А. Ф. Грязнова Дом интеллектуальной книги 2000




НазваниеА. Ф. Грязнова Дом интеллектуальной книги 2000
страница1/26
Дата публикации22.08.2013
Размер3.48 Mb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26
СТИВЕН ПРИСТ

теории сознания

Перевод с английского языка и предисловие

А.Ф. Грязнова

Дом интеллектуальной книги 2000

STEPHEN PRIEST

theories of the mind

A compelling investigation into the ideas of leading philosophers on the nature of the mind and its relation to the body

The Penguin Books 1991

ББК 87.3 П 77

Данное издание выпущено в рамках программы Центрально-Европейского Университета "Translation Project" при поддержке Центра по развитию издательской деятельности (OSI — Budapest) и Института "Открытое общество. Фонд Содействия" (OSIAF — Moscow)

ПРИСТ Стивен ТЕОРИИ СОЗНАНИЯ. Перевод с англ. Грязнова А. Ф. — М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. — 288 с.

ISBN: 5-7333-0022-1

ББК 87.3

Penguin Books, 1991 Перевод с англ. Грязное А. Ф. Художественное оформление Жегло С., 2000 Дом интеллектуальной книги, 2000 Идея-Пресс, 2000

СОДЕРЖАНИЕ

ЯВЛЯЕМСЯ ЛИ МЫ ФИЗИЧЕСКИМИ ОБЪЕКТАМИ? (предисловие к русскому изданию) .........................

ОТ ПЕРЕВОДЧИКА ...........................................................11

ПРЕДИСЛОВИЕ .................................................................18

Глава 1. ДУАЛИЗМ:............................

Платон ……………………………………..…….. 29

СОДЕРЖАЩИЙ КРУГ АРГУМЕНТ

АРГУМЕНТ ОТ ПРИПОМИНАНИЯ

ДУША И ФОРМЫ

АРГУМЕНТ ОТ СХОДСТВА

АРГУМЕНТ ОТ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ

Декарт

СУЩЕСТВОВАНИЕ И СУЩНОСТЬ

ДВЕ СУБСТАНЦИИ

ТОЖДЕСТВО И РАЗЛИЧИЕ

ЯСНЫЕ И ОТЧЕТЛИВЫЕ ИДЕИ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

ЕДИНСТВО

Глава 2. ^ ЛОГИЧЕСКИЙ БИХЕВИОРИЗМ: ...62

Гемпель

ВЕНСКИЙ КРУЖОК

ПРОЕКТ ПЕРЕВОДА

ПСЕВДОПРОБЛЕМА

Райл

ПРИЗРАК В МАШИНЕ

КАТЕГОРИАЛЬНЫЕ ОШИБКИ

ДИСПОЗИЦИИ

ЯВЛЕНИЯ

ИНТРОСПЕКЦИЯ

ЕДИНЫЙ МИР

Витгенштейн

АРГУМЕНТ ЛИЧНОГО ЯЗЫКА И ФИЛОСОФИЯ СОЗНАНИЯ

ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ОПЫТ СУГУБО ЛИЧНЫМ

ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ЗНАЧЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫМ?

Глава 3. ИДЕАЛИЗМ:.........................................94

Беркли

МАТЕРИЯ ПОД ВОПРОСОМ

КАЧЕСТВА

ESSE EST PERCIPI (БЫТЬ — ЗНАЧИТ БЫТЬ ВОСПРИНИМАЕМЫМ)

ДУХИ (MINDS)

Гегель

КРИТИКА ДУАЛИЗМА

ДИАЛЕКТИКА

ВСЕОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ

САМОСОЗНАНИЕ

ГОСПОДИН И РАБ

АБСОЛЮТНЫЙ ИДЕАЛИЗМ

Глава 4. МАТЕРИАЛИЗМ:...........................................131

Плэйс

НАУЧНАЯ ГИПОТЕЗА

СЛУЧАЙНЫЕ ТОЖДЕСТВА

ВЕРИФИЦИРУЯ МАТЕРИАЛИЗМ

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

ТОЖДЕСТВО ТИПОВ ИЛИ ТОЖДЕСТВО КОНКРЕТНЫХ СОБЫТИЙ?

Дэвидсон

ТРИ ПРИНЦИПА

АНОМАЛЬНЫЙ МОНИЗМ

ХОЛИЗМ МЕНТАЛЬНОГО

МАТЕРИАЛИЗМ И СВОБОДА

Хондрих

ПСИХОНЕВРАЛЬНАЯ КОМИЧЕСКАЯ КОРРЕЛЯЦИЯ

КАУЗАЛЬНОСТЬ ПСИХОНЕВРАЛЬНЫХ ПАР

КАУЗАЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ

НЕВРОЛОГИЯ И КВАНТОВАЯ МЕХАНИКА

ЖИЗНЕННЫЕ НАДЕЖДЫ

Глава 5. ФУНКЦИОНАЛИЗМ:.........…..……………. 172

Патнэм

СОСТОЯНИЯ МОЗГА И СОСТОЯНИЯ БОЛИ

МАШИНЫ ТЬЮРИНГА

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ

^ Льюис

БЕЗУМЕЦ И МАРСИАНИН

КАУЗАЛЬНЫЕ РОЛИ

МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИЙ ФУНКЦИОНАЛИЗМ

Глава 6. ДВУХАСПЕКТНАЯ ТЕОРИЯ: ....................

Спиноза

ЕДИНАЯ СУБСТАНЦИЯ

ИНДИВИДЫ

БОГ ИЛИ ПРИРОДА

КОНЕЧНОСТЬ

^ Рассел

НЕЙТРАЛЬНЫЙ МОНИЗМ

МАТЕРИЯ

СОЗНАНИЕ

ЧУВСТВЕННЫЕ ДАННЫЕ

Стросон

МАТЕРИАЛЬНЫЕ ПАРТИКУЛЯРНОСТИ

ТРИ ТЕОРИИ Я

ЛИЧНОСТИ

ДВА ВИДА ПРЕДИКАТОВ

КАК ВОЗМОЖЕН ДУАЛИЗМ?

Глава 7. ^ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД:........"

Брентано

МЕНТАЛЬНЫЕ И ФИЗИЧЕСКИЕ ФЕНОМЕНЫ

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

ВНЕШНЕЕ ПРОСТРАНСТВО

ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ

ВНУТРЕННЕЕ СОЗНАНИЕ

ЗНАНИЕ, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ И ВРЕМЯ

Гуссерль

ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ

АКТ И ОБЪЕКТ

СОЗНАНИЕ И ЭГО

Глава 8. КАК РАЗРЕШИТЬ ПРОБЛЕМУ СОЗНАНИЯ И ТЕЛА ............................................................ 263

ЧЕМ ЯВЛЯЮТСЯ СОЗНАНИЯ ?

ЧТО ТАКОЕ МЕНТАЛЬНОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ?

ЧТО ТАКОЕ МЫШЛЕНИЕ?

ЧТО ТАКОЕ СОЗНАНИЕ ?

ЧТО ТАКОЕ СУБЪЕКТИВНОСТЬ ?

ЧТО ТАКОЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ?

ЧТО ТАКОЕ СОБСТВЕННОЕ Я?

ЧТО ТАКОЕ МАТЕРИЯ?

^ ГРЯДУЩАЯ НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ (послесловие к русскому изданию) ........................................... 178

Избранная библиография на русском языке. Библиография ………………………………………....280
ЯВЛЯЕМСЯ ЛИ МЫ ФИЗИЧЕСКИМИ ОБЪЕКТАМИ? ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ

Я написал данную книгу, поскольку наше собственное существование научно не объяснимо. Необходимо рассмотреть философские теории того, чем мы являемся, ибо физика, химия, биология и сциентистская социальная наука не отдают должного жизненной человеческой реальности нашего собственного бытия.

Важно осознать, что это не просто случайный факт, касающийся отношения между естественной наукой и нашим собственным существованием. Дело отнюдь не обстоит таким образом, будто ваше существование может быть объяснимо, просто если вы будете больше заниматься одной только наукой. Это будет означать внедрение "ненаучной" веры в прогресс науки. Несмотря на огромный успех науки в сфере объяснения природы за последние четыре или пять столетий благодаря парадигмам Галилея, Ньютона, Дарвина и Эйнштейна, наука далеко не всегда объясняет движущуюся материю. Наука достигает успеха в объяснении чего-либо в той мере, в какой это является физическим объектом или, в сущности, связано с физическими объектами. Поэтому-то нам необходимо знать, являемся ли мы физическими объектами. Я полагаю, что, хотя весьма очевидно наличие у нас тел, было бы упрощенным и неадекватным идентифицировать себя со своими телами.

Естественные науки, с одной стороны, и описания того, что существенно для человеческой реальности, — с другой антитетичны. Конфликт между наукой и нашим собственным существованием есть конфликт между понятиями, существенно важными для некоторых центральных проблем философии.

Наука обращается со своим предметом как с физическим, но мы ведь обладаем не только физическими свойствами. Например, в данный момент вы осознаете эти слова. Другие мысли находятся на пе-

9

риферии вашей психики. Вы находитесь в определенном настроении или испытываете определенные эмоции. Мы уклонимся от сути дела если будем нелогическим и ненаучным путем настаивать на том, что ментальное есть физическое. Prima facie 1 невозможно не считать, что ментальное не есть физическое (Сколько весит эмоция? Является ли сожаление твердым, подобно куску железа?). Науке нечего сказать о психологической глубине.

Наука в целом детерминистична, но мы, по крайней мере это выглядит так, обладаем свободой выбора. Наша свобода выбора, конечно, не предполагает значительную власть. Есть много вещей, которые любому из нас не по силам сделать (нам не хватает денег, физической силы, ситуация не та, и т. д.). Сказать, что у нас есть свобода выбора, значит сказать, что наш выбор не является неизбежным. Если мы выбираем, то могли бы выбирать иначе. Хотя, в соответствии с одними интерпретациями квантовая механика индетерминистична, а в соответствии с небольшим числом других она представляет собой теорию хаоса, наука в целом детерминистична. С научной точки зрения причины с необходимостью обусловливают свои действия. Но это prima facie несовместимо со свободной человеческой волей. Наука объективна, но наше собственное существование субъективно. Если вы занимаетесь наукой, то это требует вынесения за скобки — или воздержания от — вашей собственной субъективной точки зрения, так чтобы могли делаться открытия или фиксироваться данные, не искаженные личными эмоциями или политическими предрассудками. Это восхитительно и отчасти служит объяснением успеха науки в получении предсказательного контроля над физическими объектами. Тем не менее для того, чтобы понять самих себя, необходимо рассмотреть как раз эту субъективную, или Вашу собственную, точку зрения. Чтобы понять самих себя, нам следует понять все, что не учитывает наука. А это требует понимания субъективности. Ученый должен объяснить ученого.

В науке нет места для темпоральных категорий прошлого, настоящего и будущего. Физика имеет дело с порядком "до", "одновременно с" и "после". Чтобы понять, что "до", "одновременно с" и "после" не означают прошлое, настоящее и будущее, обратим внимание, что "прошлое" означает "до сейчас", "будущее" означает "после сейчас", а "сейчас" означает "когда я есть" или "когда я говорю

1 На первый взгляд (лат.) — Прим. перев.

(или думаю) это". Это субъективные, или самоцентрированные, понятия. "До", "одновременно с" и "после" являются объективными отношениями, которое могли бы иметь место, если бы не было сознательных существ. Прошлое — всегда чье-то прошлое. Будущее — чье-то будущее. Настоящее — чье-то настоящее. Науке нечего сказать о человеческом, времени.

Наука открывает скрытые и глубинные структуры физического мира. В человеческой же реальности важнее всего сама поверхность. Что я имею в виду под поверхностью? Поверхность не поверхностна. Поверхность существенна. Поверхность составляют цвета, а также ощущения боли и переживаемые муки голода. Поверхность — это политическое недовольство, равно как и эмоции и сексуальные желания. Наука может лишь описывать цвета как световые волны различной длины. Наука может описывать боли лишь как неврологические события (как возбуждение С-волокон). Физика, химия и биология способны описать политическую демонстрацию лишь как живую материю в движении. Все, чем мы непосредственно озабочены в нашей жизни, избегает строгих характеристик науки. Жизненная реальность вне пределов науки. Иначе об этом можно сказать так: наука количественна, а адекватное описание человеческой реальности качественно. Наука достигает предсказательного и мани-пулятивного контроля над физическим миром с помощью математических моделей. Человеческий опыт же есть калейдоскоп изменяющихся качеств, которые не могут быть квантифицированы. Наука имеет общий характер, но мы-то единичны. Наука стремится включать не вызывающие исключений обобщения относительно вселенной. Она пытается установить естественные законы. Мир человеческих действий не поддается естественным законам. Он не схватывается в их терминах.

Наука обращается со своим предметом как с несводимо другим. Она относится ко всему с позиции грамматического третьего лица. Но для нашей собственной реальности, однако, существенно, чтобы было возможно объяснение нашего существования с позиции первого лица единственного числа. Есть ведь такая вещь, как "быть самим собой", быть Вами, уважаемый читатель. Под этим я имею в виду, что, с Вашей точки зрения, вещи и другие люди находятся вон там. Они существуют на некотором расстоянии от Вас как существа, которых Вы можете перцептуально различать в мире вокруг Вас. Но Ваше собственное существование не таково. Вы являетесь опреде-

10

ленным существом. Есть принципиальное различие между я и "всем остальным", которого мы не понимаем. Наука в лучшем случае понимает личность как другое, но не как я. Есть два фундаментально различных пути подхода к личности: наблюдать кого-либо или быть самим собой. Наука не понимает последнего, того, что значит "быть самим собой", "быть Вами".

^ Стивен Прист

Эдинбург, июль 1999 г.

ОТ ПЕРЕВОДЧИКА

Российскому читателю впервые предоставляется возможность ознакомиться с творчеством британского философа Стивена Приста — его книгой "Теории сознания". По жанру эту книгу можно охарактеризовать как историческое и теоретическое введение в философию сознания (philosophy of mind). Прист, работающий в настоящее время на отделении философии Эдинбургского университета, принадлежит новой генерации философов-аналитиков, для которых характерна широта взглядов, хорошее знание "континентальной" (т. е. западноевропейской) философской традиции, умение приходить к нестандартным решениям, способность синтезировать идеи различных подходов. В полной мере освоив англо-саксонское философское наследие (о чем, в частности, свидетельствует его книга "Британские эмпиристы: от Гоббса до Айера", опубликованная в 1990 году), Прист проявляет особый интерес к французской философской традиции, являясь автором книги о послевоенной философии во Франции и монографии о М. Мерло-Понти (1998). Как человека с разносторонними интеллектуальными интересами его также характеризует профессиональное увлечение археологией (раскопки на территории Англии, Франции, а в последнее время — на полуострове Юкатан в Мексике).

В своей книге Прист сделал попытку рассмотреть и систематизировать основные точки зрения на проблему сознания, высказанные в истории мировой философии. Правда, несмотря на большой фактический материал, приводимый в книге, она не может быть отнесена к собственно историко-философскому жанру. Дело в том, что автор в типично британской манере делает акцент на аргументативной стороне вопроса, на логике рассуждений о сознании, на значении употребляемых при этом терминов 1. Как и многие другие ана-

1 Кстати, недооценка этих моментов в чисто психологических работах по сознанию становится в последнее время все более очевидной как для философов, так и ддн самих психологов.

12

литкки, Прист намеренно отвлекается от конкретного исторического контекста, оставляя его исследование на долю особой нефилософской дисциплины (так называемой истории идей). Аргументы философов прошлого при этом "на равных" сопоставляются и сталкиваются с аргументами новейших специалистов по сознанию. Если использовать структуралистскую терминологию, то можно сказать, что у Приста "синхроническая" методология преобладает над "диахронической". Поэтому в главах его книги, посвященных конкретным точкам зрения, зачастую оказываются учения философов разных исторических эпох и традиций (например, в качестве сторонников "двухаспектной теории" рассматриваются Б. Спиноза, Б. Рассел и П. Стросон).

В результате проведенного исследования автор приходит к выводу о семи главных, т. е. несводимых друг к другу, подходах к сознанию в целом и психофизической (психофизиологической) проблеме, в частности проблеме "ментальное-физическое" (mental-physical), а также проблеме сознания и тела (mind—body) и сознания и мозга (mind—brain), к которым, по его мнению, могут быть сведены все иные точки зрения. Эти подходы, точнее, логика аргументации в пользу определенной точки зрения, и представлена в соответствующих главах книги. Перечислим названия главных подходов и имена рассматриваемых Пристом философов.

Во-первых, это дуализм (в главе о дуализме анализируются аргументы Платона, Р. Декарта, а также современных "интеракционистов" К. Поппера и Д. Экклза).

Во-вторых, это позиция, называемая "логическим бихевиоризмом" (К. Гемпель, Г. Райл, поздний Л. Витгенштейн).

В-третьих, то, что Прист относит к явному "идеализму" г (взгляды Д. Беркли и Г, Гегеля).

В-четвертых, это "материализм" (представлен первым "научным материалистом" Ю. Т. Плейсом, Д. Дэвидсоном и малоизвестным у нас английским аналитиком Т. Хондрихом).

В-пятых, это функционализм, в своей основе предполагающий "компьютерную метафору" (ранний X. Патнэм, Д. Льюис).

В-шестых, это двухаспектная теория (Б. Спиноза, Б. Рассел и П. Стросон).

И, наконец, рассмотрены феноменологические теории сознания (Ф. Брентано и Э. Гуссерль).

2 "Идеализм, — пишет Прист, — есть теория, согласно которой существуют только сознания (minds)" (с. 93). Следует отметить, что подобного понимания термина "идеализм" придерживались в ранний период своей деятельности и зачинатели аналитического движения Б. Рассел ("Проблемы философии") и Д, Э, Мур ("Опровержение идеализма").

13

Как видим, охвачен достаточно широкий спектр мнений философов о сознании. К сожалению, в книге, опубликованной в 1991 году, еще не получили освещение две ведущие в последние годы теории интенционалъности сознания, представленные в конкурирующих программах американцев Д. Деннета и Д. Сёрла 3.

Книга Приста написана ясно и доступно, при этом она рассчитана не только на широкого читателя, но и на специалистов в области философии сознания, истории философии, конгитивной науки, психологии, искусственного интеллекта. Она отображает тот огромный интерес к сознанию, к человеческой субъективности как таковой, которым отмечено развитие англо-американской аналитической философии в 90-е годы XX столетия. Эта новая черта пока мало исследована в нашей литературе.

В публикуемой заключительной главе книги автор не стал обобщать рассмотренный ранее материал, делить теории на правильные и неправильные, раздавать оценки тем или иным решениям — многое из этого в ненавязчивой манере уже было сделано в ходе конкретного анализа соответствующих теорий. Он предлагает свое — весьма радикальное и во многом спорное — решение вопроса о специфике сознания и проблемы сознания и тела. В последней главе акцент на концептуальной стороне рассуждений о сознании, пожалуй, достигает своего апогея. И хотя примеры, приводимые Пристом, являются заведомо простыми, а зачастую даже тривиальными, от читателя требуются немалое внимание и терпение для того, чтобы следить за ходом его мысли, не упуская ни одного важного момента ни одной новой дефиниции. Есть и некоторые сугубо лингвистические трудности восприятия пристовской теории сознания. Речь идет прежде всего о семантике английских слов "mind" и "consciousness", не имеющих прямого аналога в русском языке. Прист, как и многие другие англоязычные авторы, достаточно свободно обращается с этими словами, полагаясь, видимо, на свою врожденную интуицию ("компетенцию", как сказал бы Н. Хомский) носителя языка. Переводчик на русский язык старался прежде всего учитывать конкретный контекст употребления данных слов. В целом, слово "mind" ближе к обозначению всей психической (ментальной) сферы, в том числе и бессознательной. Прист в публикуемом тексте связывает его со

3 См., в частности: DennettD. Consciousness Explained. Boston, 1991; DennettD. Kinds of Minds. L, 1996; Searle 3, The Rediscovery of the Mind. Cambrige, Mass., 1992; Searle J. The Mystery of Consciousness. L., 1997.

14

способностью мышления в широком смысле слова. Под "consciousness" он подразумевает, главным образом, осознание человеческой личностью самой себя, осведомленность (awareness) о своих внутренних психических процессах, то, что конституирует неповторимую человеческую субъективность. Что же касается довольно широко употребляемого в нашей научной литературе термина "ментальное", то иногда, когда речь в книге идет о позициях великих "метафизиков" прошлого, его приходилось переводить как "духовное", а проблему "mind—body" — как проблему "душа—тело" (иногда даже как "ум—тело").

Есть основания надеяться, что содержащая большой фактический материал и написанная в острой дискуссионной манере книга Стивена Приста привлечет внимание отечественного читателя к новым, нетрадиционным методам рассуждений о сознании, а кое для кого вообще откроет ранее неведомую сферу философского интереса.

доктор философских наук А. Ф. ГРЯЗНОВ

ТЕОРИИ СОЗНАНИЯ

^ Посвящается моей матери Пегги Прист

ПРЕДИСЛОВИЕ

Являетесь лк вы сложным физическим объектом? Если нет, то, может быть, вы являетесь сознанием? А если так, то что такое сознание? Каково именно отношение между сознанием и телом? И являетесь ли вы сознанием, обладающим телом, или же телом, обладающим сознанием? Сейчас вы выглядываете из своего тела. Означает ли это, что вы и есть ваше тело, или это означает, что вы находитесь внутри своего тела, или же ни то, ни другое? Могли ли бы мы быть нематериальными душами, продолжающими существовать после смерти тела, или это исключено современной наукой? А не являетесь ли вы своим мозгом? И как, только если это вообще происходит, серое вещество может быть связано, если вообще связано, с нашими сокровенными мыслями и эмоциями?

Одна из наших особенностей заключается в том, что мы не знаем, кто мы есть. Одна из наиболее фундаментальных проблем, с которой мы сталкиваемся, пытаясь узнать, кто мы есть, это проблема сознания и тела: проблема, как правильно установить отношение между ментальным и физическим, или между сознанием и телом. Философия — это попытка решить философские проблемы, и данная книга рассказывает о том, что говорили определенные выдающиеся философы западной интеллектуальной традиции, пытаясь решить проблему сознания и тела.

Данная книга разделена на восемь глав, каждая из которых имеет дело с разным решением проблемы сознания и тела. Одни философы полагают, что вы и я суть лишь сложные физические объекты. Другие же полагают, что мы являемся бессмертными душами. Одни считают, что нам присущи и ментальные, и физические характеристики. Другие, опять же, полагают, что мы, в сущности, не являемся ни ментальными, ни физическими. Одни философы вдохновляются религией, другие — естествознанием, и, наконец, третьи — полнейшей загадочностью нас самих и вселенной.

18

Книга такого рода, естественно, избирательна. Я оставил в стороне вопросы философии сознания, философии психологии, когнитивной науки и искусственного интеллекта, которые прямо не связаны с проблемой сознания и тела. Вместо этого я концентрирую внимание на попытках философов решить метафизический вопрос о том, являются ли человеческие существа, подобные вам или мне, лишь физическими объектами высокой сложности или же чем-то большим. Если бы позволяло место, я бы рассмотрел взгляды значительно большего числа философов. Тем не менее здесь отображены все главные решения проблемы сознания и тела, предлагавшиеся в западной философской традиции, и в последней главе я предлагаю и новое'решение.

Слово "теории" в заглавии книги употребляется в широком смысле как обозначающее любой ответ на вопросы относительно природы сознания и его отношения к телу, который подкрепляется аргументами. И хотя я иногда критикую теории по мере их объяснения, все же я оставляю решающие суждения о них до заключительной главы. Я буду весьма удовлетворен, если читатель — хотя бы отчасти — сочтет убедительными те теории, которые несовместимы с его или ее позицией. Доля ценности философии заключается в открытии того, что картины мира, радикально отличающиеся от нашей собственной, в высшей степени правдоподобны.

Я благодарен своим коллегам по отделению философии Эдинбургского университета за то, что они предоставили мне такое стимулирующее интеллект рабочее место, и, в частности, я благодарю Вилли Чарльтона, Винсента Хоупа, Питера Люьиса, Джефри Мэделла и Стига Расмуссена за полезные беседы. Варианты последней главы были представлены философским аудиториям в Эдинбургском университете и в колледже Форт Льюис в Колорадо. Я благодарен им за их отклики. Я обсуждал проблему сознания и тела со многими людьми в Шотландии и Соединенных Штатах, но в особенности я хотел бы поблагодарить Грейема Бёрда, Уильяма Коу, Дугалда Оуэна, Рейе-са Гарсию, Байрона Дейра, Джоанну Суонсон и Джона Томаса. Но не следует считать, что каждый из них согласен в положениями этой книги.

Я благодарен Джонатану Райли и Роджеру Уэллсу из "Пингвин Букс Лимитед" за помощь в опубликовании данной книги. То, что она существует как физический объект, а не только как ментальный, это отчасти и заслуга Пегги Прист и Линн Эванс.

^ Стивен Прист

Отделение философии

Башня Дэвида Юма

Эдинбургский университет,

октябрь 1990 г.

19

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

А. Ф. Грязнова Дом интеллектуальной книги 2000 iconСтатья М. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов. М.: Издат дом «Карапуз»,...
М. Монтессори. Помоги мне сделать это самому / Сост., вступ статья М. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов. –М.: Издат дом «Карапуз»,...

А. Ф. Грязнова Дом интеллектуальной книги 2000 icon1. Понятие интеллектуальной собственности. Определения воис
Организации Объединенных Наций по вопросам творчества и интеллектуальной собственности. Цель орг-ии -содействие охране интеллектуальной...

А. Ф. Грязнова Дом интеллектуальной книги 2000 iconТринадцатая свеча «софия» 2000 Лобсанг Рампа. Тринадцатая свеча....
На многочисленные просьбы о переиздании предыдущих томов Лобсанга Рампы, исходящие от широчайшего круга читателей — от духовных учителей...

А. Ф. Грязнова Дом интеллектуальной книги 2000 iconБазовая модель национальной инновационной системы
...

А. Ф. Грязнова Дом интеллектуальной книги 2000 iconЛобсанг рампа тринадцатая свеча «софия» 2000 Лобсанг Рампа. Тринадцатая...
На многочисленные просьбы о переиздании предыдущих томов Лобсанга Рампы, исходящие от широчайшего круга читателей — от духовных учителей...

А. Ф. Грязнова Дом интеллектуальной книги 2000 icon2 марта 2013 года Аукционный дом «Кабинетъ» проведет аукцион №15...
Аукционный дом «Кабинетъ» проведет аукцион №15 и «Старинные и редкие книги, карты, гравюры»

А. Ф. Грязнова Дом интеллектуальной книги 2000 iconRichard Tarnas. Passion of Western Mind (1991)
Эти достижения во многом повлияли на историческое изложение и обогатили его; в конце своей книги я опирался на них же, чтобы показать...

А. Ф. Грязнова Дом интеллектуальной книги 2000 iconПредсказания оракул2000 на тысячелетия оракул 2000
Книги различных жанров можно приобрести по адресу: 129348, Москва, ул. Красной сосны, 24, издательство «Вече»

А. Ф. Грязнова Дом интеллектуальной книги 2000 iconМуниципальное образовательное учреждение дополнительного образования...
Первое название было Дом пионеров. Несколько раз он менял свое местонахождение. С 1991 года Дом пионеров был переименован в Клепиковский...

А. Ф. Грязнова Дом интеллектуальной книги 2000 iconЛитература Абашев 2000
Абашев 2000—Абашев В. В. Пермь как текст. Пермь в русской культуре и литературе ХХ века. Пермь, 2000



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница