Законов физики и химии. Задачи урока




Скачать 109.44 Kb.
НазваниеЗаконов физики и химии. Задачи урока
Дата публикации11.01.2014
Размер109.44 Kb.
ТипЗакон
www.lit-yaz.ru > Физика > Закон
Интегрированный урок по физике и химии: «Строение атома»

Цель урока:

Сформировать представление об атоме, его строении; объяснить причины периодического изменения свойств атомов элементов. Продолжить формирование практических умений и навыков в ходе анализа физических и химических явлений. Показать единство законов физики и химии.
Задачи урока:

Предметные:

  • закрепить знания о строении атома, строении ядра;

  • углубить представление об элементарных частицах атома: электроне, протоне, нейтроне;

  • рассмотреть ядерную модель строения атома Резерфорда;

  • подтвердить, что заряд ядра является главной характеристикой элемента;

  • закрепить умения учащихся определять число протонов и электронов в атоме любого химического элемента;


Метапредметные:

  • продолжить формирование практических умений и навыков в ходе анализа химических и физических явлений;

  • способствовать пониманию единства законов физики и химии;

  • развивать умения и навыки при работе с периодической системой Д.И.Менделеева;

  • развивать познавательную активность учащихся;

  • продолжить формирование умений наблюдать, сравнивать, делать выводы на основе результатов опытов и решения проблемных вопросов.


Личностные:

  • воспитывать умение работать коллективно и индивидуально;

  • воспитывать у учащихся гуманитарный образ мышления;

  • воспитывать культуру поведения, общения друг с другом в процессе учебной деятельности.

Ход урока:

  1. Актуализация знаний

Учитель физики: Дорогие ребята, у нас сегодня пройдет необычный урок, т.к. вести его будут два учителя (представляют друг друга).

Учитель физики: Для того чтобы определиться с темой урока, вы решите кроссворд. Соединив полученные слова, мы и узнаем тему урока.

Учитель химии: Проверим кроссворд (сравнивают с презентацией и выставляют себе баллы – максимальное количество - 13).

А теперь назовите тему урока.

А зная тему урока, давайте сформулируем его цель. Учащиеся озвучивают цель урока.

Итак, сегодня мы поговорим о строении атома. На всех прошедших уроках мы встречались с этим понятием. Наш век не случайно называют атомным (атомные корабли, атомные электростанции, атомные бомбы). Именно поэтому вы, как современные дети, должны знать об особенностях строения атома, иметь представление об элементарных частицах атома, познакомиться с ядерной моделью атома, научиться определять число протонов, электронов, нейтронов в атоме любого химического элемента.

Учитель физики: Первым, кто наиболее отчётливо высказал мысль об атомистическом строении вещества, принято считать древнегреческого мыслителя Демокрита, жившего в V веке до н.э. (демонстрация портрета Демокрита). Демокрит пришёл к выводу, что материя состоит из мельчайших частиц вещества, которые он назвал атомами, что в переводе с греческого означает «неделимый». Взгляды Демокрита изложены в поэме «О природе вещей», написанной римским философом и поэтом Лукрецием Каром более 2000 лет тому назад. Давайте прослушаем отрывок из этой поэмы. Будьте внимательны!

Выходит ученик, который читает отрывок из поэмы «О природе вещей»

«Выслушай то, что скажу, и ты сам, несомненно, признаешь,

что существуют тела, которых мы видеть не можем…

Стало быть, ветры – тела, но только незримые нами.

^ Далее, запахи мы обоняем различного рода,

хоть и не видим совсем, как в ноздри они проникают…

Но это всё обладает, однако, телесной природой,

Если оно способно приводить наши чувства в движенье:

^ Ведь осязать, как и быть осязаемым, тело лишь может,

И, наконец, на морском берегу, разбивающем волны,

Платье сыреет всегда, а на солнце вися, оно сохнет;

Видеть, однако, нельзя, как влага на нём оседает,

^ Как и не видно того, как она исчезает от зноя.

Значит, дробится вода на такие мельчайшие части,

Что недоступны они совершенно для нашего взгляда.

Нам очевидно, что вещь от стирания становится меньше,

^ Но отделение тел, из неё каждый миг уходящих,

Нашим глазам усмотреть запретила природа ревниво…».
Учитель физики: О каких же явлениях говорится в стихотворении?

Предполагаемый ответ: В отрывке говорится об испарении, конденсации, диффузии.

Учитель химии: К какому из видов явлений принадлежат те, о которых вы только что прослушали?

Предполагаемый ответ: Испарение, конденсация, диффузия – примеры физических явлений.

Учитель физики: О каких недоступных для нашего взгляда мельчайших частицах, на которые дробится вода, говорилось в отрывке?

Предполагаемый ответ: Речь шла об атомах и молекулах.

Учитель химии: А сейчас вы экспериментально это докажете. Работаем по группам, выбрав ответственного, который оценит вашу работу.

Учащиеся самостоятельно проводят опыты.

Опыт №1. Взаимодействие гидроксида натрия с фенолфталеином.

Опыт №2. Растворение марганцовки в воде.
Учитель химии: К опыту №1. Итак, давайте проанализируем первый опыт.

Предполагаемый ответ: После смешивания двух бесцветных жидкостей образуется жидкость малинового цвета. Что произошло? Произошла химическая реакция.

Учитель химии: По какому признаку вы определили, что произошла реакция?

Предполагаемый ответ: Произошло изменение цвета.
Учитель физики: К опыту №2. Давайте проанализируем опыт №2.

Предполагаемый ответ: Происходит смешивание кристалликов вещества с водой. Частицы марганцовки проникают в пространства между частицами воды. Такое явление называется диффузией.

Учитель физики: Какой вывод можно сделать на основе этих опытов?

Предполагаемый ответ: Эти опыты доказывают, что все тела состоят из частиц, между которыми есть промежутки. Частицы движутся и взаимодействуют между собой.

Ответственный в группе выставляет от 3 до 5 баллов за проделанную работу.
2. Изучение нового материала

Учитель физики: Исходя из вышесказанного, на основе имеющихся у вас знаний, давайте выстроим логическую цепочку молекулярного строения вещества.

У учащихся написаны слова: физическое тело, атом, молекула, вещество,

Физическое тело – вещество – молекула – атом, а затем приводят конкретный пример (например, кубик льда – вода – H2О – H и О).
Учитель физики: А теперь давайте проследим историю строения атома и как устроен сам атом.

^ Учащиеся самостоятельно изучают текст. Заполняют таблицу.

В 1897 году Томсон открыл электрон, частицу, входящую в состав атома. В 1903 году им был сделан вывод о сложном строении атома и разработана его модель. Согласно этой модели: атом - это шар, по всему объему которого равномерно распределен положительный заряд. Внутри шара находятся отрицательно заряженные электроны (подобно кексу с изюмом). Атом в целом нейтрален: положительный заряд шара равен по модулю суммарному отрицательному заряду электронов.
Чтобы проверить гипотезу Томсона английский ученый Резерфорд провел эксперимент. В 1910 году в Кембридже Резерфорд со своими учениками и коллегами изучал рассеяние альфа-частиц, проходящих через золотую фольгу и падавших на экран. Альфа-частицы обычно чуть отклонялись от первоначального направления. И вдруг исследователи заметили, что некоторые частицы резко изменяли направление движения, будто наталкивались на какую – то преграду. Разместив экран перед фольгой, Резерфорд сумел обнаружить даже те редчайшие случаи, когда альфа-частицы отразившись от атомов золота, летели в прямо противоположном направлении.

Модель атома Томсона оказалась в противоречии с результатами опыта Резерфорда. Изменить направление движения альфа- частиц может только положительно заряженная часть атома, сосредоточенная в очень малом объеме. Эта центральная часть атома получила название ядра.
На сегодня известна двойственность свойств электрона. Она проявляется в том, что электрон обладает свойствами частицы (имеет определённую массу покоя). С другой стороны его движение напоминает волну и может быть описано определённой амплитудой, длиной волны, частотой колебаний и др. Поэтому нельзя говорить о какой-либо определённой траектории движения электрона — можно лишь судить о той или иной степени вероятности его нахождения в данной точке пространства.
Следовательно, под электронной орбитой следует понимать не определённую линию перемещения электрона, а некоторую часть пространства вокруг ядра, в пределах которого вероятность пребывания электрона наибольшая. В связи с этим электрон представляют не в виде материальной точки, а как бы "размазанным" по всему объёму атома в виде так называемого электронного облака. А ядро атома состоит из протонов и нейтронов. Атом нейтрален, если число электронов равняется числу протонов.

Если электрон покидает нейтральный атом, то он становится положительно заряженным ионом. Если нейтральный атом принимает электрон, то он становится отрицательно заряженным ионом.





Модель Томсона

Модель Резерфорда

Состав ядра

Современное строение атома

Рисунок













Описание














Учитель химии: А теперь обсудим прочитанный текст.

  1. Модель по Томсону.

  2. Модель по Резерфорду.

  3. Строение ядра.

  4. Современное строение атома (но для того, чтобы информация о строении атома была более конкретна – используют модель Резерфорда, т.к. его теория максимально приближена к реальной).

  5. Когда атом нейтрален?


Учитель физики: а теперь, имея знания о строении атома, объясните следующий опыт (электрофорная машина, гильза и конденсатор).

За каждый верно оформленный столбец ставим себе 1 балл (макс – 4 б.)
Учитель физики: Строение всех атомов зашифровано в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Сейчас мы поработаем с ПСХЭ и узнаем, как находить количество протонов, нейтронов и электронов. Но для этого введем следующие обозначения.

Zпорядковый номер химического элемента.

Aмассовое число.

Х - символ химического элемента.


Z – указывает на заряд ядра, на число протонов, на число электронов.

Z = Ne = Np

Если число протонов = числу электронов, то атом – нейтрален.
А – сумма протонов и нейтронов в ядре атома
А = Z + n0

Чтобы найти число нейтронов в ядре надо:

n0 = А – Z
Например: условное обозначение атома лития:
+ e- = 3, p+ = 3, n0 = 7 – 3 = 4
Учащиеся самостоятельно находят число электронов, протонов и нейтронов у следующих химических элементов и делают взаимопроверку: фосфор, натрий, алюминий.

А теперь

Учитель химии: А как же электроны располагаются вокруг ядра? (выслушиваем мнение учеников). Для этого посмотрим видео ролик (ученики высказывают предполагаемый ответ – электроны расположены на орбиталях, и на каждой орбитали находится определенное количество электронов).

Итак,

  1. По номеру периода, в котором стоит элемент, мы определяем количество орбиталей (энергетических уровней) у элемента. Сколько всего может быть уровней (Предполагаемый ответ - 7)?

Условное обозначение уровня – скобка: )
У кислорода (О) – 2 уровня

У серы (S) – три уровня.


  1. Используя формулу  Nе=2n2, вычисляют количество электронов на определённом уровне.

Ne – максимальное количество электронов на уровне

n – номер энергетического уровня


  1. Для элементов главных подгрупп (А) число электронов на внешнем (последнем) уровне = номеру группы.


+15P – V группа (А) – на внешнем уровне 5 электронов


  1. Для элементов побочных подгрупп (В) число электронов на внешнем уровне = двум.


Исключения (один электрон) – хром, медь, серебро, золото и некоторые другие.

Например,

+1 H ) +8 O ) )

1e-  2e-  6e-  
А теперь попробуем сами выполнить распределение электронов по уровням для следующих элементов: фосфор, натрий, алюминий.

За каждый верно оформленный столбец ставим себе 1 балл (макс – 4 б.).

Учитель физики. Резюмируем:

  1. Достигнута ли цель урока?

  2. Давайте вспомним еще раз строение атома.




  1. Закрепление

А теперь посмотрим, как вы усвоили пройденный материал.

Тест на тему «Строение атома»

1. Положительно заряженная частица называется

А) электрон Б) протон В) нейтрон

2. Отрицательно заряженная частица называется…

А) электрон Б) протон В) нейтрон

3. Частица, не имеющая заряд, называется…

А) электрон Б) протон В) нейтрон

4. Ядро атома состоит из

А) протонов и электронов Б) нейтронов В) нейтронов и протонов

5. Вокруг ядра вращаются…

А) электроны Б) нейтроны В) протоны

6. В переводе с греческого «атом» означает:

А) простейший Б) неделимый В) мельчайший

7. Заряд ядра атома серы равен:

А) +3 Б) +26 В) +16

8. Ядро атома лития состоит из 3 протонов и 4 нейтронов. Сколько вокруг ядра вращается электронов?

А) 3 Б) 4 В) 0

9. Количество энергетических уровней в атоме равно

а) порядковому номеру элемента; б) номеру группы;

в) номеру периода
^ 10. Число электронов на внешнем энергетическом уровне для элементов главных подгрупп равно

а) номеру периода; б) номеру группы; в) порядковому номеру элемента

1 – Б

2 – А

3 – В

4 – В

5 – А

6 – Б

7 – В

8 – А

9 – В

10 – Б

11 – А
^ 11. Распределение электронов по уровням у атома натрия:

А) 2, 8, 1 Б) 2,1,8 В)2, 8, 8
Выполняем самопроверку. Ответы:

  1. Домашнее задание

Учитель химии: записи в тетради; разобрать схемы, записанные в тетрадь на уроке;

написать формулы состава атомов углерода, кремния, хлора, распределение электронов по уровням.


  1. Подведение итогов. Выставление отметок. Выводы и обобщения

Считаем общее количество баллов и выставляем себе оценки по следующим критериям:

«5» - 29 – 37 баллов

«4» - 23 – 28 балл

«3» - 17 – 22 баллов.

У кого результат ниже, то….

  1. Рефлексия

Продолжи предложение.

Если бы не было открыто строение атома, то……………
А закончим урок стихотворением Степана Петровича Щипачёва:
Учитель физики

Другого ничего в природе нет,

Ни здесь, ни там, в космических глубинах:

Всё – от песчинок малых до планет

Из элементов состоит единых.
Учитель химии

Как формула, как график трудовой

Строй Менделеевской системы строгий

Вокруг тебя творится мир живой

Входи в него, вдыхай, руками трогай.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Законов физики и химии. Задачи урока iconИгра «в гостях у учителя физики» Окунева Елена Ильинична
Цели занятия: способствовать повышению мотивации учащихся к изучению физики; формировать целостное представление о единстве законов...

Законов физики и химии. Задачи урока iconКонкурса учителей физики, математики, химии и биологии
Конференция лауреатов всероссийского конкурса учителей физики, математики, химии и биологии

Законов физики и химии. Задачи урока iconКонкурса учителей физики, математики, химии и биологии
Конференция лауреатов всероссийского конкурса учителей физики, математики, химии и биологии

Законов физики и химии. Задачи урока iconКонспект урока по химии для 9 классе по теме «Металлы»
Тема урока химии: Путешествие в мир металлов и их соединений. Химические свойства металлов

Законов физики и химии. Задачи урока iconУрока (русская литература и физика) на тему: «Сколько лирики в физике? Сколько физики в лирике?»
Тип урока: бинарный урок физики и русской литературы; урок закрепления полученных знаний

Законов физики и химии. Задачи урока iconУрок по теме «Вода уникальное вещество природы»
Цель урока: интегрировать знания учащихся о распространении воды в природе, свойствах и значении воды для живых организмов из курсов...

Законов физики и химии. Задачи урока iconУрока: биология-информатика в 10 классе по теме «Вода-колыбель Земли»
Через интеграцию знаний по биологии, географии, химии, физики, экологии и информатики, расширить знания обучающихся о воде и экологической...

Законов физики и химии. Задачи урока iconВ. Л. Гинзбург Какие проблемы физики и астрофизики представляются
Успехи химии. 1999. Т. 68. С. 99 – 118

Законов физики и химии. Задачи урока icon«Мастер и Маргарита»
Психолог: Но помимо законов государства, законов этики и морали, Божьих законов, существуют и законы природы (или законы вселенной...

Законов физики и химии. Задачи урока iconОснащенность образовательного учреждения учебным оборудованием
Кол-во компьютеров, установленных в других учебных кабинетах (физики, химии и т д.), в т ч



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница