Урок. Сложносочинённое предложение: его строение и средства связи в нём цели




Скачать 55.02 Kb.
НазваниеУрок. Сложносочинённое предложение: его строение и средства связи в нём цели
Дата публикации10.10.2014
Размер55.02 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Философия > Урок
УРОК. СЛОЖНОСОЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ: ЕГО СТРОЕНИЕ И СРЕДСТВА СВЯЗИ В НЁМ
Цели: углубить полученные учащимися знания о сложносочинённом предложении, средствах связи в нём; познакомить со смысловыми отношениями между простыми предложениями в составе сложносочинённого; совершенствовать языковые и пунктуационные умения и навыки.

Оборудование: учебные тексты, таблица.

Тип урока: комбинированный.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1. . «Мозговой штурм»

- Что мы называем предложением? (Синтаксическая единица, состоящая из одного или нескольких слов и характеризующаяся интонационной и смысловой законченностью)

- По своей структуре предложения делятся на … (простые и сложные)

- Дайте определение сложному предложению (Конструкция, состоящая из двух или нескольких простых предложений)

- Назовите способы связи в сложном предложении (Союзная и бессоюзная)
-Виды предложений с союзной связью

(Сложносочиненные и сложноподчиненные)

- Как называются предложения с бессоюзной связью? (Бессоюзное сложное предложение)

^ 2. Практическая работа с языковым материалом (запись на доске и в тетрадях)

Перестройте предложения так, чтобы простые предложения стали сложносочинёнными.

  1. Приближалась осень, тихая и грустная. 2) К концу дня дождь стал затихать и к вечеру прекратился. 3) На солнцепёке было совсем тепло.

4) Они слышали топот то справа, то слева.

^ II. Постановка целей и задач урока.

Мотивация учебной деятельности учащихся

Учитель. Сложносочинённые предложения характеризуются структурным и смысловым своеобразием и широко используются во всех стилях литературного языка, хотя чаще они встречаются в публицистическом стиле и, особенно, в стиле художественной литературы — при описании природы, действий, событий, обстановки, при характеристике действующих лиц. На сегодняшнем и последующих уроках мы будем убеждаться в этом.

IV. Изучение нового материала

^ 1. Объяснение учителя (с конспектированием учащимися основных положений)

2. Ознакомление с теоретическим материалом учебника по теме урока

3. Обобщение: составление таблицы с попутным объяснением

Сложносочинённое предложение

^ Группы сложносочинённых предложений

Наиболее употребительные сочинительные союзы

Что обозначают

1. С соединительными союзами

И; да (и); тоже; ни..., ни...; не только, но и...; не столько..., сколько..

Явления, происходящие одновременно или последовательно

2. С разделительными союзами

То..., то...; не то..., не то...; или; либо

Явления, которые чередуются или одно исключает другое

3. С противительными союзами

А; но; да (но); однако; же; зато

Одно явление противопоставляется другому


4. Внимание! Союзы, соединяющие части сложносочиненного предложения, употребляются и для связи однородных членов предложения. Чтобы разобраться в этом, ознакомьтесь с этой таблицей.




^ Сложносочинённые предложения


^ Простые предложения с однородными членами предложения


1. Свистящим шёпотом перекинулись между собой столетние сосны, и сухой иней с мягким шелестом полился с потревоженных ветвей (Б. Полевой).

[=-],и[-=]


1) И вдруг ещё один жук отвалил от танцевавшего в воздухе роя и, оставляя за собой большой, пышный хвост, и пронёсся прямо к поляне (Б. Полевой). 

[- = и =]


2. Звёзды ещё сверкали остро и холодно, но небо на востоке уже стало светлеть (Б. Полевой).

[- =],но[- =]


2) Повинуясь этому могучему чувству, он вскочил на ноги, но тут же, застонав, присел на медвежью тушу (Б. Полевой).

[-= ,но =]


3. Шумит лес, лицу жарко, а со спины пробирается колючий холод (Б. Полевой).

[=-],[=], а [==-]


3) В хорошую погоду лес клубился шапками сосновых вершин, а в непогодь, подёрнутый серым туманом, напоминал помрачневшую водную гладь (Б. Полевой)

[-= ,а =]


4. Для разнообразия мелькнёт в бурьяне белый булыжник, или вырастет на мгновение серая каменная баба, или перебежит дорогу суслик, и опять бегут мимо глаз бурьян, холмы, грачи (А. Чехов

[= -], или [= -], или [= ~], и [= -]


4) Приходилось стоять или присаживаться на сугроб и отдыхать (Б. Полевой),

[= или = и =]


^ V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

1. Практическая работа творческого характера
http://ppt4web.ru/images/1345/36528/640/img7.jpg

http://ppt4web.ru/images/1345/36528/640/img8.jpg

http://ppt4web.ru/images/1345/36528/640/img9.jpg
http://ppt4web.ru/images/1345/36528/640/img10.jpghttp://ppt4web.ru/images/1345/36528/640/img11.jpg
http://ppt4web.ru/images/1345/36528/640/img12.jpg

^ 2. Работа с упражнениями учебника (по выбору учителя)
3. Составить за схемами предложения и указать их вид



VI. Рефлексия. Подведение итогов урока

Фронтальная беседа (интерактивный приём «Микрофон»)

  • Какие виды сложных предложений вы знаете?

  • Что общего в сложных предложениях разных видов?

  • Какое предложение называется сложносочинённым?

  • На что указывают сочинительные союзы в сложном предложении?

  • Какие группы сочинительных союзов вы знаете? Что они обозначают?

  • Всегда ли между частями сложносочинённого предложения ставится запятая?

  • Чем различаются правила о постановке запятой в сложносочинённом предложении и в простом с однородными членами?

VI. Домашнее задание

1. Выучить теоретический материал по теме урока.

2. Выполнить (письменно) упражнение по выбору учителя.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок. Сложносочинённое предложение: его строение и средства связи в нём цели iconУрок русского языка в 9 классе. Учитель Кайсарова А. В. Обобщение...
Цель: 1 обобщить и систематизировать изученное по теме «Сложносочиненное предложение»

Урок. Сложносочинённое предложение: его строение и средства связи в нём цели iconУрок русского языка в 9 классе по теме: «Сложноподчиненное предложение. Понятие о спп.»
Цель урока: формировать умения находить главное и придаточное предложение, определять место придаточного по отношению к главному,...

Урок. Сложносочинённое предложение: его строение и средства связи в нём цели iconУрок обобщающего контроля по теме «Сложносочиненное предложение»
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, задания для иад (приложение 1), разноуровневые карточки для...

Урок. Сложносочинённое предложение: его строение и средства связи в нём цели iconУрок на тему: «Строение и жизнедеятельность бактерий»
Цели и задачи: изучить строение бактерий, размножение, образование спор, формы бактерий, дать новые понятия: сапротрофы, паразиты,...

Урок. Сложносочинённое предложение: его строение и средства связи в нём цели iconПлан Предисловие «А урок остается!»
Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии...

Урок. Сложносочинённое предложение: его строение и средства связи в нём цели iconУрок русского языка в 7 классе Тема урока
Цель урока: Помочь учащимся определить роль наречий в речи а как средства более точного и образного выражения мысли б как средства...

Урок. Сложносочинённое предложение: его строение и средства связи в нём цели iconУрок должен быть направлен на выполнение социального заказа общества
Урок это логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками отрезок учебно-воспитательного процесса. В нем в сложном...

Урок. Сложносочинённое предложение: его строение и средства связи в нём цели iconУрок игра по теме «Строение живых организмов»
После изучения темы «Строение живых организмов» (Н. И. Сонин «Биология. Живой организм».), проведен обобщающий урок в 6 классе. Урок...

Урок. Сложносочинённое предложение: его строение и средства связи в нём цели iconМетодичка №46 : Физиология «жкт» Система пищеварения и обмена веществ
Изучающая форму и строение человеческого организма в связи с его функциями, развитием и влиянием условий существования

Урок. Сложносочинённое предложение: его строение и средства связи в нём цели iconГотовимся к гиа. Задание теоретический материал для написания сочинения...
Роса уже пала, и ночной воздух пахнет влажными травами. (Г. Бакланов) – сложносочинённое предложение



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница