План-конспект урока литературы в 11 классе традиции и новаторство философской лирики




Скачать 69.32 Kb.
НазваниеПлан-конспект урока литературы в 11 классе традиции и новаторство философской лирики
Дата публикации31.07.2014
Размер69.32 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Философия > Урок




Курленко Галина Петровна

учитель высшей квалификационной категории

МОУ «СОШ № 21», г.Ковров, Владимирская обл.
План-конспект урока литературы в 11 классе
ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО ФИЛОСОФСКОЙ ЛИРИКИ

АЛЕКСАНДРА ТВАРДОВСКОГО

…Тогда откуда бы взялась

В душе, вовек неомраченной,

Та жизни выстраданной сласть,

Та вера, воля, страсть и власть,

Что стоит мук и смерти черной.

А.Твардовский.

«Не знаю, как бы я любил…»

Цель урока. Познакомить учащихся с особенностями философской лирики Твардовского.

Задачи:

  • Формировать умение проводить сопоставительный анализ поэтических текстов.

  • Углубить знания по теме «Язык поэзии как особое средство осмысления мира».


Оснащение урока:

  • портреты А.С.Пушкина и А.Т.Твардовского;

  • сборники стихов А.С.Пушкина и А.Т.Твардовского;

  • карточки с вопросами для групповой работы по анализу стихотворений.


Домашнее задание:

1. Прочитать стихотворения А.Т.Твардовского «Дробится рваный цоколь монумента…», « - Ты откуда эту песню…» и стихотворения А.С.Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Телега жизни». Устно сопоставить их.

2. Индивидуальное задание – чтение наизусть стихотворение Твардовского «Не знаю, как бы я любил…»

^ ХОД УРОКА
I. Вступительное слово учителя о теме урока, о А.Т.Твардовском-лирике. (Известный прежде всего как создатель поэм «Василий Теркин», «Страна Муравия», «По праву памяти» и стихов военной тематики, он является автором и философской лирики, в лучших образцах которой можно увидеть не только традиции великих предшественников, в частности А.С.Пушкина, но и новые веяния, новые подходы к интерпретации философских вопросов.)
II. Чтение учеником наизусть стихотворения А.Т.Твардовского «Не знаю, как бы я любил…» (Индивидуальное домашнее задание.)
Не знаю, как бы я любил

Весь этот мир, бегущий мимо,

Когда б не убыль прежних сил,

Не счет годов необратимый.
Не знаю, как горел бы жар

Моей привязанности кровной,

Когда бы я не подлежал,

Как все, отставке безусловной.
Тогда откуда бы взялась

Та жизни выстраданной сласть,

Та вера, воля, страсть и власть,

Что стоит мук и смерти черной?

1957 г.
III. Фронтальная беседа на выявление понимания, на восприятие стихотворения. Работа с текстом.

- Как вы думаете, в каком возрасте написал Твардовский это стихотворение?

(В зрелые годы или даже на склоне лет. На это указывают строки «Когда б не убыль прежних сил, //Не счет годов необратимый». А дата указывает на точные сведения – в 47 лет, за 14 лет до смерти.)
- Найдите основной принцип этого стихотворения среди предложенных ниже:

а. построено на осмыслении одного художественного образа;

б. в основе стихотворения – переплетение и последовательное развитие двух художественных образов;

в. основа стихотворения – лирическое рассуждение автора.

(Это, бесспорно, лирическое рассуждение автора.)
- Какова тема рассуждений поэта?

(Философские размышления о восприятии жизни на склоне лет.)
- Обратите внимание на то, что автор не дает стихотворению название. Вспомните философское стихотворение А.С.Пушкина «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы». Попробуйте подобрать к стихотворению Твардовского нечто подобное.

(«Стихи, сочиненные во время многодневного путешествия на поезде», «Стихи, сочиненные в канун юбилея», «Стихи, сочиненные в минуту, когда пора «остановиться, оглянуться» и пр.)
- Назовите ключевые слова и выражения в каждой строфе, определите ее микротему.

(1. – «Как бы любил», «бегущий мимо». Интерес к жизни, только усиливающийся с годами.

2. – «Привязанность кровная», «безусловная отставка». Привязанность к родному делу, усиливающаяся с приближением ухода «на покой».

3. – «Душа», «жизни сласть», «стоит мук и смерти черной». Цена и смысл жизни поэта.)
- Сопоставьте три строфы по способу выражения мыслей автора.

(Первые две заключают в себе некие сомнения, даже неуверенность лирического героя в степени проявления в нем самом интереса к жизни и творчеству, если б не его возраст. Оба катрена – сложноподчиненные предложения с придаточными условными. Они соединены и синтаксическим параллелизмом первых строк. Эта анафора помогает ощутить оба четверостишия как смысловую градацию, как «подход» к основным строкам – к последнему катрену. В нем автор явно противопоставляет «внешнее» старение и «внутреннюю» молодость. Он называет то, чем живет его душа, – это «вера, воля, страсть и власть», власть поэта над сердцами людей.)
- Вспомните строки из стихотворения А.С.Пушкина «Пророк», где он выводит формулу смысла жизни поэта-пророка. Есть ли отголосок этой мысли у Твардовского?

(«Глаголом жги сердца людей». Твардовский, судя по стихотворению, явно испытал силу своего поэтического слова, силу его воздействия на людей.)
- Какое настроение в стихотворении доминирует – жизнеутверждающее или пессимистическое?

(Сначала идет «борьба» пессимизма и оптимизма, но в финальных строках жизнеутверждающая философия берет верх: и к концу жизни поэт испытывает радость от полноты существования, от значимости своего творчества. Эта особенность стихотворения сближает его с оптимистическим мироощущением А.С.Пушкина.)
IV. Работа в группах. Сопоставление стихотворений по вопросам на карточках.

(А.С.Пушкин «Телега жизни» - А.Т.Твардовский «- Ты откуда эту песню…»;

А.С.Пушкин «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» - А.Т.Твардовский «Дробится рваный цоколь монумента…»)

^ Вопросы на карточке №1 для анализа стихотворений.

А.С.Пушкин «Телега жизни» и А.Т.Твардовский « - Ты откуда эту песню…»


  • Какое из анализируемых стихотворений – одна развернутая метафора? («Телега жизни». Движение телеги – это течение жизни.)

  • Кто символизирует время в стихотворении Пушкина? («Ямщик лихой, седое время».)

  • Кто меняется в этом стихотворении? (Меняется ездок, он сначала взрослеет, а потом стареет. Это его не устраивает телега, которая «катит по-прежнему», то есть так же быстро, лихо.)

  • Есть ли какие-то иные, кроме чисто философских, мотивы в стихотворении Пушкина? (Нет, здесь отсутствуют какие-то автобиографические моменты. Это восприятие жизни любым человеком.)

  • В чем особенность построения второго стихотворения? (Начинается диалогом поэта с матерью. Он заинтересовался ее песней о «перевозчике-водогребщике». Затем его мысль переходит к «иным перевозам в жизни».)

  • О какой «реке» вспоминает Твардовский? Что нам известно о судьбе его семьи? (Семья была раскулачена и отправлена в Сибирь. Именно эти «дальние просторы» и подразумевает поэт, говоря о реке, отделяющей людей от родной сторонки.)

  • Какую роль играет в размышлениях поэта перевозчик? (Он изменяется со временем, седеет. В конце он напоминает скорее Харона, чем обыкновенного паромщика.)

  • Можно ли сказать, что стихотворение Твардовского – чисто философское размышление? (Нет, это прежде всего скорбь о тех, кто стал жертвой сталинских репрессий. Философский мотив здесь приобретает социально-нравственный оттенок. Твардовский рассказывает не только о злой судьбе человека вообще, но и о конкретной судьбе своих родителей.)

  • Сопоставьте стиль двух стихотворений, их интонацию. (Пушкин написал стихотворение в ироничном ключе, он сам был еще молод и полон сил. Хоть он и пишет о трех возрастных категориях, но порыв молодости в этой миниатюре слышится очень ярко. В стихотворении Твардовского (1965 г.) мы слышим голос зрелого человека, много пережившего и передумавшего. Он вводит в свое произведение отрывок из народной песни, есть рефрены, лексические повторы, ощущается стремление автора использовать стиль народной песни.)


^ Вопросы на карточке №2 для анализа стихотворений.
А.С.Пушкин «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» и А.Т.Твардовский «Дробится рваный цоколь монумента…».


  • О каком памятнике говорится в стихотворении Пушкина? (О «нерукотворном памятнике», то есть о творчестве, которое переживет бренное тело.)

  • Чем заслужил поэт такую вечную память о себе? («Чувства добрые я лирой пробуждал…»)

  • О ком рассказывается еще в стихотворении Пушкина? (О народе, о разных «людских племенах» в России, о глупцах, завистниках, клеветниках.)

  • О ком и о чем рассказывает стихотворение Твардовского? (О тех, кто сначала спешит воздвигнуть кому-то памятник, а потом так же поспешно, в угоду новым веяниям, ниспровергает прежних кумиров. Речь идет, скорее всего, о политических пристрастиях, о смене общественных формаций, так как написано в 1963 году. У стихотворения есть прямой и скрытый смысл.)

  • В чем принципиальное отличие главных художественных образов в стихотворениях двух авторов? (У Пушкина «памятник» живет прежде всего «в памяти людской». У Твардовского – все высечено «на века», в камне. Но под словом «камень» можно понять и некие духовные сферы, например литературу, музыку, кинофильмы. Ниспровергая сталинские времена, нельзя «вычеркивать» абсолютно все, что было создано в то время. «Камень» не виноват, что из него изваяли нечто неугодное потомкам. Такова мысль Твардовского.)

  • К кому обращены анализируемые стихи? (Пушкин обращается к потомкам. Твардовский – к современникам.)




  1. Прослушивание ответов разных групп. Обсуждение. Сопоставление.


VI. Подведение итогов сопоставления.

- Что мы можем сказать об особенностях философской лирики Твардовского? В чем заключается следование традициям русской поэзии и в чем проявляется ее новаторство?

(Обсуждаем, затем записываем:

В прочитанных на уроке стихотворениях мы открыли для себя нового Твардовского – поэта-философа. Он явно следует традициям русской классики в обращении к вопросам бытия. Его интересуют моменты жизни и смерти, ценности и смысла жизни, желание постоянной полноты существования. В то же время Твардовский экспериментирует с формой и содержанием: так, например, он вводит философские мотивы в стихотворение с фольклорной стилистикой, переплетает всеобщее и личное, всеобщее и социально-нравственное. Его философская лирика серьезна и «многослойна».)
VII. Подведение итогов урока. Оценки за работу в группах, за участие в обсуждении темы.
VIII. Домашнее задание (на выбор).

Выучить наизусть и устно проинтерпретировать стихотворение А.Твардовского «Как глубоко ни вбиты сваи…» или его письменный анализ.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

План-конспект урока литературы в 11 классе традиции и новаторство философской лирики iconТема: Конспект урока литературы «Традиции русского романса»
В 8 классе стержневым понятием курса является понятие литературной традиции. Данный урок органично входит в систему уроков по теме...

План-конспект урока литературы в 11 классе традиции и новаторство философской лирики iconИдеи, сюжет
Понятие о традиции в культуре и литературе. Традиции и развитие литературы. Литературное новаторство

План-конспект урока литературы в 11 классе традиции и новаторство философской лирики iconТема: Философская лирика Ф. И. Тютчева. «О, смертной мысли водомёт». Цели
Цели: знакомство учащихся с особенностями философской лирики Тютчева; развитие навыков анализа философской лирики; пробуждение интереса...

План-конспект урока литературы в 11 классе традиции и новаторство философской лирики iconКонспект урока литературы в 8 классе Анализ стихотворения Г. Р. Державина
Цели: образовательная: выявить особенности державинской лирики путём совместного поиска; поанализировать стихотворение, опираясь...

План-конспект урока литературы в 11 классе традиции и новаторство философской лирики iconКонспект урока литературы в 7 классе Программа по литературе
Конспект урока литературы в 7 классе (Программа по литературе под ред. Кутузова) в форме мастерской «Дальнобойное слово «Сказки»...

План-конспект урока литературы в 11 классе традиции и новаторство философской лирики iconЕ. Э. Горяинова, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской...
Цель урока – показать особенности философской лирики Ф. И. Тютчева, осмысление им макро- и микромира; формировать навыки анализа...

План-конспект урока литературы в 11 классе традиции и новаторство философской лирики iconТема: «Как жаль, что забываем мы о главном, Когда становимся немножечко взрослей…»
План-конспект урока литературы, проведенного в 6 классе, учителя Шайдуллиной Гузель Рамилевны

План-конспект урока литературы в 11 классе традиции и новаторство философской лирики iconПлан конспект открытого урока русского языка во 2 классе, проведенного...
План конспект открытого урока русского языка во 2 классе, проведенного 14 марта 2012 г

План-конспект урока литературы в 11 классе традиции и новаторство философской лирики iconУрок литературы в 11 классе Тема урока «В. Маяковский. Начало пути»...
...

План-конспект урока литературы в 11 классе традиции и новаторство философской лирики iconЗадачи урока: познакомить студентов с ключевыми мотивами философской...
Мы рассмотрим одну, небольшую, но центральную тему в философской лирике Тютчева: мир, окружающий человека, и мир, скрытый в человеческой...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница