Русская философия, ее фундаментальные проблемы




НазваниеРусская философия, ее фундаментальные проблемы
страница1/4
Дата публикации21.09.2013
Размер0.54 Mb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4
РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Русская философия является частью мировой философии, она обладает всеми достоинствами национальной философии и вносит свой вклад в развитие философской мысли человечества. Ей присущи значительные исторические, содержательные и идейные черты. Эта философия выражает специфику национальной жизни, интересов, характера и стиля мышления русского народа. Вопрос «кто мы, откуда и куда идём?», как и попытки дать на него ответ, является одним из основных в истории русской философии от древности и до наших дней.

При всём многообразии русской мысли на первом плане философских исканий была тема человека и его судьбы, вопросы смысла целей истории. Антропоцентризм, моральная установка, присутствуют почти у всех мыслителей, помогли избежать спекулятивного рационализма и опасностей поглощения мыслительных конструкций «злобой дня».

Русские мыслители стремились к непосредственному внедрению философии в жизнь во имя «общей пользы», а это вело к тому, что формой существования философской мысли были публицистика и художественная литература, способная воплотить неразложимую целостность человека.

Интерес к проблемам человеческого бытия, неразрывность практики и теории, мысли и жизни создавали синтетическое единство всех сторон реальности и всех движений человеческого духа. Эта установка определяла зависимость процесса познания от отношения человека к миру, от самой структуры бытия.

Вся глубина самобытности русской философии заключается в её сверхзадаче — стремлении найти такое объяснение бытия, которое позволяло бы понять внутренний мир человека и его духовно-нравственные устремления. Поиску именно таких оснований способствовало формирование оригинальных философских мыслей, идей и принципов, которые вошли в историю русской и мировой философии: «метафизика всеединства», «философия любви», «философский принцип соборности», «философия русской идеи».

Предметом философского интереса у всех народов всегда считался весь мир, взятый в качестве рефлексии человеческого разума на разные знания о нём. В этом плане философская мысль не была исключением и в России, но своеобразие русской философии как феномена духовной культуры состоит в критическом осмыслении особой судьбы России и её мирового предназначения. О предмете философии в России поэтому мыслили несколько иначе – как уникальной духовно-нравственной дисциплине, раскрывающей интеллектуальное значение общечеловеческой культуры для развития страны, народа.

Философствование в России решало ряд специфических задач познания и объяснения смысла жизни человека, его нравственно-этическую природу. Века татарского ига, а затем многие десятилетия изоляционизма Московского государства не могли не сказаться на его самосознании. Эти обстоятельства заметно помешали русскому народу по-настоящему ознакомиться с западноевропейской философией. Только с Петровских реформ в России началось интенсивное освоение европейской философии. Заинтересованное отношение к философии, её историческому прошлому как особому способу мышления диктовалось внутренней логикой саморазвития России. Ведь это особый исследовательский приём, которым пользовались и пользуются с целью познания способностей и умственных возможностей народа.

Точную характеристику специфики русской философии дал философ и религиозный мыслитель А. Ф. Лосев: «1. Русской философии, в отличие от европейской, и более всего немецкой философии, чуждо стремление к абстрактной, чисто интеллектуальной систематизации взглядов. Она представляет собой чисто внутреннее, интуитивное, чисто мистическое познание сущего, его скрытых глубин, которые могут быть постигнуты не посредством сведения к логическим понятиям, а только в символе, в образе посредством силы воображения и внутренней жизненной подвижностью.

2. Русская философия неразрывно связана с действительной жизнью, потому она часто является в виде публицистики, которая берёт начало в общем духе времени, со всеми его положительными и отрицательными сторонами, со всеми его радостями и страданиями, со всем его порядком и хаосом.

3. В связи с этой «живостью» русской философской мысли находится тот факт, что художественная литература является кладезем самобытной русской философии. В прозаических сочинениях Жуковского и Гоголя, в творениях Тютчева, Фета, Льва Толстого, Достоевского, Максима Горького часто разрабатываются основные философские проблемы, само собой в их специфике русской, исключительно практической, ориентированной на жизнь форме. И эти проблемы разрешаются здесь таким образом, что непредубеждённый и сведущий судья назовёт эти решения не просто «литературными» или «художественными», но философскими и гениальными» [55, с. 213–214].

Русская культура создала своеобразный тип мышления и самочувствия, воплотившийся в целом народе, который нельзя однозначно отнести ни к восточному, ни к западному вариантам. Именно эта «загадочная русская душа» позволила выстоять в бесконечных исторических испытаниях, питала национальные чувства гордости, чести, достоинства и патриотизма, сохраняла самочувствие русского человека на чужбине (как принадлежность к России, независимо от национальности).

Находясь на протяжении значительного периода своей истории в положении отстающей и догоняющей, Россия приобрела способность не просто быстро усваивать передовые идеи, но и перерабатывать их, приспосабливать к своей культурной среде, а также улавливать и развивать прогностическую, перспективную сторону воспринимаемых идей.

Философия была одной из ведущих составляющих русской культуры на протяжении всей её истории. Возникла она постепенно и сложилась лишь в XVIII веке. К этому времени философия имела уже прочную теоретическую базу, основанную на национальных исторических традициях.

Философское мировоззрение всегда было характерной чертой духовной жизни наших соотечественников. Но до XVIII века оно существовало как элемент единой, нерасчленённой системы знаний, опирающейся на повседневный опыт, традиции и обычаи. Это имело и свою сильную сторону, так как медленное накопление мудрости способствовало её глубокому закреплению, широкому распространению и созданию прочной основы для будущей самостоятельной философии.

По данной теме следует использовать литературу [2–4, 22, 23, 32, 34, 35, 38, 40–42, 44–46, 48, 49, 52–55, 57–61, 63, 67, 68, 70, 73–75, 79, 81, 84, 99, 103, 106–108].

^ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ В XI–XVII ВЕКАХ
Становление и развитие русской философской мысли проходит ряд этапов, сопоставимых с этапами развития русской государственности и культуры. Исторически первым можно назвать XI–XVII века существования допетровской Руси, соответствующим эпохе средневековья в западноевропейской культуре, но не повторяющей её. И по содержанию, и хронологически история древнерусской философии неоднородна и включает различающиеся по проблематике труды мыслителей киевского периода (XI–XII вв.), периода раздробленности (XII–XIV вв.), московский период (XV–XVII вв.).

В литературе принято выделять период предыстории древнерусской философии или период дописьменной культуры. Дописьменный период отличается господством языческого мировоззрения и пантеизмом натуралистического отношения к миру. Он является важным как изначальный, материнский по отношению к последующему периоду. В недрах древнейшей славянской культуры складывается самобытная мифология, в которой проступают элементы философского отношения к миру. Его начальную границу трудно установить, концом же можно считать эпоху принятия христианства в качестве господствующей идеологии Руси, создание первых памятников письменности и постепенного качественного изменения всего древнерусского общества.

Важнейшим событием, определившим становление русской философской мысли в Киевский период, явилась христианизация Руси (988 г.), которая означала начало формирования новой духовной культуры. В её основе – традиционная для Киевской Руси культура, а дальнейшая эволюция проходила под культурным влиянием Византии как центра православия, ставшего в России господствующей религией. Обычно выделяют два фактора развития культуры в этот период: во-первых, письменность и просвещение; во-вторых, религиозное мировоззрение, интерес к философско-теологической интерпретации христианства. Не случайно первые литературные памятники Руси XIXII веков, как правило, исходили из среды духовенства и выражали христианское миропонимание. Крупнейшими литературными памятниками киевского периода являются: «Повесть временных лет», «Поучения Владимира Мономаха», «Моления Даниила Заточника», «Слово о полку Игореве» и др. В них на религиозной основе формировалась логика и понятийный аппарат, являющиеся предпосылкой философии.

Одним из первых древнерусских философов является Илларион, киевский митрополит в 1051–1054 годах. Сведения о его жизни крайне скудны. Известно, что он входил в число приближённых князя Ярослава Мудрого, был одним из основателей Киево-Печёрского монастыря. Достоверно известным произведением Иллариона является «Слово о Законе и Благодати». В этом произведении ясно видно религиозно-философское содержание. Илларион рассматривает вопросы истории человечества и закономерностей его изменений. Ведущей причиной этих процессов автор считает смену форм религии. Благодаря этому формируется один из двух видов общественного устройства: либо подчинение одних народов другим, либо их равноправие. Илларион считает, что развивающаяся государственность Руси идёт и всегда шла по второму пути. Углубить этот процесс можно, совершенствуя национальную культуру и познание, а богословие в этом процессе будет играть роль духовного наставника.

Последователем Иллариона был выдающийся политик и мыслитель и общественный деятель Русской земли Владимир Мономах (1053–1125). Это был первый европейски образованный правитель, создавший теоретическую светскую систему политической морали и стремившийся воплотить её в жизнь в годы своего княжения. Мономах разрабатывал идеи индивидуальной неповторимости каждого человека, оценки его личностных качеств по трудовой созидательной активности, нравственной содержательности поступков, оптимизму духа. Он призывает относиться к Церкви почтительно, но без подобострастия.

Значительной фигурой того времени был епископ Кирилл Туровский (ок. 1130–1182). В его творчестве выделяют две темы. Во-первых, обоснование земного смысла нравственности. По его мнению, именно это заставляет людей достойно жить в миру. Отречение от него аморально. По этому Христос, пронизанный Божественным Началом, служит людям, а не богу. Во-вторых, Кирилл Туровский был первым из русских философов, предложившим учение о естественном происхождении разума. Раз тело первично по отношению к душе, то, значит, в таком порядке они и были сотворены. Вслед за порядком творения должно идти и познание: сначала познание природы, а затем — Бога. Человек имеет собственный разум, который в состоянии постичь и «стройный разум» —целостное знание о мире и Боге.

Итак, подводя итоги, можно сделать вывод о том, что процесс возникновения и становления древнерусской философии тесно связан с христианизацией Руси, начатой князем Владимиром в 988 году. Благодаря этому древнерусская философия сразу же включилась в традицию философствования, сложившуюся в культуре Византии – прямой наследницы греческой античности. Переняв ряд основных черт и признаков этого философствования, древнерусская философская мысль обнаружила определённое своеобразие. Её первый крупный представитель митрополит Илларион заложил оригинальную традицию «исторического богословия», которой суждено было развиваться ещё в течение многих веков. Князь Владимир Мономах представил целостное видение человеческого бытия и отразил его в своей «практической философии», гармонично объединившей принципы личной, семейной и государственной жизни. Важным этапом в развитии древнерусской философии оказалась выработка и закрепление понятия о внутренней сущности человека — душе.

Второй (XIIXIV вв.) и третий (XIVXVI вв.) периоды истории древнерусской философии связаны с образованием Московской Руси. Для понимания специфики философских дискуссий этого времени необходимо учитывать идейное влияние исихазма (гр. Isihia – молчание) — богословского учения, основанного византийским богословом и философом Григорием Паламой.

Сторонники исихазма считали, что мир пропитан божественной энергией, которая открывается человеку через созерцание природы с помощью молитв. Человек же — это богопознающее существо «микрокосм», соединяющий душу и плоть, способность ощущать и общаться.

Исихазм есть учение о внутренней духовной сосредоточенности, о достижении гармонии внутреннего мира человека с помощью определённых приёмов медитации. Философский смысл исихазма состоит в том, что он отдаёт приоритет внутренней жизни души и жизни духа перед деятельностью, направленной на преобразование внешнего мира. С этой точки зрения внешняя деятельность может стать оправданной только тогда, когда она совершается человеком внутренне гармоничным, сумевшим навести порядок в собственной душе. Гармония души с точки зрения исихазма рассматривается в связи с взаимоотношением человека и мира. Между внутренне гармоничным человеком и миром устанавливается «соответствие», происходит настройка на одинаковую «божественную» волну — синэнергию. Безмолвие (исихия) и длительная молитва про себя (в уме) — таков путь достижения синэнергийной гармонии мира (Бога) и человека.

Исихазм представляет собой сложное многообразное явление. Сложен вопрос о мере влияния исихазма на русскую духовность. Однако, несомненно, что такое влияние весьма значительно. Исихастских воззрений придерживались крупнейшие представители византийско-русской духовности, такие, как Сергий Радонежский и Нил Сорский (ок. 1433–1508), живописец Андрей Рублёв (ок. 1360–1430) воплощал исихастическое учение в художественном творчестве. Ясно выражен исихастический мотив в трудах такого крупного мыслителя, как Максим Грек (1470–1556). Ученые труды этого мыслителя обнаруживают, в частности, что исихазм явился идейной альтернативой крайностям индивидуализма западноевропейского Возрождения. Однако труды Максима Грека столь значительны, что представляют интерес вне связи с исихастским движением. Он оказал глубокое воздействие на духовный строй и мышление русского общества. Главные темы сочинений Максима Грека — разъяснение смысла и значения древней греческой «мудрости» («софии»), а также античной философии, учение о человеке и социальная философия.

Учению о человеке посвящены произведения «Беседа души и ума» и «Беседует ум к душе своей». Они написаны в форме диалога и напоминают платоновские диалоги отчасти и по содержанию. Он развил учение о том, что каждый человек обладает свободой воли и обязан трудиться. Максим Грек полагал, что человека, который от природы добр, на путь зла толкают страсти, бесы и звёзды. Но самое опасное искушение – сребролюбие, погоня за богатством. Чтобы избежать зла, необходимо победить гнев, праздность, быть скромным и избегать гордыни. Особое значение он придавал роли философии в духовной жизни человека. Для него философия — «вещь весьма почитаемая и поистине божественная», ибо занятие философией поможет человеку отказаться от погони за суетными мирскими благами и научит его жить в соответствии с нравственными правилами.

В XIV–XVII вв. философская мысль проявила большой интерес к историософской проблематике. В конце XV века посланиях монаха Филофея (1465–1542) развивается теория о Москве как о «Третьем Риме». Теория эта прямо вводит в область философии истории. В её основе — мысль, согласно которой конечные судьбы мира связаны лишь с тем народом, в сознании которого хранится в чистоте христианская вера. Здесь важно отметить идею особой миссии русского народа. Филофей утверждал, что в основе человеческой истории лежит божественное проведение. «Старый Рим», бывший центром христианства, был завоеван варварами. «Новый Рим» (Константинополь) погиб под ударом турецких завоевателей. «Третьему Риму» – Москве – предначертано исполнять роль продолжателя христианского вероучения. К этому присоединилось положение: «Четвёртому Риму не быть», т.е. русскому царству стоять до конца мира. Падение «старого» и «нового» Рима Филофей объясняет тем, что они подверглись наказанию за измену христианству как подлинной вере. В истории отечественной философии, древнерусский или допетровский период занимает особое место. Во-первых, он связан с важнейшими событиями русской истории: становлением государственности, развитием культуры, борьбой за независимость Отечества, что отразилось в многочисленных памятниках общественно-политической мысли, в особенности публицистике. Во-вторых, в начале периода происходит зарождение теоретического мышления, складываются основные понятия, категории, философемы, что связано с распространением письменности у восточных славян, с расцветом духовной культуры, с эстетизацией умственной деятельности. В-третьих, в этот самый длительный период формируются определённые традиций мышления, возникает собственная литература, утверждаются авторитеты и основоположники направлений. Сложившиеся имена, традиции и тенденции создают сложный противоречивый комплекс идей, многие из которых переходят в отечественную философию Нового и Новейшего времени, иные дожив в заново осмысленном виде до наших дней.

Значение раннего периода русской философии состоит в том, что в его рамках сформировались три основных направления философской мысли, которые получили своё развитие в последующие периоды: религиозное, нравственное и историософское.

По данной теме следует использовать литературу [36, 37, 43, 69, 71, 74, 75].

^ ФИЛОСОФИЯ РУССКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ
XVIII век занимает в истории нашего государства особое место. Это время величайших взлётов и драматических падений. В XVIII веке происходит быстрое развитие наук, ремёсел, культуры. Именно в этом веке Россия встала на один уровень с Европой. Темпы развития были такими, что за ними не успевали ни власть, ни народ, ни разум. Прогрессивные нововведения внедряются в жизнь жестокостью и насилием, просвещённость соседствует с невежеством и дикостью, знание с суеверием. В эти годы страна открыто воспринимает западную культуру, а нежелающих её усваивать, принуждают силой, появляются великие учения, мыслители. Вместе со светской наукой на русской почве укореняется свободомыслие, которое в некоторых случаях принимает политико-религиозную форму (масонство). Это время в России точно охарактеризовал А.И. Герцен: «Удивительное время наружного рабства и внутреннего освобождения».

Во многом это было связано с реформаторской деятельностью Петра I . В этот период философия обретает светский характер. Наибольшее влияние на развитие русской философии оказало французское и немецкое Просвещение.

Важную роль в формировании новой культуры и философии сыграла «Учёная дружина Петра I», выпускник Славянской академии М.В. Ломоносов и Московский университет. Кружок «Учёная дружина Петра I» был образован Феофаном Прокоповичем (1681–1736), он объединил идеологов дворянства, сторонников новой философии и науки В.Н. Татищева (1686–1750), А.Д. Кантемира (1708–1744), А.М. Черкасского и И.Ю. Трубецкого.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Русская философия, ее фундаментальные проблемы iconРусская философия сложный и многогранный процесс, который включает...
В первом случае русская философия рассматривается как «национальное самосознание эпохи», выражение русского характера и русской души,...

Русская философия, ее фундаментальные проблемы icon6-ая международная конференция
...

Русская философия, ее фундаментальные проблемы iconТематика рефератов
Философия и частные науки. Философия и математика. Философия и психология. Философия и экономика. Философия и право

Русская философия, ее фундаментальные проблемы iconРусская философия
В) философия истории (интерпретация исторического процесса и исторического познания)

Русская философия, ее фундаментальные проблемы iconА. Л. Доброхотов Введение в философию
Но и здесь его союзник философия. Он наивен, и философия, в сущности, наивна; он непрактичен, но и философия отвлекается от непосредственной...

Русская философия, ее фундаментальные проблемы iconПрограмма конференции включает следующие тематические направления
С 28 по 30 октября 2009 года в фгу тиснум будет проходить 6-ая Международная конференция «Углерод: фундаментальные проблемы науки,...

Русская философия, ее фундаментальные проблемы icon«Проблемы подросткового возраста»
Этот период приносит самую большую «головную боль» родителям, педагогам и правоохранительным органам. Но вместе с тем это период,...

Русская философия, ее фундаментальные проблемы iconУчебно-методическое пособие Нижний Новгород 2003 Печатается по решению...
Содержатся методические советы по изучению тем курса «Социальная философия», указываются основные проблемы каждой из тем, литература,...

Русская философия, ее фундаментальные проблемы iconХрестоматия по философии
Содержание дидактических единиц этих требований по философии раскрыва­ется на основе фрагментов произведений представителей основ­ных...

Русская философия, ее фундаментальные проблемы iconСовременная русская и американская
Михаил Архангельский Малевич, действительность и культура. Философия супрематизма



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница