«Век Лермонтова в романе «Герой нашего времени»




Скачать 81.64 Kb.
Название«Век Лермонтова в романе «Герой нашего времени»
Дата публикации02.05.2014
Размер81.64 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Философия > Урок
Тема урока: « Век Лермонтова в романе «Герой нашего времени»

Цель урока: 1) постараться увидеть, каким предстал перед нами век Лермонтова в романе «Герой нашего времени».

Ход урока.

  1. Оргмомент.

  2. Вступление.

Чтение учеником стихотворения М.Ю.Лермонтова «И скучно и грустно»

  И скучно и грустно, и некому руку подать

  В минуты душевной невзгоды…

Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..

А годы проходят – все лучшие годы!

Любить… но кого же?.. на время – не стоит труда,.

А вечно любить невозможно.

В себя ли заглянешь? – там прошлого нет и следа:

И радость, и муки, и все там ничтожно…

Что страсти? – ведь рано иль поздно их сладкий недуг

Исчезнет при слове рассудка;

И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг,-

Такая пустая и глупая штука…

3. -Каким настроением проникнуто стихотворение? Какие ощущения оно у вас вызвало?

-О чём это стихотворение? Как оценивает лирический герой мир и себя в нем?

 (У героя нет цели в жизни, не знает своего назначения в жизни, не видит смысла в жизни, ему одиноко, не познал любви, не испытал счастья в жизни, не достиг гармонии ни с окружающим миром, ни с самим собой).

Учитель: Лирический герой стихотворения одинок, он страдает от своей бесприютности, тоскует по родной душе, «И скучно, и грустно»- страстная исповедь, горькие раздумья о жизни. В основе стихотворения – внутренний конфликт между стремлением жить в гармонии с самим собой и миром и осознанием тщетности, бесплодности человеческих желаний и страстей.

Мрачный колорит, пессимистическая настроенность, безверие характерны для этого произведения.

4–Чтобы лучше понять образ главного героя романа «Герой нашего времени», давайте определим, что это за время безверия, в которое и были написаны стихотворения «И скучно, и грустно…» и роман «Герой нашего времени».( 1 группа: историки. Презентация « Историческая основа романа «Герой нашего времени»)

Николай I -- укротитель революций, жандарм Европы, тюремщик декабристов. Дело в том, что Николай I отвергал всякую революцию, как метод преобразования действительности. Восстание декабристов - это не только благородные побуждения уничтожить « разные несправедливости и унижения», но нарушение офицерской присяги, попытка насильственного изменения государственного строя, преступное кровопролитие. И как реакция – жёсткий политический режим, установленный императором.

Идейный кризис – кризис идей. Идеи, идеалы, цели и смысл жизни пушкинского поколения – всё было разрушено. Это тяжёлые времена, позднее они будут названы эпохой безвременья. В такие годы говорят о бездуховности, о падении нравственности.

Потребность освоить « ошибки отцов», заново осмыслить то, что казалось непреложным предшествующему поколению, выработать свою собственную нравственно-философскую позицию – характерная черта эпохи 20-30 годов

Практическое действие оказывалось невозможным в силу как объективных ( жёсткая политика самодержавия), так и субъективных причин: прежде чем действовать, необходимо было преодолеть идейный кризис; чётко определить во имя чего и как действовать. Именно поэтому в 30-е годы исключительное значение для общества приобрели философские поиски лучших его представителей. Делать это было чрезвычайно трудно. Торжествовало совсем другое. Всюду, насколько хватал глаз, медленно текла, по выражению Герцена, « глубокая и грязная река цивилизованной России, с её аристократами, бюрократами, офицерами, жандармами, великими князьями и императором – бесформенная и безгласная масса низости, раболепства, жестокости и зависти, увлекающая и поглощающая всё».

Сохранить в себе веру целесообразность служения добру было очень тяжело. Подавляющее большинство образованных, мыслящих людей 30-х годов не сумели или не успели ещё обрести ясность цели.

Учитель: Человек и судьба, человек и его назначение. Цель и смысл человеческой жизни, её возможности и действительность, свобода воли и необходимость – все эти вопросы получили в романе образное воплощение.

Печорин не случайно утвердил себя в глазах поколения 30-х годов как типический характер последекабристской эпохи. И судьбой своей, страданиями и сомнениями, и всем складом своего внутреннего мира он действительно принадлежит тому времени.

5. Реализация домашнего задания ( дома на карточки надо было выписать всё, что относится к образу Печорина) . Каким вы увидели Печорина в романе? Какие черты характера вы бы отметили в этом герое? ( Работа по роману).

Печорин – представитель дворянской молодёжи. Той молодёжи, которая « в начале поприща вянет без борьбы, перед опасностью позорно малодушны и перед властию – презренные рабы…» неправильное воспитание, бессмысленное кружение в светском обществе, неумение найти смысл в жизни не позволили большинству из них подняться до понимания смысла жизни, своего предназначения, но, вместе с тем, они не могут примириться с существующей действительностью, своим пустым и никчемным существованием. В этом заключается главная причина их трагедии. Недюжинные натуры, которые вынуждены влачить жалкое существование среди мелочных идей, людей, дел.

В наше время, время совершенно других идеалов и ценностей, множество людей пытаются найти смысл жизни, найти своё место в обществе, быть полезным этому обществу. Кому-то это удаётся, кому-то нет. Кто-то счастлив, кто-то, наоборот, озлоблен. Печорин, в поисках своего места в жизни, принёс много неприятностей окружающим его людям. При этом он пытается найти причины этого. Он постоянно находится в поиске: «Я до сих пор стараюсь объяснить себе, какого рода чувства кипят в груди моей

Печорин честолюбив и в его понимании честолюбие – это « …есть не что иное, как жажда власти, а счастье – всего лишь напыщенная гордость». Кроме того, Печорин эгоистичен, холоден. Его действия зачастую мелочны, направлены в никуда. «Если бы я почитал себя лучше, могущественнее всех на свете, я был бы счастлив»

Печорин не верит ни в любовь, ни в дружбу. «Мы друг друга скоро поняли и сделались приятелями, потому что я к дружбе не способен: из двух друзей всегда один раб другого… рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае – труд утомительный…»

«Да, я уже прошёл тот период жизни душевной, когда ищут только счастья, когда сердце чувствует необходимость любить сильно и страстно кого-нибудь, - теперь я только хочу быть любимым, и то очень немногими…»

Печорин – человек действия, но его действия неприменимы для пользы обществу.он говорит: « Мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья». В итоге, такое состояние души приводит человека к неуверенности в своих силах. Печорин спрашивает себя: « Зачем я жил? Для какой цели я родился?.. А ведь, верно, было мне назначение высокое, так как я чувствую в душе силы необъятные». Неуверенность, неустроенность- всё это выливается в отношения Печорина с окружающим миром, с окружающими людьми, жизни которых он разрушает. Печорин становится равнодушным, безнравственным человеком.

Теперь становятся понятны эгоизм и равнодушие Печорина. « Я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои духовные силы» , - откровенно заявляет он. Он дорожит своей свободой, как высшей ценностью: « Двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту…но свободы своей не продам»

 

Печорин отличается от тех людей, которые его окружают. Он откровенно говорит о нежелании видеть у себя гостей, не стремится завязать никаких знакомств и связей. Поэтому мелкие тщеславцы считают его высокомерным. В доказательство могу привести слова драгунского капитана: «Эти петербургские слетки всегда зазнаются…» Отчужденность Печорина объясняется не высокомерием и аристократическим презрением к менее богатым людям, а его запросами и требованиями к жизни и людям

      Нельзя не видеть высокой культуры, широкого кругозора и разносторонней образованности героя Лермонтова.

      Листая страницы «Журнала Печорина», я все больше и больше узнавала его как человека, я поняла, что Печорин — человек незаурядный, с самобытным характером. Он отличается от большинства окружающих его людей силой и независимостью характера, глубоким, аналитическим умом. Речь его полна афоризмов, то решительных и конкретных: «Зло порождает зло», «На небесах не более постоянства, чем на земле», то парадоксальных, подчас обнажающих безверие и опустошенность герой: «Без дураков было бы на свете очень скучно», «Из двух друзей всегда один раб другого». В дневнике Печорина очень часто можно встретить слова о скуке, готовности умереть. Вспомним размышления в ночь перед дуэлью: «Что ж? умереть так умереть! потеря для мира небольшая; да и мне самому порядочно уж скучно…» Однако в душе героя за этой скукой таится огромная любовь к жизни. Доказать это я могу по тем страницам, где герой пишет о своей любви к природе — одном из самых цельных чувств Печорина. Вспомним: «Весело жить в такой земле! Какое-то огромное чувство разлито во всех моих жилах. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка». Или: «Я помню — в этот раз, больше чем когда-нибудь прежде, я любил природу».

Любовь Печорина к Вере — большое и искреннее чувство. Примером могут послужить переживания Печорина: «Одну минуту, еще одну минуту видеть ее», «…Вера стала для меня дороже всего на свете — дороже жизни, чести, счастья!»

Вывод ( Презентация «Основные черты характера Печорина»)

6..Учитель: Таким увидели мы образ Печорина в романе. А каким увидели его критики и современники? Как они оценили роман Лермонтова ? Какую они дали характеристику главному герою? ( 3 группа: критики. Презентация « Роман «Герой нашего времени» и Печорин в русской критике»)

( Появление романа М.Ю.Лермонтова сразу же вызвало острую полемику в обществе.

Николай I находил роман « отвратительным», показывающим «большую испорченность автора».

Профессор С.П. Шевырёв стремился доказать, что Печорин не больше как подражание западным образцам, что он не имеет корней в русской жизни.

Раньше других с необычайной верностью оценил «Героя нашего времени» В.Г.Белинский, отметивший в нём «богатство содержания», «глубокое знание человеческого сердца и современного общества».)

7.Учитель: Чтобы понять и оценить героя романа, давайте поразмышляем над смыслом названия этого произведения. Как вы думаете, почему роман назван «Герой нашего времени»? ( 2 группа: исследователи )

(Первоначально название романа звучало так - « Один из героев нашего времени», но опытный журналист А.А. Краевский предложил иное название – « Герой нашего времени». Я считаю, что второй вариант наиболее точно отражает суть романа. Печорин – не один из всех, он «человек в толпе». Да, в нём собраны все пороки молодых людей того времени, но в отличие от них, он умный, мыслящий, ищущий свой путь.

В «Герое нашего времени» автор выделяет из этой толпы одного и, рассказывая о нем, дает психологический портрет всех.)

Вывод (вынести на интерактивную доску):

« Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно, портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии» ( М.Ю.Лермонтов)

8.Учитель: «Герой нашего времени» пронизан гуманными идеями. Роман приводит к мысли о необходимости свободы, приносит читателю эстетическое наслаждение. Богатство содержания, правда жизни, художественное совершенство сделали произведение Лермонтова неувядаемым, вечной книгой, которая побуждает к размышлениям. Именно в золотую пору юности каждый из вас должен задуматься о будущем, о смысле и назначении своего пребывания на земле. Об этом подумали и наши ученики.

^ 4 группа: творческая. Сочинение-эссе « В чём я вижу своё предназначение? Для чего я живу на земле?» ( Мамонова Анастасия) (Приложение № 1), стихотворение, написанное ученицей этого класса Большаковой Мариной.( Приложение № 2)

Итог урока: Каким я увидел главного героя романа «Герой нашего времени»?

( Перед нами сильная, недюжинная личность, не находящая себе места и цели в жизни, чуждая окружающему обществу, внутренне противоречивая.)

Домашнее задание: написать сочинение – рассуждение на тему « Мог ли такой роман появиться в наше время? или нынешнюю молодёжь не в чем упрекнуть?»

   

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Век Лермонтова в романе «Герой нашего времени» iconИгра "Умники и умницы" по роману М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" Цели
Обобщение, систематизация и углубление материала по теме: “Роман М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”

«Век Лермонтова в романе «Герой нашего времени» iconРоль главы «Тамань» в романе М. Ю. Лермонтова
Деление на части, различающееся сюжетом и героями, отличительная особенность романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

«Век Лермонтова в романе «Герой нашего времени» iconХудожественные открытия романтиков
В то же время он становится объектом анализа со стороны других персонажей, либо со стороны автора. Интересно, что эта повествовательная...

«Век Лермонтова в романе «Герой нашего времени» iconИсследовательская работа по литературе «Роль собственных имён как...
Григория Александровича Печорина в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

«Век Лермонтова в романе «Герой нашего времени» iconК какому идейно-эстетическому направлению в литературе принадлежит...

«Век Лермонтова в романе «Герой нашего времени» iconДеление на части, различающееся сюжетом и героями, отличительная...

«Век Лермонтова в романе «Герой нашего времени» iconДуэли в русской литературе первой половины 19 века (на примере произведений...
Тема дуэли в русской литературе первой половины 19 века (на примере произведений А. С. Пушкина «Евгений Онегин» и М. Ю. Лермонтова...

«Век Лермонтова в романе «Герой нашего времени» iconКомментарии к экзаменационным билетам по литературе
Почему Печорин не спешит на встречу с Максимом Максимычем? (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

«Век Лермонтова в романе «Герой нашего времени» iconСетевая игра 5 по предметам гуманитарного цикла
Кто из критиков первым предложил рассматривать роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» кА произведение реалистическое?

«Век Лермонтова в романе «Герой нашего времени» iconКонспект вопрос 1: Тематика и образы романтической поэзии В. А. Жуковского
Как можно объяснить безразличие Печорина к судьбе своего дневника? (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница