Кодекс героя




Скачать 87.79 Kb.
НазваниеКодекс героя
Дата публикации30.01.2014
Размер87.79 Kb.
ТипКодекс
www.lit-yaz.ru > Философия > Кодекс
Использование былинного эпоса в духовно-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста
Работа нашей опытно-экспериментальной площадка, цель которой – повысить уровень духовно-нравственного и эстетического развития выпускников ДОУ, за счет системной и последовательной работы с художественным текстом, несущим повышенную воспитательную нагрузку, действительно показала, что чтение лучших художественных произведений помогает закладывать в душу ребенка добрые чувства и дает достойные для подражания примеры поведения.

Решая данные задачи, мы обязательно обращаемся к лучшим произведениям устного народного творчества: пословицам и поговоркам, закличкам, загадкам, сказкам и, уже в старшем дошкольном возрасте, к былинам.

Именно былины являются тем самым элементом устного народного творчества, по которому можно судить о значении фольклора в жизни народа. Русский эпос насчитывает десятки богатырей: это и Илья Муромец, Добрыня Никитич, и Алеша Попович, и Садко-купец, и многие другие герои. Как бы не отличались они сословным происхождением, нравом, поведением, деянием – все они выражают собой единый комплекс народных исторических понятий и представлений о том, каким быть человеку и как вести себя в мирные дни и в годину бедствия, они воплощают кодекс героя.

Честность, справедливость, уважение к людям и себе, любовь к Родине, ответственность, чувство долга – все это ненавязчиво входит в сознание ребенка при чтении былин.

Былины можно и нужно применять в работе с детьми дошкольного возраста. Они помогают духовному становлению ребёнка. Для этого самому педагогу необходимо "услышать музыку" народного эпоса, понять и творчески переосмыслить глубокий смысл и мудрость, заложенную в его содержании.
Какие духовно-нравственные ценности мы раскрываем детям, читая былины? Конечно – это любовь к Родине, героизм, самопожертвование, честь, долг, уважение и почитание родителей.
Очень важна в данной работе интеграция различных видов искусств. Духовно-нравственные смыслы произведений раскрываются под уникальным воздействием литературы, устного народного творчества на развитие образов, представлений, воображения, фантазии; в интеграции с изобразительной деятельностью, когда углубляется представление о прочитанном, и с музыкой, которая эмоционально воздействуя, формирует способность на чувственной основе размышлять и переживать. На занятиях это выражалось, как и в свободном творчестве детей, так и в знакомстве с репродукциями картин, рассматривание иллюстраций, прослушивание музыкальных произведений.
Также мы использовали и такие формы и методы работы, как тематические беседы, викторины, составление фантазийных рассказов, инсценировки, заучивание стихотворений, разучивание пословиц и поговорок, просмотр видеофильмов, мультфильмов, использование мультимедийных презентаций, развлечения и, конечно, игровые занятия. Широко использовались дидактические игры «Из какой былины богатырь», «Собери богатыря в дорогу» и др.; сюжетно-ролевые и подвижные игры.

Традиции русских былин и современная мультипликация

Ни для кого не секрет, что современная индустрия детства, начиная с игрушек и заканчивая глобальными коммерческими издательскими, анимационными, телевизионными проектами, оказывает разрушительное влияние на психику малышей, их нравственность и духовный мир. В одночасье куда-то исчезли наши старые добрые игрушки, книги, мультфильмы, милые, дорогие сердцу образы из мира детства, литературные и мультипликационные герои, на которых выросло не одно поколение. Зато на смену им пришла современная мультипликация, по-своему трактующая традиционные ценности русского народа.

Давайте рассмотрим влияние мультипликации на духовно-нравственное развитие дошкольника на примере советских и современных мультфильмов о богатырях – защитниках Земли Русской.

Богатырь – герой русских былин, отличающийся необычной силой, мужеством и умом, совершающий воинские подвиги. (Д.Н. Ушаков. «Большой толковый словарь современного языка».)

Русь былинная… Сила и мощь духа, воля, которую не сломить никакими кознями и хитростями. Богатыри – символ Руси, наше национальное достояние и гордость. Монументальные образы богатырей, их необыкновенные подвиги поэтически соединили реальную жизненную основу с фантастическим вымыслом. Героические песни – былины, дошли к нам из глубины веков.
Из истории былинного эпоса

В 1804 году в Москве вышла книга «Древние российские стихотворения».

При ее переиздании затем стали добавлять: «собранные ^ Киршею Даниловым». Ученые предполагают, что это был первый собиратель былин. В своем сборнике, помимо различных фольклорных произведений он поместил 26 былин. До 60-х годов ХIХ века сборник Кирши Данилова был единственным источником, знакомившим читателей с удивительным миром былин. Однако, оказалось, что совсем рядом со столицей, Санкт-Петербургом, в Олонецкой губернии есть сказители, которые исполняют былины, совсем не похожие на те, что записал Кирша Данилов.

Политический ссыльный ^ Павел Николаевич Рыбников открыл в Олонецкой губернии настоящую кладовую русского фольклорного творчества. Так читателям стали известны былины «Святогор», «Вольга и Микула», «Илья Муромец и Идолище», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Добрыня и Алеша Попович» и многие другие.

Вдохновленный открытием Рыбникова, в Олонецкую губернию отправился ^ Александр Федорович Гильфердинг, известный ученый. Он, в свою очередь, записал множество новых былин и вариантов былин. Этот ученый умер от тифа, когда совершал вторую фольклорную экспедицию в Олонецкий край. Ему был всего 41 год.

На рубеже 19 – 20 веков ученые-фольклористы обнаружили и записали былины в Архангельской губернии. Благодаря А.Д. Григорьеву, А.В. Маркову, Н.Е.Ончукову русская культура обогатилась более чем 500 записями былин.

Большое воздействие оказали былины на нашу литературу. Еще писатели XVIII века обращались к былинам. Такие произведения, как пьеса Г. Р. Державина "Добрыня", волшебная опера И.А.Крылова "Илья-богатырь", поэма Н.М.Карамзина "Илья Муромец" и другие произведения, созданы на основе русского былинного эпоса.

Многогранное отражение получили образы русских былин и в музыке. Композитор А.П.Бородин создал оперу-фарс «Богатыри», а своей Второй симфонии дал название «Богатырская». Использовал он образы богатырского эпоса и в своих романсах.

Соратник А.П.Бородина по «могучей кучке» (объединению композиторов и музыкальных критиков) Н.А.Римский-Корсаков дважды обращался к образу новгородского «богатого гостя». Сначала он создал симфоническую музыкальную картину «Садко», а позднее одноименную оперу.

Стоит упомянуть, что театральную постановку этой оперы оформлял художник ^ И.Я. Билибин.

Замечательный иллюстратор детской книги И.Билибин создал прекрасные образы богатырей на страницах былинных текстов.

В.М.Васнецов в основном известен публике по картинам, сюжеты для которых взяты из русского героического эпоса, достаточно назвать полотна «Витязь на распутье» и «Богатыри».

К былинным сюжетам обращался и М.А.Врубель. Декоративные панно «Микула Селянинович» и «Богатырь» по-своему трактуют эти, казалось бы, хорошо знакомые образы.

Герои и сюжеты былин являются драгоценным материалом для кинематографа. Например, фильм режиссера А.Л.Птушко «Садко», оригинальную музыку для которого написал композитор В.Я.Шебалин, отчасти использовав в музыкальном оформлении классическую музыку Н.А.Римского - Корсакова, был одним из самых зрелищных фильмов своего времени. А другой фильм того же режиссера «Илья Муромец» стал первым советским широкоэкранным фильмом со стереофоническим звуком. Режиссер-мультипликатор В.В.Курчевский создал мультипликационную версию самой популярной русской былины, его работа называется «Садко богатый». Режисер-мультипликатор Иван Аскенчук создал великолепную серию об Илье Муромце.

Воспевая богатырей, защитников родины, былины звали на подвиг во славу отечества, укрепляли в тяжелые для страны годы дух народа, воспитывали любовь к родной земле и ненависть к тем, кто пытался ее покорить огнем и мечом. Как писал известный исследователь былин Круглов: «Пример непобедимых богатырей, созданных народным искусством, вселял в людей мужество, укреплял чувство долга, чести».
Начало ХХI века ознаменовалось, как это характерно для рубежа веков, лозунгом: «Мы наш, мы новый мир построим!» Вышли в прокат мультипликационные фильмы «Алеша Попович и Тугарин Змей» и «Добрыня Никитич и Змей Горыныч». Почему-то авторы этих лент решили, что «строить» нужно, разрушая уже веками построенное. Основная их цель – развлечь публику, причем угодить при этом зрителям разного возраста; а другая – кассовые сборы.

Давайте сравним былинного богатыря и героя современной мультипликации.

Что же мы знаем, благодаря труду собирателей былин о богатыре Алеше Поповиче?

Былинный богатырь Алеша Попович – родом из Ростова, он сын соборного попа, самый молодой из знаменитой троицы богатырей. Он смелый, хитрый, несколько легкомысленный, склонен к веселью и шутке.

Наиболее известный подвиг Алеши Поповича – победа его над Тугарином Змеевичем. Богатырь Алеша не всегда ведет себя достойным образом, частенько он заносчив, хвастлив. Среди былин о нем – «Алеша Попович и Тугарин», «Алеша Попович и сестра Петровичей».

Былина «Алеша Попович и Тугарин Змеевич» с первых строк погружает в атмосферу доблестного воинства. Двое «удалых молодцев» ищут достойное дело. Развлечения не для них, потому что сулят «славушку недобрую», а вот оборону в Киеве держать – это дело для богатырей.
Что же мы видим в современной мультипликации?

Авторы мультфильмов о новых богатырях помещают своих героев в "прежнюю" историческую эпоху, но наделяют их «современными» характерами. "Идеальный образ" разрушается, и на стыке двух несовместимых вещей возникает комический эффект. Богатырь становится "смешным", причем заметьте объект насмешек – герой, защитник Отечества.
Вероятно, мультфильм должен был обыграть интерес к отечественной культуре и, одновременно, желание создать нечто патриотическое, но получилась пародия, т.к. в анимационном фильме «Алеша Попович и Тугарин Змей» от образа богатыря осталось немногое: имя и физическая сила. Он карикатурен, вызывает смех, потому что перед нами «ходячее недоразумение».

  • Былинный герой — глубоко верующий и набожный человек. Для богатырей защита родной земли — это и защита православной веры, «церквей соборных», «монастырей богомольных». А Алеша Попович в мультфильме, например, едва родившись, демонстрирует свои недюжинные физические способности: откусывает крестильный крест, который тут же превращается в копье Марса — символ мужской силы.

  • Если в былинах Алеша Попович, как наименее сильный из богатырей, отличается смекалкой и сообразительностью, то «мультипликационный» как раз во всем обнаруживает явный недостаток интеллекта, который с лихвой компенсируется накачанными мускулами. Как говорится, сила есть... Мультипликационный богатырь полная противоположность былинному: неграмотный, смешной, совершает глупые поступки (например, пошел через пещеру на бой с Тугариным, а вернулся обратно в город, т.к. не умеет ориентироваться), а также неуклюжий, несколько простоватый, часто попадает в нелепые ситуации (в доме Святогора полез за мечом и свалился с лестницы).

  • В одной из многочисленных драк в качестве булавы Алеша "по простоте душевной" использует подвернувшуюся под руку старушку. Шагая по лесу, богатырь, опять же "нечаянно", сбивает грибы, отшвыривает ногой мелких зверушек. С такой же легкостью, какой он наносит людям удары, Алеша и признает свои ошибки, мол, "хотел как лучше, а получилось...".

  • Основными объектами для шуток всякого рода в мультфильме становятся старики и старухи: то в них стрела вонзится (конечно же в то самое место), и эта комедия положений уже делает свое дело – зрители одобрительно смеются, то лошадь лягнет, то чем-нибудь увесистым их придавит, а то и их самих зачастую используют вместо орудий. Показано полнейшее неуважение и пренебрежение к старшему поколению.

  • Лихо высмеяна старческая рассеянность и забывчивость на примере состарившегося богатыря Святогора, словно страшнее порока у человека и быть не может.

  • Сама внешность мультипликационного богатыря вообще не соответствует былинному образу. Разве захочется на него быть похожим, брать с него пример? Это мультипликационный фильм разрушает эстетическое чувство прекрасного.


Одна журналистка, представившаяся матерью двоих детей, пришла после просмотра мультфильмов к печальному выводу:

«Можно не сомневаться: урок исковерканной нравственности дети усвоят на “отлично”. Они ведь не поймут, над чем смеются, а когда поймут, то уже поздно будет. Самое опасное в новых "богатырских" фильмах то, что они учат наших детей насмехаться над тем, что свято, утверждая простую истину, что ничего святого уже нет».

Конечно, образы русских людей в народном эпосе слишком идеализированы. Но при переосмыслении героического прошлого русского народа важно не то, что было скрыто, а то, что ценит и помнит народ. Таким образом, мультипликационный богатырь разрушает идеальный образ защитника Отечества - образ русского богатыря Алеши Поповича: ожидаем богатыря-храбреца, а получаем богатыря-труса, ожидаем от богатыря хитрости и смекалки – получаем глупость и ограниченность. В мультипликационном фильме «Алеша Попович и Тугарин Змей» осмеян образ богатыря, создана пародия на жанр русского героического эпоса, показана антимодель поведения по отношению к старшему поколению, к живым объектам природы, к святыням православной веры.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Кодекс героя iconКодекс поведения разрабатывался на добровольных началах и предоставляется...
Типового кодекса поведения летного экипажа вс (далее – «Кодекс поведения»). Разработанный группой авиационных специалистов на основе...

Кодекс героя iconКодекс Республики Казахстан о налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)
Настоящий Кодекс регулирует властные отношения по установлению, введению и порядку исчисления и уплаты налогов и других обязательных...

Кодекс героя iconСписок использованной литературы Конституция Российской Федерации...
Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. (принят гд фс РФ 24. 05. 1996) (ред. От 29. 12. 2009)

Кодекс героя iconКодекс – Общая часть Раздел 1 Общие положения
Украины от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений. Для осуществления...

Кодекс героя iconСвобода от равенства и братства. Моральный кодекс строителя капитализма...
Александр Никонов Cвобода от равенства и братства. Моральный кодекс строителя капитализма

Кодекс героя iconПланы практических занятий (бакалавриат)
Новый тип героя и повествования в романе: сочетание эссе, описаний произведений искусства с воспоминаниями героя. Роль субъективного...

Кодекс героя iconПрограмма университетского творческого конкурса «Подвиг Героя бессмертен!»
«Подвиг Героя бессмертен!», посвященном Дню Героев Отечества и 68-летию Победы Советского народа над фашистской Германией

Кодекс героя iconПоэмы без Героя
Реальные свидетельства времени и эволюция текста Поэмы без героя: опыт соотнесения 15

Кодекс героя iconЗадачи : Обучающие: познакомить обучающихся с понятиями «демонизм»,...
Цель урока: расширить знания о творчестве М. Ю. Лермонтова, помочь студентам понять образ главного героя поэмы «Демон»

Кодекс героя iconКонкурс современной драматургии им. В. С. Розова «В поисках нового героя»
Хотя в пьесе всегда указываются место действия и время суток, однако автору представляется, что основным пространством истории является...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница