Познавательный час по рассказам В. Осеевой




Скачать 46.74 Kb.
НазваниеПознавательный час по рассказам В. Осеевой
Дата публикации08.03.2014
Размер46.74 Kb.
ТипРассказ
www.lit-yaz.ru > Философия > Рассказ
Познавательный час по рассказам В. Осеевой

Цели:

сформировать умение анализировать художественное произведение на доступном для детей уровне;

способствовать развитию речи, пополнению словарного запаса;

раскрыть содержание понятий: "волшебное слово", "настоящий друг", "щедрость";

дать детям возможность оценить себя и свои поступки.
Оборудование: доска, книжная выставка, иллюстрации к рассказам, презентация.
Валентина Александровна ОСЕЕВА

(1902- 1969)

Есть на свете волшебные слова: «спасибо», «пожалуйста». Скажешь их — и люди станут к тебе добрее и внимательнее. Но, к сожалению, не все ребята знают эти слова. Вот и происходят с ними неприятности. Совсем такие, как у мальчика Павлика из рассказа В. Осеевой «Волшебное слово».

пересказ одним из учеников.

- В чем заключается главная мысль рассказа «Волшебное слово»?

( Если ты будешь добрым с людьми, то и они с тобой тоже будут добрыми)

^ Работа с пословицами

- Соберите пословицы

учит, человек, добрый, и, добру

добрые, дана, на, жизнь, дела

добро, за, платят, и, добром

(Добрый человек добру и учит. Жизнь дана на добрые дела. За добро добром и платят.)

- О ком первая пословица? (О старичке)

- Объясните значение второй пословицы

- Как понимаете значение третьей пословицы?

- Какие « волшебные слова» вы знаете?

(На доску выносятся слова: здравствуйте, пожалуйста, спасибо)

дети читают стихи "Волшебные слова"

"Здравствуйте"

"Доброго пути"

"Спасибо"

"Пожалуйста"

"До свидания"

- Только ли важно знать «волшебные слова»?

(Нет, еще более важно правильно их произносить)

- Произнесите слова правильно, обращая внимание на тон, громкость, мимику.

Но не только о «волшебных словах» можно узнать из рассказов Осеевой.

Семнадцать лет проработала Валентина Александровна с детьми. Любила их и понимала. И книги свои писала для того, чтобы выросли все девочки и мальчики честными и воспитанными людьми.

А чтобы стать воспитанным человеком, мало знать и говорить «волшебные» и вежливые слова. Воспитанный человек — это тот, кто не будет сидеть, равнодушно поглядывая в окно, если рядом, в переполненном трамвае или автобусе, стоит пожилой человек, маленький мальчик или девочка. Тот, кто не съест всё печенье, ничего не оставив маме и бабушке, как это сделали Вова и Миша из рассказа В. Осеевой «Печенье». И уж точно, воспитанный человек никогда не будет обижать тех, кто слабее его, например собаку. А именно так и поступила девочка Таня из рассказа «Кто всех глупее».

В одной из книг Валентина Александровна обратилась к своим читателям с такими словами:

"Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:

– Понравился тебе рассказ?

Я ответила:

– Не знаю. Я о нем не думала.

Мама очень огорчилась.

– Мало уметь читать, надо уметь думать,– сказала она.
С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и о своих собственных. И так как в жизни мне это помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать".
Читать вы все умеете. Теперь будем учиться думать о том, что вы читаете.

- Определите по рисункам рассказы В.Осеевой

(«Что легче?», «Сыновья»)

- Почему мальчики боялись идти домой? (Зачитать ответ)

^ Сценка «Разговор мальчиков в лесу»

- Что произошло с мальчиками дома?

- Объясните название рассказа «Что легче?»

(В жизни следует быть правдивым человеком. Правду как ни прячь, она все равно выйдет наружу. Надо быть честным перед собой и другими людьми.)

- А как бы поступили вы на месте мальчиков?

- Какие пословицы подобрали к рассказу?

(Правда суда не боится. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь)

- Что же легче сказать?

(Правду) (Слово правда выносится на доску)

Пересказ рассказа «Сыновья» по картинному плану

- Кого из мальчиков старик считает настоящим сыном? Почему?

(Третьего мальчика. Он помог маме нести тяжелые ведра с водой.)

- Что проявил сын по отношению к матери?

(помощь, заботу - слова выносятся на доску)

- Расскажите, как вы помогаете своим родным. ( Рассказы детей)
Я хочу проверить действительно ли вы такие все хорошие и умненькие, Для этого я вам загадаю загадки, а они у меня особенные. Если сама загадка учит добру и вежливости, то в ответ на нее надо всем вместе хором сказать : «Это я . это я, это все мои друзья».Эти слова надо говорить не на каждую загадку. Если загадка вредная – надо промолчать. Будьте внимательны!

-Кто из вас, проснувшись бодро,

С добрым утром скажет твердо?

-Кто из вас, скажите, братцы,

Забывает умываться?

-У кого из вас в порядке Сумка,

книжки и тетрадки?

-Кто из вас в трамвае тесном

Уступает старшим место?

-Кто из вас молчит как рыба

Вместо доброго спасибо?

-Кто быть вежливым желает,

Малышей не обижает?
- О чем мечтал Юра из рассказа «Хорошее»?

(О хороших поступках)

- О каких делах мечтал Юра?

- Как Юра поступал на самом деле?

- Что ему посоветовала мама?
- Чему учит произведение?

(Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить)

^ Чтение по ролям

- Сколько ролей в рассказе?

( автор, Юра, сестра, мама, няня, Трезор)

После прочтения

- Что хорошо в рассказе, а что – плохо?

(Мысли, желания) (Поступки мальчика)

На доску выносятся слова хорошо, плохо.

- Какое чувство проявил Юра по отношению к сестре, няне, Трезорке?

(Грубость) (Слово выносится на доску)

- Назовите антоним к слову грубый (вежливый)
Вопросы и задания

1. Почему писала В. А. Осеева маленькие рассказы?

2. Что значит быть воспитанным человеком?

3. Как нужно читать рассказы В. А. Осеевой?

4. Какие «волшебные слова» вы знаете?

5. Расскажите какой рассказ вам понравился и объясните почему.
7.Итог урока

- Как бы вы ответили на вопрос:

- О чем заставляет нас задуматься В.А.Осеева в своих произведениях?

(О том, что хорошо, а что плохо, что можно, а что нельзя.

Как правильно поступать с друзьями, родными, чужими незнакомыми людьми)

- Что хорошего можно сделать по отношению к людям?

(Быть вежливым, честным, заботливым, помогать всем кто нуждается в помощи, не брать чужого, быть добрым…)

Обращение к словам В.А.Осеевой:

В каждом из вас, ребята,

есть волшебная сила –

сила ваших слов и поступков.
Будьте добры!

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Познавательный час по рассказам В. Осеевой iconВикторина по рассказам В. А. Осеевой
Написанные простым, доступным языком, рассказы писательницы актуальны и сегодня. Они, как маяки, ведут ребёнка по сложному, быстроменяющемуся...

Познавательный час по рассказам В. Осеевой iconВидеопрезентации. Из опыта работы классных руководителей школ района....
Видеопрезентации. Из опыта работы классных руководителей школ района. – «Классный час – познавательный час» (2009-2012г г.)

Познавательный час по рассказам В. Осеевой iconКлассный час с психологом
Цель: провести интересный, познавательный разговор о дружбе, умении жить дружно, помогать друг другу

Познавательный час по рассказам В. Осеевой iconТема: «Звездный час знатоков литературы»
...

Познавательный час по рассказам В. Осеевой iconУрок доброты и милосердия. Сценарий, презентация, текст рассказа В. Осеевой «Бабка»
Валентина Александровна Осеева – детям: урок доброты и милосердия. Сценарий, презентация, текст рассказа В. Осеевой «Бабка»/Н. Г....

Познавательный час по рассказам В. Осеевой iconУрок внеклассного чтения по "Колымским рассказам"
С жаждой настоящей правды " (урок внеклассного чтения по "Колымским рассказам" В. Т. Шаламова)

Познавательный час по рассказам В. Осеевой iconКлассный час во 2 ю классе
Цели: закрепить знания о здоровом питании, необходимости витаминов в пище; воспитывать чувство ответственности за свое здоровье;...

Познавательный час по рассказам В. Осеевой iconКлассный час на тему «Твори добро»
Какими бывают люди", "Город любви и доброты", "Гора жизни"; репродукции работ Микеланджело, иллюстрации детей к различным рассказам...

Познавательный час по рассказам В. Осеевой iconУрока: Познавательный аспект
Познавательный аспект: Сформировать у обучающихся представление о русском национальном герое, истинно христианском правителе, благоверном...

Познавательный час по рассказам В. Осеевой iconПознавательный час: «Ромашковая Русь»
Цель и задачи: Дать представление о значения гимна для страны. Формировать уважительное отношение к своему государству. Учить рассуждать,...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница