Настоящее




Скачать 92.34 Kb.
НазваниеНастоящее
Дата публикации07.02.2014
Размер92.34 Kb.
ТипСтатья
www.lit-yaz.ru > Философия > Статья


ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ В ПОЭТИЧЕСКОМ ЯЗЫКЕ

И. БРОДСКОГО
Е. Г. Штырлина
Аннотация

Статья посвящена раскрытию особенностей индивидуально-авторского восприятия прошлого, настоящего, будущего с целью осмысления поэтического творчества И. Бродского. Определена специфика функционирования и репрезентации основных модусов времени в идиостиле поэта с учетом своеобразия их семантического объема.

Ключевые слова: время, прошлое, настоящее, будущее, И. Бродский

Большинство исследователей творчества И. Бродского (М.Б. Крепс, В.А. Куллэ, В.П. Полухина, Е. Ваншенкина) сходятся во мнении, что центральное место в его поэзии занимает категория времени, основанная на синтезе философских, метафизических и экзистенциальных представлений [1-4]. Время в поэтическом контексте И. Бродского обладает не только универсальной семантической структурой, характерной для европейской и русской языковых картин мира, но и рядом специфических, индивидуально-авторских особенностей, создающих на страницах его произведений неповторимый многослойный образ времени.

Поэтический текст И. Бродского не только способствует развитию смысловых приращений в семантике временных лексем, появлению разного рода трансформаций и преобразований, свойственных словам с темпоральным значением, но и представляет собой концентрат символических смыслов, связанных с категорией времени.

Основными модусами времени в лирике И. Бродского являются прошлое, настоящее и будущее, выражающиеся одноименными лексемами, синонимическими конструкциями и словами, передающими цикличность временных отрезков. В поэтических произведениях данные временные пласты являются способом осмысления лирическим героем своего существования относительно некой временной оси.

Идею настоящего, прошлого и будущего в поэтических текстах И. Бродского передают одноименные субстантивы, употребляемые как в традиционном словарном значении, так и в окказиональном, создаваемом путем семантических преобразований, ассоциативных связей и особой сочетаемости. Кроме этого, временная ось разграничивается и другими словесными единицами, такими как существительные (воспоминанье, время), прилагательные (минувший, нынешний, грядущий), наречия (давно, нынче, завтра) и т.д.

Лексемам настоящее, прошлое, будущее в поэтическом мире И. Бродского свойственно расширение традиционного значения («теперешнее, происходящее в данное время» (ТС, с. 394); «предшествующее настоящему, минувшему» (ТС, с. 628); «такое, которое следует за настоящим, предстоящее» (ТС, с. 62)). Это связано с тем, что автор наделяет данные лексемы индивидуальной коннотацией, создающей образ концептуального времени. Особенность авторского видения И. Бродского заключается в понимании времени как некоего абсолюта, деструктивно воздействующего на все живое и уничтожающего и губящего всё на своем пути. Этой позиции соответствует осмысление всех темпоральных отношений, в частности, оппозиции прошлого, настоящего и будущего. При этом деструктивное начало в каждой временной категории представлено своеобразно: если будущее несет в себе угрозу разрушения настоящего и исчезновения прошлого и в связи с этим осмысляется И. Бродским наиболее негативно, настоящее – ускользающее мгновение, уже содержащее в себе зачатки разрушения и потому в каком-то смысле не существующее, не имеющее значения, то прошлое – это потерянное навсегда настоящее, события уже произошедшие, знакомые и известные человеку, а, следовательно, не представляющие собой никакой опасности. Отсюда следует, что прошлое в текстах И. Бродского является возможной и приемлемой средой существования, где автор чувствует себя уверенно и спокойно.

Прошлое в произведениях поэта обретает главенствующую роль над всем происходящим, так как зачастую передает значение не того, что было, а того, что есть, тем самым отодвигая план настоящего. Иными словами, прошлое становится единственно существующей реальностью, заменяющей бытие настоящего и приближение будущего: Живем прошедшим, словно настоящим, / на будущее время не похожим, / опять не спим и забываем спящих, / и так же дело делаем все то же (И.Б.). Прошлое в понимании поэта превалирует не только над настоящим: Действительно, прошлого всюду было гораздо больше, / чем настоящего. Больше тысячелетий, / чем гладких автомобилей. Люди и изваянья, / по мере их приближенья и удаленья, / не увеличивались и не уменьшались, / давая понять, что они – постоянные величины (И.Б.), но и над будущим. Будущее в текстах И. Бродского зависимо от прошлого, оно нуждается в нем, как в непременном предшественнике: Как войску, пригодному больше к булочным / очередям, чем кричать "ура", / настоящему, чтоб обернуться будущим, / требуется вчера (И.Б.3). Данная позиция автора подчеркивает значимость и важность прошлого, в котором поэт видит величие: В нашем прошлом - величье. В грядущем – проза… (И.Б.2) Все описываемое и воспринимаемое относится в произведениях И. Бродского к области прошлого, так формируется представление о грядущем как о далеком прошлом: ...Пахнет оледененьем. / Пахнет, я бы добавил, неолитом и палеолитом. / В просторечии – будущим. Ибо оледененье / есть категория будущего, которое есть пора, / когда уже никого не любишь, даже себя... (И.Б.) Однако следует отметить, что, несмотря на явное доминирование прошлого, оно находится во взаимосвязи с будущим и настоящим и формирует между ними отношения синкретичности. Так, в поэтических текстах И. Бродского проявляется связь данных временных категорий и зависимость одной от другой: Там, где прошлое плюс / будущее вдвоем / бьют баклуши, творя / настоящее, вкус / диктует массам объем (И.Б.) или Как войску, пригодному больше к булочным / очередям, чем кричать "ура", / настоящему, чтоб обернуться будущим, / требуется вчера (И.Б.) или Помни, что прошлому не уложиться / без остатка в памяти, что ему / необходимо будущее… (И.Б.4) Таким образом, семантическую наполняемость лексемы прошлое в творчестве поэта составляют следующие смыслы: «предшествование», «минувший», «представляет ценность», «память, воспоминание», «замена настоящего и будущего», «единственно возможная область человеческого существования».

При рассмотрении лексемы будущее в текстах И. Бродского на первый план выходят следующие смысловые компоненты: «предстоящее», «неизбежное», «необратимое», «неизвестное», «без человека». Традиционное значение данной лексемы («время и события, следующие за настоящим» (ТС, с. 62)) в произведениях поэта обрастает дополнительными оттенками. Индивидуально-авторское понимание будущего связано у И. Бродского со страхом героя перед неизвестностью. Поэт относится к будущему с опаской, с боязнью, так как не может предположить его последствий, не знает, что будет дальше, однако, его воображение, подчиняясь негативному видению надвигающегося времени, рисует автору самые мрачные картины. Подтверждением этого является лексическое окружение словоформ со значением будущего, имеющее отрицательную окраску: Но будущее, в сущности, во мгле (И.Б.) или Грядущее есть форма тьмы, / сравнимая с ночным покоем. / В том будущем, о коем мы / не знаем ничего, о коем, / по крайности, сказать одно / сейчас я в состояньи точно: / что порознь нам суждено / с тобой в нем пребывать… (И.Б.). Осмысление будущего как своеобразного разлучителя проявляется во многих произведениях И. Бродского: будущее нейтрализует чувства и оставляет человека в одиночестве: Когда человек один, / он в будущем, ибо оно способно / обойтись, в свою очередь, без сверхзвуковых вещей, / обтекаемой формы, свергнутого тирана, / рухнувшей статуи… (И.Б.) или В определенном смысле, / в будущем нет никого; в определенном смысле, / в будущем нам никто не дорог (И.Б.). В одиночестве и неизвестности будущего человеку остается лишь быть несчастным: Когда человек несчастен, / он в будущем (И.Б.).

Кроме того, с будущим в творчестве И. Бродского связана идея смерти, идея полного отсутствия человека: ^ Будущее всегда / настает, когда кто-нибудь умирает. / Особенно человек. Тем более – если бог... (И.Б.) Вообще, в понимании поэта будущее отторгает человека, оно мыслится без людей, им там не место: Помни, что люди съезжают с квартиры только когда возник / повод: квартплата подпрыгнула, подпали под сокращение; / просто будущему требуется помещение / без них (И.Б.). Единственное, что сохранится после человечества в будущем, это человеческая речь, представляющая собой ценность как таковую: ...и при слове "грядущее" из русского языка / выбегают мыши и всей аравой / отгрызают от лакомого куска / памяти, что твой сыр дырявой. <…> От всего человека вам остается часть / речи. Часть речи вообще. Часть речи (И.Б.). Более того, как отмечает А. Чевтаев в работе «Нарратив как реализация концепции времени в поздней лирике И. Бродского», даже возможность существования человеческого языка в будущем в произведениях поэта ставится под сомнение: Крики дублинских чаек! Конец грамматики, / примечание звука к попыткам справиться / с воздухом... / раздирали клювами слух, как занавес, / требуя опустить длинноты, / буквы вообще, и начать монолог свой заново / c чистой бесчеловечной ноты [5].

Важнейшими средствами выражения содержания будущего в текстах И. Бродского, помимо одноименного субстантива, являются наименования единиц измерения времени и неопределенных временных отрезков, указывающих на момент совершения будущего события, на следование событий во времени (позже), на близость будущего в сравнении с настоящим (нынче). Анализ дефиниций, актуализирующих имплицитные семы времени в произведениях поэта, показал, что в объем понятия будущее входят такие компоненты, как «момент», «несчастье», «одиночество», «тьма», «конец жизни», «отсутствие человека», которые придают отрицательную окраску будущему и отражают миропонимание времени самим И. Бродским.

Парадоксальное восприятие времени рождает в произведениях поэта тождество прошлого и будущего, формирующее настоящее (Там, где прошлое плюс / будущее вдвоем / бьют баклуши, творя / настоящее… (И.Б.)). Индивидуально-авторское понимание настоящего проявляется в его непременной связи с прошлым: …Не нужно быть сильно пьяным, / чтоб обнаружить сходство временного с постоянным / и настоящего с прошлым (И.Б.) или …Но здесь, где обычно с прошлым/ смешано настоящее, колкость дает подошвам… (И.Б.) или …Два прошлых дают одно / настоящее (И.Б.). Бытие в настоящем преодолевается посредством устремленности в прошлое: Также я бросил оглядываться. Заслышав сзади топот, / теперь я не вздрагиваю. Лопатками, как сквозняк, / я чувствую, что и за моей спиною / теперь тоже тянется улица, заросшая колоннадой... (И.Б.), так возникает настоящее прошедшее: И подковы сивки или каурки/ в настоящем прошедшем, даже достигнув цели, / не оставляют следов на снегу (И.Б.). Еще одну особенность понимания поэтом настоящего во взаимосвязи с прошлым отмечает в работе «Эмигрантская нота в лирике И. Бродского 1970-х – 1980-х годов» И. Захариева, утверждающая, что проживаемое автором настоящее «приобщалось к общей категории времени и мыслилось художником слова как часть общемирового исторического прошлого» [6]. Данная мировоззренческая позиция И. Бродского нашла непосредственное отражение и в его поэтических работах: ...сказуемое, ведомое подлежащим, / уходит в прошедшее время, жертвуя настоящим (И.Б.).

Основными средствами актуализации настоящего в текстах И. Бродского являются номинации частей суток, месяцев, названия единиц измерения времени, указывающих на соотнесенность временных отрезков с планом настоящего: В этом году в феврале собачий/ холод. Птицы чернорабочей / крик сужает Литейный мост. / Туча вверху, / как отдельный мозг (И.Б.). Кроме того, важную роль при обозначении плана настоящего играют глагольные формы, грамматические транспозиции и их контекстуальное окружение.

Помимо средств номинации, важным способом выражения длительности времени в текстах И. Бродского являются различные типы предикации. В произведениях поэта доминируют предикаты, выраженные именами существительными и прилагательными, глаголами и наречиями. Данные предикаты используются для характеристики временных отрезков и наделения их особыми признаками, создающими концептуальный образ времени. Яркое воплощение в художественных текстах И. Бродского находит глагольный предикат, выражающий действия или состояния и наделяющий временные единицы антропоморфными характеристиками (прием олицетворения). В результате анализа слов в функции предиката установлено, что прошлое, настоящее и будущее в текстах И. Бродского представлены чрезвычайно многообразно и содержат следующие поэтически актуализированные компоненты значения: прошлое - «минувшее», «представляет ценность», «память, воспоминание», «жизнь»; настоящее – «нечто несуществующее, неуловимое, иллюзорное»; будущее – «наступление чего-то нового, неизведанного, представляющего опасность для человека».

Таким образом, прошлое, настоящее и будущее в поэтических произведениях И. Бродского объективируются в значительном количестве языковых средств и обладают особым, индивидуально-авторским содержанием, благодаря которому время становится ключевым компонентом авторского макрокосма, определяя смысловую многоплановость, многомерность поэтического текста и включаясь в выражение идейно-художественного содержания произведений.
Источники

И.Б. – Бродский И.А. Стихотворения и поэмы (основное собрание) [Электронный ресурс]. Режим доступа:– http://lib.ru/BRODSKIJ/brodsky_poetry.txt свободный. – Проверено 03.02.2011.

И.Б.2 – Бродский И.А. Иосиф Бродский [Электронный ресурс]. Режим доступа:– http://www.litera.ru/stixiya/authors/brodskij/all.html свободный. – Проверено 03.02.2011.

И.Б.3 – Бродский И.А. Сборник стихов [Электронный ресурс]. Режим доступа:– http://www.kulichki.com/moshkow/BRODSKIJ/u_07-09.txt свободный. – Проверено 03.02.2011.

И.Б.4 – Бродский И.А. Стихи [Электронный ресурс]. Режим доступа:– http://www.kulichki.com/moshkow/BRODSKIJ/u_11-16.txt свободный. – Проверено 03.02.2011.

ТС – Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. – М.: ИТИ Технологии, 2006. – 944с.

Литература

  1. Ваншенкина Е. Оcтрие: Пространство и время в лирике И. Бродского // Литературное обозрение. – 1996. – № 3. – С. 35–41.

  2. Крепс М.Б. О поэзии Иосифа Бродского. – Ann Arbor: Ardis, 1984. – 278 с.

  3. Куллэ В.А. «Поэтический дневник» И. Бродского 1961 года: (Формирование линейной концепции времени) // Иосиф Бродский: творчество, личность, судьба. – СПб.: Журнал «Звезда», 1998. – С. 97-107.

  4. Полухина В.П. Поэтический автопортрет Бродского // Иосиф Бродский: творчество, личность, судьба. Итоги трех конференций. – СПб: Журнал «Звезда». 1998. – С. 145–153.

  5. Чевтаев А. Нарратив как реализация концепции времени в поздней лирике И. Бродского [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://goncharov-sa.narod.ru/chevtaev.doc свободный. – Проверено 08.10.2010.

  6. Захариева И. Эмигрантская нота в лирике И. Бродского 1970-х – 1980-х годов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.russian.slavica.org/userimages/2010_emigrant.pdf свободный. – Проверено 03.02.2011.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Настоящее iconИвана Бунина имя писателя, родившегося еще в позапрошлом веке, а...
Эти вопросы. Как известно, в русском языке слово «настоящее» имеет два разных значения. «Настоящее» это и длящееся «теперь», это...

Настоящее icon1. 1 Настоящее положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании»
Настоящее положение распространяется на все отделы, структурные подразделения гбоу центра развития творчества детей и юношества «Останкино»,...

Настоящее iconСоставила: учитель английского языка моу гимназии№2 Вульфсон Евгения Евгеньевна
В работе охвачены темы: настоящее время глагола to be, настоящее неопределённое время, порядок слов в предложении, глагол to have...

Настоящее icon25 ноября 2011
В 1941году школа перешла в новое здание по ул. 1 Мая, где находится по настоящее время. Здание рассчитано на 1000 учащихся. Самое...

Настоящее iconПравила дорожного движения
Конкурса. Настоящее Положение предоставляется для ознакомления всем заинтересованным лицам, желающим принять участие в Конкурсе....

Настоящее iconАктуальность. В настоящее время доля нефти и газа в мировом балансе...
В настоящее время доля морской нефти, добываемой 45 странами, в мировом объеме добычи уже превысила 28% и к 2020 году должна возрасти...

Настоящее iconПеред учителями русского языка эстонских школ поставлена весьма серьёзная...
В настоящее время задача осложниласть всвязи с тем,что учащиеся начинают изучать язык с шестого класса,количество уроков уменьшилось,необходимой...

Настоящее iconКлассный час «Скажи-ка, дядя, ведь недаром …» Авторы: Петрова Ирина...
В настоящее время создана теоретическая база для решения ключевых проблем одаренности: определения одаренности, ее видов, путей идентификации....

Настоящее icon«Когда мой папа был маленьким…» Общие положения Настоящее положение об о бластном конкурсе
Настоящее положение об областном конкурсе «Когда мой папа был маленьким…» (далее конкурс) определяет порядок организации и проведения...

Настоящее icon1. Настоящее Положение разработано в соответствии с действующим законодательством...
Настоящее Положение разработано в соответствии с действующим законодательством рф, нормативными документами системы профессионального...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница