Речь явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг




Скачать 54.27 Kb.
НазваниеРечь явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг
Дата публикации04.12.2013
Размер54.27 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Философия > Документы
Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах и явлениях, овладевает нормами общественного поведения. Усвоение речи в дошкольном возрасте – необходимое условие для овладения грамотой, для дальнейшего обучения в школе. Даже незначительные недостатки в развитии речи ребенка могут привести к трудностям освоения им процессов чтения и письма в школе. Поэтому очень важно выявить неблагополучие речевого развития ребенка и преодолеть его как можно раньше. Именно поэтому, следует внимательно следить за развитием речи своего ребенка, а чтобы увидеть, есть ли проблемы у ребенка и в чем они заключаются, необходимо сопоставить развитие речи в норме с тем, как протекает речевая деятельность Вашего ребенка.
РАЗВИТИЕРЕЧИВНОРМЕ

   Первый крик своего малыша родители слышат еще в родильном зале. Он должен быть ясным, чистым, не хриплым. Рефлекторные крики сохраняются у ребенка до восьми недель. Криком ребенок сигнализирует о состоянии дискомфорта.    

  Возраст от 2 до 5 месяцев период гуления. Ребенок активно гулит, произносит нараспев отдельные звуки и их слияния: «а-а-а», «у-а-а», «агу», «аха», «авя», «угу».Появление гуления связано с эмоциональным общением с взрослым. Разговаривая с крохой, вы стимулируете его речевое развитие.

  В 2,5—3 месяца у младенца появляется первый смех. Он с удовольствием заливисто хохочет, что способствует развитию его речевого дыхания. В этом возрасте малыш отвечает улыбкой на обращение взрослого, ищет источник звука в пространстве, поворачивая голову.

  ^ В 4 месяца у ребенка отмечается так называемый «комплекс оживления» со смехом при

эмоциональном общении со взрослым. Малыш радостно сучит ножками и машет ручками, гулит и смеется в ответ на обращение мамы или другого взрослого.

  К 5—6 месяцам нормально развивающийся младенец начинает лепетать, произносить слоги и цепочки слогов с губными звуками: «ма-му-ма», «пу-па», «ба-ба-бо». Именно в пять месяцев у малыша появляется внимание к артикуляции взрослых. Он следит за тем, как Вы произносите звуки. Не сюсюкайте с ребенком, говорите четко и правильно. Это очень важно!

Если Ваш малыш перестал гулить, но не начал лепетать, это должно стать поводом для беспокойства. Необходимо срочно показать ребенка оториноларингологу и провести углубленное исследование состояния слуха.

  ^ Примерно с 7 и 8 месяцев в речевом развитии малыша начинается период лепетного

декламирования. Ребенок произносит цепочки слогов с разными интонациями.

  К 10 месяцам малыш научится понимать и произносить слова «да» и «нет», сопровождая их соответствующими жестами. В это время эмоциональное общение с малышом приобретает особенное значение для его развития. Ребенок все чаще произносит слоги и цепочки слогов, подкрепляемые взрослым.

  ^ К году в его словаре будет уже 10—15 осознанно произносимых лепетных слов: «мама», «папа»,«баба», «дай», «на», «пить», «ко-ко», «би-би», «ав-ав», «пи-пи» и т. п.

  К 1,5—2 годам в речи крохи должны появиться предложения: «Мама, дай сок», «Мишка, сиди тут»,«Хочу пить чай!» Можно отметить появление  в  активной речи ребенка первых прилагательных: «хороший», «плохой», «большой», «маленький», «красный». Не огорчайтесь, если они будут звучать как «хаёси», «пахой», «басёй», «маикий», «касий».

  К 3 годам из речи ребенка уходит так называемое физиологическое смягчение (до этого малыш практически все согласные звуки произносил смягченно). Ребенок правильно воспроизводит гласные и все простые согласные звуки ([б], [б'], [п], [п`], [м], [м`], [т], [т`], [н], [н'], [к], [к'], [г] [г'], [в], [в'], [ф], [ф']), строит простые распространенные или даже сложносочиненные предложения («Папа купил мне новую грузовую машину», «Мы не ходили утром гулять: на улице шел дождик»). Хотя в его речи еще достаточно много грамматических ошибок («пить чашки», «копать лопатком»). Он легко запоминает и

рассказывает небольшие стишки.

  К 4 годам малыш уже правильно произносит свистящие звуки [с], [с'], [з], [з'] использует в речи сложноподчиненные предложения, употребляются («Я люблю рисовать красками, потому что они разноцветные»). Он с удовольствием рассказывает о том, что видел на прогулке или по телевизору, что ему прочитали. Не настаивайте, чтобы ребенок правильно произносил в этом возрасте звук [р]. Очень часто желание мамы и папы научить ребенка овладеть сложным звуком и неумение делать это приводят к возникновению серьезного нарушения звукопроизношения.

  ^ К 5 годам активно употребляет обобщающие слова ("одежда", "овощи", "животные" и т.п.), называет широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор). В предложении используются все части речи. Малыш правильно произносит шипящие звуки [ш], [ж], почти не допускает в речи грамматических ошибок, может связно рассказать о том, что изображено на серии картинок или на одной картинке.

  В 6 лет нормально развивающийся ребенок правильно произносит все звуки родного языка, практически не допускает в речи грамматических ошибок, владеет всеми формами устной речи: диалогической и монологической, контекстной и ситуативной.

  ^ С 7 лет начинается школьный период развития речи ребенка.
Примерные сроки формирования звуков.


0-1 год

1-2 года

2-3 года

3-4 года

4-5 лет

а, у, и,
п, б, м


о
н, т’, д’,
т, д, к, г, х
в, ф


й, л’, э, с’

ы
с, з, ц


 

ш, ж, ч, щ
л, р, р’



Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.

^ ПРОЯВЛЕНИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ В МЛАДЕНЬЧЕСТВЕ И РАННЕМ ВОЗРАСТЕ:

К концу 1-ого месяца ребенок не кричит перед кормлением;

к концу 4-ого месяца не улыбается, когда с ним говорят и не гулит;

к концу 5-ого месяца не прислушивается к музыке;

к 7-ому месяцу не узнает голоса близких, не реагирует на интонации;

к концу 9-ого месяца отсутствует лепет и ребенок не может повторять за взрослыми звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего;

к концу 10-ого месяца малыш не машет головой в знак отрицания или ручкой в знак прощания;

к 1 году ребенок не может произнести ни слова и не выполняет простейшие просьбы («дай», «покажи», «принеси»);

к 1 году 4-м месяцам не может назвать маму «мамой», а папу «папой»;

к 1 году 9-ти месяцам не может произнести 5-6 осмысленных слов;

к 2 годам не показывает части тела, которые ему называют; не выполняет сложные просьбы («пойди в комнату и возьми там книгу») и не узнает близких на фотографиях;

к 2,5 годам не знает разницу между понятиями «большой» и «маленький»;

в 3 года не может пересказать короткие стихи и сказки, не может определить, какой из предметов самый большой, не может сказать, как его имя и фамилия;

в 4 года не знает названия цветов, не может рассказать ни одного стихотворения;
^ ПРОЯВЛЕНИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ:


•    Нарушения звукопроизношения: неправильное артикулирование звуков, пропуски, замена звуков
•    Нарушение слоговой структуры слова – пропуски, перестановки слогов в слове
•    Лексические недостатки: бедный словарный запас, непонимание значение и смысла слов
•    Неправильное грамматическое оформления высказывания, пропуски предлогов и союзов, нарушение в согласовании слов в роде, числе и падеже.
•    Затруднения в пересказывании, построении самостоятельного связного высказывания
•    Темпо-ритмические недостатки: ускоренный или замедленный темп речи, запинки, спотыкание, необоснованные остановки в речи, скандирование (послоговое произнесение) слов

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Речь явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг iconРазвитие правильной речи ребенка
Благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах и явлениях, овладевает...

Речь явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг iconИз чего строятся слова
Мир людей, действий, предметов и мир человеческой речи пронизывают и часто заменяют друг друга: то, чего малыш не видит сам, он узнаёт...

Речь явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг iconРазвитие речи детей дошкольного возраста с онр посредством ознакомления...
Речь – это великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей...

Речь явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг iconПедагогического мастерства
Цель: формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся воспитывать...

Речь явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг iconПрезентация. Ход работы
Цель: формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся воспитывать...

Речь явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг iconУрок 18 я и мир вокруг
Учитель предлагает учащимся войти в круг со словами «Окружающий мир сегодня радует меня …». Далее учащиеся, взявшись за руки, высказывают...

Речь явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг iconА образовательной программы по русскому языку Раздел
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации,...

Речь явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг iconРабочая программа по русскому языку в 7 классе (136 часов) М. М....
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации,...

Речь явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг iconОбластной этап Всероссийского конкурса
Чистая, правильная речь одно из важнейших условий нормального психического развития человека. При помощи речи, общения ребёнок легко...

Речь явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг iconVii региональная научно- исследовательская конференция учащихся Секция иностранного языка
Иностранный язык, как и родной, выполняет все четыре функции: служит средством познания, является хранителем национальной культуры,...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница