Вопрос Предмет философии религии. Философия религии




НазваниеВопрос Предмет философии религии. Философия религии
страница1/42
Дата публикации11.09.2014
Размер5.34 Mb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   42
Вопрос 1. Предмет философии религии.

ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ в самом широком смысле слова означает достаточно разнородные, но остающиеся в пределах рационального дискурса суждения относительно ре­лигии, включая содержательное рассмотрение предлагаемых теми или иными религиями решений онто-теологических, этико-антропологических и сотериологических проблем. Философия религии в узком и собственном смысле обозна­чает самостоятельную философскую дисциплину, предметом которой является религия. Впервые термин «философия ре­лигии» появился в Германии в кон. 18 в.; его направленность четко раскрывает название работы Канта «Религия в преде­лах только разума». Религия выступает здесь как предмет фи­лософского осмысления в качестве одного из феноменов культуры наряду с наукой, правом, искусством и т. д. В том слу­чае, когда религия становится предметом философского ана­лиза, критики и оценки с позиций разработанных наукой методов и теорий, философия религии конституируется как составная часть «науки о религии», или религиеведения, на­ряду с такими дисциплинами, как психология, социология и история религии. В И Гараджа, Л Н Митрохин Новая философская энциклопедия.

Философия религии не является ни философским вероучением, ни верой, исповедуемой тем или иным религиозным мыслителем, ни исповеданием так называемой естественной религии (отличаемой от религии Откровения), ни той частью всеобщей философии, что устремлена к первоначалу всех вещей. Она представляет собой философское исследование некоторого всеобщего человеческого проявления, называемого религией. Как таковая она есть наука о религии в узком смысле слова, ибо наука – это философская обработка собранного, упорядоченного и классифицированного знания. Она не призвана предлагать вероучение и не уполномочена на то; это  – дело теологов и знатоков догматики. Столь же мало предназначена она защищать от враждебных нападок определенную религию или ее учение – это мы предоставляем апологетам. Она должна попытаться постичь и объяснить религиозное начало в человеке и, таким образом, определить сущность религии и исследовать ее причины. Результаты этих исследований она передает далее общей философии в качестве материала к решению более обширных задач. К.П. Тиле Основные принципы науки о религии.

Философия религии – совокупность актуальных и потенциальных философских установок по отношению к религии, концептуализаций её природы и функций, а также философских подтверждений существования Бога, философских рассуждений о его природе и отношении к миру и человеку. Кимелев Ю.А. Философия религии. Систематический очерк.

Философия религии – свободное исследование предельных оснований религии, сущности религии и религиозных феноменов в их соотношении с явлениями культуры и предельными основаниями бытия, познания, нравственности. А также исследование возможности создать всеобщую теорию религий, единую методологию для всех религиоведческих дисциплин. Никонов лекция.

Философия религии – одна из специальных философий. Она рассматривает своеобразное сущее в мире – религию – в контексте совокупного сущего; разрабатывает общие знания об этом сущем в плане человек-мир, обеспечивает видение религии в ракурсе предельных измерений (аспектов), взаимоотношений человека и мира, связи конечного и бесконечного. В контексте философии знания, в целом, философия религии конкретизирует идеи метафизики, онтологии, гносеологии, социальной философии и других разделов философии относительно к анализу религии и даёт им знания о своеобразном сущем. Поэтому философия религии по отношению к конкретным наукам, изучающим религию в своём аспекте и с помощью собственных методов, выступает в качестве метатеории и методологии, а также выполняет мировоззренческую функцию. Введение в общее религиоведение.

Формулировка вопроса содержит в себе ловушку. Можно предположить, что существовал и существует изначально данный, однородный и признаваемый всеми предмет философии религии. Однако это не так.

Но прежде чем мы попробуем определить философию религии, нам всё-таки нужно исходить из каких-то теоретических предпосылок. Чтобы не означало для нас этот магический термин «религия», нам нужно определиться, с какой стороны философия будет к нему подходить. Как Кант в своей «Критике чистого разума» пытался дать априорную характеристику вещей до того, как мы можем узнать о них что-либо посредством эмпирического исследования, так и мы постараемся разобраться в методе философии религии, не объясняя пока, что же такое религия.

Известна позиция Хайдеггера, написавшего в своём докладе «Феноменология и теология», что «не существует ничего такого, как "христианская философия", это было бы попросту деревянное железо». Несомненно, философ также имел в виду и философию религии вообще. Однако такому радикальному решению существует множество возражений. Во-первых, к религии можно подходить не только со стороны теологической, например, исследователь может философски исследовать религию с материалистической или атеистической точки зрения (мы уклонимся сейчас от рассуждения о том, как соотносятся между собой два вышеприведённых понятия); во-вторых, философски образованный верующий человек, имеющий богатый религиозный опыт, для которого догматы веры являются внутренне самоочевидными истинами, на которых он строит свои философские исследования, может философствовать не с меньшими основаниями, нежели светски настроенный мыслитель.

Существует другая крайняя позиция, доминировавшая в Латинском Средневековье, которая рассматривает философию религии как синоним теологии, по выражению Петра Дамиани, «философия – служанка теологии». Видимо, и от этой позиции нам придётся отказаться. Со времён первых греческих фюсиологов философия позиционировала себя как такую отрасль человеческого познания, базой которой является критическая рефлексия. Причём критическому осмыслению всегда подвергались именно основания, фундаментальные принципы мироустройства. Поэтому философия никогда не может быть чьей-либо служанкой. А если и станет, то уже перестанет называться философией. Итак, мы уже можем сказать о двух принципах, которые лежат в основании метода философии религии: убеждение в принципиальной возможности философии религии как философской дисциплины и критический подход к предмету философии религии.

Итак, мы уже не раз в тексте употребили термин «предмет философии религии», но так и не указали, что мы имеем в виду под ним. Здесь нужно сказать, что определение предмета философии религии целиком зависит от того, какую фундаментальную философскую позицию мы занимаем по отношению к религии. Думается, можно выделить две фундаментальные позиции. Первая позиция рассматривает религию как порождение исключительно человеческого ума, вторая – как Боговдохновенное Откровение, призванное вернуть заблудшую душу человека к высшим и потерянным идеалам.

Обе позиции хорошо иллюстрируются двумя наиболее распространёнными трактовками термина «religio». Известно, что Цицерон производил указанный термин от латинского relegere – идти назад, возвращаться, снова читать, обдумывать, собирать, созерцать, бояться и характеризовал религию как богобоязненность, страх, почитание богов, тщательное обдумывание всего того, что имеет отношение к этому почитанию. На наш взгляд, здесь имплицитно содержится позиция по отношению к религии, которая рассматривает последнюю как порождение человеческого разума (или лучше - страха). Христианский апологет Лактанций, напротив, полагал, что слово religio происходит от латинского глагола religare – вязать, связывать, привязывать, сковывать – и применительно к религии означает связывание, узы, соединяющие нас с Богом в служении ему и повиновении через благочестие.

Несомненно, вышеперечисленные позиции не исчерпывают всех взглядов на религию. Достаточно только сказать, что те, кто признаёт боговдохновенный характер религии, могут делиться на теистов, пантеистов, деистов и т.д.

Итак, обобщая вышесказанное, мы можем сказать, что методом философии религии является критическое, несколько отстранённое исследование религиозных феноменов, даже если философ является человеком верующим, а предмет философии религии может быть разным в зависимости от того, каких мировоззренческие предпосылки кладёт исследователь в основание своих философских спекуляций.

^ Вопрос 2. Становление истории и философии религии в древнем мире.

До возникновения древнегреческой философии критическая мысль не была широко распространена в древнем мире. Однако в великих цивилизациях Индии и Китая мы можем видеть зачатки материалистического и критического мышления.

В Индии беспощадными критиками религии были чарваки-локаятики. Основателем этой системы принято считать Брихаспати (7-6 вв. до н.э.). К сожалению, самих сочинений чарваков до нас не дошло, но зато они упоминаются в трудах древнеиндийских теологов, которые подробно обсуждали аргументация первых материалистов и пытались их опровергнуть.

Один из самых выдающихся выразителей философии чарваков был человек по имени Дхишан. Имя Дхишана можно найти в «Махабхарате», писаниях Ману. Основным пафосом идей Дхишана была критика брахманизма, жречества, авторитета Вед. Создатели Вед, по мнению Дхишана – лицемеры и мошенники. Жрецы просто обманывают простых жителей и живут в роскоши, присваивая себе приношения, которые первоначально предназначались для богов. Зачем делать жертвоприношения? Чтобы ублажить богов? Но богов нет. Чтобы накормить родственников? Возможно, но разве мёртвым родственникам нужна пища? Даже если она и нужна, то жрецы здесь не помощники. Вместо того чтобы отдавать пищу жрецам, их нужно бы отдать самим родственникам.

Джавархарлал Неру в своей книге «Открытие Индии» писал: «Материалисты нападали на авторитет и на непогрешимость канонов в мышлении, религии и теологии. Они критиковали Веды, институт жрецов и традиционные верования и провозглашали, что убеждения должны быть свободными и не должны зависеть от предположений или попросту от авторитета прошлого. Они восставали против всех форм волшебства и суеверий. Во многих отношениях общий дух их теории подобен современному материалистическому подходу; они хотели избавиться от оков и бремени прошлого, от рассуждений по вопросам, не поддающимся восприятию, от поклонения воображаемым богам».

В стране с не менее древней и богатой культурой – Китае – также существовали представители критического подхода к философии религии. Ван Чун (27-100) написал «Вопросы к Конфуцию (Вэн Кун)», в которых пытался показать, что Конфуций, хоть и мудрец, не был знающим всё наперёд духом. Ван Чун яростно боролся с обожествлением Конфуция, и можно сказать, что в этом он в некотором смысле преуспел.

Ван Чун считал, что Неба, обладающего сознанием и моралью, не существует. Философ рассматривал небо и землю как материальные тела. Небо – это бездеятельное и природное начало, оно никак не могло сознательно создать человека.

Ещё одним ударом китайского философа по древним суевериям было то, что он утверждал, что так как все предметы, в том числе и человек, рождаются от сочетания животворных частиц, то даже знатный вельможа может быть приравнен к камню. В Древнем Китае, где власть и положение были священны, это было очень сильным утверждением.

Продолжая критику сакрального происхождения власти, Ван Чун рассматривает различные «счастливые предзнаменования», обычно воплощающиеся в появлении определённых птиц, растений и цветов, с помощью которых восхвалялся император, как простые совпадения.

Также все утверждения о стихийных бедствиях как последствиях осуждения правителя, ведь небо естественно и бездеятельно! Как оно может подчиняться земному правителю, пусть даже самому могущественному?

^ Вопрос 3. Античные философы о происхождении веры в богов, о причинах, сущности и функциях религии.

Процесс отмежевания философской мысли от мифологии началось в начале 6 в. до н.э. Ферекид и Теаген настаивали на аллегорической трактовке мифов. По Ферекиду Зевс – это эфир, а Хтония – Земля. Тиаген считал, что в рассказе о противоборстве богов выражена идея о противоборстве элементов.

Ксенофан из Колофона считал, что религия является продуктом коллективного творчества масс. Философ заметил, что человеческие боги антропоморфны: фракийцы рисуют богов златокудрыми и голубоглазыми, а эфиопы – чёрными. Следовательно, боги есть не что иное, как продукт фантазии народов. «Если бы быки и львы имели руки и умели рисовать, то они нарисовали бы богов: быки – подобных быкам, львы – подобных львам». Ксенофан называл себя бичевателем гомерообмана, ведь к тому времени Гомера почитали как священного автора. В некотором смысле Ксенофана можно считать создателем философии религии. Основное произведение — «Силлы» («Сатиры») в 5 книгах, направленные «против всех поэтов и философов» его времени, прежде всего против Гомера и Гесиода и их антропоморфных богов. + компенсаторная теория религии.

Мифологическому политеизму Ксенофан противопоставляет монотеистическую концепцию: «Один бог, наивеличайший среди богов и людей, не похожий на смертных ни телом, ни разумом»; «он весь це­ликом видит, весь целиком мыслит, весь целиком слышит», правит миром «силой ума» и вечно пребывает неподвижным. Согласно надежной традиции (Аристотель, Теофраст), Ксе­нофан отождествлял единого бога с универсумом. Теория заблуждения в религии → гносеологическая концепция религии.

Евгемер из Мессены – греческий философ из школы киренаиков, известен учением, которое позже было прозвано евгемеризмом, которое утверждало, будто все боги – это обожествлённые герои, цари и войны прошлого. Основной труд Евгемера: «Священный список».

Критий, родственник Платона и один из тридцати афинских тиранов, считал, что религия – выдумка законадателей и правителей. В сатировой драме «Сизиф» (fr. 25 DK) утверждал, будто веру в богов древние правители ввели, сознательно обманывая народ, чтобы добиться от него повиновения законам и нравственным нормам.

Продик из Кеоса делал акцент на социальном факторе как главной причине возникновения религии. Согласно философу, боги – порождение отношений, связанных с переходом к земледельческому труду; всё полезное для жизни древние называли богами: хлеб – Деметрой, вино – Дионисом и т.д. Продик предложил рационалистическое объяснение происхождения религии, согласно которому люди сначала почитали благотворные для них Солнце и Луну реки и ис­точники, огонь и воду, хлеб и вино, а затем олицетворили их в виде соответствующих божеств. Боги – важнейшие виды человеческой деятельности.

Протагор: «О богах я не могу знать ни того, что они есть, ни того, что их нет, ни как они выглядят, ибо много препятствий знанию: и неявленность (предмета), и краткость человеческой жизни (фр. В 4 из «О богах»).

Демокрит связывал появление веры в богов страхом перед грозными силами природы, неподвластным людям.

Тит Лукреций Кар развивал данную мысль Демокрита и в поэме «О природе вещей» красочно описал её: «у кого не сжимаются члены в испуге, как содрогнётся земля, опалённая страшным ударом молнии…», «разве тогда не даёт о заветов богам и, объятый страхом, не молит он их о затишье?..». Лукреций также видел причину возникновения разного рода богов в незнании причин явлений природы и сущности души.

Величайший скептик античности Секст Эмпирик считал, что идея Бога возникает у людей из-за их склонности к преувеличению: «В самом деле, подобно тому как, увеличивши в представлении обычного человека, мы получили мысль о циклопе… так, представив себе человека счастливого, блаженного и исполненного всех благ и, затем распространивши всё это, мы создали понятие бога как превосходнейшего во всём этом», - писал он. Философ продолжал: «Древние пришли к мысли о вечном, представив себе долго живущего человека, затем увеличили время до бесконечности, присоединив к настоящему прошлое и будущее».

Античные философы ставили вопрос о классификации религии. Демокрит и Эпикур различали народные верования (веру толпы) и религию просвещённых. Панэций с Родоса, римляне Квинт Муций Сцевола, Марк Теренций Варрон при классификации основывались на другом. Несмотря на различия, в их классификацих религии можно выделить три типа. Во-первых, это поэтическая религия, т.е. созданная поэтами (мифическая, баснословная). Во-вторых, философская религия, или естественная теология, которая исследует природу богов. И в-третьих, религия гражданственная, государственная – совокупность признанных государством обрядов; это религия массы, она приспособлена для общества и необходима для воспитания граждан.

По-разному античными мыслителями оценивалась роль религии. Эпикур видел в ней причину человеческой глупости и несчастий. Согласно Лукрецию, «больше и нечестивых сама и преступных деяний рождала»; она оказывает пагубное воздействие на психику людей, отравляя души страхом. Критий же считал, что религия как моральная узда предохраняет общество от преступлений и воспитывает послушание закону. Платону религия казалась укрепляющей государство и нравственность; Цицерон полагал, что религия способствует прекращению смуты в государстве и поддержанию мира.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   42

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Вопрос Предмет философии религии. Философия религии iconКонтрольная работа по дисциплине: «Философия» на тему: «Роль религии...
Религия — весьма многогранное, разветвленное, сложное общественное явление, представленное различными типами и формами, самыми распространенными...

Вопрос Предмет философии религии. Философия религии iconИстория Спиритизма
Книга открывает русскому читателю совершенно неведомую ему сторону жизни и творчества А. Конан–Дойля, почти 50 лет жизни посвятившего...

Вопрос Предмет философии религии. Философия религии iconКонтрольные вопросы по самостоятельной работе и задания к теме. "Философия,...
Философское знание, мировоззрение, структура мировоззрения, философское мировоззрение, философия, предмет философии, структура философии,...

Вопрос Предмет философии религии. Философия религии icon4. Япония, Восточная Азия
Религии: буддизм/шинто 69,6 %, новые религии 24,4 %, христианство 1,6 %, другие 4,4 %

Вопрос Предмет философии религии. Философия религии icon1. Особенности научного и теологического подходов к пониманию религии....
Сверхприродное явление, результат сверхъестественной связи человека с Богом. Это объяснение религии с позиции верующего человека....

Вопрос Предмет философии религии. Философия религии iconВопрос Особенности философского мировоззрения и его ключевые проблемы:...
Философия наука о наиболее общих законах развития природы, общества, и человеческого мышления. Предмет философии вышеуказанные законы....

Вопрос Предмет философии религии. Философия религии iconТемы рефератов проблема определения религии в современном религиоведении....
Предпосылки и условия диалога светского и религиозного мировоззрений в современную эпоху

Вопрос Предмет философии религии. Философия религии icon-
Проблема самоубийства в медицине, праве, социологии, философии и религии

Вопрос Предмет философии религии. Философия религии iconАлександр Мень. История религии. Том 2
История религии: в поисках Пути, Истины и Жизни. В 7 т. Т. 2: Магизм и Единобожие: Религиозный путь человечества до эпохи великих...

Вопрос Предмет философии религии. Философия религии iconПсихологические законы религии
Данная, седьмая книга из серии “Природа разума” целиком посвящается психологическим законам религии. Это, пожалуй, единственное в...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница