как выдумаете, плотность какого вещества больше?


- Почему?

Сравните плотности воды, пара, льда

- Выясняем способы измерения плотности.

- Теперь, используя результаты, полученные вами при выполнении экспериментов, найдите массу бруска из дерева с помощью линейки.
^ Решение проблемной задачи.
- Физический смысл плотности:

Плотность показывает, чему равна масса вещества, взятого в объеме 1м3



- Одинаковый.

- Объём у них разный.

1)взвешивают цилиндры равного объема, но разной массы,

2)измеряют объемы воды и масла равной массы.

Результаты записывают в тетрадях в виде экспериментальных задач.
Самооценка в оценочных листах.

Стараются объяснить полученные результаты.

Записывают обозначение в тетрадь.
Записывают определение в тетрадь.

Записывают обозначение в тетрадь.

Записывают формулу в тетрадь.

Записывают единицы измерения в тетрадь.
Записывают: скалярная величина и постоянная для данного вещества.

^ Таблица в учебнике

Используя таблицу плотностей, сравнивают плотности жидкостей, газов и твердых тел.

Высказывают предположения, затем проверяют, высыпая лед в воду. Делают вывод


Сравнивают плотности

льда, воды и водяного пара.

- Расстояния между молекулами в этих состояниях разные. Всех ближе молекулы находятся в твёрдых состояниях, а дальше всех – в газообразных.

Читают план изучения и повторяют определение плотности, её обозначение, единицы измерения и формулу.


Решают задачу в тетрадях.

^ V. Физкультминутка

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазкам видеть всё дано –

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.


Выполняют упражнение

^ 5. Закрепление. (12 мин)


- Физический смысл плотности:

плотность показывает, чему равна масса вещества, взятого в объеме 1м3
Задание 1. Плотность редкого металла осмия равна 22600кг/м3. Что это означает?

Вопрос: На чашках уравновешенных весов лежат кубики. Одинаковы ли плотности веществ, из которых сделаны кубики?
Вопрос: В одном из двух одинаковых сосудов налили воду (левый сосуд), в другой раствор серной кислоты равной массы. Какая жидкость имеет большую плотность?

(слайд 17)
Занимательные опыты:

Выполняют 2 парты

1.Налить в прозрачную мензурку воду, опустить туда стальной, пробковый и парафиновый шарики. Объяснить результат опыта. Почему стальной шарик тонет, а остальные всплывают на поверхность?

2. Определите плотность куска мыла

с помощью линейки. Масса написана на нем.

3. В колбе налиты разные жидкости, и плавает парафиновый шарик объясните опыт.
- Все остальные решают тест (в это время).

Далее оценка теста, задач.




- Ученики отвечают, что плотность вещества показывает, чему равна масса вещества, взятого в объеме 1м3 (или 1 см3).

- Ученики отвечают, что плотность осмия показывает, что, если взять осмий, объёмом 1м3, то его масса будет равна 22600 кг.
- Массы тел равны, а объём левого больше объёма правого тела, тогда плотность левого тела меньше плотности правого.

- Массы жидкостей равны, а объём жидкости слева больше объёма справа, тогда плотность жидкости слева меньше плотности справа.

- Стальной шарик тонет, так как у него плотность больше.

Рассказывают опыты.


Приложение 4

6. Рефлексия

(4 мин)

- Теперь вам необходимо оценить свои достижения на этом уроке. У вас на столах оценочные листы.

Рефлексивный тест

  1. Я узнал (а) много нового.

  2. Мне это пригодится в жизни.

  3. На уроке было над чем подумать.

  4. На все возникшие у меня в ходе урока вопросы, я получил (а) ответы.

  5. На уроке я поработал (а) добросовестно и цели урока достиг(ла).

По окончании прошу поднять руки тех, кто поставил пять плюсов, затем тех, у кого получилось четыре и три плюса.


Отвечают на вопросы.

^ 7. Домашнее задание

(1 мин)

§ 21. Упражнение 12(2)

Записывают в дневник д/з.


Используемые источники:

1.Физика 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.В. Перышкин.- М.: Дрофа, 2009 г.

2.Уроки физики с использованием информационных технологий. 7-11 классы. Методическое пособие с электронным приложением / З. В. Александрова и др. выпуск 2 , М. : Издательство «Планета» , 2012 г.

3.Чеботарева А.В. Дидактические карточки-задания по физике : 7 класс : к учебнику А.В.Пёрышкина « Физика 7 класс А.В. Чеботарева .- М. : Издательство « Экзамен» , 2010г.

4.Марон А.Е. Физика.7 класс : дидактические материалы / А.Е. Марон , Е.А. Марон .- 3-е изд., стереотип.- М. : Дрофа , 2006г.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1.http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/4/78/450/78450626_2222299_koshka_i_mishka.jpg

2.http://newton-yar.ru/photos/catalog/ct/1430.jpg

3.http://www.fizika.ru/fakultat/tema-02/02242b.gif

4. http://collection.edu.yar.ru/dlrstore/43ed52f1-ebb8-7ace-d4a9-a784f4360ee0/0200301.gif

5. http://microscopesindustry.com/images/Beaume%20Hydrometer.jpg

6. http://nauroki.ru/upload/forum/a99b84879fbfcc6eefbdb25825505081.jpg.jpg

7. Учительский портал.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Плотность вещества iconКласс взрывчатые материалы
Класс легковоспламеняющиеся твердые вещества, самовозгорающиеся вещества, вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии...

Плотность вещества iconУроки физики Кирилла и Мефодия (7 класс)
Ч. азотосодержащие органические вещества, белки, синтетические высокомолекулярные вещества

Плотность вещества iconВещества
Установите соответствие между названием вещества и видом связи между атомами в нем

Плотность вещества iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет- конкурс
Словарь: пва -психоактивные вещества, галлюциногенное вещество, психическая зависимость, токсикомания, токсические вещества, транквилизаторы...

Плотность вещества iconУрок по теме «Строение и свойства вещества»
Цель урока: используя разнообразные задания проверить знания учащихся по теме «Строение и свойства вещества»

Плотность вещества iconЛекция первая
И когда мы го­ворим о веществе, мы должны представлять себе, что в основе вещества, в основе того, что предстает перед нами в чувственном...

Плотность вещества iconУрок №22 дата 29. 11 Тема: Решение задач по теме «Изменение агрегатных состояний вещества»
Образовательные: выявить уровень усвоения учебного материала по теме «Изменение агрегатных состояний вещества»; продолжить формирование...

Плотность вещества iconОпасные вещества. Отравления. Стр 66-72, природоведение с. 102-105,с. 106
А обж составить кроссворд на тему: Опасные вещества. Отравления. Стр 66-72, природоведение с. 102-105,с. 106., Параграф 29. Сложение...

Плотность вещества iconС помощью какого прибора можно определить плотность жидкости?
Простите, но со мной произошла пренеприятная история: я выпал из окна 6 –этажного дома

Плотность вещества iconГоу впо всероссийский заочный финансово-экономический институт
Население: Численность: 144 526 278 чел. (7 место в мире) Плотность: 8,5 чел./км2



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница