1. Презентация педагогического опыта




Скачать 101.93 Kb.
Название1. Презентация педагогического опыта
Дата публикации24.07.2014
Размер101.93 Kb.
ТипПрезентация
www.lit-yaz.ru > Философия > Презентация
Мастер-класс c:\users\admin\desktop\журнал иностранцы\жолоб\240x180_crop_thumb_2979261691324815410 (1).jpg

«Применение методов технологии развития критического мышления при изучении английского языка»

Жолоб Е. В., учитель английского языка

МБОУ «СОШ № 4 г. Нарьян-Мара»

^ 1. Презентация педагогического опыта.

Вопросы формирования стойкой положительной мотивации учащихся к изучению английского языка, создания условий для личностного роста школьников особенно актуальны на сегодняшний день. Мы все помним старую притчу о том, как пришел мудрец к бедным и сказал: «Я вижу, вы голодны. Давайте я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод». Притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить ее. Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью становится развитие способности ученика учиться. Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить учиться, научить «ловить рыбу», а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями (УУД).

Современная ситуация требует применения современных образовательных технологий, которые призваны способствовать повышению эффективности обучения. Одной из таких технологий является технология критического мышления, которая, на мой взгляд, оптимальнее других реализует интерактивный и личностно-ориентированный подходы в образовательной системе. Цель технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни: умение принимать решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений.

Технология РКМ была разработана американскими учеными и преподавателями. По представлению американских авторов, думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов.

Я занимаюсь критическим мышлением недавно. У меня сейчас больше задумок, чем опыта, но, поверьте, это очень интересно.

Данная технология способствует формированию следующих информационных и коммуникативных компетенций учащихся:

1) мыслить логично;

2) выражать свою мысль, своё мнение  связно, четко, логично;

3) запоминать и оценивать факты;

4) формировать свою точку зрения, мнение, самостоятельно работая над новым материалом;

5) уметь отстаивать свою позицию.

Разнообразные приемы технологии – кластер, синквейн, ассоциации, инсерт, коллаж, мозговой штурм – развивают умение воспринимать информацию, прогнозировать, работать с текстом, задавать вопросы и творчески интерпретировать информацию. Следует признать, что методика критического мышления применима не на всех уроках. Это связано с нехваткой времени и ограничениями в рамках программы. Но она открывает огромное поле деятельности при изучении ряда тем, для использования на факультативных и элективных курсах. Использование критического мышления поможет учащимся следовать правилам логики и, следовательно, быть успешными в жизни.

Занятие с применением ТРКМ делится на три основные стадии:

  1. Evocation - стадия вызова, предполагающая актуализацию субъектного опыта,

  2. Realization of Meaning - стадия осмысления, показывающая, каким образом учащиеся осмысляют содержание занятия

  3. Reflection - стадия рефлексии, ориентированная на выводы о том, какую пользу извлекут учащиеся из основного содержания занятия

^ 2. Имитационная игра.

Для иллюстрации структуры используем внеклассное занятие по теме «My home town – Naryan-Mar»

Задачи:

1) проверить знания учащихся о Нарьян-Маре (вопросы «Верите ли вы?»);

2) организовать самостоятельную работу с текстом о Нарьян-Маре с помощью приема «Инсерт»;

3) составить опорные кластеры и озвучить их у доски;

4) организовать творческую работу учащихся – написане синквейнов по пройденной теме.

Ход занятия: Учащиеся делятся на группы.

Стадия вызова:

На стадии вызова необходимо вызвать интерес к уже имеющимся знаниям по изучаемой теме, активизировать учащихся. Происходит «включение» в работу, поэтому она очень важна. Чтобы ученики стали активными, нужно заинтересовать лично. Использую видеоряд с изображениями Нарьян-Мара, дети определяют тему занятия. Ребята активизировались? Отлично! Продолжаем «играть» на личной заинтересованности! Для этого используем прием "Верные и неверные высказывания". Ученики обсуждают в группах высказывания. Вопросы «Верите ли вы?» (обсуждение в группах)

^ Верите ли вы?

До прочтения текста

После прочтения текста

…что Тельвиска была столицей НАО







…что Красный город – столица НАО







… что Нарьян-Мар скоро отпразднует 80-летие







…. что Пустозерск – самый древний город на Севере России







… что «Северное Сияние» проводят с 1969 года







… что нашей любимой почте уже почти 65 лет







Стадия осмысления:

Главными задачами второй фазы (реализация смысла) являются- активное получение информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания. На этой стадии необходимо сохранить интерес учащихся к теме при непосредственной работе с текстом. Как направить восприятие информации, и, следовательно, сделать степень ее усвоения выше? Ответ прост: эффективно провести стадию вызова. На стадии осмысления использую прием «Инсерт» - индивидуальная работа с текстом с пометками. В процессе чтения текста очень важно не упустить существенные детали, позволяющие достаточно полно раскрыть его смысл, а также сформировать свою точку зрения на ту информацию, которая в нем содержится. Познавательная деятельность ребенка становится не только активной, но и «вдумчивой».

^ Описание приема «ИНСЕРТ»

I - interactive самоактивизирующая « V » - уже знал

N - noting системная разметка « + » - новое

S - system для эффективного « - » - думал иначе

E - effective чтения и размышления « ? » - не понял, есть

R - reading and вопросы

T – thinking

Перед вами три абзаца текста. Задание для индивидуальной работы с текстом: при работе с текстом старайтесь следовать следующим правилам:

1. Делайте пометки, используя либо два значка «+» и «v» или четыре – «+» , «v», «-», «?».

2. Ставьте значки по ходу чтения текста.

3. Прочитав один раз, вернитесь к своим первоначальным предположениям, вспомните, что вы знали или предполагали по данной теме раньше.

4. Обязательно прочтите текст еще раз, поскольку количество значков может увеличиться.

Naryan-Mar

We live in the Nenets Autonomous Okrug. It is situated in the North of Russia. The administrative centre is Naryan-Mar. This title means “the red town”. It was founded in 1935 on the 10th of March. Till that time the administrative centre was Telviska. Naryan-Mar stands on the Pechora river. The population of the town is 26 thousand people. The Russian, the Komi, the Nenets make majority of the population.

Naryan-Mar is a political centre of the NAO. The Administration of the Okrug and the Assembly of Deputies are here.

Naryan-Mar is an industrial centre of the NAO. The different branches of industry are developing in Naryan-Mar. The most well-known enterprises are meat-processing plant, fish-processing plant, milk- processing plant. There are workshops that produce national articles and high boots from reindeer skins, souvenirs made of the fur.

Naryan-Mar is a cultural centre of the NAO. We can find a lot of historic and artistic treasures of the Okrug in the Local Lore Museum. We can see many exhibits dealing with all aspects of Nenets life. There is one more museum: The Pustozersk Museum. This museum does research work, gathers articles, documents about the most ancient settlement in the North of Russia. We also have the opportunity to meet famous actors, singers and musicians in the House of Culture “Arctica”, visit Exhibition Hall. A special Ethno-cultural centre works at revival of national culture and trades.

There are some places of interest in our town. Lenin square is the centre of the town. There is a monument to V.I.Lenin in the centre of this square, the Victory monument with the eternal flame at its foot near the post-office (this building dating back to 50th is very original), the monument to the crew of the barge “Komsomolets” near the seaport.

Everybody knows the proverb “Good health is above wealth”. There are many kinds of sport which are popular in our town: hockey, skiing, volleyball, basketball, football, athletics, wrestling. Many people prefer national kinds of sports.

The capital of our Okrug is rich in its great traditional annual cultural and sporting events: skiing competition “The Northen Lights” (first competition was organized in 1969 by Chuprov Ivan Iosifovich), the cross named after Alexander Anufriev, snowmobile races (April), Day of Reindeer (August), Day of the Town (September), folklore festival “Argish of hope”, Abbakum Readings (February), Small Abbakum Readings for students.

2. Учащиеся расходятся по группам и составляют кластеры «Нарьян-Мар», готовят презентации к ответам у доски. Цель: систематизировать полученные знания.

^ Описание метода «Кластеры»

Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

Последовательность действий проста и логична:

1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)

3. По ходу записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

  1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

  2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

  3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома: на стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности; на стадии осмысления – для структурирования учебного материала, на стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили.

^ Пример кластера


Population

Cultural centre e



Naryan-Mar



Industrial centre

centre

Political centre


Рефлексия

Третья фаза направлена на суммирование и систематизацию новой информации, выработку собственного отношения к изучаемому материалу.
Это – логическое завершение предыдущих действий и урока.

1.Озвучивание презентаций в группах (эксперт комментирует составленный кластер, помощники дополняют).

  1. Возвращение к вопросам «Верите ли вы?».

Для рефлексии учащимся необходимо иметь способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. В этом нам поможет синквейн – эффективный и мощный инструмент для рефлексирования, синтеза и обобщения понятий и информации. Составляя синквейн, автор реализует свои личностные способности: интеллектуальные, творческие, образные.

  1. Составление синквейна по теме. Пример синквейна (составлен учащимися)

Naryan-Mar

Small, nice, cosy

Live, like, protect

It is my home town

Capital

В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Написание синквейна является формой свободного творчества, которое осуществляется по опредёленным правилам. Первая строка - одно слово, обычно существительное, отражающее тему синквейна; вторая строка - два слова, прилагательные, описывающие основную мысль; третья строка - три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы; четвёртая строка - фраза из нескольких (обычно четырёх) слов, показывающая отношение к теме; таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой; пятая строка - слово-резюме или словосочетание, связанное с первым, отражающее сущность темы, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение пишущего к теме.

^ Использование синквейнов в школе

Синквейн учит детей находить самые точные слова и в лаконичной форме кратко передавать смысл всего текста. Тренирует навык различения смыслов, т. к. при написании синквейна нельзя отходить от содержания текста. Синквейн — это средство творческого самовыражения.
Синквейн обогащает словарный запас, подготавливает к краткому пересказу, учит формулировать идею (ключевую фразу), позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом. Также синквейн – это отличный контролер. Потому как никто не сможет передать суть стихотворением, если перед этим не был прочитан необходимый текст. Умение учащегося составлять синквейны свидетельствует о том, что учащийся знает содержание учебного материала темы; умеет выделять наиболее характерные особенности изучаемого явления, процесса, структуры или вещества; умеет применять полученные знания для решения новой для него задачи.

Синквейн можно использовать на разных этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии. Метод синквейна можно использовать при изучении и закреплении лексики, с помощью данного метода можно учить составлять мини-рассказы. На первых порах убеждаю в том, что каждый из них вполне может быть автором такого “интересного” стихотворения. Каждый ученик может обсудить свой синквейн с соседом и вдвоём из двух синквейнов они могут составить один, который устраивает обоих. Это, с одной стороны, облегчит процесс подбора слов, с другой – поможет выбрать наиболее точные. Кроме того, можно создавать командные конкурсы по созданию синквейнов. Класс разбивается на несколько групп в зависимости от обученности учащихся. Каждая группа получает свое задание, коллективно или по одному придумывают по одной строчке стихотворения. Задания для групп дифференцированные. Учащимся с более высоким уровнем обученности предлагается написать синквейн по предложенной теме, с менее высоким уровнем обученности предлагаются синквейны с пропуском каких либо строк. Они должны восстановить пропущенное. Таким образом, можно укрепить командный дух детей и развивать коммуникативные навыки. В дальнейшем ученики пишут синквейны не только на уроках, но и дома. Дети с удовольствием красочно оформляют и иллюстрируют свои стихи. Синквейны, написанные в процессе изучения какой-либо темы, затем собираются в единый сборник и оформляются в виде буклета.

3. Моделирование

Задача: составить сиквейны по заданным темам, объяснить методику применения.

Подводя итог такого урока, мы можем отметить, что основной на уроке была деятельность учащихся, в то время как основной функцией учителя являлась координация деятельности учащихся. Дети учатся ставить вопросы. Находят пути выделения главного, осмысливают найденный материал. Учатся сравнивать. Формируется понятие установления причинно-следственной связи, дети делают умозаключения. Учатся понимать проблему. Стремятся к поиску, творчеству, к обобщению и переработке информации. Дети, мыслящие критически, активны, могут совершать различные мыслительные операции.  

4. Рефлексия

Какие методы технологии показались вам более эффективными и почему?

Составим синквейн по теме «Технология РКМ». Каждая группа придумывает одну строчку.

  1. Технология РКМЧП

  2. Развивающая, воспитывающая

  3. Формирует, обучает, создаёт

  4. Помогает обучающемуся действовать самостоятельно

  5. Сотрудничество

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Презентация педагогического опыта iconПлан мероприятий учреждения образования
Республиканская методическая гостиная: презентация методических материалов и педагогического опыта учреждений дополнительного образования...

1. Презентация педагогического опыта iconПрезентация педагогического опыта Характеристика учащихся и прогноз их развития
Какой выбрать путь? Я постоянно ищу ответ на этот вопрос. Над этим же вопросом размышляют и мои ученики

1. Презентация педагогического опыта iconОпыта
Обобщение педагогического опыта «Использование информационно – коммуникативных технологий на уроках изобразительного искусства как...

1. Презентация педагогического опыта iconПрезентация педагогического опыта учителем-мастером
Мастер-класс (форма ученичества) активная форма творческой самореализации педагога, когда учитель-мастер передк­овой опыт слушателям...

1. Презентация педагогического опыта iconИнновационного педагогического опыта (ипо)
В ходе изучения опыта работы Эфендиев Муртаза по теме: «Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка», была проведена...

1. Презентация педагогического опыта iconТема опыта: «Условия организации литературного творчества младших...
Опыт работы по данной теме внесён в районную базу данных передового педагогического опыта

1. Презентация педагогического опыта iconОписание передового педагогического опыта Описание передового педагогического...
Рудь Светлана Александровна, учитель начальных классов, заместитель директора по учебно-воспитательной работе муниципального общеобразовательного...

1. Презентация педагогического опыта iconОпыта «Совершенствование профессиональных знаний и умений педагогов...
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 «Буратино» г. Охи просит внести в муниципальный «Банк педагогического...

1. Презентация педагогического опыта iconПубличное представление собственного инновационного педагогического...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта «Дифференцированное обучение как средство воспитания интереса...

1. Презентация педагогического опыта iconПрезентация проекта «чтение с увлечением»
Формирование опыта читательской деятельности обучающихся в условиях социальной активности и межличностного взаимодействия



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница