Формирование универсальных учебных действий младших школьников на основе совершенствования читательской деятельности




Скачать 68.08 Kb.
НазваниеФормирование универсальных учебных действий младших школьников на основе совершенствования читательской деятельности
Дата публикации12.08.2013
Размер68.08 Kb.
ТипСтатья
www.lit-yaz.ru > Философия > Статья
Статья на сайте педагогического клуба «Наука и творчество»

https://sites.google.com/site/klybnayka

Формирование универсальных учебных действий

младших школьников на основе совершенствования читательской деятельности.

(Психолого-педагогические проблемы обучения, воспитания, развития детей, подростков и молодежи)

Самсонова Елена Владимировна

учитель начальных классов,

МБОУ «Школа №54»
«Читать – это еще ничего не значит;

что читать и как понимать

прочитанное – вот в чем главное дело»

К.Д. Ушинский.

Главная проблема, стоящая перед школой, - попытаться создать опыт формирования универсальных учебных действий учащихся.

Одним из базовых универсальных учебных действий, формируемых в начальной школе, является навык беглого, осознанного, выразительного чтения. Но!!! Дети стали мало читать!!!

Современные дети относительно мало читают. Телевидение, кино, компьютер и видеофильмы вытесняют литературное и смысловое чтение. Непосредственным следствием низкой культуры чтения становятся трудности обучения в школе, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров. Невостребованным оказывается богатство мировой художественной литературы, возникает угроза прерывания канала передачи духовного нравственного опыта от поколения к поколению. Как и в эпоху борьбы с неграмотностью, лозунгом современной школы, к сожалению, становится требование «научить ребенка читать» - читать целенаправленно, осмысленно, творчески.

^ Кто и что нам поможет?

Решению этих задач в отечественной педагогике уделялось большое внимание. Идея решения проблемы возникла у: Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина, В.В. Давыдова. Глубоко исследовали проблему: М.М.Бахтин, Р.И.Богин, Л.Г.Жабицкая, З.Н. Новлянская. Решали проблему на практике: В.Г.Горецкий,О.В.Джежелей, Л.Ф.Климанова.

Формирование читательской компетенции, осознание себя как грамотного читателя – те задачи, которые успешно решаются в рамках образовательной системы «Школа 2100», отрабатываются такие навыки как:

скорость, осознанность, правильность, выразительность чтения.

Для определения уровня умений и знаний ребенка, для осуществления диагностики необходимо оценивание результатов его деятельности. Но не менее важно - научить ребенка самооценке. С этой целью были разработаны и используются «Критерии оценки правильности чтения, выразительности чтения, пересказа, ответов на вопросы, чтения наизусть». Рефлексивная деятельность учащихся формирует умения слушать собеседника, объективно оценивать свою работу и работу других, развивает такие важные умения как анализ, синтез, классификация.
Урок литературного чтения - основное время, которое отводится учителю для реализации технологии формирования правильного типа читательской деятельности, реализуемой в рамках образовательной системы «Школа 2100». В своей работе я придерживаюсь технологии, которая предполагает три этапа работы с текстом.

^ Работа с текстом до чтения.

Цель- развитие такого важнейшего читательского умения как антиципация, то есть умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.

1.Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тесту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании. Если дети читают текст дома самостоятельно, этап антиципации сохраняется. Работа в классе начинается с вопросов: Какими были ваши ожидания? Какие вопросы до чтения у вас возникали? На что обратили внимание перед чтением и почему? И т.п.

2.Далее ставлю задачу провести диалог с автором через текст и соотнести свою интерпретацию с авторским видением.

^ Работа с текстом во время чтения.

Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации.

1.Дети самостоятельно читают текст про себя в классе или дома с установкой провести диалог с автором и проверить свои предположения и ожидания.

2.Чтение вслух в режиме диалога с автором, комментированное чтение. Объём текста, требующего подобного «медленного» чтения, определяет учитель с учетом темы, цели урока, художественной задачи текста и читательской компетентности детей.

Словарная работа (объяснение и уточнение значений слов) ведется по ходу чтения. В этом случае она становится мотивированной и интересной: ведь именно по ходу чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, а само слово толкуется в контексте, а не вне его.

3. Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение. Осуждение читательских интерпретации.

^ Работа с текстом после чтения.

Цель – корректировка читательской интерпретации авторским смыслом. 1.Ставлю концептуальный вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Её результатом должно стать понимание авторского смысла.

2. Мой рассказ о писателе и беседа с детьми о его личности следует после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ребенок сможет соотнести её с тем представлением о личности автора, которое у него сложилась в процессе чтения. Кроме того, грамотно построенный рассказ о писателе углубит понимание прочитанного произведения. Сведения о биографии писателя, об истории создания произведения можно сообщить и до чтения, если это оправданно.

1.Повторное обращение к заглавию произведению и иллюстрации. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, главной мыслью автора и т.д. Вопросы по иллюстрации: какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может быть, это иллюстрация ко всему тексту в целом)? Точен ли художник в деталях? Совпадает ли его видение с вашим? И т.д.

2.Выполнение творческих заданий.

Но я считаю, что на уроках литературного чтения должен присутствовать еще один этап – этап отработки техники чтения. В зависимости от уровня подготовки класса, задач, решаемых на конкретном уроке, он может быть как в начале урока, в его середине, так и в конце. На этом этапе отрабатываются приемы чтения, совершенствуется скорость чтения, работа над развитием артикуляционного аппарата по рекомендациям В. Н. Зайцева.

Формирование предметных и универсальных способов действий, развитие умения учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; создание психолого – педагогических условий для индивидуального прогресса – эти задачи решаются в процессе обучения по всем предметам. Так и формирование правильной читательской деятельности невозможно осуществлять только на уроках литературного чтения.

В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.

Курс «Окружающий мир», как и уроки литературного чтения, помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, готовит поколение нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения.

^ На математике мы при анализе задач выделяем главное, ключевые слова, пишем пояснения и ответ. Работаем с алгоритмами, рассуждаем, делаем выводы, обобщаем и синтезируем.

Формирование читательской компетентности осуществляется не только в урочное, но и во внеурочное время.

Как в любой семье, в классе есть традиции, которым мы следуем уже не один год: чтение единой книги. Все дети за определенный период должны прочитать книгу одного автора, одного названия. Для каждого класса в отдельности я собрала списки рекомендуемой литературы по классам, согласно требованиям, которые предъявлены к кругу детского чтения. Так в первом классе мы читаем стихи и рассказы о детях и о школе, во втором классе – народные и литературные сказки, в 3 классе я предлагаю детям прочитать произведения отечественных писателей 20 века, а в 4 – читаем книги зарубежных писателей, так как на страницах учебниках редко встречаемся с их произведениями.

В дальнейшем это чтение выводит нас на уроки внеклассного чтения, которые проходят в различной форме: читательские КВНы, письменные отзывы, конференции, в форме устного журнала, дети постарше готовят презентации. Этот метод решает многие проблемы: речевые, языковые, познавательного, коммуникативного и воспитательного характера.

Ежегодно в нашем классе проводятся литературные праздники. До мероприятия происходит большая подготовительная работа: дети сами ищут материал о конкретном писателе, читают его произведения, выпускаются газеты, информационные листы, совместно с учителем и родителями готовится презентация. На мероприятии все дети принимают активное участие: кто – то в инсценировке фрагмента произведения, кто – то становится участником викторины и т.д.

В течение четырех лет я веду занятия по развитию памяти и рационального чтения, на которых оттачиваются множество умений и навыков, над формированием которых мы работаем на уроках. Это задания на формирование антиципации, работа с деформированным текстом, упражнения на развитие памяти, внимания и, конечно, глубокая работа над анализом текста, над его пониманием.

Для формирования навыка чтения существует множество технологий. Но из множества упражнений стоит выделить еще и чтение по образцу, данному учителем. И не только учителем, но и родителем. Ведь чтение родителями книг – самый лучший образец для подражания. И традиционно, из года в год нами проводятся читательские конференции, где родители делятся опытом о том, как прививают они любовь к чтению в семье, делятся впечатлениями о прочитанных книгах. Учителя дают советы родителям как у детей поддержать интерес к чтению и не потерять его на долгие годы. Это заинтересовывает как детей, так и родителей. Поддерживается крепкая связь «учитель- ученик – родитель». Подобное сотрудничество формирует доверие к школе, создает особую психологическую атмосферу в классе, дает детям положительные модели для подражания.

Вся проделываемая мною работа дает заметный результат в обучении и развитии детей, а меня заводит в поиск новых идей, самосовершенствует.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Формирование универсальных учебных действий младших школьников на основе совершенствования читательской деятельности iconОрганизационного заседания творческой группы Тема: формирование коммуникативных...
Формирование коммуникативных компетенций младших школьников в учебном процессе. Голяева Л. Н

Формирование универсальных учебных действий младших школьников на основе совершенствования читательской деятельности iconРабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного...
Подпрограмма формирования универсальных учебных действий: икт-компетентность обучающихся

Формирование универсальных учебных действий младших школьников на основе совершенствования читательской деятельности iconФормирование читательской деятельности младших школьников через технологию продуктивного чтения
Формирование читательской деятельности младших школьников через технологию продуктивного чтения маоу суерская сош

Формирование универсальных учебных действий младших школьников на основе совершенствования читательской деятельности iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся
Цель Программы формирования универсальных учебных действий обеспечение системного подхода к личностному развитию и формированию универсальных...

Формирование универсальных учебных действий младших школьников на основе совершенствования читательской деятельности iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся...
...

Формирование универсальных учебных действий младших школьников на основе совершенствования читательской деятельности iconАнкета №1. «Выявление начального уровня икт компетентности»
Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования являются ориентировка...

Формирование универсальных учебных действий младших школьников на основе совершенствования читательской деятельности iconУспешность овладения читательской деятельностью как фактор формирования...

Формирование универсальных учебных действий младших школьников на основе совершенствования читательской деятельности iconРабочая программа по курсу «Технология» составлена на основе Федеральных...
Е. А. Лутцевой «Технология» с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших...

Формирование универсальных учебных действий младших школьников на основе совершенствования читательской деятельности icon-
Т. И. Баклановой (умк «Планета знаний») с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования...

Формирование универсальных учебных действий младших школьников на основе совершенствования читательской деятельности iconСогласовано: Утверждено Зам директора по увр на заседании методического...
Формирование универсальных учебных действий в процессе проектно-исследовательской деятельности учащихся



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница