Этот текст предварял один из дисков, подготовленных Леонидом для друзей. На диске, помимо песен самого Альтшулера, множество песен других авторов, исполняемых




Скачать 54.32 Kb.
НазваниеЭтот текст предварял один из дисков, подготовленных Леонидом для друзей. На диске, помимо песен самого Альтшулера, множество песен других авторов, исполняемых
Дата публикации02.01.2014
Размер54.32 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Философия > Документы
Этот текст - предварял один из дисков, подготовленных Леонидом для друзей. На диске, помимо песен самого Альтшулера, множество песен других авторов, исполняемых им, а также несколько оцифрованных им старых записей Костромина, Рысева и других. Что из этого богатства окажется со временем в Интернете – покажет время же…

А.Алексеев
ПРЕДИСЛОВИЕ ИСПОЛНИТЕЛЯ И МЕСТАМИ - АВТОРА.
«Эта песня – для тех, кто прочёл больше ста книг» С.Никитин


  1. Этого всего могло бы быть больше, если бы, разбрасывая, мы могли задумываться - а не надо ли будет потом собирать




  1. Этого можно оставить и меньше, если бы не соображение, что не только свежие, но и самые простенькие и старенькие записи вдруг да окажутся кому-то дороги одним шумом поляны, потрескиваниями всякими, криками и звяками. Теперь они без потерь сжались в небольшой mp3-объём – слежались, как хранящиеся мягкой стопкой, далеко уже не синие и не красные, эмблемки московских слётов (на почётном месте – с номерами меньше 15-ти). В общем, скромный исполнитель-составитель, воображая себе Уважаемого Ценителя, кое-где рассуждал так: напиток - напитком, но и плесень прошлого века на бутылке наверно чего-то стоит.




  1. Братьям-гитаристам отвечаю: Аккомпанемент здесь везде - 7-струнный, в вариантах: ре-си-соль-ре-до-соль-ре (в большинстве случаев) или ре-си-соль-ре-до-ля-ми. Второй – собственное изобретение, как сами видите – вышел гибрид с 6-стрункой, хотя придумывался из других посылок. За сдвиг на тон двух басов я его зову 7++ (здесь он был использован, например, чтобы рискнуть сыграть, некоторые вещи Луферова, Бережкова, не копируя авторов, а из собственных – “Лунную песенку”, романс “Моей ровеснице”). Струны железные. Гриф – на винте (привык его качать на дешёвых гитарах, чтобы нейтрализовать вечный «нестрой», отсюда иногда – завывания и пощёлкивания). Как что зажимаю – рассказать не жалко, но долго - нотами не владею. (А ну их. Долго. Каждый раз изобретать велосипед – тоже, между прочим, удовольствие.) Подбираю - зажмурившись, спросите – собьюсь. Могу конечно, если кого что интересует, нарисовать гармонии буквами, но расписать в деталях с длинными верхними и нижними индексами, как, скажем, Никитин или Дихтер – абсолютно слабо. Наложений, второй гитары и прочих таких вещей не использовал.




  1. Всем сказанным далее делюсь только как бесповоротный и необъективный апологет поэтической песни, её многолетний слушатель и собиратель. Посильное собственное в ней участие в данном случае ни при чём. Основой жанра считаю интонацию. «Авторская песня» – плохое название, хотя и другие не лучше. Исполнительская составляющая равна авторской. Не было мурашек, когда слушал – значит, нечего было и слушать. Не захватывает волной, когда поёшь – значит не стоит сегодня петь. Сохранение на бумаге нот и слов – бесполезное дело. Тогда и всякую музыку читайте пожалуйста в партитурах. Купите ноты и читайте. Нет. Только живьём или в аудиозаписи. Суть жанра - музыкальное интонирование русской поэтической речи. Здесь поочерёдным вычёркиванием каждого слова, или его заменой, можно получить определения смежных жанров. По отдельности все компоненты где-нибудь да сильнее. Только все пять вместе указывают на поэтическую песню. Пока стихи лежат себе в своих томиках, они – лишь чертежи стихов. Речь отвердела в семена букв. Кто прочтёт их? Почти нет людей, которые умеют вернуть значки в пространство слова, произнести так, чтобы хотелось слушать и можно было повторить. Без музыки это трудно, не всегда возможно, и уж точно – не воспроизводимо другим человеком. Поэт, долго не читавший своих стихов вслух, теряет реальность звука и начинает рифмовать на глаз «мачту» с «потому что». Дулов, Никитин, Берковский, Шангин-Березовский, Смирнов, Старчик, Шабанов, Качан, Левкоева, Барьюдин (продолжите сами), – построили, дом за домом, целый город звучащей поэзии по чужим чертежам, спасли, вытащили написанное из плоскости. Камбурова, Жаворонки, Берендеи, Скай (п. с.) казалось бы, взяли на себя только отделку - резьбу и роспись по готовому, но выполнили это так, что, кажется, теперь без их работы сильно проиграла бы и вся архитектура. Главные лица (с Анчарова и дальше) прошли сами всё - от идеи до конька крыши, не доверяя чужим рукам и не замуровывая своих замыслов в бесполезные хранилища. Целый муравейник мастеров, великих и не очень, взялся вдруг за новый труд. Все как-то одновременно поняли, что речь – она для слуха. Возведённые, поднятые в вертикаль города произнесённых стихов, вместо черно-буквенных их проекций – совершенно новое и единственное настоящее достижение жанра. То, что делалось вне его – почти не в счёт. Здесь впервые стало уместным петь именно стихи, а стихами считать то немногое, что стоит запоминать наизусть. И здесь же впервые стало нормальным полагать, что одно только совпадение количества долей и одинаковая расстановка ударений в музыкальной и поэтической строчках – ещё не повод для их объединения в песню. Предположим, что музыка – часть языка, а точнее - оторвавшаяся в самостоятельную жизнь и невероятно развившаяся его фонетическая координата (может быть в этом и есть разгадка происхождения музыки и её различия у разных народов). Тогда поэтическая песня как жанр вернула совершенному поэтическому слову координату звука также в совершенной – музыкальной, и притом интонационно оправданной, – форме. Значит Клячкин, Суханов или Ященко, придумав свои самые удачные мелодии к словам, одной этой работой, даже независимо от качества самих слов, добавили что-то к нашей речи - именно не к музыке только, но к речи. Язык нуждался и постоянно нуждается в аранжировщиках произнесения не меньше, чем в аранжировщиках смыслов. Поэтическая песня принадлежит тысячелетию Текста. Её только по инерции слегка занесло в век Экрана. В этом смысле она – безусловное ретро. Теперь через проломы глаз нас заливает потоп совсем другой, сегодняшней, становящейся поэзии движущихся цветных форм - музыки для зрения. И взамен мы, видимо, обязаны отчасти потерять накопленный предками дар вразумительной речи, кто – в попытках угнаться словом за стробоскопом клипов и лазерных фантомов, а кто – далеко засунув голову в компьютер на зов тамошних аборигенов. Для стойких остаются отдельные непотопляемые островки. И, спасшись на ближайшем Арарате, они хотят, конечно, там, среди прочих осязаемых вещей, опять находить песни с осмысленными словами и содержательной интонацией («содержательной» – потому что - промычи нам кто-то из авторов поэтической песни удачно найденную новую интонацию нарочно без слов, но слова эти подразумевая, – всё равно услышим, угадаем, что - по-нашему мычит, не по-французски и не по-арабски, поймём, в принципе - о чём, поддадимся настроению, если сделано искренне). Тут уж всё наоборот - пища для глаз нам будет предложена самая аскетическая. Движения исполнителя скованы гитарой, мимика подчинена происходящему внутри, так что не только буквы, но и зрелища отобраны у глаз наблюдателя в пользу нагруженных работой слуха и воображения. И очень хорошо. Потому что главный актёр на этой сцене – невидимка. Потому что только здесь, если правильно прислушаться, можно ещё очутиться в нигде более не виданном, а точнее – не слыханном - музыкальном театре слова.




  1. Это нужно не всем, и потому, без обид, это и должно бы продолжать существовать в пределах круга активных искателей такой песни, без искусственного его разжима вовне силой. Как только поэтическая песня начинает слишком приспосабливаться, чтобы стать - для всех, так тут же расстраивается тонкая струна жанра. Слово «проект» выбивает из песни её колдовскую душу с надёжностью серебряной пули. Сосуд чистой воды, разлитый на слишком широкую поверхность, есть чистая лужа. Тому пример - знакомые песни, зазвучавшие в новых руках с новыми целями. Тому пример - огромные тусовки одновременно со сценами и ярмарками (не храмы ли с менялами?), не говоря про мероприятия с «целями», «задачами» и даже «патриотической песней», затеваемые возможно и искренне, чтобы украсить нам жизнь и порадовать съезжающуюся публику. Пусть где-то будут народные гуляния и карнавалы, трубы и павлиньи перья. Но от чего тут замереть, что унести с собой охотнику за ладно произнесённым словом? Господа, если кто-нибудь здесь за тем же, то, не споря и не мешая, перенесём наши поиски подальше от таких мест, господа.




  1. Чья-то новая талантливая вещь – раз; место у огня для меня – незнакомого – два. Это искупает всё.


  1. Если в доме – бедлам, давайте посмотрим - не прилипла ли в каком углу сладкая приманка? Отскребём и выбросим её за порог. И в комнате опять останутся одни приличные люди. Прочие же пусть шумят за окном. Чтобы жанр не умирал, надо всё время хоть что-нибудь в нём делать, как раньше, – бесплатно.


Л. Альтшулер

5.07.01

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Этот текст предварял один из дисков, подготовленных Леонидом для друзей. На диске, помимо песен самого Альтшулера, множество песен других авторов, исполняемых iconСигачёв александр Александрович расказачивание. Истребление казачьих песен
«Песен казачьего календаря». В данной статье освещены все периоды казачьего рассеяния и современное состояние казачьей эмиграции....

Этот текст предварял один из дисков, подготовленных Леонидом для друзей. На диске, помимо песен самого Альтшулера, множество песен других авторов, исполняемых iconМ. В. Исаковский. Внеклассное мероприятие
Добиться любви стихов и песен Исаковского М. В.(через исполнение песен по караоке)

Этот текст предварял один из дисков, подготовленных Леонидом для друзей. На диске, помимо песен самого Альтшулера, множество песен других авторов, исполняемых icon«Исполнение песен на стихи шекснинских и вологодских авторов» возраст 10-12 лет

Этот текст предварял один из дисков, подготовленных Леонидом для друзей. На диске, помимо песен самого Альтшулера, множество песен других авторов, исполняемых iconПриложение 1 Приложение 2
Оборудование: портреты Высоцкого; фотографии; аудиозаписи песен; видеофрагменты; сборники стихотворений,; компьютер; проектор; экран;...

Этот текст предварял один из дисков, подготовленных Леонидом для друзей. На диске, помимо песен самого Альтшулера, множество песен других авторов, исполняемых iconСценарий для старших дошкольников и младших школьников "Осенняя ярмарка"
Предварительная работа: слушание русских народных песен, разучивание народных игр, элементов русской пляски; разучивание стихов,...

Этот текст предварял один из дисков, подготовленных Леонидом для друзей. На диске, помимо песен самого Альтшулера, множество песен других авторов, исполняемых iconСценарий устного журнала «Великие полководцы России»
Цели: воспитывать чувства патриотизма, гордости за свою страну, за русских людей на примерах песен о Родине, Мире, песен военных...

Этот текст предварял один из дисков, подготовленных Леонидом для друзей. На диске, помимо песен самого Альтшулера, множество песен других авторов, исполняемых icon• Конкурс юных авторов песен «Мелодия из первых уст»
Кмц художественно-эстетического образования городского Дворца детского и юношеского творчества г. Нижний Тагил

Этот текст предварял один из дисков, подготовленных Леонидом для друзей. На диске, помимо песен самого Альтшулера, множество песен других авторов, исполняемых iconЗаочная олимпиада по литературе
Дайте определение песни. Вставьте пропущенные слова в известные русские песни. Укажите названия песен и фамилии авторов стихотворного...

Этот текст предварял один из дисков, подготовленных Леонидом для друзей. На диске, помимо песен самого Альтшулера, множество песен других авторов, исполняемых icon«маяковские чтения» находятся в опасности» Год существования «Маяковских чтений»
Создавалось что-то наподобие клуба под открытым небом. На «Маяке» стало собираться множество самого разного народа: оппозиционная...

Этот текст предварял один из дисков, подготовленных Леонидом для друзей. На диске, помимо песен самого Альтшулера, множество песен других авторов, исполняемых iconУрок композиция «Фронтовые письма»
Музыкальное оформление – фонограмма песен: “Письмо отца” (музыка Е. Мартынова, слова А. Дементьева и Д. Усманова), “Жди меня” (музыка...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница