1. "И опустошили они Египет"; "Опустошение" Египта как исполнение повеления Всевышнего




Название1. "И опустошили они Египет"; "Опустошение" Египта как исполнение повеления Всевышнего
страница1/6
Дата публикации24.06.2013
Размер0.55 Mb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4   5   6
"Вещи серебряные и вещи золотые"

1. "И опустошили они Египет"; "Опустошение" Египта как исполнение повеления Всевышнего.
2. "И пусть одолжат"; "Опустошение" Египта как воплощение замысла Всевшнего со времен Праотцев.
3. "И опустошили ..."; Оправданием опустошения служит рабский труд евреев.
4. "И опустошили ..."; Египтяне сами осыпают евреев подарками.
5. "И опустошили ..."; Ценности, унесенные из Египта - компенсация за оставленное имущество.
6. "И опустошили ..."; Зачем Всевышнему посредничество египтян в обогащении евреев.

1. "И опустошили они Египет"; "Опустошение" Египта как исполнение повеления Всевышнего.

    Закончилась великая битва между Моше, пророком Всевышнего, и фараоном, царем Египта, когда настал великий миг исхода сынов Израиля из Египта, миг выхода из рабства на свободу, и Тора говорит:  

12:35 




А СЫНЫ ИЗРАИЛЯ 
СДЕЛАЛИ ПО СЛОВУ МОШЕ 
И ВЗЯЛИ В ДОЛГ У ЕГИПТЯН 
ВЕЩИ СЕРЕБРЯНЫЕ, И 
ВЕЩИ ЗОЛОТЫЕ, И ОДЕЖДЫ. 




12:36 




Г-СПОДЬ ЖЕ ДАЛ ПРИЯЗНЬ 
НАРОДУ В ГЛАЗАХ ЕГИПТЯН, 
И ТЕ ОДАЛЖИВАЛИ ИМ, 
И ОПУСТОШИЛИ ОНИ ЕГИПЕТ. 

Если бы это было проявлением собственной инициативы сынов Израиля, – порабощенных, эксплуатируемых и угнетенных в течение более двух столетий, привыкших к побоям и даже к тому, что их детей бросали в Нил, не способных даже воспринять весть о скором освобождении (см. 6:9), – если бы Тора только упомянула, что перед тем, как покинуть Египет, сыны Израиля отомстили своим соседям, своим поработителям и мучителям, опустошив их дома, – это не требовало бы никакого объяснения, никакого комментария. Ведь Тора изображает "поколение пустыни" без всякого намека на идеализацию – отягощенным пережитками рабства, не способным на благодарность, преисполненным недоверия, с его ностальгией по "горшкам с мясом", – и такое упоминание могло бы стать еще одной характерной чертой выходцев из Египта. Однако в действительности дело обстоит совсем не так. То, что Тора рассказывает здесь, было сделано отнюдь не по личной инициативе, но как исполнение повеления Всевышнего, переданного сынам Израиля устами Моше.

^ 2. "И пусть одолжат"; "Опустошение" Египта как воплощение замысла Всевышнего со времен Праотцев.

    Перед последней из десяти кар египетских мы читаем: "Внуши, пожалуйста, народу, и пусть одолжат каждый мужчина у своего друга-египтянина и каждая женщина у своей подруги-египтянки вещи серебряные и вещи золотые" (11:2). Раши обращает наше внимание на одно слово, совершенно необычное для стиля, в котором Тора передает повеления Всевышнего и Его заповеди, – слово "пожалуйста". Его комментарий здесь основан на словах наших мудрецов в Талмуде (Брахот 9а):

Слово "пожалуйста" всегда означает просьбу. Всевышний сказал Моше: "Пожалуйста, прошу тебя, остереги их тщательно исполнить это, чтобы не сказал тот праведник, Авраhам: "Предсказание '...и будут работать на них, а те будут их мучить' (Брейшит 15:13) Ты исполнил, обещание же '...а затем уйдут оттуда с великим достоянием' (там же 15:14) – нет'".

Но слова эти не были здесь сказаны Моше в первый раз. Нет (и это удивительней всего!), они прозвучали еще тогда, когда он стоял перед пылающим и не сгорающим кустом терновника и слушал первую весть об освобождении:  

3:21




И Я ДАМ ЭТОМУ НАРОДУ 
ПРИЯЗНЬ В ГЛАЗАХ ЕГИПТЯН, 
И БУДЕТ: КОГДА ПОЙДЕТЕ, 
НЕ ПОЙДЕТЕ С ПУСТЫМИ РУКАМИ; 




3:22




НО ПУСТЬ ПОПРОСИТ КАЖДАЯ 
ЖЕНЩИНА У СОСЕДКИ СВОЕЙ 
И У ЖИВУЩЕЙ В ДОМЕ 
ЕЕ ВЕЩИ СЕРЕБРЯНЫЕ, 
И ВЕЩИ ЗОЛОТЫЕ, И ОДЕЖДЫ, 
И НАДЕНЕТЕ ИХ НА СЫНОВЕЙ ВАШИХ 
И НА ВАШИХ ДОЧЕРЕЙ – 
И ОПУСТОШИТЕ ЕГИПЕТ. 

Более того: намек на это получил еще наш праотец Авраhам, когда Всевышний заключал с ним союз ("брит бейн hабтарим"), – в предсказании будущего, которое ожидает народ, тогда еще не существовавший, будущего, которое ожидает потомство Авраhама, тогда еще не явившееся на свет. Вместе с обещанием страны и предвещанием изгнания и освобождения было сказано: "...А затем уйдут оттуда с великим достоянием". Следовательно, перед нами не спонтанный поступок рабов, выходящих на свободу, но воплощение глубочайшего замысла Всевышнего, запланированного Им изначала. Поразительно!

^ 3. "И опустошили ..."; Оправданием опустошения служит рабский труд евреев.

    Еще в глубокой древности наши ненавистники различных сортов уцепились за этот момент исхода наших предков из Египта и сделали его поводом для обвинений в обмане и грабеже. Эхо этих нападок слышно в истории, которую приводит Талмуд:

Санhедрин 91а:

Еще было дело: пришли египтяне судиться с сынами Израиля перед Александром Македонским. Сказали они ему: Вот, сказано (Шмот 12:36): Г-сподь же дал приязнь народу в глазах египтян, и те одалживали им, и опустошили они Египет.

Сказал тогда Гвиhа бен Псиса мудрецам: "Позвольте мне пойти и судиться с ними перед Александром. Если они меня победят – скажите: "Невежду победить немудрено", а если я одержу над ними победу, вы скажете им: "Тора Моше-рабейну вас победила!". Дали ему мудрецы разрешение, и он отправился на суд. Спросил он египтян: "Откуда вы приводите доказательства?" "Из Торы", – ответили те. "Тогда и я, – сказал Гвиhа бен Псиса, – буду приводить доказательства только из Торы. Сказано в ней (Шмот 12:40):

А ВРЕМЯ, КОТОРОЕ СЫНЫ ИЗРАИЛЯ
ПРОВЕЛИ В ЕГИПЕТЕ, –
ЧЕТЫРЕСТА ТРИДЦАТЬ ЛЕТ

– отдавайте нам плату за работу, которую выполняли 600000 человек в Египте!.." Сказал им Александр Македонский: "Отвечайте ему!", а они ответили: "Дайте нам три дня сроку". Дал он им срок – искали они и не нашли, что ответить.

Нет сомнения в том, какие именно египтяне обратились к Александру Македонскому: это были жители Александрии, в среде которых расцвела антисемитская литература, очень охотно подчеркивавшая, что якобы еще предки еврейского народа занимались обманом. И ответное обвинение защитника еврейских интересов тоже очень понятно (хотя с юридически-нравственной точки зрения его, безусловно, легко опровергнуть): если мы по справедливости сопоставим все, что вы получили от нас, и то, что мы получили от вас, безусловно окажется, что за вами еще огромный долг.

В этом духе оправдывал сынов Израиля уже Филон Александрийский в своей книге "Жизнь Моше". Он подчеркивал, что ими двигало вовсе не стремление к наживе, но справедливое стремление получить то, что им полагается за тяжелейшую работу, которую они выполняли в течение множества лет, и некоторую – "хотя бы самую малую, безусловно, неполную" – компенсацию за страдания, которые они терпели от своих поработителей. И Филон тут же прибавляет, что на самом-то деле никакая денежная компенсация не может оправдать такое преступление, как обращение в рабство свободных людей.

^ 4. "И опустошили ..."; Египтяне сами осыпают евреев подарками.

    Также и Иосиф Флавий в "Иудейских древностях" (кн. 2, гл.14) обращается к апологетике такого же рода (впрочем, совершенно не упоминая о полагающей плате и компенсации):

А египтяне осыпали сынов Израиля подарками: одни – ради того, чтобы те скорее ушли, другие – из дружеских чувств, которые они испытывали к своим бывшим соседям. Они провожали уходящих сынов Израиля плачем, раскаиваясь в том, что поступали с ними так нечестиво.

То, что рассказывает Иосиф Флавий, не имеет никакой связи со словами Торы, однако, без сомнения, здесь тоже (как и во многих местах в его книгах) он воспроизводит какое-то предание (возможно, воспринятое им еще в годы учебы в Иерусалиме). Это соображение подкрепляется фактом – и у наших мудрецов мы находим упоминание о том, что ценные предметы сыны Израиля получили от египтян не в качестве ссуды, но как подарки:

Мехильта, Бо 12:36

Не успевали сыны Израиля сказать: "Одолжите...", как египтяне уже отдавали им – это слова раби Ишмаэля.

Первым, кто обратил внимание на возможность различных интерпретаций слова "шааль", приведенного в оригинале и обозначающего действие, благодаря которому сыны Израиля получали от египтян "вещи серебряные, и вещи золотые, и одежды", был рав Саадья-гаон. Он указал, что значение этого глагола "просить" может означать не только просьбу одолжить (а в будущем долг необходимо будет вернуть), но и просьбу о подарке. И вслед за ним именно в таком духе объясняли это слово ряд комментаторов средневековья, обосновывая свою интерпретацию нормами грамматики. Вслед за ними и Рашбам, и рабейну Бхаей считают, что речь идет о "подарках в полном смысле этого слова", причем они уже приводят не только грамматические, но и семантические доказательства, проводя массу параллелей с другими случаями употребления форм глагола "шааль" в Танахе.

^ 5. "И опустошили ..."; Ценности, унесенные из Египта - компенсация за оставленное имущество.

    А Хезкуни подтверждает это мнение, вспоминая о законе Торы, предписывающем награждать раба, выходящего на свободу (см. Дварим 15:14), и также указывает на то, что эти ценности были получены сынами Израиля в обмен на принадлежавшее им недвижимое имущество, которое они оставляли в Египте.

Обратим особое внимание на последний аргумент Хезкуни. В нем он поднял проблему, возникающую в каждом случае массовой эмиграции, которую, кстати, и Т. Герцль обсуждает в книге "Еврейское государство" в связи со своей программой одновременного исхода всех евреев из Европы: что делать с недвижимым имуществом, чтобы оно внезапно не обесценилось и чтобы вследствие этого не разорились его владельцы? Несчастье такого рода постигало наш народ при изгнании его из Испании и других стран, это произошло и в нашем веке, на наших глазах, и во всех этих случаях никто из наших бывших соседей не отдавал нам ни "вещей серебряных", ни "вещей золотых", ни "одежд" взамен оставляемых нами домов, полей и садов – ни в качестве подарка, ни даже как ссуду.

Что же касается оригинального истолкования Хезкуни ценностей, полученных сынами Израиля в Египте как награды рабам, выходящим на свободу (которое мы не встречаем и у других комментаторов), то оно, несомненно, имеет под собой веское основание. Не случайно Тора употребляет одни и те же выражения в обоих случаях:

Шмот 3:21:

И БУДЕТ: КОГДА ПОЙДЕТЕ,
НЕ ПОЙДЕТЕ С ПУСТЫМИ РУКАМИ

Дварим 15:13:

И КОГДА БУДЕШЬ ОТСЫЛАТЬ ЕГО...
НЕ ОТСЫЛАЙ ЕГО С ПУСТЫМИ РУКАМИ.

И еще одно объяснение читаем мы в мидраше "Хемдат ямим"1 – объяснение, вызывающее в нашей памяти ужасы совсем недавнего прошлого:

"Но пусть попросит каждая женщина у соседки своей" – почему Всевышний дал это повеление именно женщинам? Потому что из-за того, что фараон приказал бросать в Нил всех новорожденных еврейских мальчиков, женщины подкупали слуг фараона, чтобы они не губили их детей, а других египтян – чтобы они их не выдавали, отдавая им свои украшения... Вот именно поэтому в Торе и не написано о том, что приказ фараона был исполнен – например: "И бросили в Нил всех мальчиков". И Всевышний повелел: "Но пусть попросит каждая женщина...", – для того, чтобы им вернули полученные от них драгоценности – никакого обмана в этом не было, а было только возвращение потери ее хозяину.

^ 6. "И опустошили ..."; Зачем Всевышнему посредничество египтян в обогащении евреев.

    И все-таки все эти объяснения не дают ответа на тот вопрос, который мы задали вначале: почему Всевышний приказал нам так поступить – просить подарки у людей из плоти и крови? Ведь если Он хотел тем самым облагодетельствовать сынов Израиля, приободрить их и возвысить над перенесенными страданиями и унижениями – разве у Него не было другой возможности сделать их богатыми? Ответ на этот вопрос дают два комментатора Торы нашего времени:

Бенно Яаков2:

В сердце каждого еврея имя "египтянин" было связано с самыми горькими воспоминаниями. Не было бы ничего удивительного, если бы каждый еврей ненавидел любого египтянина как поработителя отцов своего народа и если бы считал себя вправе не относиться к нему так, как Тора предписывает относиться к любому чужеземцу. Как, – думал бы он, – это к египтянину-то я буду проявлять ту любовь, которую обязан проявлять к геру?!... Разве не египтяне обратили наших отцов в рабство? Тем не менее, Тора говорит: все же, в конце концов, египтяне отпустили вас как друзей и одарили вас "вещами серебряными и вещами золотыми", поступив с вами так, как вы сами должны поступать с евреем-рабом, выходящим на свободу – "не отсылай его с пустыми руками" (Дварим 15:13). Поэтому – "не испытывай отвращения к египтянину, потому что пришельцем был ты в его стране" (Дварим 23:8). Но поскольку недальновидные египтяне сами по собственной инициативе не предлагали подарки сынам Израиля, последним было приказано подбодрить египтян, говоря им: мы хотим вас покинуть как друзья, мы просим у вас подарки в час этого расставания...

Кассуто3:

По поводу этих "вещей серебряных и вещей золотых" приводится немало объяснений... Интерпретацию, верную с объективной точки зрения, я уже предложил много лет тому назад (в 1923 г.). Она опирается на проведение параллели с тем, что написано в книге "Дварим" (15:13-14) по поводу освобождения раба-еврея после того, как он отработал положенное число лет. Написано здесь (Шмот 3:21): "И будет: когда пойдете – не пойдете с пустыми руками", и написано там: "И когда будешь отсылать его от себя – не отсылай его с пустыми руками! Непременно одари его..."И вот в нашем случае евреи-рабы уже отработали то количество лет, которое высшее Провидение установило заранее (Брейшит 15:13), и потому их полагается освободить, а вместе с освобождением им полагаются подарки. Так предписывает закон, то есть так предписывает принцип абсолютной справедливости. И хотя нет в мире суда, который мог бы заставить египетского царя и его служителей исполнить свой долг, Суд небесный заботится об осуществлении того, что требуют закон и справедливость, и направляет ход событий в нужном направлении.

Итак, Кассуто видит в предписании Всевышнего взять у египтян "вещи серебряные и вещи золотые" выражение Его воли, направленной к торжеству справедливости, и проявление Его власти над миром, направляющей ход событий в таком направлении, чтобы принцип справедливости оказался осуществленным полностью. А Б. Яаков обращает внимание на другой аспект – воспитательный, цель которого уменьшить чувство враждебности, ослабить стремление отомстить и тем самым сделать возможным исполнение завета Торы (Дварим 23:8):

НЕ ИСПЫТЫВАЙ ОТВРАЩЕНИЯ
К ЕГИПТЯНИНУ, ПОТОМУ ЧТО
ПРИШЕЛЬЦЕМ БЫЛ ТЫ
В ЕГО СТРАНЕ.

1 Тора шлейма, Шмот, конец гл.3.

2 В конце уже цитировавшейся выше статьи "Б-г и фараон",
с. 288.

3 Комментарий к книге "Шмот", с.27.

  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. \"И опустошили они Египет\"; \"Опустошение\" Египта как исполнение повеления Всевышнего iconБлагодаря объективной причине значительной продолжительности существования...
Антония и Клеопатры, -египет уже долгое время привлекает внимание ученых. Исследователи старались понять механизм превращения державы...

1. \"И опустошили они Египет\"; \"Опустошение\" Египта как исполнение повеления Всевышнего iconА. Скляров Цивилизация древних богов Египта
Египет в рамках как частных поездок, так и специальных экспедиций. В ходе этих визитов удалось не только проверить какие-то выводы...

1. \"И опустошили они Египет\"; \"Опустошение\" Египта как исполнение повеления Всевышнего iconГлаза сфинкса глава 1 некрополи животных и пустые могилы
О египет, Египет! От того, что ты знаешь, останутся одни лишь легенды, которые покажутся будущим поколениям невероятными

1. \"И опустошили они Египет\"; \"Опустошение\" Египта как исполнение повеления Всевышнего iconНемного о пирамидах Гизе. Статья 3 Боги – фараоны Древнего Египта
Боги или их группы. В этом равноправии как бы отсутствовал единый главный Бог, но наличествовала группа Богов прошедшая практически...

1. \"И опустошили они Египет\"; \"Опустошение\" Египта как исполнение повеления Всевышнего iconКонтрольная работа По дисциплине: Культурология на тему: Культурное наследие Древнего Египта
Египта – родственники именно негритянских народов. На это указывает распространенный у египтян культ мертвых, фетишизм и поклонение...

1. \"И опустошили они Египет\"; \"Опустошение\" Египта как исполнение повеления Всевышнего icon-
В ней можно найти ответы на многие вопросы и в том числе о том, как следует правильно каяться. Мы надеемся на Аллаха, что данная...

1. \"И опустошили они Египет\"; \"Опустошение\" Египта как исполнение повеления Всевышнего icon-
В ней можно найти ответы на многие вопросы и в том числе о том, как следует правильно каяться. Мы надеемся на Аллаха, что данная...

1. \"И опустошили они Египет\"; \"Опустошение\" Египта как исполнение повеления Всевышнего iconСборник статей о познании Всевышнего Аллаха
И если даже ты представишь всех Его созданий в самом прекрасном обличии, если все они будут в таком виде, и сравнишь ты их красоту...

1. \"И опустошили они Египет\"; \"Опустошение\" Египта как исполнение повеления Всевышнего icon-
Евреи только недавно познали истинного б-га и еще не утвердили его в своем сознании. До исхода из Египта они, вместе с египтянами,...

1. \"И опустошили они Египет\"; \"Опустошение\" Египта как исполнение повеления Всевышнего iconПочему суккот радостный праздник?
Торы. Чувство радости, которое возникает во время празднования двух других упомянутых в Торе праздников Песах и Шавуот, вполне понятно,...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница