Тема сочинения на лингвистическую тему будет в каждом тесте своя




Скачать 138.38 Kb.
НазваниеТема сочинения на лингвистическую тему будет в каждом тесте своя
Дата публикации26.08.2013
Размер138.38 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Философия > Документы
Темы сочинений С2 ГИА-2013

Изменения в ГИА-2013

  1. Убрано сочинение на морально-этическую тему.

  2. Тема сочинения на лингвистическую тему будет в каждом тесте своя.

  3. В качестве пробных ФИПИ предложили 36 тем сочинений.

  4. На экзамене ученик может получить иную формулировку сочинения (не из этих 36 тем).


Темы сочинений С2 (предложены ФИПИ)

  1. «В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения». (Лев Васильевич Успенский)

  2. «Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение». (Лев Васильевич Успенский)

  3. «Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла». (Константин Александрович Федин)

  4. «Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего». (Александр Афанасьевич Потебня)

  5. «Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются». (Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин)

  6. «Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев». (Литературная энциклопедия)

  7. «Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения». (Константин Георгиевич Паустовский)

  8. «К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?». (Борис Николаевич Головин)

  9. «Грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете». (Лев Васильевич Успенский)

  10. «Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных». (Иван Александрович Гончаров)

  11. «Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов». (А.А. Зеленецкий)

  12. «Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань». (Маргарита Николаевна Кожина)

  13. «Обладая и лексическим, и грамматическим значением, слово способно объединяться с другими словами, включаться в предложение». (Ираида Ивановна Постникова)

  14. «Местоименные слова – слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений «обесценено»». (Александр Александрович Реформатский)

  15. «Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения? Это синтаксис». (Александр Александрович Реформатский)

  16. «Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый «характер»». (Светлана Ивановна Львова)

  17. «Автор идёт от мысли к словам, а читатель – от слов к мысли». (Н. Шамфор)

  18. «Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление». (Александр Иванович Горшков)

  19. «Устная фраза, перенесённая на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса». (Борис Викторович Шергин)

  20. «Способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании». (Ираида Ивановна Постникова)

  21. «Языком человек не только выражает что-либо, он им выражает также и самого себя». (Георг фон Габеленц)

  22. «Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит». (Дмитрий Сергеевич Лихачёв)

  23. «Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано». (Е.В. Джанджакова)

  24. «Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы». (Георгий Яковлевич Солганик)

  25. «Правила синтаксиса определяют логические отношения между словами, а состав лексикона соответствует знаниям народа, свидетельствует о его образе жизни». (Николай Гаврилович Чернышевский)

  26. «Самое удивительное в том, что писатель-мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах». (Илья Наумович Горелов)

  27. «Я понял, что человек может знать великое множество слов, может совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении. Всему этому учит нас грамматика». (Михаил Васильевич Исаковский)

  28. «Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи – единицы: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение… И каждая из них занимает своё место в системе, каждая выполняет свою работу». (Михаил Викторович Панов)

  29. «Русский язык… богат глаголами и существительными, разнообразен формами, выражающими оттенки чувств и мыслей». (Лев Николаевич Толстой)

  30. «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». (Георгий Владимирович Степанов)

  31. «Язык – это то, благодаря чему, с помощью чего мы выражаем себя и вещи». (Поль Рикёр)

  32. «Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства». (Из учебника русского языка)

  33. «Язык – это то, что человек знает. Речь – это то, что человек умеет». (Андрей Александрович Мирошниченко)

  34. «Некоторые учёные даже предлагают выделить два языка – устный и письменный, настолько большие различия существуют между устной и письменной речью». (Андрей Александрович Мирошниченко)

  35. «Русский язык… обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли». (Владимир Галактионович Короленко)

  36. «Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста». (Нина Сергеевна Валгина)

Примерное распределение цитат (предложенных ФИПИ) для сочинения С2 ГИА-2013 по темам
^ 1. Связь лексики и грамматики в русском языке
Тема 1. «В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения». (Лев Васильевич Успенский)
Тема 2. «Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение». (Лев Васильевич Успенский)
Тема 5. «Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются». (Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин)
Тема 9. «Грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете». (Лев Васильевич Успенский)
Тема 13. «Обладая и лексическим, и грамматическим значением, слово способно объединяться с другими словами, включаться в предложение». (Ираида Ивановна Постникова)
Тема 23. «Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано». (Е.В. Джанджакова)
Тема 25. «Правила синтаксиса определяют логические отношения между словами, а состав лексикона соответствует знаниям народа, свидетельствует о его образе жизни». (Николай Гаврилович Чернышевский)
Тема 27. «Я понял, что человек может знать великое множество слов, может совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении. Всему этому учит нас грамматика». (Михаил Васильевич Исаковский)
Тема 28. «Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи – единицы: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение… И каждая из них занимает своё место в системе, каждая выполняет свою работу». (Михаил Викторович Панов)
Тема 29. «Русский язык… богат глаголами и существительными, разнообразен формами, выражающими оттенки чувств и мыслей». (Лев Николаевич Толстой)
Тема 30. «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». (Георгий Владимирович Степанов)
Тема 31. «Язык – это то, благодаря чему, с помощью чего мы выражаем себя и вещи». (Поль Рикёр)
Тема 34. «Некоторые учёные даже предлагают выделить два языка – устный и письменный, настолько большие различия существуют между устной и письменной речью». (Андрей Александрович Мирошниченко)
Тема 35. «Русский язык… обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли». (Владимир Галактионович Короленко)
^ 2. Лексика. Изобразительно-выразительные средства
Тема 3. «Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла». (Константин Александрович Федин)
Тема 7. «Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения». (Константин Георгиевич Паустовский)
Тема 11. «Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов». (А.А. Зеленецкий)
Тема 12. «Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань». (Маргарита Николаевна Кожина)
Тема 17. «Автор идёт от мысли к словам, а читатель – от слов к мысли». (Н. Шамфор)
Тема 18. «Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление». (Александр Иванович Горшков)
Тема 24. «Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы». (Георгий Яковлевич Солганик)
Тема 26. «Самое удивительное в том, что писатель-мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах». (Илья Наумович Горелов)
Тема 32. «Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства». (Из учебника русского языка)
^ 3. Синтаксис, пунктуация
Тема 15. «Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения? Это синтаксис». (Александр Александрович Реформатский)
Тема 16. «Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый «характер»». (Светлана Ивановна Львова)
Тема 19. «Устная фраза, перенесённая на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса». (Борис Викторович Шергин)
Тема 20. «Способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании». (Ираида Ивановна Постникова)
Тема 36. «Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста». (Нина Сергеевна Валгина)
5. Морфология
Тема 4. «Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего». (Александр Афанасьевич Потебня)
Тема 14. «Местоименные слова – слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений «обесценено»». (Александр Александрович Реформатский)
^ 6. Культура речи (опираясь на используемые автором/героем лексические и грамматические единицы, можно доказать, что речь культурна/некультурна)
Тема 6. «Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев». (Литературная энциклопедия)
Тема 8. «К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?». (Борис Николаевич Головин)
Тема 10. «Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных». (Иван Александрович Гончаров)
Тема 21. «Языком человек не только выражает что-либо, он им выражает также и самого себя». (Георг фон Габеленц)
Тема 22. «Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит». (Дмитрий Сергеевич Лихачёв)
Тема 33. «Язык – это то, что человек знает. Речь – это то, что человек умеет». (Андрей Александрович Мирошниченко)

Дополнительные цитаты для сочинения С2 ГИА-2013 (распределены по темам)
^ 1. Фонетика, орфоэпия
1. Только в живой речи как человек сказал превращается в что че­ловек сказал, ибо интонация может придать слову множество новых смыслов... (М.Л. Андроников)
2. Фонетика не сознаётся носителем языка до тех пор, пока он не за­хотел научиться писать. (Г.А. Золотова)
3. Для человеческой речи важны не просто звуки, а только те звуки, которые различают слова. (По В.В. Колесову)
4. Для навыков в правильной речи и правильном письме полезно знать... и фонетику. (Д.Н. Ушаков)
5. Ударение – поистине душа слова. Отнимите у слова ударение, и его не станет. Поставьте неправильное ударение – разрушится всё слово. (Н.А. Федянина)
6. Язык твёрдый, выливающий каждое слово, не стремительный и не медленный, дающий каждому звуку должное ударение, есть часть, необходимо нужная для оратора. (М.М. Сперанский)
^ 2. Морфемика, словообразование
1. Найти корень слова – это значит найти его внутренний, затаён­ный смысл – то же, что зажечь внутри фонаря огонёк. (М.А. Рыбникова)
2. Каждая часть слова что-то выражает, несёт какой-то смысл, для чего-то служит. Общий смысл слова всегда складывается из значений всех его составных элементов. (А.Н. Тихонов)
3. Изучение и знание законов словообразования, состава слова не­обходимо для прочного усвоения правил правописания. (А.Н. Тихонов)
4. Чутьё к слову можно развивать в себе только внимательным от­ношением к составным элементам слова, которые часто выступают выразителями тончайших оттенков значения... (А. Н. Тихонов)
5. Приставка придаёт речи столько богатейших оттенков! Чудесная выразительность речи в значительной мере зависит от них. В разно­образии приставки таится разнообразие смысла. (К.И. Чуковский)
3. Лексика
1. Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово – значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус. (В.Г. Белинский)
2. Художественное произведение... тоже картина, только нарисо­ванная не красками, а словами. (Н.Ф. Бунаков)

3. В слове проявляется исключительная способность человека выра­жать гласно мысли и чувства свои, дар говорить, сообщать разумно. (В.И. Даль)
4. В слове не менее жизни, как и в самом человеке. (В.И. Даль)
5. Мы не гоним общей анафемой все иностранные слова из русского языка... но дурная привычка ходить за русскими словами во француз­ский и немецкий словарь делает много зла. (В.И. Даль)
6. Нет мысли и нет думы, нет понятия без слов. (В.И. Даль)
7. Человеческое слово стрелы острее. (Русская пословица)
8. Каждое слово – это коробочка: аккуратно запакованная и тща­тельно перевязанная, она ждёт, пока кто-нибудь не произнесёт это слово вслух или про себя. Тогда развяжутся все узлы, спадут все обёрт­ки и вырвутся наружу сотни значений. (Э.Э. Моррис, английский археолог)
9. Чтоб... рыбкой золотой сверкнуло слово. (М.А. Светлов)
10. Слово есть человеческая деятельность, передающая мысли и опы­ты одного человека другому. (Л.Н. Толстой)
11. Да, есть слова, что жгут, как пламя, Что светят вдаль и вглубь до дна. (А.Т. Твардовский)
12. Каждое слово – особый микромир, изучать тайны которого не только поучительно, но и увлекательно. (Ф.И. Филин)
13. Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выра­жения простых, естественных понятий... (В.Г. Белинский)
14. Язык есть ... необходимое выражение дара слова... (Ф.И. Буслаев)
15. Язык умеет быть красивым и учит людей понимать прекрасное. (И.С. Ильинская, М.В. Панов)
16. Слова как и звёзды. Они тоже по-своему светят нам, освещая наш жизненный путь, делают его осознанным, формируя человеческую мысль. (Я.Л. Матвеева)
17. Язык исчислимо богат, предельно выразителен, многообразно связан с жизнью каждого человека и всего общества... Язык – неис­черпаем. (М.В. Панов)
18. Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли. (Л.Н. Толстой)
4. Грамматика
1. Грамматика может показать, как люди пользуются языком для выражения всех богатств своего внутреннего мира. (Н.Ф. Бунаков)
2. Для навыков в правильной речи и правильном письме полезно знать грамматику... (Д.Н. Ушаков)
^ 5. Связь лексики и грамматики в русском языке
1. Изучение грамматического строя языка без учёта лексической его стороны... невозможно. (В.В. Виноградов)
2. Язык поступает согласно смыслу, а не согласно форме. (Л.В. Щерба)
3. Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно. (Л.Н. Толстой)
6. Морфология
1. Междометия составляют в современном языке живой и богатый пласт... речевых знаков. (В.В. Виноградов)
2. Местоимения – это слова, направляющие нашу познавательную деятельность в огромном пространстве научного знания. Это стрелки-указатели в сложной языковой системе. (Г.А. Золотова)
3. Местоимения удобны и прагматичны, но в них нет «переливов красок» настоящего живого слова... они не затрагивают огонь мысли, они не бередят чувства. Но их надо уважать за их полезную работу, за их деловой подход к речи. (А. А. Реформатский)
4. Местоимение – удобное звено в устройстве языка, местоимения позволяют избегать нудных повторов речи, экономят время и место в высказывании. (А.А. Реформатский)
5. Наречия можно назвать «живыми ископаемыми», список русских наречий полон обломков далёкого прошлого. (Л.В. Успенский)
7. Синтаксис
1. Вся сила суждения содержится в сказуемом. Без сказуемого не мо­жет быть суждения. (Ф.И. Буслаев)
2. Язык неистощим в соединении слов. (А.С. Пушкин)
3. Именно в речи, реализованной в предложениях, формируется и оформляется язык. Именно здесь начинается речевая деятельность. (Эмиль Бенвенист, французский языковед XX века)
8. Пунктуация
1. Вопросительный знак обязывает слушателей к ответу. (К.С. Станиславский)
2. В пунктуации всякая ошибка приводит в той или иной мере к искажению смысла. (А.Б. Шапиро)
3. Знаки препинания существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться. (К.Г. Паустовский)
^ 9. Культура речи
1. Ласковым словом многого добьёшься. (Русская пословица)
2. Язык не только лучший показатель общей культуры, но и лучший воспитатель человека. (Д.С. Лихачёв)
3. Речь человека... всегда служит яркой и... безошибочной харак­теристикой культурного и интеллектуального уровня каждого из нас. (И.П. Матвеева)
4. Лишь та речь может называться культурной, у которой богатый словарь... (К.И. Чуковский)
5. Каждый культурный человек постоянно обращается к словарю. (Энциклопедический словарь юного филолога)
6. Язык не стрела, а сердце ранит. (Русская пословица)
7. Высокая культура разговорной и письменной речи – самая луч­шая опора, самое верное подспорье и самая надёжная рекомендация для каждого человека... (В.В. Виноградов)
8. Культурность в общем смысле этого слова и является необходи­мым предварительным условием сознательной любви к языку. (Г.О. Винокур)
9. Высокая культура речи – это умение правильно, точно и вырази­тельно передавать свои мысли средствами языка. (С.И. Ожегов)
10. Особые темы
1. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. (К.Г. Паустовский)


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема сочинения на лингвистическую тему будет в каждом тесте своя iconПервый раздел тем. Связь грамматики и лексики в русском языке
Во-вторых, тема сочинения на лингвистическую тему будет в каждом тесте своя. В сборнике тестовых заданий под редакцией И. П. Цыбулько...

Тема сочинения на лингвистическую тему будет в каждом тесте своя iconПроект демоверсии кимов 2013 года Разберем варианты работы по каждой из тематических подгрупп
Это, на мой взгляд, будет самый простой для подготовки раздел: достаточно перечитать сочинения прошлого года, что-то заучить из них....

Тема сочинения на лингвистическую тему будет в каждом тесте своя iconГотовимся к гиа. Задание теоретический материал для написания сочинения...
Роса уже пала, и ночной воздух пахнет влажными травами. (Г. Бакланов) – сложносочинённое предложение

Тема сочинения на лингвистическую тему будет в каждом тесте своя iconГотовимся к гиа. Задание теоретический материал для написания сочинения...
И только Радка – глупый щенок – без единого звука двинулась вперед, ловя в воздухе запахи зверя. (В. Свинцов)

Тема сочинения на лингвистическую тему будет в каждом тесте своя iconСочинения на лингвистическую тему
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского филолога Л. В. Успенского: «В языке есть… слова. В языке есть…...

Тема сочинения на лингвистическую тему будет в каждом тесте своя iconСочинение рассуждение на лингвистическую тему
Формы работы: слово учителя, лингвистический анализ исходного текста, организация частично – поисковой деятельности, групповая работа,...

Тема сочинения на лингвистическую тему будет в каждом тесте своя iconТема: «Готовимся к гиа. Сочинение на лингвистическую тему»
Учитель русского языка и литературы мбоу «Учхозская сош» Краснослободского района Республики Мордовия

Тема сочинения на лингвистическую тему будет в каждом тесте своя iconИосиф Виссарионович сталин. Сочинения
Стержнем современной общественной жизни является классовая борьба. А в ходе этой борьбы каждый класс руководствуется своей идеологией....

Тема сочинения на лингвистическую тему будет в каждом тесте своя iconТема урока :«Обучающее сочинение-рассуждение на лингвистическую тему формата С2 в гиа»
...

Тема сочинения на лингвистическую тему будет в каждом тесте своя iconРазработка урока по русскому языку в 9 классе. Тема : Сочинение рассуждение...
Хаффазова Мадина Тимергалиевна работает в данной школе с 2006 года. За время работы она показала себя трудолюбивым, инициативным,...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница