Литература для дошкольников это не только источник хорошего настроения, но кроме того и источник всестороннего воспитания, в том числе и речевого развития.




Скачать 108.82 Kb.
НазваниеЛитература для дошкольников это не только источник хорошего настроения, но кроме того и источник всестороннего воспитания, в том числе и речевого развития.
Дата публикации06.08.2014
Размер108.82 Kb.
ТипЛитература
www.lit-yaz.ru > Философия > Литература
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад компенсирующего вида №139 «Яблонька»

города Ульяновска


Представление педагогического опыта на тему:
«Роль детской книги в речевом развитии ребенка»
Материал подготовила: Овченкова Ирина Борисовна,

воспитатель.


2014 г.

Мне хочется поделиться своим опытом работы относительно роли детских книг в речевом развитии ребенка.

Литература для дошкольников – это не только источник хорошего настроения, но кроме того и источник всестороннего воспитания, в том числе и речевого развития. Именно она способна познакомить с окружающим миром, обогащая при этом представления детей  в целом о человеческих отношениях, добре и зле, правде и справедливости. Однако любовь к книге, способность использовать на практике полученные из нее знания не приходят к дошкольникам сами по себе. В дошкольные годы ребенок прежде всего является активным слушателем, и его путь к книге лежит в первую очередь через взрослых. Невозможно представить более благодатную почву для семейного общения, чем совместное чтение. Оно может быть веселым, развлекательным, вдумчивым, серьезным, и при умелом отборе, книга оказывает глубокое воспитательное воздействие на ребенка. В дошкольном возрасте ребенок более всего зависит от своего ближайшего окружения, а точнее от семьи. Если говорить о приобщении к книге в этом возрасте, нельзя не обратить внимания на то, что литература для дошкольников имеет свои особенности, и родители, становясь посредниками между ребенком и книгой, должны это понимать.

  Некоторым детям при знакомстве с книгой не важно видеть картинки. Важно слушать текст. «Узнавание» изображений у многих детей возникает только после 1 года – 1года 2 мес., и тогда в их лексиконе начинают появляться слова, источником которых являются книги. На этой стадии для детей актуальны «дидактические» книги – собрание картинок с  подписями и без них. Рассматривание и комментирование картинок в книге, совместное со взрослым или самостоятельное, - особый вид «чтения», значимый для маленького ребенка. Очень важно то, какие именно предметы изображены в этих книгах, насколько их «лексикон» соответствует начальному лексикону ребенка. Множество видовых понятий усваивается ребенком из таких тематических книг про цветы, овощи, фрукты, животных и птиц. Примыкают к таким книгам и разрезные картинки, которые дети любят узнавать, называть, сопоставлять.

К 2 годам в речи детей появляются цитаты из любимых книг. Сначала это отдельные слова, позже – цитаты, представляющие собой двух-, трехсловные высказывания, а также слова и выражения, с которыми ребенок встречается только в сказках и стихах: жили-были, рыщет, притих, косой, рык. В этом возрасте дети нередко помнят множество стихов и вставляют подходящие рифмы во время пауз при прочтении. Появляются первые попытки «инсценирования» с участием взрослых.

Чтение приучает детей слышать, понимать и использовать художественную речь. Пятый год жизни очень благоприятный для развития языкового чутья, но для этого взрослому нужно при чтении  выделить яркие в образном отношении слова и фразы. При этом нужно помнить, что достоянием речи ребенка они станут, если у него будет возможность проговорить их. При ответе на вопросы детям представится возможность произнести их (печка пышет жаром; речи лишился).

Читая детям книги, необходимо учить их сравнивать, выделять общее и различное в характере героев одного художественного произведения, а также сопоставлять вид персонажей, их поступки из двух различных произведений.

Сравнивая, например, сказки, нужно обратить внимание детей на то, что в них общего: добро борется со злом и всегда побеждает; на долю героев выпадают большие испытания; в сказке действуют фантастические персонажи. Роль сказки состоит в том, чтобы дать образы, в которых выражаются и которыми питаются чувства детей. Чем сюжет сказки ближе к собственному опыту ребенка, тем больший эмоциональный отклик находит она в его душе. Роль сказки повышается по мере того, как ребенок овладевает речью. Наблюдения показывают, что для детей слова имеют глубокую и таинственную связь с вещами, названиями которых являются. Любимой для ребенка становится та сказка, сюжет которой наиболее близок миру его внутренних переживаний.

 ^ После пяти лет, когда у ребенка появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, он с удовольствием начинает придумывать, сочинять, проявляя творчество. Помочь ребенку в придумывании рассказов и историй можно разными способами:

·        в название хорошо знакомой сказки добавить слово, обозначающее какой-либо предмет. Например, «Волк, семеро козлят и компьютер», «Мальчик-с-пальчик и паровоз» и т.п.;

·        сюжет знакомой сказки переместить в другое время и пространство. Например, «Жили-были старик со старухой в наши дни», «Красная Шапочка на необитаемом острове» и т.п.;

·        предложить ребенку изменить концовку сказки, используя прием введения в сюжетное повествование какого-либо предмета, явления. Например, медвежата из сказки «Два жадных медвежонка» вместо сыра съедают таблетку от жадности;

·        предложить заглянуть в прошлое или будущее сказочных героев: что было раньше с тем или иным героем, что может произойти потом;

·        написать письмо своему любимому герою или автору сказки;

·        сочинить разговор сказочных персонажей по телефону (на любую тему);

·        придумать сказку по опорным словам. Например, ласточка, девочка, кот;

·        рассказать историю от лица любого героя или предмета;

·        описать одно и то же событие с разных точек зрения. Например, от лица веселого человека и грустного человека и т.д.

           Очень хорошо сделать альбом детских рассказов, дать ему интересное название, предложить ребенку нарисовать к каждому рассказу иллюстрации. Это будет толчком для развития детского творчества.

Массовое явление, связанное с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено серьезными причинами. Компьютер широко вошел в нашу   повседневную жизнь. Дети мало общаются, их речевой опыт ограничен, языковые средства несовершенны. Потребность речевого общения удовлетворяется недостаточно. Разговорная речь бедна, малословна. Резко снизился интерес детей к чтению. Социальные проблемы общества не позволяют родителям  уделять достаточно внимания всестороннему развитию своих детей.   

Ребенок-дошкольник является своеобразным «читателем». Слово «читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно. В действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и кончая продолжительностью общения с книгой. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим, увлеченным читателем или встреча с книгой в дошкольном возрасте мелькнет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.

Но, чем же так страшно детское «нечтение»? Во-первых, обедняется словарный запас и как следствие, понижается уровень интеллектуальных возможностей. Во-вторых, нарушается процесс социализации, вхождения в общество, знакомство с его моральными и духовными ценностями, что порождает конфликт.

В-третьих,  не читающие дети, вырастая, не приучают к книге своих детей, что постепенно ведет к духовному отчуждению представителей различных поколений в семье. Формально – люди грамотны, они пишут, и читают, но уметь читать – не значит складывать из букв слова, это значит понимать прочитанное, вникать в смысл текста.

Одна из самых важных задач обучения дошкольников родному языку – развитие связной речи. Каждый ребенок должен уметь содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Это поможет ему преодолевать молчаливость и застенчивость, быть общительным, уверенным в своих силах. В то же время речь ребенка должна быть живой, непосредственной, выразительной.

^ После пяти лет, когда у ребенка появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, он с удовольствием начинает придумывать, сочинять, проявляя творчество. Помочь ребенку в придумывании рассказов и историй можно разными способами:

·         в название хорошо знакомой сказки добавить слово, обозначающее какой-либо предмет. Например, «Волк, семеро козлят и компьютер», «Мальчик-с-пальчик и паровоз» и т.п.;

·         сюжет знакомой сказки переместить в другое время и пространство. Например, «Жили-были старик со старухой в наши дни», «Красная Шапочка на необитаемом острове» и т.п.;

·         предложить ребенку изменить концовку сказки, используя прием введения в сюжетное повествование какого-либо предмета, явления. Например, медвежата из сказки «Два жадных медвежонка» вместо сыра съедают таблетку от жадности;

·         предложить заглянуть в прошлое или будущее сказочных героев: что было раньше с тем или иным героем, что может произойти потом;

·         написать письмо своему любимому герою или автору сказки;

·         сочинить разговор сказочных персонажей по телефону (на любую тему);

·         придумать сказку по опорным словам. Например, ласточка, девочка, кот;

·         рассказать историю от лица любого героя или предмета;

·         описать одно и то же событие с разных точек зрения. Например, от лица веселого человека и грустного человека и т.д.

   Очень хорошо сделать альбом детских рассказов, дать ему интересное название, предложить ребенку нарисовать к каждому рассказу иллюстрации. Это будет толчком для развития детского творчества.
^ УЧИМСЯ, ИГРАЯ.

Мир детства невозможно представить без сказки. Часто в сказках встречаются пословицы и поговорки, смысл которых не всегда понятен для дошкольников.

Выдающиеся педагоги К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, А.П.Усова, А.М.Леушина и др. неоднократно говорили о возможностях, которые заложены в фольклоре как средстве речевого развития дошкольников.

Пословицы и поговорки –  сокровища русской народной речи и народной мудрости: они полны ярких образов, нередко построенных на оригинальных созвучиях и рифмах. Это явление не только языка, но и искусства, соприкосновение с которым очень важно для детей. В них сконцентрирован, обобщен опыт поколений, заложено культурное наследие народа. Пословица – краткое изречение с назидательным смыслом; поговорка – выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания и не являющееся афоризмом. Необходимо помнить: пословицы строятся на антитезе, чаще всего они имеют прямой и переносный смысл. Синтаксически они делятся на две части, причем во второй части содержится вывод, мораль, иногда поучительный смысл, например «Не узнавай друга в три дня – узнавай в три года». Поговорка не имеет нравоучительного, поучающего смысла, тем не менее, ей свойственна метафоричность: «Убил двух зайцев. Семь пятниц на неделе. Заблудился в трех соснах».  Ребенок должен не только понимать эти емкие, меткие выражения, но и уметь пользоваться ими в жизни.  С этой целью предлагаем вам поиграть с ребенком в эти игры.

 

^ Дидактическая игра «Я начну, а ты продолжи»

Задачи:

·      учить понимать образные слова в пословицах и поговорках;

·      развивать интерес к значению слова;

·      Учить активно использовать их в речи.

 

Тише едешь –   (дальше будешь).

Крепкую  дружбу водой -  (не разольёшь).

Один в поле -  (не воин).

Глупые ссорятся, а умные – (договариваются).

Под лежачий камень – (вода не течет).

Семь раз отмерь – (один отрежь).

Что посеешь – (то и пожнешь).

         

^ Дидактическая игра «Угадай-ка».

Задачи:

·      учить понимать образные слова в пословицах, поговорках, фразеологизмах, активно использовать их в речи;

·      развивать понимание такого языкового явления, как многозначность слова.

…..

Что вешают, приходя в уныние? (Повесить нос.)

Не цветы, а вянут? (Уши вянут.)

Что можно услышать в полной тишине? (Как муха пролетит.)

В чем можно утонуть опечалившись? (В слезах.)

Какую часть лица надувают обидевшись? (Надуть губы.)

Что можно искать в поле? (Ищи ветра в поле.)

 

^ Дидактическая игра «Одним словом».

Задачи:

·      учить объяснять смысл пословиц, поговорок, фразеологизмов;

·      познакомить с тем, что слова имеют значением смысл, в разговоре их необходимо употреблять в соответствии со значением;

·      развивать аналитическое мышление.

 

Надуть губы. (Обидеться.)

Как снег на голову. (Внезапно.)

Вылетело из головы. (Забыть.)

Как по команде. (Дружно.)

Со всех ног. (Быстро.)

Рукой подать. (Близко.)

 

 

^ ПОЧИТАЙ, МНЕ МАМА!

Семья, в которой книга сопровождает ребенка с момента его рождения, семья, в которой читают родители, - это предпосылка грамотности и «чутья» родного языка. При отсутствии доброй традиции семейного чтения ребенок практически никогда не берет книгу сам. Он должен ощущать, что жизнь его родителей немыслима без чтения, тогда книги войдут и в его жизнь.

Взрослые должны помнить, что книга привлекает ребенка, прежде всего оформлением. Ее внешний вид должен быть не только привлекательным, но и завлекательным: разные формы обложек, красивые, яркие иллюстрации. О том, что это приоритетно для ребенка, хорошо сказал современный поэт:

           

Мы читаем книги вместе.

С папой каждый выходной.

У меня картинок двести,

А у папы – ни одной.

У меня слоны, жирафы

Звери все до одного,

И бизоны, и удавы,

А у папы – никого!

У меня -  в пустыне дикой

Нарисован львиный след.

Папу жаль. Ну что за книга,

Если в ней картинок нет!

 

В домашней библиотеке должны быть разные типы книг. Например, книжка-вырубка. Ее обложка вырезана по контуру того предмета, о котором идет речь в тексте, и ее игровое внешнее оформление тоже способствует привлечению ребенка к знакомству с содержанием.

Другой тип – книжка-панорама. Она не только ярко иллюстрирована, но и снабжена движущимися фигурками. Действие в ней как бы оживает с помощью этих фигурок. Манипулируя ими, ребенок не только включается в ритм текста, но и переживает происходящее вместе с героями.

Так же надо помнить о том, чтобы в библиотеке малыша должны быть познавательные книги, заставляющие его мыслить, развивающие его интеллект, книги разного типа отражения действительности: не только сказки, но и реалистическая литература, не только проза, но и поэзия. Это нужно для того, чтобы ребенок с детства понимал многоликость мира, чтобы развивался весь спектр его чувств.

Хорошая книга – это всегда источник радостных переживаний детей и она оказывает огромное влияние на умственное и речевое их развитие. Необходимо всем взрослым поставить перед собой задачу научит детей беречь книгу, объяснить им, что книга является источником знаний, результатом труда многих людей.   

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература для дошкольников это не только источник хорошего настроения, но кроме того и источник всестороннего воспитания, в том числе и речевого развития. iconПрограмма "Стать семьей". Источник: отв без подарка не остался ни...
В копейске помощь не копеечная. Источник: Российская аграрная газета

Литература для дошкольников это не только источник хорошего настроения, но кроме того и источник всестороннего воспитания, в том числе и речевого развития. iconБеовульф Источник: Библиотека Всемирной Литературы, том 9
В тот период англосаксы уже переживали начинавшийся процесс зарождения феодальных связей. Поэме, однако, присуща эпическая архаизация....

Литература для дошкольников это не только источник хорошего настроения, но кроме того и источник всестороннего воспитания, в том числе и речевого развития. iconМетодические рекомендации содержание наблюдений с детьми на прогулках в летний период
Природа – источник новых впечатлений. Во время прогулок дети приобретают разнообразные представления об окружающем мире: природа...

Литература для дошкольников это не только источник хорошего настроения, но кроме того и источник всестороннего воспитания, в том числе и речевого развития. iconКто землю поймёт на родном языке?
Дементьева, в рассказах Тургенева и Паустовского, в полотнах Левитана и Поленова, Саврасова и Шишкина, в музыке Чайковского. «В ней...

Литература для дошкольников это не только источник хорошего настроения, но кроме того и источник всестороннего воспитания, в том числе и речевого развития. icon«Никому ничего не скажу » Советы учителя-логопеда родителям дошкольников
Для того чтобы правильно оценить состояние речи ребенка, вспомним показатели нормального речевого развития

Литература для дошкольников это не только источник хорошего настроения, но кроме того и источник всестороннего воспитания, в том числе и речевого развития. iconЛитература как историко-психологический источник: Материалы XVI международ...
Опубликовано: Художественная литература как историко-психологический источник: Материалы XVI международ науч конференции

Литература для дошкольников это не только источник хорошего настроения, но кроме того и источник всестороннего воспитания, в том числе и речевого развития. iconОрганизация поисковой деятельности как основа героико – патриотического...
«…Патриотизм…это чувство гордости своим отечеством, его историей и совершениями, это стремление сделать страну краше, крепче, счастливее...

Литература для дошкольников это не только источник хорошего настроения, но кроме того и источник всестороннего воспитания, в том числе и речевого развития. icon«Воспитание основ речевого этикета у дошкольников с общим недоразвитием речи»
Овладение речью ребенком неразрывно связано с развитием коммуникативных умений и освоением речевого этикета. Проблема формирования...

Литература для дошкольников это не только источник хорошего настроения, но кроме того и источник всестороннего воспитания, в том числе и речевого развития. iconЛитература должна быть не старше 2006 года. Обязательно наличие литературы...
Обязательно наличие обоснования выбора темы к предмету дисциплины, определение границ рассмотрения темы (например, Россия 19-21 веков),...

Литература для дошкольников это не только источник хорошего настроения, но кроме того и источник всестороннего воспитания, в том числе и речевого развития. iconКнут Гамсун. Странник играет под сурдинку
Источник: Кнут Гамсун, Избранные произведения в 2-х томах, том второй, изд-во "Художественная литература", Москва, 1970. Перевод...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница