Анализ лирического стихотворения (Восприятие, истолкование, оценка)




Скачать 37.11 Kb.
НазваниеАнализ лирического стихотворения (Восприятие, истолкование, оценка)
Дата публикации01.07.2014
Размер37.11 Kb.
ТипАнализ
www.lit-yaz.ru > Философия > Анализ
Анализ лирического стихотворения (Восприятие, истолкование, оценка)

Скажем сразу, что план этот - примерный, возможный, скорее памятка, ориентир, но ни в коем случае не догма. Стихотворение — «живое», «пульсирующее смыслами» произведение искусства, поэтому «разъять» его на части — вовсе не значит постичь его тайну. Анализировать (интерпретировать, комментировать) поэтическое произведение рекомендуется исходя из того, что в большей мере, на Ваш взгляд, акцентировано в стихотворении (например, средства художественной выразительности или фонетика, поэтический сюжет или композиция). Итак...

Восприятие:

Какое впечатление произвело на Вас стихотворение? Чем привлекло среди других произведений поэта, ею современников, авторов, обращавшихся к этой теме? Какие картины возникают в Вашем воображении, когда Вы читаете стихотворение? Как лучше его читать - вслух или «про себя»? Почему? Каким настроением проникнуто произведение? Меняется ли это настроение на протяжении текста? Почему?

Истолкование:

Тема стихотворения (ситуация, воплощенная в произведении, которая иногда может быть обозначена уже в названии: «Весенняя гроза», «К морю», «Незнакомка»; иногда название представляет собой метафору или имеет символическое значение - «Парус», «Пророк»; тогда тема оказывается шире заглавия, ее требуется «расшифровать»). К темам лирических стихотворений можно отнести следующие: любовь, дружба, природа, жизнь и смерть, поэзия и ее роль в жизни человека, судьба поколения, родина, народ, лирический герой и толпа. Тему можно обозначить и более локально (такая микротема является, в сущности, поэтическим сюжетом текста): прошлое, будущее, странствие, разлука, встреча, прощание, воспоминание, свидание, конфликт и т. д. По тематическим признакам стихотворение можно отнести к любовной, пейзажной, дружеской, философской и т. д. лирике. Но нередко в рамках одного произведения присутствуют черты различных типов («Что ты клонишь над водами...» Ф.И. Тютчева относится одновременно и к пейзажной, и к философской лирике).

Жанр стихотворения: элегия, ода, стансы, лирическое стихотворение, фрагмент, послание, сонет и др. Определения этих жанров можно найти в «Словаре литературоведческих терминов» (любое издание). Выбор жанра связан с эпохой создания произведения, сложившимися к этому времени литературными традициями - как правило, жанр связан с литературным направлением (в рамках школьной программы изучаются классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм). Типологические черты направления могут выражаться в традиционной для этого направления форме (жанре): классицистическая ода, сентименталистская элегия, романтическая элегия и т.д. Ситуацию, когда поэт выбирает достаточно нетрадиционный для своей эпохи и направления жанр или наполняет традиционный новым, необычным содержанием, следует дополнительно осмыслить в процессе размышления над стихотворением.

Композиция. Построение стихотворения связано с логикой развития

«поэтической мысли» от начала к финалу, делением на строфы или отсутствием такового, взаимоотношением и связью смысловых частей произведения, если они выделяются в тексте.

^ Средства художественной выразительности: тропы (метафоры, сравнения, гиперболы, перифразы, ирония и т.д.) и фигуры (инверсия, анафора, повтор и др. -обороты речи, синтаксические построения, используемые, как и тропы, для усиления выразительности изображаемого). Важно не столько найти троп или фигуру в тексте, сколько определить их роль в создании того или иного образа, воплощении темы или идеи стихотворения. Здесь мы пытаемся ответить на вопрос, как создан образ.

Звукопись: аллитерация и ассонанс как средства, придающие стихотворению особую интонационную выразительность, когда сами звуки «работают» на создание образа, например: «Как бушует, что ни шаг// Под ногами лист древесный» (Б. Пастернак).

^ Ритм, размер, рифма - формальные средства построения стихотворения, направленные на раскрытие авторского замысла. Использование этих средств обусловлено характером поэтической речи: делением на строки (стих - одна строка поэтического текста), ритмически упорядоченной организацией текста - ритмом, способом организации стиха - размером. Использование того или иного формального средства построения стихотворения всегда является осознанным, всегда направлено на раскрытие авторского замысла. В частности, отдельные размеры стихотворного текста по-разному соотносятся с интонационным строением речи и, следовательно, выполняют в произведении различные художественные функции. Ямб - сильный, энергичный размер, хорей всегда звучит плавно, мягко, дактиль создает однообразный мерный ритм, амфибрахий близок к интонациям разговорной речи, анапест - очень гибкий размер, способный передавать различные интонации и настроения.

Лексика, поскольку ее отбор также неразрывно связан с жанром, темой, идеей стихотворения, тоже может стать предметом размышлений. Во-первых, в тексте произведения не должно остаться ни одного непонятого слова, особенно если речь идет об архаизмах, историзмах или просто незнакомых словах. Во-вторых, помните: то или иное слово, значение которого Вам кажется «прозрачным» в языке, может приобретать в контексте стихотворения новое, не свойственное ему значение.

Оценка:

Как раскрылся в этом стихотворении лирический герой? Что можно сказать о его внутреннем мире, чувствах, переживаниях, его отношении к жизни (миру, природе, искусству, любви и т. д.) в зависимости от темы стихотворения? Что открыло стихотворение лично Вам, как изменило Ваши представления о мире? Станет ли для Вас автор этого стихотворения узнаваемым и близким?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Анализ лирического стихотворения (Восприятие, истолкование, оценка) iconПредназначения поэта в лирике А. С. Пушкина. Философское звучание стихотворения «Пророк»
Стихотворение Г. Р. Державина «Река времен в своем стремленье…». Восприятие, истолкование, оценка. Выразительное чтение наизусть

Анализ лирического стихотворения (Восприятие, истолкование, оценка) iconПредназначения поэта в лирике А. С. Пушкина. Философское звучание стихотворения «Пророк»
Стихотворение Г. Р. Державина «Река времен в своем стремленье…». Восприятие, истолкование, оценка. Выразительное чтение наизусть

Анализ лирического стихотворения (Восприятие, истолкование, оценка) iconТемы по творчеству А. С. Пушкина
Стихотворение А. С. Пушкина "Я вас любил: любовь еще, быть может…" (восприятие, истолкование, оценка)

Анализ лирического стихотворения (Восприятие, истолкование, оценка) iconУрок-практикум в 9 классе по теме: «Комплексный анализ лирического стихотворения»
Логия тьюторства, поэтому большая роль отводится подготовительному периоду – обучению тьюторов /ниже приведены задания для подготовки...

Анализ лирического стихотворения (Восприятие, истолкование, оценка) iconПеречень тем сочинений для подготовки к письменному экзамену по литературе...
Стихотворение В. А. Жуковского «Песня» («Минувших дней очарованье…») (Восприятие, истолкование, оценка)

Анализ лирического стихотворения (Восприятие, истолкование, оценка) iconА. В. Баранников комплекты тем сочинений для проведения письменного...
Стихотворение Ф. И. Тютчева «К. Б.» («Я встретил вас – и всё былое…»). (Восприятие, истолкование, оценка.)

Анализ лирического стихотворения (Восприятие, истолкование, оценка) iconА. В. Баранников комплекты тем сочинений для проведения письменного...
Стихотворение Ф. И. Тютчева «К. Б.» («Я встретил вас – и всё былое…»). (Восприятие, истолкование, оценка.)

Анализ лирического стихотворения (Восприятие, истолкование, оценка) icon«Душа блуждать устала» (анализ лирического стихотворения Н. М. Рубцова...
«Душа блуждать устала» (анализ лирического стихотворения Н. М. Рубцова «В минуты музыки»)

Анализ лирического стихотворения (Восприятие, истолкование, оценка) iconАнализ лирического стихотворения
Логика работы со стихотворением видится как постепенное расширение поля понимания стихотворения по аналогии с конусом: где

Анализ лирического стихотворения (Восприятие, истолкование, оценка) iconМетодическая разработка Долотовской Ирины Петровны
Восприятие и анализ лирического произведения в 5-9 кл в условиях классов малой наполняемости



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница