«вечная тема искусства»




Скачать 80.04 Kb.
Название«вечная тема искусства»
Дата публикации30.06.2014
Размер80.04 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Философия > Урок






«Вечная тема искусства»

Разработка урока

Предмет (направленность): «Музыка», «Искусство»

Возраст детей: 9 класс.

Место проведения: класс, аудитория.

Душина Лариса Дмитриевна учитель музыки

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №12,

г. Балашова, Саратовской области»


г. Балашов

Саратовская область

2012 г






КОМБИНИРОВАННЫЙ УРОК – ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Тема урока: «ВЕЧНАЯ ТЕМА ИСКУССТВА».

Цель урока: Показать, что каждое художественное произведение несёт в себе образ времени , чувства , состояние эмоций человека , своего творца, развивая ассоциативно - эмоциональное восприятие у учащихся. Учить детей прослеживать дальние связи и выстраивать длинные ассоциативные цепочки.

Задачи:

1.воспитание внимательного слушателя.

2.провести общую связь изображения образов любви и одиночества в музыке композитора ХVIII с музыкой современных жанров.

3.показать красоту изображения образов одиночества и любви в музыке и других видов искусств.

4.развивать ассоциативное мышление посредством звуковых и зрительных ассоциаций у учащихся.

5.способствовать развитию творческого воображения и мышления.

^ Тип урока: Комбинированный урок-презентация с использованием ИКТ. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, муз. центр.

Краткая аннотация урока: Этот урок – презентация универсальный, т.к. его можно использовать как целиком, так и фрагментарно по разделам в соответствии программы и темам предмета. Проведение данного урока (фрагментов) будет уместно в 7-8 кл., а так же в старших классах : с 9 по 11 по предмету «Искусство» или «Мировая художественная культура». На уроке звучат произведения композитора XVIII в. К.В.Глюка и композиторов XX в. А.Рыбникова и А.Иванова. Дети учатся, используя своё ассоциативное мышление, думать, чувствовать, понимать и проводить аналогию человеческих ценностей пошлого и настоящего. Считаю что, по какой бы программе не работал учитель в этих классах, эта «вечная тема искусства» звучит или обозначена. Так же использованные в презентации произведения помогают развивать у детей ассоциативно – эмоциональное восприятие образов, одновременно знакомясь и познавая мир художника сюрреализма. При планировании данного урока я учитывала возрастные особенности и интеллектуальный уровень учащихся.
^ Ход урока
1. Слушаем песню гр. «Воскресенье»: «Снилось мне». (слайд №2)

2. Стихи (эпиграф урока): (слайд №3)

Смеюсь над приметой, не верю в пророчество,

Но знаю , что днём и в кромешной мгле ,

Самый когтистый зверь на Земле - ОДИНОЧЕСТВО.

Эдуард Асадов

Учитель: Перед человеком в жизни всегда встают вопросы.

^ 3. Вопросы – рассуждения учителя и учеников: (слайд №4)

Для чего мы живём? Как обрести Любовь? Чего мы боимся в жизни? Страх одиночества. Страх перед смертью. Почему мы боимся смерти? -

Остаться в одиночестве. В чем смысл нашей жизни?

Для чего нам нужно одиночество? И нужно ли нам одиночество?(слайд №5)

НУЖНО НЕ НУЖНО

1. чтобы творить 1. чтобы иметь друзей

2.сочинять 2.чтобы не быть отвергнутым

3.мыслить 3.чтобы добиться чего-то в жизни

4 . Но когда же приходит одиночество?

Когда мы теряем близких , друзей , любимых.

В музыке композиторов романтиков ХVIII века тема одиночества и любви проходят рядом, как бы перекликаются.

^ 5.Портрет композитора ХVIIIв.:Кристоф Виллибальд Глюк(слайд№7)

Австрийский композитор Кристоф Виллибальд Глюк в своих произведения действующими лицами представляет обобщенные символы, фигуры, олицетворяющие – Любовь, Верность, Самоотверженность.

Для своей оперы «Орфей и Эвридика» он выбрал античный сюжет, воспел подвиг во имя любви и исполнения долга. И тема одинокой любви звучит в его «МЕЛОДИИ».

^ 6. Аудио - запись К.В. Глюк (слайд №8)

«Мелодия» из оп. «Орфей и Эвридика».

Тема одиночества – вечна.

Человек один – во всём. Один – везде. Один – всюду. Непонимание, неудачи, потери и наступает – что? – БЕЗЪИСХОДНОСТЬ.

Обреченное одиночество – это когда нельзя ничего изменить. НЕТ?

Тогда приходит мысль о смерти. Что же это?

НЕИЗБЕЖНОСТЬ? ПУСТОТА? ЗАБВЕНИЕ?

^ 7 . Вопрос учителя :

ОДИНОЧЕСТВО – ЭТО ПОКОРНОСТЬ ИЛИ БОРЬБА?

Но даже в эти минуты человек не одинок. Он преодолевает выпавшие на его долю испытания СУДЬБЫ. Зачем нам даются эти испытания? Зачем-то они нам даются? Кем же нам даются эти испытания? БОГОМ.

И ЧЕЛОВЕК ОБРАЩАЕТСЯ К БОГУ.

^ 8. Репродукция картины С.ДАЛИ «ХРИСТОС САН ХУАН ДЕ ЛА КРОС». («ХРИСТОС св. ИОАННА НА КРЕСТЕ»). (слайд №9)

К числу программных произведений Дали, открывающих заключительную и вместе с тем самую продолжительную главу его творчества, относится полотно «Христос св. Иоанна на кресте» («Христос Сан Хуан де ла Кросс»), написанное в 1951 году и хранящееся в Художественном музее Глазго. Необычайный ракурс распятой фигуры, обращенной в глубь картинной плоскости, навстречу просвету, который служит как бы условной границей ирреального и земного, придаёт композиции в сочетании с эффектами контрастов света и тени драматическую экспрессию, усиленную идиллическим ландшафтом.

Фигура распятого Христа словно вознеслась над зрителем. Наклонённый вперёд крест отгораживает, заслоняет нас от зловещей , мрачной бездны, заполняющей всю верхнюю часть холста. Распятый Христос будто удерживает эту всепоглощающую тьму своей жертвенностью. Его фигура залита светом незримого источника, рапластанные руки отражаются резкой тенью на перекладине креста – тенью, подобной сакральному знаку. Нижняя часть картины мягким свечением безмятежного пейзажа возвращает нас к земному бытию. Зеркальная гладь воды, обрамлённая пологими холмами, синева над линией горизонта и золотящиеся облака, доходящие до основания креста, - всё это в сопряжении с мотивом распятия, казалось бы, невольно рождает необъяснимую душевную тревогу, интуитивное предчувствие. Здесь время словно встречается с вечностью, конечное – с бесконечностью. Многослойная образная структура этого произведения требует от зрителя не менее сложных ассоциативных размышлений.

Дали по-своему обнажает суть перспективного эксперимента Андреа Мантенья, осуществлённого в картине «Мертвый Христос». Перспектива для него – универсальный инструмент, который, по словам Леонардо да Винчи, «своими сокращениями помогает поворачивать мускулистую поверхность тел в разные стороны». Как до Мантенья никто не осмелился «произвести такого страшного перспективного эксперимента над фигурой главного героя христианского пантеона», так и до Дали ни один художник не взял на себя смелость, не смог вообразить, придумать ход, с помощью которого можно было бы пренебречь каноном, жестко определяющим композицию Распятия. Впервые в мировом искусстве этот мотив появился в столь неожиданном пространственном ракурсе, наклонённом в сторону зрителя.

В Евангелии от Иоанна явственно выступает метафизика света, олицетворяющая Бога, который «во тьме светит, и тьма не объяла его». Идея света как эманации бога, божественной энергии нашла в картине «Христос св. Иоанна на кресте» непривычное и блестящее художественное воплощение. В соотношениях силы света, устремленного на фигуру Христа, и степени освещенности пейзажа Дали как бы еще раз подтвердил особый смысл слов Леонардо: «Меньший свет является тенью большего света», одновременно переводя их на язык христианской доктрины.

МЫ ТОРОПИМСЯ ЖИТЬ, СПЕШИМ И ИНОГДА ЗАБЫВАЕМ О САМОМ ГЛАВНОМ - ГЛАВНОМ ,ЧТО ЕСТЬ В НАС, И О ЧЁМ ДОЛЖНЫ МЫ ЗАБОТИТЬСЯ (В СЕБЕ) ВСЮ СВОЮ ЖИЗНЬ - ЭТО ДУША !

^ 9. Слушаем аудио - запись песни А.ИВАНОВА «ПУСТЯК». (слайд №10)

Учитель: Какие ассоциации возникают у вас? Что вы чувствуете в своей душе, размышляя над текстом песни?

Покой в душе – ощущение счастья. Мы все стремимся к счастью.

Хотим быть счастливыми.
^ 10. Вопрос учителя «А ЧТО ТАКОЕ СЧАСТЬЕ?» (слайд №20)

Это быть «с частью» близкой тебе по духу.

Это быть «с частью» самого себя.

Это быть «с частью» , которая несет, дарит, отдаёт свою любовь!

Не растерять любовь, беречь любовь, дорожить любовью, не очерстветь душой, не ожесточиться чувствами, а жить, сгорая в любви – любя!

^ ЭТО ТАНЕЦ ЛЮБВИ! (слайд №21)

11. СМОТРИМ ВИДЕО -ЗАПИСЬ ФИГУРНОГО КАТАНИЯ.

БРОНЗОВЫЕ ПРИЗЁРЫ ЧЕМПИОНАТА ЕВРОПЫ ПО ФИГУРНОМУ КАТАНИЮ 2005г. ТРЕХКРАТНЫЕ ЧЕМПИОНЫ ФРАНЦИИ:

ИЗАБЕЛЛЬ ДЕЛОБЕЛЬ и ОЛИВЬЕ ШОНФЕЛЬДЕР. (музыка из к/ф «ГЛАДИАТОР» Композиторы Ханс Циммер и Лиза Джерард.)

^ 12. Вопрос учителя : «ЧТО НУЖНО, ЧТОБЫ НЕ БЫТЬ ОДИНОКИМ?» (слайд №22)
ЛЮБИТЬ МИР!

Л Ю Б И Т Ь Ж И З Н Ь!

Л Ю Б И Т Ь Д Р У З Е Й!

Л Ю Б И Т Ь Б Л И З К И Х!
Учитель: Наверное мы можем ответить на самый главный и вечный вопрос для человека: «В ЧЁМ СМЫСЛ ЖИЗНИ?» - В ЛЮБВИ! (слайд №23)

^ 13. Итог-вывод урока

«СМЫСЛ ЖИЗНИ В ТЕХ , КОГО МЫ ЛЮБИМ !»

14. Слушаем А.Рыбникова

финал оперы «ЮНОНА И АВОСЬ» «АЛЛИЛУЙЯ ЛЮБВИ!»

15. Разучить и исполнить «ГИМН ЛЮБВИ» А.Рыбникова («ЮНОНА И АВОСЬ») ЭПИЛОГ АЛЛИЛУЙЯ!
ЖИТЕЛИ ДВАДЦАТОГО СТОЛЕТЬЯ !

ВАШ К КОНЦУ ИДЁТ ДВАДЦАТЫЙ ВЕК,

НЕУЖЕЛИ ВЕЧНО НЕ ОТВЕТИТ

НА ВОПРОС СОГЛАСЬЯ ЧЕЛОВЕК ? !

ДВЕ ДУШИ , НЕСУЩИХСЯ В ПРОСТРАНСТВЕ,

ПОЛТОРАСТА ОДИНОКИХ ЛЕТ,

МЫ ВАС УМОЛЯЕМ О СОГЛАСЬЕ,

БЕЗ СОГЛАСЬЯ СМЫСЛА В ЖИЗНИ НЕТ !
АЛЛИЛУЙЯ ! АЛЛИЛУЙЯ ! АЛЛИЛУЙЯ !

АЛЛИЛУЙЯ ! АЛЛИЛУЙЯ ! АЛЛИЛУЙЯ !
АЛЛИЛУЙЯ ВОЗЛЮБЛЕННОЙ ПАРЕ !

МЫ ЗАБЫЛИ , БРАНЯСЬ И ПИРУЯ ,

ДЛЯ ЧЕГО МЫ НА ЗЕМЛЮ ПОПАЛИ .

АЛЛИЛУЙЯ ЛЮБВИ ! АЛЛИЛУЙЯ ЛЮБВИ !АЛЛИЛУЙЯ !

АЛЛИЛУЙЯ ! АЛЛИЛУЙЯ ! АЛЛИЛУЙЯ ! АЛЛИЛУЙЯ !
АЛЛИЛУЙЯ ВСЕМ БУДУЩИМ ДЕТЯМ !

НАША ЖИЗНЬ ПРОЛЕТЕЛА АЛЛЮРОМ.

МЫ ПРОКЛЯТЫМ ВОПРОСАМ ОТВЕТИМ :

АЛЛИЛУЙЯ ЛЮБВИ ! АЛЛИЛУЙЯ ЛЮБВИ ! АЛЛИЛУЙЯ !

Я ЛЮБЛЮ ТВОИ РУКИ И РЕЧИ .

С ТВОИХ НОГ Я УСТАЛОСТЬ РАЗУЮ…

В МОРЕ ОБЩЕМ СЛИВАЮТСЯ РЕКИ –

АЛЛИЛУЙЯ ! АЛЛИЛУЙЯ ! АЛЛИЛУЙЯ ! АЛЛИЛУЙЯ !

АЛЛИЛУЙЯ КОНЧИТЕ С РЕЗАНОВЫМ !

ИСПОВЕДУЯ ВЕРУ ЖИВУЮ ,

МЫ ПОВТОРИМ ПОД ЗАНАВЕС ЗАПОВЕДЬ :

АЛЛИЛУЙЯ ЛЮБВИ ! АЛЛИЛУЙЯ ЛЮБВИ ! АЛЛИЛУЙЯ !

АЛЛИЛУЙЯ АКТЕРАМ ТРАГЕДИЙ

ЧТО НАМ ЖИЗНЬ ПОДАРИЛИ ВТОРУЮ ,

ПОЛЮБИВШИ НАС ЧЕРЕЗ СТОЛЕТЬЯ !

АЛЛИЛУЙЯ ! АЛЛИЛУЙЯ !

АЛЛИЛУЙЯ ! АЛЛИЛУЙЯ !

АЛЛИЛУЙЯ ! АЛЛИЛУЙЯ !

АЛЛИЛУЙЯ ! АЛЛИЛУЙЯ !

АЛЛИЛУЙЯ ! АЛЛИЛУЙЯ !

АЛЛИЛУЙЯ !

АЛЛИЛУЙЯ !
Использованные источники :

  1. Э.Асадов стихотворение «Одиночество».

http://www.mixei.ru/showthread.php/28976-Эдуард-Асадов/page5

  1. Аудио-запись: песня гр. «Воскресенье» «Снилось мне».

  2. Аудио-запись: песня А.Иванова «Пустяк».

  3. Аудио-запись: К.В.Глюк «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика».

  4. Портрет композитора К.В.Глюка.

http://media.web.britannica.com/eb-media/56/11456-004-9C39F3D7.jpg

  1. А.Рожин «Сальвадор Дали : миф и реальность»,

М., Издательство «Республика» , 1992 г.

7. Репродукция картины С.Дали «Христос св. Иоанна на кресте» 1951 г.

http://content.foto.mail.ru/mail/mihail34/_blogs/i-2262.jpg

8. Видео-запись: выступление бронзовых чемпионов Европы по фигурному катанию 2005 года: Изабелль Делобель и Оливье Шонфельдер.

  1. Аудио-запись: финал оперы «Юнона и Авось» А.Рыбникова

«Гимн Любви».

http://mp3ostrov.com/?string=%FE%ED%EE%ED%E0



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«вечная тема искусства» iconКлассный час. Тема: Образ матери вечная тема искусства
Цели: Раскрыть взаимосвязь музыки, литературы, живописи на примерах произведений искусства разных эпох, воспевающих образ матери

«вечная тема искусства» iconПлан-конспект урока музыки по теме «Вечная тема мать и дитя»
Сегодня на уроке мы рассмотрим самую актуальную тему на земле – это тема «Мать и дитя». И назовём тему урока «Вечная тема – мать...

«вечная тема искусства» icon1. Роль эстетики мимесиса в формировании античной теории искусства...
Тема роль естественнонаучных представлений и натурфилософии в формировании теории искусства Нового времени

«вечная тема искусства» iconУрок музыки 3 класс тема урока "Образ матери-великая тема искусства"
Цель: формирование и развитие музыкально-художественной культуры личности на основе высших гуманистических ценностей отношения человечества...

«вечная тема искусства» iconУрока: " Образ матери великая тема искусства"
Цель: формирование и развитие музыкально-художественной культуры личности на основе высших гуманистических ценностей отношения человечества...

«вечная тема искусства» iconРазработка урока по кубановедению Тема: «Произведения выдающихся...
Оборудование: на плакате «визитная карточка», литературная выставка книг кубанских писателей, комплект листовок «Вечная Слава»

«вечная тема искусства» iconКонспект урока изобразительного искусства. Тема: «Дымковская игрушка»
Цель: формирование компетенции в сфере самостоятельной познавательной деятельности через знакомство с геометрическим орнаментом Дымковской...

«вечная тема искусства» iconТема: «Народные промыслы Урала»
Продолжать учить составлять описательные рассказы о предметах, совершенствовать умение детей согласовывать существительные с прилагательными....

«вечная тема искусства» iconТема урока Тип урока
Интонационно образная, жанровая и стилевая основы музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его...

«вечная тема искусства» iconТема урока Тип урока
Интонационно образная, жанровая и стилевая основы музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница