Невинномыский государственный гуманитарно-технический институт




Скачать 39.91 Kb.
НазваниеНевинномыский государственный гуманитарно-технический институт
Дата публикации07.12.2013
Размер39.91 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Философия > Документы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

НЕВИННОМЫСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Теоретические и методические исследования

в области педагогики, психологии

и гуманитарных наук

Сборник научных материалов




НЕВИННОМЫСCК, 2002

Солнышкина Е. И.

аспирант кафедры истории новейшей

отечественной литературы

Проблема свободы в стихотворении В. Высоцкого «Дайте собакам мяса»

Философская парадигма свободы нашла свое отражение во многих произведениях В. Высоцкого: в некоторых из них она лежит на поверхности, в других - скрыта в подтексте. Рассмотрим, как реализуется тема свободы в стихотворении «Дайте собакам мяса».

Структурно стихотворение делится на две равные части, и к первой относятся первые три строфы, а ко второй - последующие три. Здесь принцип антитезы, так как во второй части последовательно отрицается то, что предполагалось в первой:

Псам мясные ошметки Дали - а псы не подрались. Дали пьяницам водки -А они отказались.

Люди ворон пугают -А воронье не боится. Пары соединяют -А им бы разъединиться.

Лили на землю воду -Нету колосьев - чудо! Мне вчера дали свободу -Что я с ней делать буду ?|

Дайте собакам мяса, Может, они подерутся.

Дайте похмельным кваса,

Авось, они перебьются

Чтоб не жиреть воронам, Ставьте побольше пугал. Чтобы любить, влюбленным Дайте укромный угол

В землю бросайте зерна, Может, появятся всходы Ладно, я буду покорным, Дайте же мне свободу1

Заметим, что в первых трех строфах повествование ведется в повелительном наклонении: «Дайте собакам мяса...», «... Дайте похмельным ква «...Ставьте побольше пугал...», «...Дайте укромный угол. .», «...В землю] сажайте зерна ». И каждое пожелание обосновано, предполагается, что исполнение требования даст ожидаемый результат и он предсказуем почти на 100%. Но все «портят» как бы нарочно спрятанные в строках слова «может» и «авось», их употребление снижает вероятность того, что ожидаемый результат будет таким, каким видится

Особый смысл заключен в строках:

Ладно, я буду покорным,

Дайте же мне свободу1

На первый взгляд, выражение кажется парадоксальным, потому что покорность и свобода воспринимаются как две совершенно несовместимые вещи. Однако этот парадокс становится понятным, если постараться вникнуть в пробпему свободы вообще В данном случае многое объясняет работа И. Приюжина и И. Стенгерс, в которой раскрывается отрицательное определение свободы (!) На это обратил внимание И.А Егоров, переложивший язык физико-математических терминов работы Пригожина и Стенгерс, на доступный для понимания другим наукам язык. И.А. Егоров отмечает, что свобода может рассматриваться только в приложении к человеческому обществу. Если бы в неживой природе была свобода. то не было бы ни самоорганизации, ни жизни, так как она оказалась бы лишенной всеохватывающих и всепроникающих взаимодействий. Только человек благодаря своей способности мыслить и рефлексировать может приостановить поток взаимодействий. Именно поэтому разрыв взаимодействий является отрицательным определением свободы и выступает как свобода от причинно-следственных отношений биологического мира, то есть человеческие поступки и реакции угрожают стать непредсказуемыми и не конролируемыми (2). Сказанное, на наш взгляд, выражает отношение к анализируемым строкам и понимается нами как попытка освобождения от логической предопределенности, декларируемой в первых трех строфах. В этом, на наш взгляд, и заключается момент отрицания. В то же время понятия «свобода» и «покорность» не являются совершенно полярными по отношению друг к другу. Свобода - это не лроизвоп, а внутренний закон в человеке, который регулирует его поступки в зависимости от обстоятельств. Поэтому свобо­да в широком ее понимании, может включать в себя покорность.

Таким образом, первые три строфы стихотворения рисуют нам, казалось бы, предсказуемые ситуации. Но эта предсказуемость разрушается сначала робкими «может», «авось», а затем и прямыми опровержениями в последних трех строфах. Особую смысловую нагрузку в этом плане несет на себе противительный союз «а», используемый В.Высоцким для более резкого противопоставления:
Псам мясные ошметки Люди ворон пугают -

Дали - а псы не подрались. А воронье не боится.

Дали пьяницам водки - Пары соединяют

А они отказались. А им бы разъединиться.

Вот здесь и кроется отгадка того, почему в данной песне нет четкого противостояния лирического героя навязываемым требованиям. Это оказалось совершенно ни к чему. В спокойной интонации и последовательном изложении поэт называет естественный ход событий, который не поддается никакой регламентации, ибо человек непредсказуем. И попытки свести его действия к механическим реакциям просто глупы и бессмысленны.


142

143

Заключительные строки («мне вчера дали свободу - / Что я с ней/ делать буду?!») в какой-то степени обнажают неготовность человека эпохи В. Высоцкого принять на себя груз свободы.

Библиография:

  1. Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. К решению парадокса времени.-М., 1994.

  2. Егоров И.А. Принцип свободы как основание общей теории регуляции // Вопросы философии. - 2000. - № 3. - С. 3-22.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Невинномыский государственный гуманитарно-технический институт iconГаоу впо «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт»
Учебно-методическое пособие предназначено для выполнения курсовых работ по дисциплине

Невинномыский государственный гуманитарно-технический институт iconДанная работа отмечена Дипломом Министерства образования Российской Федерации в 2010 году
Х. Усть-Невинский, моу сош №23, 10 класс; науч рук. Клокова Ольга Владимировна, доцент кафедры истории гоу впо «Невинномысский государственный...

Невинномыский государственный гуманитарно-технический институт iconПреподаватель – воспитатель в техническом вузе
Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт)

Невинномыский государственный гуманитарно-технический институт iconПрограмма
У) начинается с основания в Оренбурге в 1955 году филиала Куйбышевского индустриального института, который был поэтапно преобразован...

Невинномыский государственный гуманитарно-технический институт iconДвустадийные комплексные схемы Розенброка для жестких систем
Московский государственный институт электронной техники (технический университет), Зеленоград

Невинномыский государственный гуманитарно-технический институт iconМосковский государственный институт электронной техники (технический университет)
Разработка и исследование периферийных схем управления биполярной бис озу с байтовой организацией

Невинномыский государственный гуманитарно-технический институт iconПриложение №1 к приказу № д-222
Бийский технологический институт (филиал) государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Алтайский...

Невинномыский государственный гуманитарно-технический институт iconО конкурсе рефератов «Атомная наука и техника» для учащихся средних...
Ректор гоу впо санкт-Петербургский государственный технологический институт (Технический университет)

Невинномыский государственный гуманитарно-технический институт iconК Приказу №Д-438 от 09. 10. 2009 г. «Утверждаю» Зам директора по ахр /М. С. Канчер/ (подпись)
Бийский технологический институт (филиал) государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Алтайский...

Невинномыский государственный гуманитарно-технический институт iconОбразования и науки РФ государственное образовательное учреждение...
Культурология: методические указания к практическим занятиям ­/ Сост. Е. В. Гаврилова; Волгоград гос техн ун-т. – Волгоград, 2011....



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница